Познавательно-игровая программа «Славянское чудо-русская речь, сегодня, сейчас, её нужно беречь!»
методическая разработка (подготовительная группа)
Данное мероприятие помогает привлечь внимание дошкольников к родному языку, решать коррекционные и развивающие задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедический досуг | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальска
Познавательно-игровая программа
«Славянское чудо-русская речь,
сегодня, сейчас, её нужно беречь!»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовили:
Лященко Т.С.
Герасименко О.В.
Тема: Познавательно-игровая программа «Славянское чудо-русская речь, сегодня, сейчас, её нужно беречь!»
Цель— актуализировать знания детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.
Задачи:
Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам;
Упражнять детей в образовании новых слов;
Актуализировать у детей словарь синонимов, антонимов, многозначных слов; Обогащать речь детей пословицами о языке;
Развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах;
Через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие;
Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительные к школе группы).
Оборудование: проектор для просмотра презентаций «Многозначные слова», «Слова синонимы».
Практическая значимость:
Данное мероприятие помогает привлечь внимание дошкольников к родному языку, решать коррекционные и развивающие задачи.
Ведущий — учитель-логопед.
Ход логопедического досуга:
Приветствие:
Учитель-логопед:
Добрый день дорогие ребята! Мы приветствуем всех, кто пришёл сегодня к нам на праздник, который посвящён нашей речи, нашему красивому, могучему и звучному родному языку.
Всё, что люди совершают в мире, совершают при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг продвинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство, жизнь.
- Ребёнок:
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
- Ребёнок:
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.
Учитель-логопед:
На Земле существует более 7 000 разных языков. Язык народа-одно из главных его богатств. При этом каждый народ считает, что его язык самый красивый. Так и должно быть!
— Ребята, на каком языке мы с вами говорим? (на русском).
— Как вы думаете, почему он называется русским? (говорят на нем русские).
Каждый день мы разговариваем на русском языке, но что мы знаем о нём на самом деле?
Я предлагаю вам сегодня, ребята, проверить, хорошо ли мы знаем свой родной язык и хорошо ли мы с вами владеем нашей прекрасной русской речью.
А начнём мы с разминки:
Не ленись, не зевай-
На вопросы отвечай!
Сколько букв в русском языке? (33)
Как называются все буквы русского языка одним словом? (алфавит)
С какой буквы начинается наш алфавит? (А)
В нашем алфавите есть буквы гласные и …. (согласные)
Закончи предложение то, что мы слышим и произносим, это… (звук)
Закончи предложение: то, что мы видим и пишем, это… (буква)
Какие буквы русского языка звука не имеют? (Ъ И Ь знаки)
Согласные звуки бывают твёрдые и … (мягкие), звонкие и …(глухие).
Чем гласные звуки отличаются от согласных? (они умеют петь).
Назовите последний звук в слове «дом» (М)
Назовите первый звук в слове «кино» (Кь)
Сколько слогов в слове «пенал»? (2)
Назови гласный звук в слове «нос»? (О)
Назови первый звук в слове «сани» (С)
Назови последний звук в слове «день» (Нь)
Сколько слогов в слове «мышь» (1)
Последняя буква русского алфавита? (Я)
А знаете ли вы, что раньше буква «Я» была первой буквой в славянском алфавите, а не последней?
Учитель-логопед:
Интересно, что русским языком владеют 260 млн. людей и он является самым популярным в интернете после английского.
Богат и многообразен наш родной язык. Много в нем слов, которые пишутся и произносятся по-разному, но обозначают одно и тоже. Они называются-синонимы или «слова-приятели». Обратите своё внимание на экран.
Просмотр презентации «Слова-синонимы»
Учитель-логопед:
Очень много в нашей речи и слов-противоположностей, то есть слов, которые имеют абсолютно противоположное значение друг другу, так называемые антонимы или «слова-наоборот».
Послушайте предложения и добавьте к каждому предложению подходящее по смыслу совершенно противоположное слово, т.е. «слово-наоборот».
Игра «Скажи наоборот» (антонимы)
Лук горький, а абрикос -....(сладкий)
Ночью темно, а днём -...(светло)
Мухомор несъедобный, а белый гриб -.... (съедобный)
Лужа мелкая, а море-… (глубокое)
Мальчик молодой, а дедушка -....(пожилой)
Сосна высокая, а кустик -(низкий)
Ворона тяжёлая, а бабочка -..(лёгкая)
Булочка мягкая, а сухарик..(жёсткий)
Паутинка тонкая, а бревно -… (толстое)
Гольфы длинные, а носки -..(короткие)
Волк голодный, а собачка -..(сытая)
Летом тепло, а зимой -...(холодно)
Утром завтрак, а вечером -...(ужин)
Учитель-логопед:
А бывает и так, что произносятся и пишутся слова совершенно одинаково, а обозначают разные предметы. Такие слова называются многозначными.
Вот посмотрите на экран.
Просмотр презентации «Многозначные слова»
Учитель-логопед:
А сейчас я предлагаю всем встать и в игру „Бывает - не бывает” поиграть (динамическая пауза).
Я буду говорить, а вы внимательно слушайте. Если такое бывает, хлопайте; когда же нет - топайте.
- Волк бродит по лесу.
- Волк на дереве сидит.
- В кастрюле чашка варится.
- Лодка по небу плывет.
- Девочка рисует дом.
- Дом рисует девочку.
- Мать поехала на базар.
- Корова даёт шерсть.
- Кошка клюёт молоко.
- Внук младше дедушки.
- Дедушка учится в школе.
- Ночью идет дождь.
- Собака спит над будкой.
Учитель-логопед:
Весело мы играли, хорошо отдыхали. Садитесь.
Ребята, у вас всех есть друзья, семья и родственники. А знаете ли вы, что в нашей речи тоже есть слова-родственники, которые связаны друг с другом по смыслу. И таких слов очень и очень много…
Давайте попробуем с вами среди группы слов отыскать то, слово, которое не является родственником всех остальных. Попробуем?
Игра «Слова-родственники»
Белка, белочка, белить, бельчонок, беличий.
Лиса, лисонька, лисий, лисёнок, листик.
Кукушка, кумушка, куковать, кукушонок.
Рука, рученька, круча, рукавица, ручной.
Утка, уточка, утиный, минутка, утёнок.
Море, морской, юмор, заморский, моряк.
Машина, Машенька, машинный, машинка.
Пыль, пылесос, небылица, напылить, пыльный.
Весна, весенний, веснянка, навес, веснушки.
Кошка, кошачий, кошкин, кошелёк, кошечка.
Корова, коровник, кора, коровий.
Учитель-логопед:
А сейчас мы поиграем ещё в одну интересную игру…
В рифму дайте мне ответ
Словом “да” иль словом “нет”.
Только вы не торопитесь,
На крючок не попадитесь!
Игра на внимание «Да или нет».
В школе есть урок труда?
Борщ – полезная еда?
После завтрака обед?
Есть колёса у ракет?
С улыбкой к зубному идём в кабинет?
Зубы в дырках от конфет?
Нужен вечером нам свет?
Ест бензин велосипед?
Вы весёлые всегда?
С рукавами есть жилет?
На Луне есть города?
Двойка – это не беда?
Есть у женщин борода?
Будет вечером рассвет?
В радуге есть фиолетовый цвет?
Форма круга у монет?
После пятницы среда?
Едут лыжи без следа?
Учитель-логопед:
Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа.
Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы. Я начну, а вы договаривайте:
Сперва подумай, а потом…(начинай).
Кончил дело — гуляй…… (смело).
Без труда не вытащишь и рыбки…. (из пруда).
Легко сломать, а сделать… (трудно).
После драки кулаками… (не машут).
Хорошо в гостях, а дома… (лучше).
Терпенье и труд… (всё перетрут).
Дерево держится корнями, а человек — … (друзьями).
Семь раз отмерь – один ... (отрежь).
Одна голова— хорошо, а две — … (ещё лучше).
Учитель-логопед:
Вообще, слово- великое дело…Великое потому, что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно порадовать человека, но можно и огорчить…Только с помощью слова мы можем выразить свои мысли и чувства, описать любой предмет и любое явление.
Игра «Отгадай, что это?»
А сможете ли вы по моему описанию догадаться, о чем я говорю? Давайте попробуем!
Образовательное учреждение, куда поступают после окончания детского сада. (Школа)
Место, где приготавливают и продают лекарство. (Аптека)
Бывает манная, рисовая, гречневая … (Каша)
Загородный дом для летнего отдыха. (Дача)
Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)
Помещение для стоянки автомобиля (Гараж)
Лиственное дерево с белой корой. (Береза)
Ломтик хлеба с колбасой и маслом. (Бутерброд)
Летом – футболка, весной – куртка, а зимой – … (Шуба)
Гремящая игрушка для маленького ребенка. (Погремушка)
Место, где растут деревья, грибы, ягоды. (Лес)
Орган зрения. (Глаз)
Речная рыба с длинными усами …(Сом)
На них катаются зимой с горки. (Санки)
Суп со свеклой и другими овощами. (Борщ)
Стекло, отражающее предметы и используемое на занятиях с логопедом. (Зеркало)
«Фразеологизмы»
Учитель-логопед:
Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. Например, что означает, когда мы говорим: «Живут как кошка с собакой?» — ссорятся, «Как кот наплакал?» — мало.
Послушайте выражения и ответьте, что они означают:
«Бежать сломя голову» — очень-очень быстро.
«Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого.
«Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам.
«Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать. «Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем.
«Все в руках горит» — у человека все получается легко, без особых усилий.
Учитель-логопед:
Вот видите, ребята, какое это чудо, наш родной и великий русский язык!!!
Итог мероприятия:
- Ребёнок:
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Учитель-логопед:
Молодцы, ребята, вы не только показали сегодня хорошее владение родным языком, а еще и узнали о нем много нового и интересного.
В этот праздник русской речи
И родного языка
Жизни вам простой, беспечной,
Счастья пусть течет река,
Разливается пошире,
Ну а русский наш язык
Остается лучшим в мире
И могучее других!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Для чего нужно беречь культурные ценности» Программа нравственного воспитания дошкольников
«Для чего нужно беречь культурные ценности»Программа нравственного воспитания дошкольников...
Зачем нужно беречь воду
Детско-родительскийисследовательский проект «Зачем нужноберечь воду?» Авторы исследования:Скляров Влад(воспитанник старшей группы ) Руководитель:Комиссарова Елен...
Как нужно беречь детский голос
Это полезно и интересно....
Информационно-исследовательский проект "Почему нужно беречь голос?"
ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ«ПОЧЕМУ НУЖНО БЕРЕЧЬ ГОЛОС? »подготовительная группапродолжительность-3 недели(с 10.10.2014г. по 31.10.2014г.)Автор проекта:Музыкальный руководительОрешонко...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО БЕРЕЧЬ ЗДОРОВЬЕ» СТАРШАЯ ГРУППА
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем о...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Как нужно беречь уши. Звук. Слово. Предложение."
Конспект занятия по валеологии и обучению грамоте...
Конспект открытого занятия "Почему воду нужно беречь".
Рассматривание глобуса,схем, рисунков, плакатов....