Развлечение в подготовительной группе "Жаворонушки"
материал

Игнатьева Наталья Васильевна

Жаворонки-народный праздник. У русского народа бытовала вера, что в этот день (22марта) из теплых стран возвращаются птицы, и первая из них жаворонок. В честь этой птицы праздник называется "Жаворонки". В нашем детском саду стало традицией проводить с детьми развлечение и печь маленьких птичек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_zhavoronki.docx71.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5» г. Сорочинска Оренбургской областиC:\Users\1\Desktop\PENT1432.jpg

Развлечение

в подготовительной группе «Жаворонушки»

Составила:

Воспитатель 1 категории

Игнатьева Н.В.

2021г

Развлечение в подготовительной группе «Жаворонушки»

Цель: Познакомить детей с праздником прилёта ранних птиц  - жаворонков.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.

Учить понимать смысл пословиц и поговорок;

Учить детей внимательно вслушиваться в музыку, понимать содержание произведения;

Учить эмоционально, отзываться на веселый, живой характер песни.

Развивающие:

Обогатить и систематизировать знания детей о перелетных птицах;

Расширять  и активизировать словарь детей;  

 Развивать речь детей, заучивая заклички, поговорки;

Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы;    эстетические чувства, переживания

Воспитательные:

Воспитывать любовь к народной культуре, способствовать сохранению традиций;

Прививать доброжелательное  отношение к птицам;

Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность;

Воспитывать у детей любовь к народному фольклору;

Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.

Интеграция образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, физическая культура.

Методические приёмы:

Рассказ и объяснение воспитателя;

Игровая ситуация, с использованием художественного слова;

Художественное слово;

Поощрение

Оборудование:

 Ноутбук, музыкальная подборка: «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского,  хоровод «Веснянка», платки, кепки, канат, шапочки птиц, самовар, печенье «Жаворонки». 

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси; заучивание закличек о весне, поговорок о весне и труде.

Ход  развлечения:

Дети сидят на стульчиках.

Звучит песня «Перед Весной».

Выходит воспитатель в русском народном костюме:

- Здравствуйте, мои  ребятушки,

Здравствуйте, мои  хорошие детушки!

Воспитатель: Вы знаете, а ведь сегодня необычный день!

Сегодня мы с вами отмечаем прилёт птиц и приход весны. С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче солнце, звенят ручьи.

А что вы знаете о весне мы сейчас проверим:

-Весной на лыжах катаемся?

-Весной река замерзает?

-Весной ежи просыпаются?

-Весной скворцы улетают?

-Весной урожай собирают?

-Весной птицы с юга прилетают?

-Весной снег тает?

Проводится подвижная народная игра «Перепрыгни ручей».

Воспитатель: По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить.

Давайте позовем Весну:

Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем:

Март, март

Солнцу рад;

Апрель, апрель -

Откроет дверь;

Май, май-

Сколько хошь гуляй!

Ау, ау, аукаем!

Звучит музыка “Песня Весны” (стихи Плещеева) в зал входи Весна. 

В зал входит Весна, и читает стихотворение:

Я Весна красна! Бужу землю ото сна, наполняю соком почки,

На лугу ращу цветочки, прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу, людям радость я несу!

Воспитатель: В хоровод быстрей вставайте и «Веснянку» запевайте! («Веснянка»  музыка и слова Картушиной).

Хоровод «Веснянка».

1. Ой, бежит ручьём вода,

Нет ни снега, нет ни льда.

Припев: Ой, вода, ой, вода

Нет ни снега, нет ни льда.

2. Прилетели журавли

И соловушки малы.

Припев: Журавли, журавли

И соловушки малы.

3. Мы весняночку поём

Весну красную зовём.

Припев: Ой, поём, ой, поём

Весну красную зовём.

Весна:  

После зимней тишины,

После стужи зимней.

Из-за гор, из-за морей,

Прилетают птицы.

Птицы в край летят родной,
Будут гнезда вить весной.
Соловьи, грачи, скворцы –
Вот весенние певцы.

Проводится народная игра «Грачи летят».

Весна: Да, птицы возвращаются из теплых стран домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут» - говорили люди в старину.

Вот и со мной пернатые прилетели.

В гости к вам я пришла
И загадки принесла.

А вы сможете отгадать?

1.Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял

И вернулись наши стаи! (перелетные птицы)

2. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.  (грач)

3. Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник

Смастерили мы… (скворечник)

3.Здесь на ветке чей дом,

 Ни дверей в нем, ни окон.

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут? … (гнездо)

4. На шесте - дворец.

Во дворце - певец. (скворец)

5. Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поёт, поёт. (жаворонок)

Весна: Молодцы! Все загадки отгадали.

Воспитатель:

Весна – красна, разных птиц ты любишь,

Разных птиц голубишь.

Весна:

Да, но дороже всех одна

Пташка малая, вот она. (Показывает жаворонка)

 Воспитатель: На Руси всегда играли в весёлые игры. Давайте и мы с вами поиграем.

Проводится народная игра  «Жаворонок».

Дети становятся в круг, один ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

(Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребёнком. Тот, кто находит колокольчик, звонит в него, затем происходит смена ведущего).

Тихо звучит музыка: Чайковский  «Песня жаворонка».

 -Ребята, понравилось вам пение жаворонка?

 Весна: Вот и со мной прилетели жаворонки – жаворонушки. 

Воспитатель: Ребята, послушайте легенду о жаворонке:

Легенда о жаворонке

Бродил по земле волшебник.

Видит волшебник – мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. У пахаря рубашка на спине взмокла от соленого пота. Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника обед разделить: ломоть хлеба, пару луковиц да кувшин родниковой воды. Подкрепился волшебник, расспросил пахаря о житье - бытье. Пожаловался тот: надоело слушать, как камни о плуг грохочут. Бросил волшебник в небо маленький камень. Защебетала в поднебесье серая птичка. Веселее зашагал конь. Впервые за весь день улыбнулся пахарь.

Так вот с того времени и повелось отмечать этот праздник, 22 марта.

В нашей стране этот праздник имеет давнюю традицию. В старом календаре есть такие праздники, как День встречи перелетных птиц,  

На Жаворонка день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. С прилетом птиц начинается весна. День 22 марта считался у русского народа большим праздником, отмечали его весело и торжественно - ведь он открывал весну. Назывался этот день «Сорок сороков». У русских людей существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. 22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну.

Утром хозяйки из  муки пекли 40 хлебных шариков, а затем выбрасывали каждый день по одному шарику на улицу, задабривая мороз, и говорили:

«Мороз – красный нос

Вот тебе хлеб и овес.

А теперь убирайся по добру – поздорову».

В народе верили, что  мороз, наевшись хлебных шариков, уйдет совсем, а прилетят 40 разных птиц и весну на крыльях принесут.

Мы сейчас с вами поиграем и мороз прогоним.

Проводится народная игра «Бросаем шарики»

А еще  были такие народные приметы, дети сейчас расскажут нам о них:

«Сороки» тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет;

«Сороки» холодные - жди сорок холодных утренников;

Ранний прилет грачей и жаворонков - к дружной весне.

Жаворонок (является) к теплу, зяблик к стуже.

Сколько проталинков – столько и жаворонков.

Воспитатель:

 Перелётные птицы так красиво поют. Интересно, знаете ли вы птиц?

Проводится игра «Перелетные птицы» 

У каждой «птички» своё гнёздышко.

На ковре лежат несколько гнёзд,  (кругов) в круге - птичка (ребенок).

 Остальные дети  под музыку гуляют  по залу, в руках у них картинки птиц, с окончанием музыки, они бегут каждый к своей «птичке».

Весна: Молодцы!

Воспитатель:

У наших предков был такой обычай: Печеных жаворонков насаживали на длинные палки или просто раздавали детям, и те с криком и звонким смехом выбегали с ними на пригорки. Они что есть силы звали жаворонков и закликали весну:

 Дети:

 «Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!» 

Заклички  в разных местах, по России, отличались друг от друга, хотя и были похожи.

 В Оренбургской губернии закликали так:

 1 ребенок:

 Ты пчелынька,

Пчела ярая!

Ты вылети с заморья,

Ты вынеси ключики,

Отомкни летичко,

Летичко теплое,

Лето хлебородное!

Жаворонки,

Перепёлушки,

Птички – ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную, Весну красную

Принесите нам!

На жердочке,

На бороздочке,

И с сохой, и с бороной,

И с кобылой вороной,

С пряльцем, с донцем,

С кривым веретенцем!

Зима нам надоела,

Хлеб и сено поела,

Ручки – ножки познобила,

Скотинушку поморила!

В Рязанской губернии закликали так:

2 ребенок:

Жаворонок,

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето!

На тебе сани,

А нам телегу!

В Смоленской губернии по -  другому:

3 ребенок:

 Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

На сине море,

Ты возьми

Ключи весенние,

Замкни зиму,

 Отомкни лето!

В Саратовской губернии звучало так:

4 ребенок:

  Жаворонки – жаворонушки,

Вы скорее летите, тепло принесите!

Нам зима надоела

Весь хлеб она поела.

Нет ни хлеба, ни картошки,

Самовар стоит на окошке.

Воспитатель:

- Непорядок – самовар на окошке! Самовар мы поставим на стол, всех к столу позовем. К ароматному чаю угощение принесем!  (вносят испеченных жаворонков).

 Звучит музыка «Пение жаворонка».

Воспитатель:

Я приглашаю всех к столу: отведайте румяных жаворонков да сладкий ароматный чай!

 Закончился наш праздник,  мне хочется вам сказать:

«Жаворонка люди любят за его простодушие, он поет просто потому, что внизу спеет рожь, а над ним высокое небо, и может быть еще потому, что он ощущает свое назначение сделать светлее и звонче мир вокруг».

Так давайте, ребята, и мы с вами, будем  бережливее  относиться к матушке – природе и добрее будем к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вечера развлечения в подготовительной к школе группе

Вечер развлечения, проведенный в форме "литературной гостинной". Занятие способствует духовному становлению личности, расширяет и углубляет знания о русских народных сказках, развивает инстерес к худо...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ для подготовительной группы «ЗОВ ТАЙГИ»

Воспитание гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу....

Конспект спортивного развлечения в подготовительной группе "Большие гонки" с участием родителей

Конспект спортивного развлечения для детей подготовительной группы с участием их родителей....

Физкультурное развлечение в подготовительной группе " Весенние старты"

Это развлечение хорошо провести сейчас - весной,  детям будет очень интересно!...

Презентация к вечеру развлечений в подготовительной группе. Тема:" Что за прелесть эти сказки".

Данная презентация поможет в прочедении вечера развлечений по сказкам в подготовительной группе с участием родителей....

Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ» план-конспект занятия (подготовительная группа)

Летнее развлечение в подготовительной к школе группе «ЭКО-ВОДНЫЕ ЭСТАФЕТЫ»план-конспект занятия (подготовительная группа)Цель:- формирование экологической культуры подрастающего поколения...