Квест-игра "Турпоход по родному краю"
методическая разработка (подготовительная группа)

Клюева Оксана Васильевна

Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.

Если говорить о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest-igra_turpohod_po_rodnomu_krayu.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская  Федерация

Ханты – Российская Федерация

Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

(Тюменская область)

Администрация Октябрьского района

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

(МБДОУ ДСОВ «Сказка»)

628128, улица Матросова,14, п.Унъюган, Октябрьский район, Тюменская область, ХМАО – Югра

тел/факс 8 (34672) 46-526, e-mail: unugan.skazka@mail.ru , официальный сайт: www.skazka.86.i-schools.ru

Квест – игра «Турпоход по Родному краю»

Методическая разработка

Разработчик:

Клюева Оксана Васильевна,

педагог-психолог

высшая квалификационная категория

Тема мероприятия: «ТУРПОХОД ПО РОДНОМУ КРАЮ»

Время проведения: вторая половина дня

Продолжительность: 1 час.

Форма проведения: игра – квест.

Цели:

  • способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;
  • представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей.

Задачи:

Образовательная: развитие умения оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе.

Развивающая: развитие любознательности, наблюдательности, мышления, внимания.

Воспитательная: воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях.

Участники: родители, педагоги, дети подготовительной к школе группы.

Оборудование: мольберт (2 шт.); карточки с надписью «1 км», «2 км», листья с буквами по 6 шт для определения названия каждой команды («рюкзак», «компас»);  ночник-светильник «Родник»; стулья по количеству участников; бланки для регистрации баллов для каждой команды для жюри.

Оформление: плакаты с надписями о природе (на усмотрение педагога), палатка, декорации деревьев и кустов (по желанию).

Предварительная работа с детьми: разучивание стихотворений, песни, танца.

Формы организации детей:

- групповая – исполнение песни «Эко – экология» и танца «Разноцветная игра»;

- подгрупповая – подвижная игра «Расчистим родник»;

- индивидуальная – рассказывание стихотворений, отгадывание загадок.

Ход мероприятия

(до входа в зал предварительная беседа с детьми в группе)

Педагог: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей познавательной игре – путешествие.

Богат, прекрасен и бесконечно удивителен мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. И сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира. Я сейчас вам прочитаю стихотворение

(педагог читает стихотворение)

Югорский край - заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, в край утренней зари,

Снегов, метелей, песни глухаря,

В Югорский край всех приглашаю я.

Педагог: Ребята, о каком крае говорится в стихотворении?

Дети: О Югре, Ханты-Мансийском АО.

Педагог: Правильно, ребята. Это наш родной край, наша малая Родина. Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им. Я предлагаю сегодня совершить путешествие в мир природы нашего округа – Ханты-Мансийского АО-Югра. А помогут нам в этом участники нашей игры.

Итак, я приглашаю вас ребята в зал.

(Под торжественную музыку входят участники игры: дети подготовительной группы и родители.

В составе каждой команды – взрослый и ребенок)

Пока участники настраиваются на игру, проведем разминку со зрителями (гости мероприятия педагоги).

Педагог: Попытайтесь отгадать загадку:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. Что это? (Дерево)

Конечно, это дерево. В игре я буду называть деревья. Ваша задача – определить количество деревьев, не растущих в наших лесах:

Яблоня, слива, осина, мимоза,

Тополь, облепиха, липа, береза,

Лимон, сосна, клен, каштан,

Дуб, рябина, ива, платан.

Ель, карагач, эвкалипт, кипарис,

Ясень, секвойя, пальма и тис,

Кедр, черёмуха, пихта, ветла,

Вот и закончилась наша игра!

(Н.Пикулева)

Так сколько же деревьев вы насчитали?

(Ответы)

А теперь я приглашаю вас ребята в игру-квест. Называется она  «Турпоход по Родному краю»

        Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? Правильно, поздняя осень. А вы хотите ненадолго вернуться в лето? Ведь лето – это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю?

        Я предлагаю всем присутствующим закрыть глаза, сделать глубокий вдох, выдох. Медленно откройте глаза. Вот мы и очутились на летней лесной полянке,  путешествуя по которой, мы будем говорить не только о красоте природы, ее жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живем. Ребята, а вы знаете, что угрожает нашей планете, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы наша Земля была чистой и красивой.

(Дети читают заранее приготовленные стихи)

Ребенок 1:         Наша планета Земля очень щедра и богата,

Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!

Ребенок 2:         И, конечно, тревожно, что, порой, мы безбожно

Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.

Ребенок 3:         Ни за что не в ответе, будто самую малость

Нам на этой планете жить и править осталось.

Ребенок 1:         Мы не гости на планете, и Земля – наш дом,

Будет в нем светло и чисто, если мы спасем:

Ребенок 2:         И прозрачные озера, и еловый лес,

И цветных полей узоры, и речной простор.

Ребенок 3:         Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Ребенок 1:         Развеем над нею и тучи и дым.

В обиду ее никому не дадим.

Ребенок 2:        Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

Ребенок 3:         Украсим всю Землю цветами, садами…

Все вместе:         Такая планета нужна нам с вами!

(Звучит песня «Милый лес»)

Педагог:         По-своему чудесен каждый край,

        И если хочешь ты увидеть чудо,

        По белу свету странствовать ступай…

Итак, в нашей игре будут участвовать две туристические группы, в которые войдут родители, дети. Но наша игра будет носить соревновательный характер, поэтому нам необходимо жюри, которое будет оценивать наше соревнование. Поприветствуем друг друга.

(Звучит фонограмма «Песенка про веселого туриста»)

Итак, 1 этап «Разминка» нашего путешествия.

И вот Задание 1. «Расчистим родник» (Узнаем название команд)

(В испытании участвуют дети, по 6 человек от каждой команды)

Педагог: Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке.

(На пути расставлены «кочки» - круги из картона или кольца)

А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернуться на место. Когда соберете все листочки, родители составят слово из букв, написанных на листочках. Это слово – название вашей команды. Итак, начали!

(Команды выполняют задание)

Молодцы! Ребята, давайте узнаем названия ваших команд, для этого каждый игрок команды поднимет листочек с буквой. («Рюкзак», «Компас»)

В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим числом «км». В конце игры подведем итог: кто пройдет больше «км», та группа и будет победительницей.

Задание 2. Нужные вещи в походе (Для детей и родителей)

Педагог: Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.

(Команды по очереди отгадывают загадки

и получают за правильный ответ карточку – «1 км»)

  1. Я маленький, да удаленький,

Стоит на меня взглянуть,

И тот час узнаешь путь.       (Компас)

  1. Он в походе всем нам нужен,

Он с кострами очень дружен,

Можно в нем уху сварить,

Чай душистый вскипятить.       (Котелок)

  1. В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки.             (Спички)

  1. Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине,

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной.                 (Рюкзак)

  1. Я горячее храню, я холодное храню,

Я и печь, и холодильник вам в походе заменю.     (Термос)

  1. Это глаз – особый глаз,

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.               (Фотоаппарат)

Молодцы!

А теперь задание 3 для родителей, название которого «Какая будет погода?»

Педагог: В походе погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать? Задания для команды «Рюкзак».

  • Ворон каркает к … (дождю)
  • Обильная роса утром – погода днем будет … (хорошая)
  • Воробьи купаются в пыли или в луже … (будет дождь).

Молодцы! А теперь – задания для команды «Компас»

  • Ласточки летают низко над землей – к …   (дождю)
  • Если мошкара вьется кругами – к … (хорошей) погоде, лезет в лицо – к … (дождю)
  • Идет дождь, и на лужах пузырьки – о чем это говорит? (Дождь будет идти долго)

Обе команды справились с заданием! Молодцы! Думаю, что плохая погода вас не застанет в пути.

(Танец «Разноцветная игра»)

А теперь переходим ко II этапу.

Педагог: Когда ты входишь в лес,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Задание 1. Лесная опушка (Испытание для детей)

Педагог: Ребята, мы находимся на лесной опушке. Это самое красивое место, где растет много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать о каком цветке говорится.

(Команды по очереди отгадывают загадки)

  1. Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек.          (Одуванчик)

  1. Девчонки – невелички,

А сердце золотое,

Пушистые реснички

Сияют белизною,

На ветру качаются,

Всем улыбаются.           (Ромашка)

  1. То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встретится с тобой.

Звонким названием он наделен,

Но никогда мы не слышали звон.       (Колокольчик)

  1. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –

Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.

У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,

Его названье вспомни и после не забудь.   (Незабудка)

  1. Какой цветок получил название «дикая рябинка»? (Пижма)

  1. Как называется небольшой желтый цветочек, с виду безобидный, но на самом деле опасный и ядовитый?   (Лютик)

Педагог: Мир цветов красив и чудесен. Скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу, в лесу?

(Ответы детей)

Задание 2. Лечебница доктора Айболита (Для родителей)

Педагог.  Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке –

И микстура, и таблетки.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях. Ответ оценивается карточками 2 км.

  1. Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь. (Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
  2. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.   (Подорожник. Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях)

  1. Белая корзинка, золотое донце.   (Ромашка. Используют для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
  2. Назовите травянистые растения или кустарники. которыми можно вылечиться от простуды.   (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля и др.)

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе.

Задание 3. У медведя во бору (Для детей)

Педагог: Ребята, чтобы понять, как живет лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего леса.

  1. Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав.

Подсказка: Этих зверей называют санитарами леса. (Волк)

  1. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. (Заяц)

  1. Этот зверек умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост (Лиса)

  1. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.

Подсказка: Его считают неуклюжим сладкоежкой.  (Медведь)

        Какие вы умные! Молодцы! Ребята, а какое путешествие без песни. А вы знаете, какую-нибудь песенку про природу? Давайте исполним песню, чтобы веселее было нам в пути!

(Песня «Эко-экология»)

        Замечательно! А теперь, вот какое задание « Лесная кухня» для родителей. Вы наверно догадались, речь пойдет о «завтраке туриста»

Педагог: Вопросы команде «Компас».

  1. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. (Щавель)
  2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (Насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра.)

Молодцы! А теперь вопросы команде «Рюкзак».

  1. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Иван-чай; листья брусники – оказывают благотворное действие при головных болях, бессоннице).
  2. Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печеную картошку с румяной, хрустящей корочкой?

(1. Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу.

2. В большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями. Примерно через час картошка будет готова.)

Поаплодируем обоим командам. Молодцы! Вот сколько секретов вы знаете.

Задание 5. Как вести себя в природе? (Для детей и родителей)

Педагог: В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Сейчас вы, ребята, расскажете ситуации, как вести себя в природе?

Итак, выслушаем ситуации команды «Рюкзак».

Педагог: Молодцы! Теперь выслушаем ситуации команды «Компас».

III этап. Подведение итогов

Педагог: Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Сегодня мы только приоткрыли эту удивительную, полную тайн и загадок, книгу родной природы. Но каждый из нас должен помнить, что этот прекрасный и необъятный мир очень раним и хрупок. Мы должны с любовью и уважением относиться к природе.

Итак, каждая команда выдержала все испытания. А теперь предоставим слово жюри, подсчитаем сколько «км» преодолела каждая команда и объявим победителя.

(Ребятам команды-победительницы вручаются медали «Бывалому туристу»,

 а второй команде вручаются медали «Начинающему туристу»)

Молодцы обе команды! Но как все хорошее рано или поздно заканчивается. И как бы нам не хотелось продлить путешествие по летней лесной опушке, нам пора возвращаться в свой родной детский сад, свою группу. Но чтобы у нас с вами дольше сохранилось летнее настроение, давайте прогуляемся по лесной опушке. Обойдем деревья, заглянем под кустик, может там кто-нибудь притаился. Кто желает, может посидеть в палатке, сделать снимок на память…

А теперь ребята давайте пройдем к своим местам, присядем на свои стульчики, снова закройте глаза, сделайте глубокий вдох, выдох. Медленно откройте глаза.

Вот мы снова вернулись в позднюю осень, опять снег, холод.

Скажите мне, вам понравилось путешествие? Чем вы занимались во время путешествия? Какое задание вам понравилось больше?

Вот и настала пора прощаться. Я не говорю до свидания – до новых встреч!

Литература:

  1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка// Дошкольное воспитание. 1998. №6.
  2. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. 2-е изд. Минск: Вышэйшая школа, 1999.
  3. Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2002.
  4. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002.
  6. «Родительские пятницы» в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие по организации совместной работы с родителями. Ульяновск:УИПКПРО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....