Конспект литературного развлечения «В гостях у бабушки – сказительницы»
методическая разработка (подготовительная группа)
Сценарий литературного развлечения в подготовительной группе по творчеству Александры Петровны Анисимовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_razvlecheniya_po_anisimovoy.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8»
Конспект литературного развлечения
«В гостях у бабушки – сказительницы»
(по творчеству Александры Петровны Анисимовой)
Подготовила и провела:
воспитатель Горжанова И.П.
г. Никольск
2021 г.
Цель. Приобщать детей к культуре родного края через знакомство с творчеством писателей- земляков. Развивать интерес к художественной литературе.
Задачи. Закреплять знания детей о творчестве А.П. Анисимовой – поэтессе, фольклористки. Развивать интерес к сказкам, воображение и фантазию.
Воспитывать гордость за людей, прославивших наш край.
Предварительная работа: чтение сказок «Заяц Белая Шубка», «Три Ивана», «Две сестрицы», рассматривание иллюстрации к сказкам, рисование по мотивам фольклорных произведений А.П. Анисимовой. Беседы о русском народном быте.
Оборудование: макет печки, лавочка, люлька, лошадка-качалка, маски зайца, зайчихи, собаки, бусы, зеркальце.
Ход развлечения.
За сценой звучит музыка. Ведущий читает:
На пригорочке посёлочек стоит,
Он окошками на солнышко глядит.
По посёлку трава стелется,
Муравая зеленеется.
(«Зеленый поселок» А. Анисимова)
На сцене: русская печь, лавочка, рядом колыбель, в ней 2 куклы, рядом лошадка-качалка.
Входит ведущая- бабушка-сказительница, садится на лавочку, в руках спицы и клубок пряжи. Тихо входят дети в народных костюмах и садятся на стульчики.
Бабушка: Давным-давно, в старину, по вечерам, собирались люди на вечорки в какой-нибудь избе. Девицы пряжу пряли, вышивали и вязали, да песни пели. А парни сказки да байки рассказывали. Много сказок и я знаю. А вы сказки знаете? Какие бывают сказки? (Народные и авторские)
-Почему сказки называются русскими народными? (Потому, что их придумал русский народ)
-А авторские сказки кто сочинил? (Писатель- сказочник).
- Одной из таких сочинителей является Александра Петровна Анисимова. Мы уже знакомы с ее творчеством и ее сказками. Кто, ребята, может нам рассказать об Александре Петровне?
Ребенок: А. П. Анисимова родилась в Казанской губернии 130 лет тому назад. Но жила и работала на нашей Пензенской земле. В детстве она очень любила русские песни, припевки, сказки. А когда стала взрослой, то сама стала сочинять стихи, песни, прибаутки и потешки.
Бабушка: Послушайте одну из песенок Александры Петровны. Она называется «На улице».
Звучит песня «На улице»
-Александра Петровна написала для детей и колыбельную.
Выходят две девочки, берут кукол в руки, укачивают их и поют.
А баю, баю, баю.
Баю девочку мою,
О-о-о-о-о-о-о,
За окошечком темно,
За окошечком темно.
Все малышки спят давно.
Одна Сашенька не спит,
Во все глазоньки глядит.
А на улице буран,
Ходит, бродит по дворам,
У крылечка стукает,
Под окошком укает:
-У-у-у-у-у-у-у,
Кто не спит в этом дому?-
А ворота:
-Скрип, скрип,
Наша Саша крепко спит.
(«Колыбельная» А. Анисимова)
Выходят два мальчика. Один из них садится на лошадку-качалку, по очереди читают стихи.
1. Как у нашего двора
Приукутана гора.
Малого Егорку
Привели на горку,
На конька сажали,
С горки катали.
2. (сидя на коне):
Под Егоркой конек
Разыгрался- скок-скок.
Поскакал, побежал,
Спотыкнулся, упал,
Себе ножку сломал.
Принесли молоток
И пошёл стукаток:
Стук-стук, тук-тук.
Все ребята были тут.
1. Садись, паренек,
Готов твой конек-
Ножка точеная.
Приколоченная!
И опять Егорку
Повели на горку!
(«Как у нашего двора» А. Анисимова)
Уходят на стульчики
Бабушка: Но, особую известность Александре Петровне принесли сказки. Её сказки радостные, добрые, они учат видеть прекрасное.
Бабушка: В одной деревушке, в небольшой избушке жили мужик да баба. Люди они были работящие, а поэтому и хозяйство у них было подходящее: не так богато, но и бедным назвать нельзя. И было у них три сына. Как называется эта сказка? (Три Ивана). В честь кого их так назвали? (Старшего - в честь отца, среднего- в честь деда с отцовской стороны, младшего- в честь другого деда, с материнской стороны)
Входят три мальчика в русских костюмах.
Бабушка: Трудно стало отцу одному землю пахать, вот и решил он сыновей к работе приучать.
И сказал он старшему сыну: - Поедем, Иван, в поле, пора тебе пахать учиться.
1. Это что же – я один пахать буду? Нас трое, пусть все пашут.
2. Мне нельзя пахать, у меня нога болит.
3. Мне еще рано пахать, я всех моложе.
Бабушка: Так этот разговор ничем и кончился – отправился отец один пахать. Так и остались братья лодырями да лентяями? А кто же их к делу приучил? (Мать).
- Как? (Хитростью, да лаской)
- Что она им сказала? (Ответы детей)
- Ох, беда-то какая! Вовсе отец разнемогся. Чего он теперь хворый-то напашет? А хлебушко у нас скоро весь подойдет… Вы бы который-нибудь ехали попахать. А уж я пахарю парочку-троечку яичек в поле дам, чтобы посытнее закусил.
Бабушка: И так-то ли скоро они в ту весну с делом управились — вперед людей попахались. Отец пашню проверял, остался доволен. Говорит матери: А, ловко ты, мать, их к делу приучила.
-А мать что ответила? (Не я, отец, приучала, материнская ласка приучала да приохочивала).
Бабушка: Ребята, какие пословицы вы знаете о труде, о земле, о матери, которые собрала Александра Петровна?
Дети: - Родная сторона- матушка, чужая сторона- мачеха.
- Землю уважай, она даст урожай.
- У ленивого и огород есть, да нечего поесть.
- Семья крепка ладом.
- Ближе матери друга нет.
- Землю пуще уважай, будет гуще урожай.
Бабушка: А, вот я тоже пословицу знаю: « Делу время, а потехи час». Пора и косточки размять, да в игры поиграть.
Проводится подвижная игра «Белые гуси, красные лапки»
- Белые гуси,
Красные лапки,
Где побывали?
- На лугах гуляли,
Травку щипали,
Водой запивали.
-Белые гуси,
Красные лапки,
Что вы видали?
-Видели собаку-
Бобку- забияку.
Бобка лаял:
- Гам-гам-гам!
Уходите, вот я вам!
-Го-го-го,
Не боимся никого! («Белые гуси, красные лапки» А. Анисимова)
«Гуси» догоняют детей. После игры дети садятся на стульчики.
Бабушка: А, вот еще одна сказка.
Выходят 2 девочки, в руках у одной - ленточка, у другой - бусы.
Бабушка: У старика Светозара было две дочери, красотою равные, а обликом разные. Старшая дочь веселая, на речь приветливая, белая - румяная, очи голубые, косы золотые. Как она появится, так словно рассветает. За то и имя ей дали - Светлана.
А младшая дочь лицом темная, косы у нее черным - черны, а глаза и того чернее. И характером она тихая да молчаливая, всегда задумчивая. За то и имя ей было - Смугляна.
Однажды задумал Светозар дочерей порадовать.
Выходит мальчик в костюма Святозара-отца:
-Вот тебе дочь моя, Светлана, лента алая, да зеркальце светлое. Глядись да любуйся на красоту свою девичью.
Светлана: Благодарю, батюшка, за подарки.
Светозар: А, тебе дочь моя, Смугляна, нитку старинных алмазных бус, которая мне от бабушек - пробабушек досталась.
- По душе ли тебе, дочка, подарок мой?
Смугляна: По душе, батюшка.
Светозар: Может быть, тебе еще чего - нибудь подарить?
Смугляна: Позволь, батюшка, за ворота выйти, по лесам, по лугам погулять.
Светозар: Ну что же, пойди, погуляй, я тебе не запрещаю. Уходят и садятся на стульчики
Бабушка: Как, ребята, называется эта сказка? («Две сестрицы»).
- Что произошло с бусами Смугляны? Кто нашел бусы? Рассердился Святозар на Смугляну? Что он ей сказал? (Ответы детей)
-Что же случилось дальше? (Полюбил молодец Смугляну, и она его полюбила, только вот Святозар разгневался на молодца и выгнал его из дома, а с ним ушла и Смугляна. Заскучал Святозар без дочки своей и пожалел о том, что выгнал их из дома. Захотел он вернуть их, и пошел вместе со Светланой вдогонку. Только вот и сейчас идут они, да догнать не могут)
- Про кого же та сказка, в кого превратились герои. (Про светлый день и ночь с месяцем) А, кто такой Святозар? (Солнышко красное)
-Так и идут вечной чередой одна за другой две сестрицы- темная ночь Смугляна и светлый день Светлана.
Звучит музыка, в зал вбегает Заяц, за ним - Пес. Пробегают по залу и уходят.
Бабушка: Ребята, из какой сказки эти герои? (Заяц Белая Шубка).
- А что случилось с зайцем, почему за ним пес гнался? (Потому, что наступила зима. Нечего зайцу есть стало, вот и забрался он в плодовый сад, где яблоньки молодые росли. Стал он кору с молодых деревьев глодать. А пес Черномордик его учуял и погнался за ним. Да не догнал. Вот прибежал Заяц в лес к своей зайчихе.
Выходят дети в костюмах зайца и зайчихи.
Зайчиха: Ну, Заяц белый, куда бегал? Где ты себе беды искал?
Заяц: Я искал не беды, а еды- в саду яблоньку поглодал, да чуть-чуть не пропал.
Зайчиха: Добегаешься и пропадешь. А я вот никуда не хожу, в лесу осинки гложу, а на заедочку погрызу ветловую веточку. Пойдем –ка завтра со мной по осинничкам, дело-то лучше будет.
Бабушка: С тех пор заяц Белая Шубка к садам ни зимой, ни летом и близко не подходит.
Заяц: Хорошо живу- и сытый, и не битый. Уходят на стульчики
Выходит ребенок и читает стих «Заинька»:
По ельничку заинька-
Скок-поскок, скок-поскок.
В березнечке серенький-
Скок-поскок, скок-поскок.
В чистом поле заиньке-
Сто дорог, сто дорог.
А одна дороженька-
В сад, в огород, в сад, огород.
Не ходи ты, заинька,
В сад, в огород, в сад, в огород.
Твою шубку серую
Пес порвет, пес порвет.
С огорода заинька-
Скок-поскок, скок-поскок,
Мимо саду серенький-
Скок- поскок, скок-поскок.
Бабушка: Ну, ребятушки, много еще Александра Петровна сказок сочинила, будет время, мы с ними познакомимся. А теперь пора и чайку попить, уж самовар готов.
Дети пьют чай с угощением.
Литература:
Анисимова А.П. Бабушкины янтари.- Саратов: Приволжское книж. Издательство,1966
Анисимова А.П. Заяц Белая Шубка.- Пенза.1955.
Купецкова В.Ф., Петроченко Н.В. Литературное наследие Пензенского края – дошкольникам. Методическое пособие в помощь воспитателям, реализующим основные образовательные программы дошкольного образования.- Пенза.2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-литературное развлечение "В гостях у бабушки"
Активизировать познавательно – речевую деятельность детей художественно-эстетическими средствами. Закрепить знания детей о домашних животных. Ввести детей в мир человеческих взаимоот...
КОНСПЕКТ НОД по коммуникации литературная викторина «В гостях у бабушки сказочницы»
НОД по развитию речи...
План – конспект фольклорного развлечения «В гости к бабушке Ладушке» для детей второго года жизни
фольклорное развлечение для детей раннего возраста...
Конспект фольклорного развлечения «В гостях у бабушки Потешницы» во второй младшей группе.
Конспект фольклорного развлечения «В гостях у бабушки Потешницы» во второй младшей группе....
Конспект тематического развлечения по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «В гости в бабушке Сказительнице»
Программное содержание.Образовательные задачи: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках; продолжать формировать умения анализировать образные выражения в загадке; учить узнав...
Конспект фольклорного развлечения « В гости к бабушке Варварушке»
Цель: знакомить с фольклорными произведениями. Задачи: Воспитывать любовь к родному языку.Формировать познавательную активность.Создать у детей радостное настроение....
Конспект фольклорного развлечения « В гости к бабушке Варварушке»
Цель:Знакомить с фольклорными произведениями.Воспитывать любовь к родному языку.Формировать познавательную активность.Создать у детей радостное настроение....