Квест-игра "Турпоход по родному краю"
методическая разработка (подготовительная группа)
Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.
Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-igra_turpohod_po_rodnomu_krayu.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты – Российская Федерация
Ханты – Мансийский автономный округ - Югра
(Тюменская область)
Администрация Октябрьского района
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
(МБДОУ ДСОВ «Сказка»)
628128, улица Матросова,14, п.Унъюган, Октябрьский район, Тюменская область, ХМАО – Югра
тел/факс 8 (34672) 46-526, e-mail: unugan.skazka@mail.ru , официальный сайт: www.skazka.86.i-schools.ru
Квест – игра «Турпоход по Родному краю»
Методическая разработка
Разработчик:
Клюева Оксана Васильевна,
педагог-психолог
высшая квалификационная категория
Тема мероприятия: «ТУРПОХОД ПО РОДНОМУ КРАЮ»
Время проведения: вторая половина дня
Продолжительность: 1 час.
Форма проведения: игра – квест.
Цели:
- способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;
- представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей.
Задачи:
Образовательная: развитие умения оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.
Развивающая: развитие любознательности, наблюдательности, мышления, внимания.
Воспитательная: воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях.
Участники: родители, педагоги, дети подготовительной к школе группы.
Оборудование: мольберт (2 шт.); карточки с надписью «1 км», «2 км», листья с буквами по 6 шт для определения названия каждой команды («рюкзак», «компас»); ночник-светильник «Родник»; стулья по количеству участников; бланки для регистрации баллов для каждой команды для жюри.
Оформление: плакаты с надписями о природе (на усмотрение педагога), палатка, декорации деревьев и кустов (по желанию).
Предварительная работа с детьми: разучивание стихотворений, песни, танца.
Формы организации детей:
- групповая – исполнение песни «Эко – экология» и танца «Разноцветная игра»;
- подгрупповая – подвижная игра «Расчистим родник»;
- индивидуальная – рассказывание стихотворений, отгадывание загадок.
Ход мероприятия
(до входа в зал предварительная беседа с детьми в группе)
Педагог: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей познавательной игре – путешествие.
Богат, прекрасен и бесконечно удивителен мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. И сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира. Я сейчас вам прочитаю стихотворение
(педагог читает стихотворение)
Югорский край - заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, в край утренней зари,
Снегов, метелей, песни глухаря,
В Югорский край всех приглашаю я.
Педагог: Ребята, о каком крае говорится в стихотворении?
Дети: О Югре, Ханты-Мансийском АО.
Педагог: Правильно, ребята. Это наш родной край, наша малая Родина. Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им. Я предлагаю сегодня совершить путешествие в мир природы нашего округа – Ханты-Мансийского АО-Югра. А помогут нам в этом участники нашей игры.
Итак, я приглашаю вас ребята в зал.
(Под торжественную музыку входят участники игры: дети подготовительной группы и родители.
В составе каждой команды – взрослый и ребенок)
Пока участники настраиваются на игру, проведем разминку со зрителями (гости мероприятия педагоги).
Педагог: Попытайтесь отгадать загадку:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. Что это? (Дерево)
Конечно, это дерево. В игре я буду называть деревья. Ваша задача – определить количество деревьев, не растущих в наших лесах:
Яблоня, слива, осина, мимоза,
Тополь, облепиха, липа, береза,
Лимон, сосна, клен, каштан,
Дуб, рябина, ива, платан.
Ель, карагач, эвкалипт, кипарис,
Ясень, секвойя, пальма и тис,
Кедр, черёмуха, пихта, ветла,
Вот и закончилась наша игра!
(Н.Пикулева)
Так сколько же деревьев вы насчитали?
(Ответы)
А теперь я приглашаю вас ребята в игру-квест. Называется она «Турпоход по Родному краю»
Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? Правильно, поздняя осень. А вы хотите ненадолго вернуться в лето? Ведь лето – это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю?
Я предлагаю всем присутствующим закрыть глаза, сделать глубокий вдох, выдох. Медленно откройте глаза. Вот мы и очутились на летней лесной полянке, путешествуя по которой, мы будем говорить не только о красоте природы, ее жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живем. Ребята, а вы знаете, что угрожает нашей планете, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы наша Земля была чистой и красивой.
(Дети читают заранее приготовленные стихи)
Ребенок 1: Наша планета Земля очень щедра и богата,
Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!
Ребенок 2: И, конечно, тревожно, что, порой, мы безбожно
Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.
Ребенок 3: Ни за что не в ответе, будто самую малость
Нам на этой планете жить и править осталось.
Ребенок 1: Мы не гости на планете, и Земля – наш дом,
Будет в нем светло и чисто, если мы спасем:
Ребенок 2: И прозрачные озера, и еловый лес,
И цветных полей узоры, и речной простор.
Ребенок 3: Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Ребенок 1: Развеем над нею и тучи и дым.
В обиду ее никому не дадим.
Ребенок 2: Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Ребенок 3: Украсим всю Землю цветами, садами…
Все вместе: Такая планета нужна нам с вами!
(Звучит песня «Милый лес»)
Педагог: По-своему чудесен каждый край,
И если хочешь ты увидеть чудо,
По белу свету странствовать ступай…
Итак, в нашей игре будут участвовать две туристические группы, в которые войдут родители, дети. Но наша игра будет носить соревновательный характер, поэтому нам необходимо жюри, которое будет оценивать наше соревнование. Поприветствуем друг друга.
(Звучит фонограмма «Песенка про веселого туриста»)
Итак, 1 этап «Разминка» нашего путешествия.
И вот Задание 1. «Расчистим родник» (Узнаем название команд)
(В испытании участвуют дети, по 6 человек от каждой команды)
Педагог: Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке.
(На пути расставлены «кочки» - круги из картона или кольца)
А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Когда соберете все листочки, родители составят слово из букв, написанных на листочках. Это слово – название вашей команды. Итак, начали!
(Команды выполняют задание)
Молодцы! Ребята, давайте узнаем названия ваших команд, для этого каждый игрок команды поднимет листочек с буквой. («Рюкзак», «Компас»)
В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим числом «км». В конце игры подведем итог: кто пройдет больше «км», та группа и будет победительницей.
Задание 2. Нужные вещи в походе (Для детей и родителей)
Педагог: Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.
(Команды по очереди отгадывают загадки
и получают за правильный ответ карточку – «1 км»)
- Я маленький, да удаленький,
Стоит на меня взглянуть,
И тот час узнаешь путь. (Компас)
- Он в походе всем нам нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый вскипятить. (Котелок)
- В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички)
- Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине,
Коль в поход идешь со мной,
Я повисну за спиной. (Рюкзак)
- Я горячее храню, я холодное храню,
Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (Термос)
- Это глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
Молодцы!
А теперь задание 3 для родителей, название которого «Какая будет погода?»
Педагог: В походе погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать? Задания для команды «Рюкзак».
- Ворон каркает к … (дождю)
- Обильная роса утром – погода днем будет … (хорошая)
- Воробьи купаются в пыли или в луже … (будет дождь).
Молодцы! А теперь – задания для команды «Компас»
- Ласточки летают низко над землей – к … (дождю)
- Если мошкара вьется кругами – к … (хорошей) погоде, лезет в лицо – к … (дождю)
- Идет дождь, и на лужах пузырьки – о чем это говорит? (Дождь будет идти долго)
Обе команды справились с заданием! Молодцы! Думаю, что плохая погода вас не застанет в пути.
(Танец «Разноцветная игра»)
А теперь переходим ко II этапу.
Педагог: Когда ты входишь в лес,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.
Задание 1. Лесная опушка (Испытание для детей)
Педагог: Ребята, мы находимся на лесной опушке. Это самое красивое место, где растет много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать о каком цветке говорится.
(Команды по очереди отгадывают загадки)
- Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик)
- Девчонки – невелички,
А сердце золотое,
Пушистые реснички
Сияют белизною,
На ветру качаются,
Всем улыбаются. (Ромашка)
- То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встретится с тобой.
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик)
- Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.
У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,
Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка)
- Какой цветок получил название «дикая рябинка»? (Пижма)
- Как называется небольшой желтый цветочек, с виду безобидный, но на самом деле опасный и ядовитый? (Лютик)
Педагог: Мир цветов красив и чудесен. Скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу, в лесу?
(Ответы детей)
Задание 2. Лечебница доктора Айболита (Для родителей)
Педагог. Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях. Ответ оценивается карточками 2 км.
- Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь. (Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
- Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки. (Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях)
- Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка. Используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
- Назовите травянистые растения или кустарники. которыми можно вылечиться от простуды. (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля и др.)
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе.
Задание 3. У медведя во бору (Для детей)
Педагог: Ребята, чтобы понять, как живет лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего леса.
- Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав.
Подсказка: Этих зверей называют санитарами леса. (Волк)
- У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
Подсказка: Его считают большим трусишкой. (Заяц)
- Этот зверек умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.
Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост (Лиса)
- Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.
Подсказка: Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)
Какие вы умные! Молодцы! Ребята, а какое путешествие без песни. А вы знаете, какую-нибудь песенку про природу? Давайте исполним песню, чтобы веселее было нам в пути!
(Песня «Эко-экология»)
Замечательно! А теперь, вот какое задание « Лесная кухня» для родителей. Вы наверно догадались, речь пойдет о «завтраке туриста»
Педагог: Вопросы команде «Компас».
- Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. (Щавель)
- Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (Насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра.)
Молодцы! А теперь вопросы команде «Рюкзак».
- Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Иван-чай; листья брусники – оказывают благотворное действие при головных болях, бессоннице).
- Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печеную картошку с румяной, хрустящей корочкой?
(1. Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу.
2. В большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями. Примерно через час картошка будет готова.)
Поаплодируем обоим командам. Молодцы! Вот сколько секретов вы знаете.
Задание 5. Как вести себя в природе? (Для детей и родителей)
Педагог: В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Сейчас вы, ребята, расскажете ситуации, как вести себя в природе?
Итак, выслушаем ситуации команды «Рюкзак».
Педагог: Молодцы! Теперь выслушаем ситуации команды «Компас».
III этап. Подведение итогов
Педагог: Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.
Сегодня мы только приоткрыли эту удивительную, полную тайн и загадок, книгу родной природы. Но каждый из нас должен помнить, что этот прекрасный и необъятный мир очень раним и хрупок. Мы должны с любовью и уважением относиться к природе.
Итак, каждая команда выдержала все испытания. А теперь предоставим слово жюри, подсчитаем сколько «км» преодолела каждая команда и объявим победителя.
(Ребятам команды-победительницы вручаются медали «Бывалому туристу»,
а второй команде вручаются медали «Начинающему туристу»)
Молодцы обе команды! Но как все хорошее рано или поздно заканчивается. И как бы нам не хотелось продлить путешествие по летней лесной опушке, нам пора возвращаться в свой родной детский сад, свою группу. Но чтобы у нас с вами дольше сохранилось летнее настроение, давайте прогуляемся по лесной опушке. Обойдем деревья, заглянем под кустик, может там кто-нибудь притаился. Кто желает, может посидеть в палатке, сделать снимок на память…
А теперь ребята давайте пройдем к своим местам, присядем на свои стульчики, снова закройте глаза, сделайте глубокий вдох, выдох. Медленно откройте глаза.
Вот мы снова вернулись в позднюю осень, опять снег, холод.
Скажите мне, вам понравилось путешествие? Чем вы занимались во время путешествия? Какое задание вам понравилось больше?
Вот и настала пора прощаться. Я не говорю до свидания – до новых встреч!
Литература:
- Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка// Дошкольное воспитание. 1998. №6.
- Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. 2-е изд. Минск: Вышэйшая школа, 1999.
- Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002.
- «Родительские пятницы» в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие по организации совместной работы с родителями. Ульяновск:УИПКПРО, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.
В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....
Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края» Конспект НОД в младшей группе «Знакомим дошкольников с профессиями родного края»
Интегрированное занятие в младшей группе детского сада....
- Мне нравится (1)