Тематическое занятие «Во поле берёзка стояла»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цыганкова  Ирина Васильевана

     Сохранить природу - это актуальная проблема в современном мире. Необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения,                                                                                                                               с которым ребёнок сталкивается каждый день. И этим объектом может быть – берёза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_beryozka.docx484.24 КБ

Предварительный просмотр:

         

НОД

«Во поле берёзка стояла»

Подготовительная группа

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/128/705/128705006_vo_pole_beryoza.JPG

Музыкальный руководитель

Цыганкова Ирина Васильевна

Актуальность: Сохранить природу-это актуальная проблема в современном мире.  Необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которым ребёнок сталкивается каждый день. И этим объектом может быть – берёза. Белая берёзка- символ  России, нашей Родины, где мы живём, играем, дружим. В частности музыка, поэзия,  художественное творчество помогает связать образ берёзки с окружающей нас природой, с нашей Родиной.

Цель: Воспитывать у детей чувства любви к родному краю через любовь к природе посредством музыкальных  и литературных произведений, изобразительного искусства                                                                                        Задачи: 1. Дать представления о самом почитаемом дереве в России – березке, расширить представления детей об образе березы в поэзии, в произведениях изобразительного искусства, музыке (через фольклорные формы:  песни, хороводы,  потешки, загадки, поэзию,  народные  игры).

2.Развивать у детей музыкально – слуховые, танцевально-двигательные навыки, речь, индивидуальные музыкальные способности, через содержание и различные виды музыкальной деятельности.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края через разные виды искусства.

           Для достижения цели были использованы следующие методы и приёмы:

  • наглядность: репродукция картин художников: С. Сержинский. Березы, О. Межук. Березы, И. Левитан, Золотая осень, Березовая роща, И. Грабарь.. Январская березка, А. Куинджи;  берёзка- макет, портрет П.И.Чайковского;
  • словесный: беседа;
  • художественное слово: чтение стихов о берёзке, загадки, потешки, пальчиковая игра « Березка»;
  • использование ИКТ- презентация;
  • атрибутика: платочки, ленточка, шапочка « Солнышко», музыкальные народные инструменты, сундучок.

Музыкальный материал:

1. Музыкально – ритмические движения: «Марш», « Полька», «Вальс».

2.Слушание: мелодия русской народной  песни « Во поле берёзка стояла» из финала « Первая симфония» П. И. Чайковский.  

3. Пение : попевка «Ворон»;  песня « Во поле берёзка стояла».

4. Фонограмма – (плюс) песня-хоровод « Ой, берёзка, моя, беленькая», фонограмма- пение птиц.

5. Игра – русская народная  игра « Солнышко».                                                         

Планируемые результаты образовательной деятельности:

    1.Формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к                 родному краю, русской березке – символу России через разные виды искусства

 2. Дети способны осмыслить и понять данный материал и высказать свои впечатления.

Ход занятия.          Звучит народная музыка.

                   Дети свободно заходят  в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель (Муз.рук.): 

Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие: (поёт) «Здравствуйте ребята»

Дети: (поют)  «Добрый день, добрый день! Заниматься нам не лень».

Муз.рук.:  Я хочу вас пригласить   на знакомую мне лесную  полянку. Но давайте подумаем, как нам попасть на полянку. 

( ответы детей: пойти пешком, придумать свои волшебные слова, поехать на машине, на лошади…)

Муз.рук.:  Чтобы было веселее в пути, будем выполнять те движения, которые подскажет вам характер музыки.  

Музыкально – ритмические движения: « Марш» « Полька» « Вальс»

-(Дети идут по кругу, в рассыпную: маршируют, делают подскоки ,выполняют плавные движение ног и рук)

1слайд:         Лесная полянка        Фонограмма « Пение птиц»

Муз.рук.: А вот и лесная полянка. Закройте глаза и послушайте лесные звуки.

         Дети закрывают глаза. Незаметно ставлю макет« Берёзки»

Муз.рук.: -А это, что за деревце стоит? Как оно называется?( Берёзка)

-Давайте превратимся на минуточку в берёзку. Спинки прямые, головка прямо смотрит, руки опущены.

Пальчиковая гимнастика: (потешка)

Среди поля березка стоит               (изображать березку)

Она листьями шумит                       (фонарики  вверху)

Ее солнышком печет,                      (пр.р. рисовать солнце)                                                      Частым дождиком сечет                  (опускать руки,  шевеля пальцами)                                       Буйный ветер повевает                    (качать руками вверху)                                                             И березку наклоняет.                       (согнуть туловище )                                Муз.рук.: ( предлагаю сесть на ковер около берёзки)А у нас в Корсакове растут берёзки? Где вы их видели?  (ответы детей) 

          С чего начинается Родина?  Наверное, с белых берез…. Береза – любимое дерево всех русских людей и даже специальный праздник придумали: день Рождения Берёзы – 11 апреля. Берёзка это не просто дерево. Береза считается символом России, гордостью России. Русская березка — символ русской природы. Русская березка! Ветры ее клонят, да сломить ее не могут. А мы люди должны беречь красу-березоньку. Давайте мы украсим нашу березоньку ленточкой, чтобы она была еще нарядней и красивее, и придумаем ласковые слова для берёзки.                                                 (дети: березонька, белоствольная, белолицая, белая, зелененькая, высоконькая, стройная, кудрявая, красавица)

Муз.рук.: Вот такими словами воспевал русскую берёзку поэт:

«Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,

В белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,

С красивыми застежками, с зелеными сережками.

Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную» В. Рождественский

    -Посмотрите на экран. Полюбуемся красой берёзки во все времена года.

2слайд: Размещены репродукции картин художников с изображением  русской березы

Муз.рук.: Не только поэты воспевали словами русскую Березку, но и художники красками изображали её в своих картинах в разные времена года.

Беседа с детьми: какими красками изображали художники свою берёзку в разные времена года? (отдельно по картинам)

Муз.рук.:  Ребята, а как вы думаете, композиторы изображали русскую Берёзку? А как? (ответы детей: звуками музыки…)

3слайд:  Портрет П.И.Чайковского

Муз.рук.: Ребята, вы узнали композитора? ( ответы детей) 

 Беседа: О любви композитора к русской природе, народному творчеству.

Слушание музыки: мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла», из Финала « Первая симфония» П. И. Чайковский

-Ребята, когда вы услышите знакомую мелодию, можно ручками «рисовать» музыку?

(Дети слушают, отвечают, анализируют, высказывают мнения.)

- Правильно, это мелодия русской народной песни, которую мы знаем «Во поле береза стояла».

- Почему она называется русской народной? (ответы детей)

-Перед исполнением песни, давайте распоемся (встают около музыкального руководителя)

Распевание:  народная  потешка « Ворон»

Пение:  Русская народная песня «Во поле береза стояла

(Повторяем слова, работаем над чистотой интонации и поём 1-4куплеты стоя около берёзки)

- А что еще можно делать вокруг берёзки?

( ответы детей: водить хоровод, играть на музыкальных инструментах…)                                                                                                       - На каких инструментах? (народных)

Муз.рук.:  -Ау меня нет инструментов. Давайте, походим по полянке, может, что – нибудь и найдём. (дети находят сундучок) Не открывается.  Наверное, чтобы сундучок открылся, надо сказать, волшебные слова. Но можно и придумаем самим. ( Дети предлагают свои варианты.)                                            

Все повторяют: «Раз, два, три - сундучок отворись! Что в нём, покажись»   ( в сундучке платочки, инструменты)

Муз.рук.:  Давайте разделимся  на две подгруппы: одна группа играет на народных инструментах, другая водит хоровод вокруг берёзки. 

(предлагаю право выбора: кому что нравится (инструменты, платочки),

 Под фонограмму ( плюс) хоровода « Ой, берёзка, моя, беленькая»творческая импровизация(танцевальная, игра на инструментах)

 Муз.рук.: ( смотрю в сундучок) -Ребята, а в сундучке ещё что – то лежит. Отгадайте: загадка « Летом раньше всех встаёт, яркий свет на землю льёт. Заглянуло мне в оконце ослепительное …(солнце)

 (Достаю из сундука шапочку « Солнышко»., спрашиваю, как называется эта игра.)

- Чтобы в игру вокруг берёзки играть, надо кричалку сказать                           Ребёнок: Приглашаю детвору, На весёлую игру,                                                                                                              А кого не примем, За уши поднимем.                                                                                                                Уши будут красные, До того прекрасные.                                                                                                                                                                                                                                                            Игра «Солнышко» - 2-3 раза                                                                                                                                                 По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют                                                                       «Гори, солнце, ярче! Лето будет жарче,                                                                                                   А зима теплее, А весна милее!»                                                                                                                  Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.                                                                                                                                                     Муз.рук.: (стучу в бубен) -Раз, два и закончилась игра.

4.Слайд:                         Берёзовая роща

Муз.рук.: -Давайте посмотрим на русские берёзки, которых очень много у нас, на Сахалине, в городе Корсакове, где мы живём.

Вопросы:- Что вы сегодня узнали нового?

- Что запомнилось вам больше всего?

-Свои впечатления я предлагаю вам выразить на бумаге, нарисовав понравившуюся березу. Нарисовать вы можете дома или в группе, поделившись впечатлениями между собой 

Муз.рук.: Мне хочется закончить нашу встречу красивыми словами                                                                                                                           «Ты до того березонька красива                                                                                                                 И в полдень жаркий, и в часы росы.                                                                                                    Что без тебя немыслима Россия,

И я, не мыслим без твоей красы!»

Дети кланяются в пояс березке и выходят из зала под звучание песни «От чего так в России березы шумят?» (в исполнении С. Безрукова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная работа «Во поле берёзки стояли» (средняя группа)

Цель:Развивать творческие способности. Расширять представление о самом почитаемом дереве России-берёзе. Задачи:Развивать мелкую моторику рук,интерес к ручному труду;воспитывать аккуратность,усидч...

Хоровод. "Во поле берёзка стояла"

Цель: - развивать двигательные, музыкально - ритмические навыки, умение слушать музыку и выполнять движения под музыку в соответствии с ритмом, характером музыкального произведения;   - построени...

Сценарий досуга "Во-поле берёзка стояла"

Познавательно – развлекательный досугдля детей старшей группы...

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с элементами занятия "Круг". "Во поле берёзка стояла"- коллективная аппликация

Цель: учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.Задачи:Образовательные:расширять представления детей о характерных признаках осени;продолжать учить различать некоторые деревья;развиват...

Музыкальный досуг «Во поле берёзка стояла»

Музыкальный досуг «Во поле берёзка стояла»Батманова О.А., группа средняя группа ЗПРВоспитатель:С чего начинается Родина? Наверное, с белых берез! С их царства, скв...

План - карта проекта «Во поле берёзка стояла !», (15.04-19.04.2024)

Младшая группаЦель проекта: Формировать представления дошкольников о деревьях, развивать интерес к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек на ветках березы....