Конспект литературного развлечения «В гостях у бабушки – сказительницы»
методическая разработка (подготовительная группа)

Горжанова Ирина Петровна

Сценарий литературного развлечения  в подготовительной группе по творчеству Александры Петровны Анисимовой

 
"В гостях у бабушке сказительницы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_razvlecheniya_po_anisimovoy.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8»

Конспект литературного развлечения

«В гостях у бабушки – сказительницы»

(по творчеству Александры Петровны  Анисимовой)

Подготовила и провела:

воспитатель Горжанова И.П.

г. Никольск

2021 г.

Цель. Приобщать детей к культуре родного края через знакомство с творчеством писателей- земляков. Развивать интерес к художественной литературе.

Задачи. Закреплять знания детей о творчестве А.П. Анисимовой – поэтессе, фольклористки. Развивать интерес к сказкам, воображение и фантазию.

Воспитывать гордость за людей, прославивших наш край.

Предварительная работа: чтение сказок «Заяц Белая Шубка», «Три Ивана», «Две сестрицы», рассматривание иллюстрации к сказкам, рисование по мотивам фольклорных произведений А.П. Анисимовой. Беседы о русском народном быте.

Оборудование: макет печки, лавочка, люлька, лошадка-качалка, маски зайца, зайчихи, собаки, бусы, зеркальце.

Ход развлечения.

За сценой звучит музыка. Ведущий читает:

На пригорочке посёлочек стоит,

Он окошками на солнышко глядит.

По посёлку трава стелется,

Муравая зеленеется.

(«Зеленый поселок» А. Анисимова)

На сцене: русская печь, лавочка, рядом колыбель, в ней 2 куклы, рядом лошадка-качалка.

Входит ведущая- бабушка-сказительница, садится на лавочку, в руках спицы и клубок пряжи. Тихо входят дети в народных костюмах и садятся на стульчики.

Бабушка: Давным-давно, в старину, по вечерам, собирались люди на вечорки в какой-нибудь избе. Девицы пряжу пряли, вышивали и вязали, да песни пели. А парни сказки да байки рассказывали. Много сказок и я знаю. А вы сказки знаете? Какие бывают сказки? (Народные и авторские)

-Почему сказки называются русскими народными? (Потому, что их придумал русский народ)

-А авторские сказки кто сочинил? (Писатель- сказочник).

- Одной из таких сочинителей является Александра Петровна Анисимова. Мы уже знакомы с ее творчеством и ее сказками. Кто, ребята, может нам рассказать об Александре Петровне?

Ребенок:  А. П. Анисимова родилась в Казанской губернии 130 лет тому назад. Но жила и работала на нашей Пензенской земле. В детстве она очень любила русские песни, припевки, сказки. А когда стала взрослой, то сама стала сочинять стихи, песни, прибаутки и потешки.

Бабушка: Послушайте одну из песенок Александры Петровны. Она называется «На улице».

Звучит песня «На улице»

-Александра Петровна написала для детей и колыбельную.

Выходят две девочки, берут кукол в руки, укачивают их и поют.

А баю, баю, баю.

Баю девочку мою,

О-о-о-о-о-о-о,

За окошечком темно,

За окошечком темно.

Все малышки спят давно.

Одна Сашенька не спит,

Во все глазоньки глядит.

А на улице буран,

Ходит, бродит по дворам,

У крылечка стукает,

Под окошком укает:

              -У-у-у-у-у-у-у,

Кто не спит в этом дому?-

А ворота:

             -Скрип, скрип,

Наша Саша крепко спит.

(«Колыбельная» А. Анисимова)

Выходят два мальчика. Один из них садится на лошадку-качалку, по очереди читают стихи.

1. Как у нашего двора

Приукутана гора.

Малого Егорку

Привели на горку,

На конька сажали,

С горки катали.

2. (сидя на коне):

Под Егоркой конек

Разыгрался- скок-скок.

Поскакал, побежал,

Спотыкнулся, упал,
Себе ножку сломал.

Принесли молоток

И пошёл стукаток:

Стук-стук, тук-тук.

Все ребята были тут.

1. Садись, паренек,

Готов твой конек-

Ножка точеная.

Приколоченная!

И опять Егорку

Повели на горку!

(«Как у нашего двора» А. Анисимова)

Уходят на стульчики

Бабушка: Но, особую известность Александре Петровне принесли сказки. Её сказки радостные, добрые, они учат видеть прекрасное.

Бабушка: В одной деревушке, в небольшой избушке жили мужик да баба. Люди они были работящие, а поэтому и хозяйство у них было подходящее: не так богато, но и бедным назвать нельзя. И было у них три сына. Как называется эта сказка?  (Три Ивана).  В честь кого их так назвали? (Старшего - в честь отца, среднего- в честь деда с отцовской стороны, младшего- в честь другого деда, с материнской стороны)

Входят три мальчика в русских костюмах.

Бабушка: Трудно стало отцу одному землю пахать, вот и решил он сыновей к работе приучать.

И сказал он старшему сыну: - Поедем, Иван, в поле, пора тебе пахать учиться.

1.  Это что же – я один пахать буду? Нас трое, пусть все пашут.

2.  Мне нельзя пахать, у меня нога болит.

3.  Мне еще рано пахать, я всех моложе.

Бабушка: Так этот разговор ничем и кончился – отправился отец один пахать. Так и остались братья лодырями да лентяями? А кто же их к делу приучил? (Мать).

- Как? (Хитростью, да лаской)

- Что она им сказала? (Ответы детей)

- Ох, беда-то какая! Вовсе отец разнемогся. Чего он теперь хворый-то напашет? А хлебушко у нас скоро весь подойдет… Вы бы который-нибудь ехали попахать. А уж я пахарю парочку-троечку яичек в поле дам, чтобы посытнее закусил.

Бабушка: И так-то ли скоро они в ту весну с делом управились — вперед людей попахались. Отец пашню проверял, остался доволен. Говорит матери: А, ловко ты, мать, их к делу приучила.  

-А мать что ответила?  (Не я, отец, приучала, материнская ласка приучала да приохочивала).

Бабушка: Ребята, какие пословицы вы знаете о труде, о земле, о матери, которые собрала Александра Петровна?

Дети:  - Родная сторона- матушка, чужая сторона- мачеха.

         - Землю уважай, она даст урожай.

         - У ленивого и огород есть, да нечего поесть.

         - Семья крепка ладом.

         - Ближе матери друга нет.

         - Землю пуще уважай, будет гуще урожай.

Бабушка:  А, вот я тоже пословицу знаю: « Делу время, а потехи час». Пора и косточки размять, да в игры поиграть.

Проводится подвижная игра «Белые гуси, красные лапки»

 - Белые гуси,

Красные лапки,

Где побывали?

- На лугах гуляли,

Травку щипали,

Водой запивали.

-Белые гуси,

Красные лапки,

Что вы видали?

-Видели собаку-

Бобку- забияку.

Бобка лаял:

- Гам-гам-гам!

Уходите, вот я вам!

-Го-го-го,

Не боимся никого! («Белые гуси, красные лапки» А. Анисимова)

 «Гуси» догоняют детей. После игры дети садятся на стульчики.

Бабушка: А, вот еще одна сказка.

Выходят 2 девочки, в руках у одной - ленточка, у другой - бусы.

Бабушка: У старика Светозара было две дочери, красотою равные, а обликом разные. Старшая дочь веселая, на речь приветливая, белая - румяная, очи голубые, косы золотые. Как она появится, так словно рассветает. За то и имя ей дали - Светлана.

А младшая дочь лицом темная, косы у нее черным - черны, а глаза и того чернее. И характером она тихая да молчаливая, всегда задумчивая. За то и имя ей было - Смугляна.

Однажды задумал Светозар дочерей порадовать.

Выходит мальчик в костюма Святозара-отца:

-Вот тебе дочь моя, Светлана, лента алая, да зеркальце светлое. Глядись да любуйся на красоту свою девичью.

Светлана: Благодарю, батюшка, за подарки.

Светозар: А, тебе дочь моя, Смугляна, нитку старинных алмазных бус, которая мне от бабушек - пробабушек досталась.

- По душе ли тебе, дочка, подарок мой?

Смугляна: По душе, батюшка.

Светозар: Может быть, тебе еще чего - нибудь подарить?

Смугляна: Позволь, батюшка, за ворота выйти, по лесам, по лугам погулять.

Светозар: Ну что же, пойди, погуляй, я тебе не запрещаю.                                                                  Уходят и садятся на стульчики

Бабушка: Как, ребята, называется эта сказка? («Две сестрицы»).

- Что произошло с бусами Смугляны? Кто нашел бусы? Рассердился Святозар на Смугляну? Что он ей сказал? (Ответы детей)

-Что же случилось дальше?  (Полюбил молодец Смугляну, и она его полюбила, только вот Святозар разгневался на молодца и выгнал его из дома, а с ним ушла и Смугляна. Заскучал Святозар без дочки своей и пожалел о том, что выгнал их из дома. Захотел он вернуть их, и пошел вместе со Светланой вдогонку. Только вот и сейчас идут они, да догнать не могут)

- Про кого же та сказка, в кого превратились герои. (Про светлый день и ночь с месяцем) А, кто такой Святозар? (Солнышко красное)

-Так и идут вечной чередой одна за другой две сестрицы- темная ночь Смугляна и светлый день Светлана.

Звучит музыка, в зал вбегает Заяц, за ним - Пес. Пробегают по залу и уходят.

Бабушка: Ребята, из какой сказки эти герои? (Заяц Белая Шубка).

- А что случилось с зайцем, почему за ним пес гнался? (Потому, что наступила зима. Нечего зайцу есть стало, вот и забрался он в плодовый сад, где яблоньки молодые росли. Стал он кору с молодых деревьев глодать. А пес Черномордик его учуял и погнался за ним. Да не догнал. Вот прибежал Заяц в лес к своей зайчихе.

Выходят дети в костюмах зайца и зайчихи.

Зайчиха: Ну, Заяц белый, куда бегал? Где ты себе беды искал?

Заяц: Я искал не беды, а еды- в саду яблоньку поглодал, да чуть-чуть не пропал.

Зайчиха: Добегаешься и пропадешь. А я вот никуда не хожу, в лесу осинки гложу, а на заедочку погрызу ветловую веточку. Пойдем –ка завтра со мной по осинничкам, дело-то лучше будет.

Бабушка: С тех пор заяц Белая Шубка к садам ни зимой, ни летом и близко не подходит.

Заяц: Хорошо живу- и сытый, и не битый. Уходят на стульчики

Выходит ребенок и читает стих «Заинька»:

По ельничку заинька-

Скок-поскок, скок-поскок.

В березнечке серенький-

Скок-поскок, скок-поскок.

В чистом поле заиньке-

Сто дорог, сто дорог.

А одна дороженька-

В сад, в огород, в сад, огород.

Не ходи ты, заинька,

В сад, в огород, в сад, в огород.

Твою шубку серую

Пес порвет, пес порвет.

С огорода заинька-

Скок-поскок, скок-поскок,

Мимо саду серенький-

Скок- поскок, скок-поскок.

Бабушка: Ну, ребятушки, много еще Александра Петровна сказок сочинила, будет время, мы с ними познакомимся. А теперь пора и чайку попить, уж самовар готов.

Дети пьют чай с угощением.

Литература:

Анисимова А.П. Бабушкины янтари.- Саратов: Приволжское книж. Издательство,1966

Анисимова А.П. Заяц Белая Шубка.- Пенза.1955.

Купецкова В.Ф., Петроченко Н.В. Литературное наследие Пензенского края – дошкольникам. Методическое пособие в помощь воспитателям, реализующим основные образовательные программы дошкольного образования.- Пенза.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературное развлечение "В гостях у бабушки"

Активизировать  познавательно – речевую  деятельность детей художественно-эстетическими средствами. Закрепить знания детей о домашних животных.  Ввести детей в мир человеческих взаимоот...

Конспект фольклорного развлечения «В гостях у бабушки Потешницы» во второй младшей группе.

Конспект фольклорного развлечения «В гостях у бабушки Потешницы» во второй младшей группе....

Конспект тематического развлечения по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «В гости в бабушке Сказительнице»

Программное содержание.Образовательные задачи:  уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;  продолжать формировать умения анализировать образные выражения в загадке;  учить узнав...

Конспект фольклорного развлечения « В гости к бабушке Варварушке»

Цель: знакомить с фольклорными произведениями. Задачи: Воспитывать любовь к родному языку.Формировать познавательную активность.Создать у детей радостное настроение....

Конспект фольклорного развлечения « В гости к бабушке Варварушке»

Цель:Знакомить с фольклорными произведениями.Воспитывать любовь к родному языку.Формировать познавательную активность.Создать у детей радостное настроение....