Познавательно-игровая программа «Славянское чудо-русская речь, сегодня, сейчас, её нужно беречь!»
методическая разработка (подготовительная группа)

Герасименко Ольга Владимировна

Данное мероприятие помогает привлечь внимание дошкольников к родному языку, решать коррекционные и развивающие задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедический досуг29.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальска  

Познавательно-игровая программа

«Славянское чудо-русская речь,

сегодня, сейчас, её нужно беречь!»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                                 Подготовили:

                                                                                               Лященко Т.С.

Герасименко О.В.

Тема: Познавательно-игровая программа «Славянское чудо-русская речь, сегодня, сейчас, её нужно беречь!»

 Цель— актуализировать знания детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.

 Задачи:

Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам;

Упражнять детей в образовании новых слов;

Актуализировать у детей словарь синонимов, антонимов, многозначных слов; Обогащать речь детей пословицами о языке;

Развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах;

Через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие;

Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительные к школе группы).

Оборудование: проектор для просмотра презентаций «Многозначные слова», «Слова синонимы».

 Практическая значимость:

Данное мероприятие помогает привлечь внимание дошкольников к родному языку, решать коррекционные и развивающие задачи.

Ведущий — учитель-логопед.

                                                   

Ход логопедического досуга:

Приветствие:

Учитель-логопед:

Добрый день дорогие ребята! Мы приветствуем всех, кто пришёл сегодня к нам на праздник, который посвящён нашей речи, нашему красивому, могучему и звучному родному языку. 

Всё, что люди совершают в мире, совершают при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг продвинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство, жизнь.

  1. Ребёнок:

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

  1. Ребёнок:

Мы поём им, говорим,

С самого рожденья,

 И к родному языку

Есть большое рвенье.

Учитель-логопед:

На Земле существует более 7 000 разных языков. Язык народа-одно из главных его богатств. При этом каждый народ считает, что его язык самый красивый. Так и должно быть!

— Ребята, на каком языке мы с вами говорим? (на русском).

— Как вы думаете, почему он называется русским? (говорят на нем русские).

Каждый день мы разговариваем на русском языке, но что мы знаем о нём на самом деле?

Я предлагаю вам сегодня, ребята, проверить, хорошо ли мы знаем свой родной язык и хорошо ли мы с вами владеем нашей прекрасной русской речью.

А начнём мы с разминки:

Не ленись, не зевай-

На вопросы отвечай!

Сколько букв в русском языке? (33)

Как называются все буквы русского языка одним словом? (алфавит)

С какой буквы начинается наш алфавит? (А)

В нашем алфавите есть буквы гласные и …. (согласные)

Закончи предложение то, что мы слышим и произносим, это… (звук)

Закончи предложение: то, что мы видим и пишем, это… (буква)

Какие буквы русского языка звука не имеют? (Ъ И Ь знаки)

Согласные звуки бывают твёрдые и … (мягкие), звонкие и …(глухие).

Чем гласные звуки отличаются от согласных? (они умеют петь).

 Назовите последний звук в слове «дом» (М)

Назовите первый звук в слове «кино» (Кь)

Сколько слогов в слове «пенал»? (2)

Назови гласный звук в слове «нос»? (О)

Назови первый звук в слове «сани» (С)

Назови последний звук в слове «день» (Нь)

Сколько слогов в слове «мышь» (1)

Последняя буква русского алфавита? (Я)

А знаете ли вы, что раньше буква «Я» была первой буквой в славянском алфавите, а не последней?

Учитель-логопед:

Интересно, что русским языком владеют 260 млн. людей и он является самым популярным в интернете после английского.

Богат и многообразен наш родной язык. Много в нем слов, которые пишутся и произносятся по-разному, но обозначают одно и тоже. Они называются-синонимы или «слова-приятели».  Обратите своё внимание на экран.

Просмотр презентации «Слова-синонимы»

Учитель-логопед:

Очень много в нашей речи и слов-противоположностей, то есть слов, которые имеют абсолютно противоположное значение друг другу, так называемые антонимы или «слова-наоборот».

Послушайте предложения и добавьте к каждому предложению подходящее по смыслу совершенно противоположное слово, т.е. «слово-наоборот».

Игра «Скажи наоборот» (антонимы)

Лук горький, а абрикос -....(сладкий)

Ночью темно, а днём -...(светло)

Мухомор несъедобный, а белый гриб -.... (съедобный)

Лужа мелкая, а море-… (глубокое)

Мальчик молодой, а дедушка -....(пожилой)

Сосна высокая, а кустик -(низкий)

Ворона тяжёлая, а  бабочка -..(лёгкая)

Булочка мягкая, а сухарик..(жёсткий)

Паутинка тонкая, а бревно -… (толстое)

Гольфы длинные, а носки -..(короткие)

Волк голодный, а собачка -..(сытая)

Летом тепло, а зимой -...(холодно)

Утром завтрак, а вечером -...(ужин)

Учитель-логопед:

А бывает и так, что произносятся и пишутся слова совершенно одинаково, а обозначают разные предметы. Такие слова называются многозначными.

Вот посмотрите на экран.

Просмотр презентации «Многозначные слова»

Учитель-логопед:

А сейчас я предлагаю всем встать и в игру „Бывает - не бывает” поиграть (динамическая пауза).

Я буду говорить, а вы внимательно слушайте. Если такое бывает, хлопайте; когда же нет - топайте.

  • Волк бродит по лесу.
  • Волк на дереве сидит.
  • В кастрюле чашка варится.
  • Лодка по небу плывет.
  • Девочка рисует дом.
  • Дом рисует девочку.
  • Мать поехала на базар.
  • Корова даёт шерсть.
  • Кошка клюёт молоко.
  • Внук младше дедушки.
  • Дедушка учится в школе.
  • Ночью идет дождь.
  • Собака спит над будкой.

Учитель-логопед:

Весело мы играли, хорошо отдыхали. Садитесь.

Ребята, у вас всех есть друзья, семья и родственники. А знаете ли вы, что в нашей речи тоже есть слова-родственники, которые связаны друг с другом по смыслу. И таких слов очень и очень много…

Давайте попробуем с вами среди группы слов отыскать то, слово, которое не является родственником всех остальных. Попробуем?

Игра «Слова-родственники»

Белка, белочка, белить, бельчонок, беличий.

Лиса, лисонька, лисий, лисёнок, листик.

Кукушка, кумушка, куковать, кукушонок.

Рука, рученька, круча, рукавица, ручной.

Утка, уточка, утиный, минутка, утёнок.

Море, морской, юмор, заморский, моряк.

Машина, Машенька, машинный, машинка.

Пыль, пылесос, небылица, напылить, пыльный.

Весна, весенний, веснянка, навес, веснушки.

Кошка, кошачий, кошкин, кошелёк, кошечка.

Корова, коровник, кора, коровий.

Учитель-логопед:

А сейчас мы поиграем ещё в одну интересную игру…

В рифму дайте мне ответ
Словом “да” иль словом “нет”.
Только вы не торопитесь,
На крючок не попадитесь!

Игра на внимание «Да или нет».

В школе есть урок труда?
Борщ – полезная еда?
После завтрака обед?
Есть колёса у ракет?
С улыбкой к зубному идём в кабинет?
Зубы в дырках от конфет?
Нужен вечером нам свет?
Ест бензин велосипед?
Вы весёлые всегда?

С рукавами есть жилет?
На Луне есть города?
Двойка – это не беда?
Есть у женщин борода?
Будет вечером рассвет?
В радуге есть фиолетовый цвет?
Форма круга у монет?
После пятницы среда?
Едут лыжи без следа?

Учитель-логопед:

Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа.

Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы. Я начну, а вы договаривайте:

Сперва подумай, а потом…(начинай).

Кончил дело — гуляй…… (смело).

Без труда не вытащишь и рыбки…. (из пруда).

Легко сломать, а сделать… (трудно).

После драки кулаками… (не машут).

Хорошо в гостях, а дома… (лучше).

Терпенье и труд… (всё перетрут).

Дерево держится корнями, а человек — … (друзьями).

Семь раз отмерь – один ... (отрежь).

Одна голова— хорошо, а две — … (ещё лучше).

Учитель-логопед:

Вообще, слово- великое дело…Великое потому, что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно порадовать человека, но можно и огорчить…Только с помощью слова мы можем выразить свои мысли и чувства, описать любой предмет и любое явление.

Игра «Отгадай, что это?»

А сможете ли вы по моему описанию догадаться, о чем я говорю? Давайте попробуем!

Образовательное учреждение, куда поступают после окончания детского сада. (Школа)

Место, где приготавливают и продают лекарство. (Аптека)

Бывает манная, рисовая, гречневая … (Каша)

Загородный дом для летнего отдыха. (Дача)

Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)

Помещение для стоянки автомобиля (Гараж)

Лиственное дерево с белой корой. (Береза)

Ломтик хлеба с колбасой и маслом. (Бутерброд)

Летом – футболка, весной – куртка, а зимой – … (Шуба)

Гремящая игрушка для маленького ребенка. (Погремушка)

Место, где растут деревья, грибы, ягоды. (Лес)

Орган зрения. (Глаз)

Речная рыба с длинными усами …(Сом)

На них катаются зимой с горки. (Санки)

Суп со свеклой и другими овощами. (Борщ)

Стекло, отражающее предметы и используемое на занятиях с логопедом. (Зеркало)

«Фразеологизмы»

Учитель-логопед:

Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. Например, что означает, когда мы говорим: «Живут как кошка с собакой?» — ссорятся, «Как кот наплакал?» — мало.

Послушайте выражения и ответьте, что они означают:

«Бежать сломя голову» — очень-очень быстро.

 «Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого.

«Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам.

«Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать. «Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем.

«Все в руках горит» — у человека все получается легко, без особых усилий.

Учитель-логопед:

Вот видите, ребята, какое это чудо, наш родной и великий русский язык!!!

Итог мероприятия:

  1. Ребёнок:

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Учитель-логопед:

Молодцы, ребята, вы не только показали сегодня хорошее владение родным языком, а еще и узнали о нем много нового и интересного.

В этот праздник русской речи
И родного языка
Жизни вам простой, беспечной,
Счастья пусть течет река,

Разливается пошире,
Ну а русский наш язык
Остается лучшим в мире
И могучее других!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Для чего нужно беречь культурные ценности» Программа нравственного воспитания дошкольников

«Для чего нужно беречь культурные ценности»Программа нравственного воспитания дошкольников...

Зачем нужно беречь воду

Детско-родительскийисследовательский проект  «Зачем нужноберечь воду?»  Авторы исследования:Скляров Влад(воспитанник старшей группы ) Руководитель:Комиссарова Елен...

Как нужно беречь детский голос

Это полезно и интересно....

Информационно-исследовательский проект "Почему нужно беречь голос?"

ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ«ПОЧЕМУ НУЖНО БЕРЕЧЬ ГОЛОС? »подготовительная группапродолжительность-3 недели(с 10.10.2014г. по 31.10.2014г.)Автор проекта:Музыкальный руководительОрешонко...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО БЕРЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ» СТАРШАЯ ГРУППА

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...

Конспект открытого занятия "Почему воду нужно беречь".

Рассматривание глобуса,схем, рисунков, плакатов....