Тематическое занятие «Во поле берёзка стояла»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сохранить природу - это актуальная проблема в современном мире. Необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которым ребёнок сталкивается каждый день. И этим объектом может быть – берёза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_beryozka.docx | 484.24 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД
«Во поле берёзка стояла»
Подготовительная группа
Музыкальный руководитель
Цыганкова Ирина Васильевна
Актуальность: Сохранить природу-это актуальная проблема в современном мире. Необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которым ребёнок сталкивается каждый день. И этим объектом может быть – берёза. Белая берёзка- символ России, нашей Родины, где мы живём, играем, дружим. В частности музыка, поэзия, художественное творчество помогает связать образ берёзки с окружающей нас природой, с нашей Родиной.
Цель: Воспитывать у детей чувства любви к родному краю через любовь к природе посредством музыкальных и литературных произведений, изобразительного искусства Задачи: 1. Дать представления о самом почитаемом дереве в России – березке, расширить представления детей об образе березы в поэзии, в произведениях изобразительного искусства, музыке (через фольклорные формы: песни, хороводы, потешки, загадки, поэзию, народные игры).
2.Развивать у детей музыкально – слуховые, танцевально-двигательные навыки, речь, индивидуальные музыкальные способности, через содержание и различные виды музыкальной деятельности.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края через разные виды искусства.
Для достижения цели были использованы следующие методы и приёмы:
- наглядность: репродукция картин художников: С. Сержинский. Березы, О. Межук. Березы, И. Левитан, Золотая осень, Березовая роща, И. Грабарь.. Январская березка, А. Куинджи; берёзка- макет, портрет П.И.Чайковского;
- словесный: беседа;
- художественное слово: чтение стихов о берёзке, загадки, потешки, пальчиковая игра « Березка»;
- использование ИКТ- презентация;
- атрибутика: платочки, ленточка, шапочка « Солнышко», музыкальные народные инструменты, сундучок.
Музыкальный материал:
1. Музыкально – ритмические движения: «Марш», « Полька», «Вальс».
2.Слушание: мелодия русской народной песни « Во поле берёзка стояла» из финала « Первая симфония» П. И. Чайковский.
3. Пение : попевка «Ворон»; песня « Во поле берёзка стояла».
4. Фонограмма – (плюс) песня-хоровод « Ой, берёзка, моя, беленькая», фонограмма- пение птиц.
5. Игра – русская народная игра « Солнышко».
Планируемые результаты образовательной деятельности:
1.Формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к родному краю, русской березке – символу России через разные виды искусства
2. Дети способны осмыслить и понять данный материал и высказать свои впечатления.
Ход занятия. Звучит народная музыка.
Дети свободно заходят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель (Муз.рук.):
Давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие: (поёт) «Здравствуйте ребята»
Дети: (поют) «Добрый день, добрый день! Заниматься нам не лень».
Муз.рук.: Я хочу вас пригласить на знакомую мне лесную полянку. Но давайте подумаем, как нам попасть на полянку.
( ответы детей: пойти пешком, придумать свои волшебные слова, поехать на машине, на лошади…)
Муз.рук.: Чтобы было веселее в пути, будем выполнять те движения, которые подскажет вам характер музыки.
Музыкально – ритмические движения: « Марш» « Полька» « Вальс»
-(Дети идут по кругу, в рассыпную: маршируют, делают подскоки ,выполняют плавные движение ног и рук)
1слайд: Лесная полянка Фонограмма « Пение птиц»
Муз.рук.: А вот и лесная полянка. Закройте глаза и послушайте лесные звуки.
Дети закрывают глаза. Незаметно ставлю макет« Берёзки»
Муз.рук.: -А это, что за деревце стоит? Как оно называется?( Берёзка)
-Давайте превратимся на минуточку в берёзку. Спинки прямые, головка прямо смотрит, руки опущены.
Пальчиковая гимнастика: (потешка)
Среди поля березка стоит (изображать березку)
Она листьями шумит (фонарики вверху)
Ее солнышком печет, (пр.р. рисовать солнце) Частым дождиком сечет (опускать руки, шевеля пальцами) Буйный ветер повевает (качать руками вверху) И березку наклоняет. (согнуть туловище ) Муз.рук.: ( предлагаю сесть на ковер около берёзки)А у нас в Корсакове растут берёзки? Где вы их видели? (ответы детей)
С чего начинается Родина? Наверное, с белых берез…. Береза – любимое дерево всех русских людей и даже специальный праздник придумали: день Рождения Берёзы – 11 апреля. Берёзка это не просто дерево. Береза считается символом России, гордостью России. Русская березка — символ русской природы. Русская березка! Ветры ее клонят, да сломить ее не могут. А мы люди должны беречь красу-березоньку. Давайте мы украсим нашу березоньку ленточкой, чтобы она была еще нарядней и красивее, и придумаем ласковые слова для берёзки. (дети: березонька, белоствольная, белолицая, белая, зелененькая, высоконькая, стройная, кудрявая, красавица)
Муз.рук.: Вот такими словами воспевал русскую берёзку поэт:
«Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,
В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, с зелеными сережками.
Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную» В. Рождественский
-Посмотрите на экран. Полюбуемся красой берёзки во все времена года.
2слайд: Размещены репродукции картин художников с изображением русской березы
Муз.рук.: Не только поэты воспевали словами русскую Березку, но и художники красками изображали её в своих картинах в разные времена года.
Беседа с детьми: какими красками изображали художники свою берёзку в разные времена года? (отдельно по картинам)
Муз.рук.: Ребята, а как вы думаете, композиторы изображали русскую Берёзку? А как? (ответы детей: звуками музыки…)
3слайд: Портрет П.И.Чайковского
Муз.рук.: Ребята, вы узнали композитора? ( ответы детей)
Беседа: О любви композитора к русской природе, народному творчеству.
Слушание музыки: мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла», из Финала « Первая симфония» П. И. Чайковский
-Ребята, когда вы услышите знакомую мелодию, можно ручками «рисовать» музыку?
(Дети слушают, отвечают, анализируют, высказывают мнения.)
- Правильно, это мелодия русской народной песни, которую мы знаем «Во поле береза стояла».
- Почему она называется русской народной? (ответы детей)
-Перед исполнением песни, давайте распоемся (встают около музыкального руководителя)
Распевание: народная потешка « Ворон»
Пение: Русская народная песня «Во поле береза стояла
(Повторяем слова, работаем над чистотой интонации и поём 1-4куплеты стоя около берёзки)
- А что еще можно делать вокруг берёзки?
( ответы детей: водить хоровод, играть на музыкальных инструментах…) - На каких инструментах? (народных)
Муз.рук.: -Ау меня нет инструментов. Давайте, походим по полянке, может, что – нибудь и найдём. (дети находят сундучок) Не открывается. Наверное, чтобы сундучок открылся, надо сказать, волшебные слова. Но можно и придумаем самим. ( Дети предлагают свои варианты.)
Все повторяют: «Раз, два, три - сундучок отворись! Что в нём, покажись» ( в сундучке платочки, инструменты)
Муз.рук.: Давайте разделимся на две подгруппы: одна группа играет на народных инструментах, другая водит хоровод вокруг берёзки.
(предлагаю право выбора: кому что нравится (инструменты, платочки),
Под фонограмму ( плюс) хоровода « Ой, берёзка, моя, беленькая»– творческая импровизация(танцевальная, игра на инструментах)
Муз.рук.: ( смотрю в сундучок) -Ребята, а в сундучке ещё что – то лежит. Отгадайте: загадка « Летом раньше всех встаёт, яркий свет на землю льёт. Заглянуло мне в оконце ослепительное …(солнце)
(Достаю из сундука шапочку « Солнышко»., спрашиваю, как называется эта игра.)
- Чтобы в игру вокруг берёзки играть, надо кричалку сказать Ребёнок: Приглашаю детвору, На весёлую игру, А кого не примем, За уши поднимем. Уши будут красные, До того прекрасные. Игра «Солнышко» - 2-3 раза По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют «Гори, солнце, ярче! Лето будет жарче, А зима теплее, А весна милее!» Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры. Муз.рук.: (стучу в бубен) -Раз, два и закончилась игра.
4.Слайд: Берёзовая роща
Муз.рук.: -Давайте посмотрим на русские берёзки, которых очень много у нас, на Сахалине, в городе Корсакове, где мы живём.
Вопросы:- Что вы сегодня узнали нового?
- Что запомнилось вам больше всего?
-Свои впечатления я предлагаю вам выразить на бумаге, нарисовав понравившуюся березу. Нарисовать вы можете дома или в группе, поделившись впечатлениями между собой
Муз.рук.: Мне хочется закончить нашу встречу красивыми словами «Ты до того березонька красива И в полдень жаркий, и в часы росы. Что без тебя немыслима Россия,
И я, не мыслим без твоей красы!»
Дети кланяются в пояс березке и выходят из зала под звучание песни «От чего так в России березы шумят?» (в исполнении С. Безрукова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективная работа «Во поле берёзки стояли» (средняя группа)
Цель:Развивать творческие способности. Расширять представление о самом почитаемом дереве России-берёзе. Задачи:Развивать мелкую моторику рук,интерес к ручному труду;воспитывать аккуратность,усидч...
Хоровод. "Во поле берёзка стояла"
Цель: - развивать двигательные, музыкально - ритмические навыки, умение слушать музыку и выполнять движения под музыку в соответствии с ритмом, характером музыкального произведения; - построени...
Сценарий досуга "Во-поле берёзка стояла"
Познавательно – развлекательный досугдля детей старшей группы...
Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с элементами занятия "Круг". "Во поле берёзка стояла"- коллективная аппликация
Цель: учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.Задачи:Образовательные:расширять представления детей о характерных признаках осени;продолжать учить различать некоторые деревья;развиват...
Музыкальный досуг «Во поле берёзка стояла»
Музыкальный досуг «Во поле берёзка стояла»Батманова О.А., группа средняя группа ЗПРВоспитатель:С чего начинается Родина? Наверное, с белых берез! С их царства, скв...
План - карта проекта «Во поле берёзка стояла !», (15.04-19.04.2024)
Младшая группаЦель проекта: Формировать представления дошкольников о деревьях, развивать интерес к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек на ветках березы....