Развлечение в подготовительной группе "Жаворонушки"
материал
Жаворонки-народный праздник. У русского народа бытовала вера, что в этот день (22марта) из теплых стран возвращаются птицы, и первая из них жаворонок. В честь этой птицы праздник называется "Жаворонки". В нашем детском саду стало традицией проводить с детьми развлечение и печь маленьких птичек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie_zhavoronki.docx | 71.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» г. Сорочинска Оренбургской области
Развлечение
в подготовительной группе «Жаворонушки»
Составила:
Воспитатель 1 категории
Игнатьева Н.В.
2021г
Развлечение в подготовительной группе «Жаворонушки»
Цель: Познакомить детей с праздником прилёта ранних птиц - жаворонков.
Программные задачи:
Образовательные:
Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
Учить понимать смысл пословиц и поговорок;
Учить детей внимательно вслушиваться в музыку, понимать содержание произведения;
Учить эмоционально, отзываться на веселый, живой характер песни.
Развивающие:
Обогатить и систематизировать знания детей о перелетных птицах;
Расширять и активизировать словарь детей;
Развивать речь детей, заучивая заклички, поговорки;
Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания
Воспитательные:
Воспитывать любовь к народной культуре, способствовать сохранению традиций;
Прививать доброжелательное отношение к птицам;
Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность;
Воспитывать у детей любовь к народному фольклору;
Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.
Интеграция образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура.
Методические приёмы:
Рассказ и объяснение воспитателя;
Игровая ситуация, с использованием художественного слова;
Художественное слово;
Поощрение
Оборудование:
Ноутбук, музыкальная подборка: «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского, хоровод «Веснянка», платки, кепки, канат, шапочки птиц, самовар, печенье «Жаворонки».
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси; заучивание закличек о весне, поговорок о весне и труде.
Ход развлечения:
Дети сидят на стульчиках.
Звучит песня «Перед Весной».
Выходит воспитатель в русском народном костюме:
- Здравствуйте, мои ребятушки,
Здравствуйте, мои хорошие детушки!
Воспитатель: Вы знаете, а ведь сегодня необычный день!
Сегодня мы с вами отмечаем прилёт птиц и приход весны. С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче солнце, звенят ручьи.
А что вы знаете о весне мы сейчас проверим:
-Весной на лыжах катаемся?
-Весной река замерзает?
-Весной ежи просыпаются?
-Весной скворцы улетают?
-Весной урожай собирают?
-Весной птицы с юга прилетают?
-Весной снег тает?
Проводится подвижная народная игра «Перепрыгни ручей».
Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить.
Давайте позовем Весну:
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март
Солнцу рад;
Апрель, апрель -
Откроет дверь;
Май, май-
Сколько хошь гуляй!
Ау, ау, аукаем!
Звучит музыка “Песня Весны” (стихи Плещеева) в зал входи Весна.
В зал входит Весна, и читает стихотворение:
Я Весна красна! Бужу землю ото сна, наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки, прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу, людям радость я несу!
Воспитатель: В хоровод быстрей вставайте и «Веснянку» запевайте! («Веснянка» музыка и слова Картушиной).
Хоровод «Веснянка».
1. Ой, бежит ручьём вода,
Нет ни снега, нет ни льда.
Припев: Ой, вода, ой, вода
Нет ни снега, нет ни льда.
2. Прилетели журавли
И соловушки малы.
Припев: Журавли, журавли
И соловушки малы.
3. Мы весняночку поём
Весну красную зовём.
Припев: Ой, поём, ой, поём
Весну красную зовём.
Весна:
После зимней тишины,
После стужи зимней.
Из-за гор, из-за морей,
Прилетают птицы.
Птицы в край летят родной,
Будут гнезда вить весной.
Соловьи, грачи, скворцы –
Вот весенние певцы.
Проводится народная игра «Грачи летят».
Весна: Да, птицы возвращаются из теплых стран домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут» - говорили люди в старину.
Вот и со мной пернатые прилетели.
В гости к вам я пришла
И загадки принесла.
А вы сможете отгадать?
1.Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял
И вернулись наши стаи! (перелетные птицы)
2. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
3. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник
Смастерили мы… (скворечник)
3.Здесь на ветке чей дом,
Ни дверей в нем, ни окон.
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут? … (гнездо)
4. На шесте - дворец.
Во дворце - певец. (скворец)
5. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поёт, поёт. (жаворонок)
Весна: Молодцы! Все загадки отгадали.
Воспитатель:
Весна – красна, разных птиц ты любишь,
Разных птиц голубишь.
Весна:
Да, но дороже всех одна
Пташка малая, вот она. (Показывает жаворонка)
Воспитатель: На Руси всегда играли в весёлые игры. Давайте и мы с вами поиграем.
Проводится народная игра «Жаворонок».
Дети становятся в круг, один ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
(Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребёнком. Тот, кто находит колокольчик, звонит в него, затем происходит смена ведущего).
Тихо звучит музыка: Чайковский «Песня жаворонка».
-Ребята, понравилось вам пение жаворонка?
Весна: Вот и со мной прилетели жаворонки – жаворонушки.
Воспитатель: Ребята, послушайте легенду о жаворонке:
Легенда о жаворонке
Бродил по земле волшебник.
Видит волшебник – мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. У пахаря рубашка на спине взмокла от соленого пота. Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника обед разделить: ломоть хлеба, пару луковиц да кувшин родниковой воды. Подкрепился волшебник, расспросил пахаря о житье - бытье. Пожаловался тот: надоело слушать, как камни о плуг грохочут. Бросил волшебник в небо маленький камень. Защебетала в поднебесье серая птичка. Веселее зашагал конь. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.
Так вот с того времени и повелось отмечать этот праздник, 22 марта.
В нашей стране этот праздник имеет давнюю традицию. В старом календаре есть такие праздники, как День встречи перелетных птиц,
На Жаворонка день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. С прилетом птиц начинается весна. День 22 марта считался у русского народа большим праздником, отмечали его весело и торжественно - ведь он открывал весну. Назывался этот день «Сорок сороков». У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. 22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну.
Утром хозяйки из муки пекли 40 хлебных шариков, а затем выбрасывали каждый день по одному шарику на улицу, задабривая мороз, и говорили:
«Мороз – красный нос
Вот тебе хлеб и овес.
А теперь убирайся по добру – поздорову».
В народе верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет совсем, а прилетят 40 разных птиц и весну на крыльях принесут.
Мы сейчас с вами поиграем и мороз прогоним.
Проводится народная игра «Бросаем шарики»
А еще были такие народные приметы, дети сейчас расскажут нам о них:
«Сороки» тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет;
«Сороки» холодные - жди сорок холодных утренников;
Ранний прилет грачей и жаворонков - к дружной весне.
Жаворонок (является) к теплу, зяблик к стуже.
Сколько проталинков – столько и жаворонков.
Воспитатель:
Перелётные птицы так красиво поют. Интересно, знаете ли вы птиц?
Проводится игра «Перелетные птицы»
У каждой «птички» своё гнёздышко.
На ковре лежат несколько гнёзд, (кругов) в круге - птичка (ребенок).
Остальные дети под музыку гуляют по залу, в руках у них картинки птиц, с окончанием музыки, они бегут каждый к своей «птичке».
Весна: Молодцы!
Воспитатель:
У наших предков был такой обычай: Печеных жаворонков насаживали на длинные палки или просто раздавали детям, и те с криком и звонким смехом выбегали с ними на пригорки. Они что есть силы звали жаворонков и закликали весну:
Дети:
«Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
Заклички в разных местах, по России, отличались друг от друга, хотя и были похожи.
В Оренбургской губернии закликали так:
1 ребенок:
Ты пчелынька,
Пчела ярая!
Ты вылети с заморья,
Ты вынеси ключики,
Отомкни летичко,
Летичко теплое,
Лето хлебородное!
Жаворонки,
Перепёлушки,
Птички – ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, Весну красную
Принесите нам!
На жердочке,
На бороздочке,
И с сохой, и с бороной,
И с кобылой вороной,
С пряльцем, с донцем,
С кривым веретенцем!
Зима нам надоела,
Хлеб и сено поела,
Ручки – ножки познобила,
Скотинушку поморила!
В Рязанской губернии закликали так:
2 ребенок:
Жаворонок,
Жаворонок!
На тебе зиму,
А нам лето!
На тебе сани,
А нам телегу!
В Смоленской губернии по - другому:
3 ребенок:
Уж ты пташечка,
Ты залетная!
Ты слетай
На сине море,
Ты возьми
Ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето!
В Саратовской губернии звучало так:
4 ребенок:
Жаворонки – жаворонушки,
Вы скорее летите, тепло принесите!
Нам зима надоела
Весь хлеб она поела.
Нет ни хлеба, ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
Воспитатель:
- Непорядок – самовар на окошке! Самовар мы поставим на стол, всех к столу позовем. К ароматному чаю угощение принесем! (вносят испеченных жаворонков).
Звучит музыка «Пение жаворонка».
Воспитатель:
Я приглашаю всех к столу: отведайте румяных жаворонков да сладкий ароматный чай!
Закончился наш праздник, мне хочется вам сказать:
«Жаворонка люди любят за его простодушие, он поет просто потому, что внизу спеет рожь, а над ним высокое небо, и может быть еще потому, что он ощущает свое назначение сделать светлее и звонче мир вокруг».
Так давайте, ребята, и мы с вами, будем бережливее относиться к матушке – природе и добрее будем к людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект вечера развлечения в подготовительной к школе группе
Вечер развлечения, проведенный в форме "литературной гостинной". Занятие способствует духовному становлению личности, расширяет и углубляет знания о русских народных сказках, развивает инстерес к худо...
РАЗВЛЕЧЕНИЕ для подготовительной группы «ЗОВ ТАЙГИ»
Воспитание гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу....
Конспект спортивного развлечения в подготовительной группе "Большие гонки" с участием родителей
Конспект спортивного развлечения для детей подготовительной группы с участием их родителей....
Развлечение в подготовительной группе "Все народы в гости к нам"
Познакомить детей с народами Поволжья....
Физкультурное развлечение в подготовительной группе " Весенние старты"
Это развлечение хорошо провести сейчас - весной, детям будет очень интересно!...
Презентация к вечеру развлечений в подготовительной группе. Тема:" Что за прелесть эти сказки".
Данная презентация поможет в прочедении вечера развлечений по сказкам в подготовительной группе с участием родителей....
Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ» план-конспект занятия (подготовительная группа)
Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ»план-конспект занятия (подготовительная группа)Цель:- формирование экологической культуры подрастающего поколения...