Конспект вечера развлечения в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Вечер развлечения, проведенный в форме "литературной гостинной". Занятие способствует духовному становлению личности, расширяет и углубляет знания о русских народных сказках, развивает инстерес к художественной литературе, активизирует художественно - эстетические потребности детей, делает досуг дошкольников активным и познавательным
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Волшебное путешествие в русскую сказку
Форма проведения: литературная гостиная
Цели: активно способствовать духовному становлению личности – гармонически развитой, с высоким нравственными и эстетическими потребностями, развитие и совершенствование творческих способностей
Образовательная: расширить и углубить знания воспитанников о русских народных сказках
Развивающая: развивать интерес к художественной литературе; выявить и развить у воспитанников творческие способности, эстетический вкус;
Воспитательная: активизировать художественно – эстетические потребности детей; сделать досуг воспитанников интересным и познавательным
Предшествующая работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, рисование иллюстраций к русским народным сказкам
Материалы и оборудование: мультемедийная установка, экран
Ход
(Слайд №1)
Воспитатель : - Вы любите сказки? Конечно, сказки любят все! А каких героев русских народных сказок вы знаете? (Выслушать ответы детей).
Воспитатель : - Сегодня мы попытаемся разобраться - кто же они, эти сказочные герои, что представляют собой те, кто живет в русских сказках. Но перед тем, как начать свой путь, мы должны заглянуть в гости к древней и могущественной богине, ибо без ее разрешения никто не вправе вступить в таинственный мир. А живет она в глухом лесу, в избушке "на курьих ножках".
Пугает ночью филин,
Кричит в лесу сова.
Там в маленькой избушке
Живёт …….
Как ее зовут? (Слайд №2) Баба Яга.
Воспитатель: - По русским народным сказкам мы знаем ее как злую, уродливую и сварливую старуху - волшебницу. Когда-то давным-давно, у наших предков - славян Баба Яга была могущественной богиней: хозяйкой леса, зверей и богиней царства мертвых. Ее избушка считалась входом, воротами в нижнее, подземное царство - НАВЬ. Ее избушка была сторожевой заставой на границе между миром живых людей и миром мертвых. И эту границу ревностно охраняла от посторонних Баба Яга. Чтобы войти в избушку, надо было произнести заклинание. Какое? (ответы детей)"Избушка-избушка, встань по-старому, как мать поставила - к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя лезть, хлеб-соль есть".
Воспитатель : - Почему избушка стоит именно таким образом - спрятав дверь? Древние славяне считали, что войти в нее можно только со стороны Нави - царства мертвых. Мертвым не нужен солнечный свет, не нужны двери и окна: "Избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей..." Герой-путешественник, приходящий в Навь в поисках мудрости и счастья, представал перед Бабой Ягой, и она решала, достоин ли он, быть посвященным в тайные знания или должен умереть за дерзость. Вспомните, как Баба Яга встречала своего гостя? (ответы детей) "Фу-фу-фу, русским духом пахнет. Вот зажарю тебя и съем, а потом на твоих костях поваляюсь-покатаюсь". Это тоже не пустые слова. Русский дух - это дух живого человека, чужака. И к нему Баба Яга настроена враждебно. Ей не нужны непрошеные гости, и она грозиться умертвить героя. Но как бы не злилась Баба Яга, она должна спросить путника: "Кто ты, добрый молодец, зачем пожаловал: дело пытаешь, аль от дела лытаешь?" А что отвечает ей добрый молодец? (ответы детей)"Ты меня сперва напои, накорми, в баньке попарь да спать уложи, а потом пытай!" Был такой древний ритуал посвящения, который существовал у многих языческих народов. Человека, пришедшего в общину, надо накормить - напоить. Ведь до сих пор гостя принято угощать. И только после этого Баба Яга может испытать гостя мудрыми загадками. Попробуйте и вы отгадать загадки:
- Без рук, без ног, а в гору лезет (тесто)
• Кругом вода, а с питьем беда (море, болото)
• Ты за ней - она от тебя, ты от нее - она за тобой (тень) - Вокруг носа вьется, а в руки не дается (запах)
• Течет-течет - не вытечет, бежит-бежит - не выбежит (ручей, река)
• Без рук, без ног, а в избу скок (ветер)
• Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет (мороз).
Воспитатель: - Тех, что не отгадали загадки, варят в котле или сажают в печь на огромной лопате. А если молодец проявил ум и смекалку – укажет ему Баба Яга путь-дорогу в Тридевятое царство, да еще и одарит чудесными вещами. Давайте вспомним, какие волшебные вещи встречаются в русских народных сказках? (ответы детей) (Шапка-невидимка, зеркало, яблочко с блюдечком, гребень и др.)
Воспитатель: - А о каких волшебных вещах говорится в этих загадках:
• Маленький кругленький, аза хвост не поймаешь (клубок, который показывает дорогу)
• Два арапа – родных брата: ростом по колено. Везде с нами гуляют, нас защищают (сапоги-скороходы)
• Интересная вещица – без начала, без конца (кольцо)
Воспитатель: - У Бабы Яги есть и волшебные помощники. Каких помощников Бабы Яги вы знаете? (Выслушать ответы детей). Самый первый помощник - Кот-Баюн – не обычный кот. (Слайд №3) Роста он огромного, шерсть черная, как уголь, глаза горят недобрым огнем. Он самый главный помощник: наделен большой мудростью, хитростью и силой. А еще у него особенный голос. Звук его слышен за семь верст. А если замурлычет – напустит на кого захочет заколдованный сон, который не отличишь от смерти. Помните: "У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том..."
Воспитатель: - Следующий волшебный помощник Бабы Яги – Полкан (полуконь). (Слайд №4) Существо с телом коня и головой человека. Персонаж этот невзрачен с виду, даже уродлив: маленький, с горбом и длинными ушами. Но он мудр, немного плутоват и добр: понимает людей и говорит человеческим голосом. Я думаю, что он вам напомнил героя одной сказки. Откуда это: "Ростом только с три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами. На земле и под землей, он товарищ будет твой. Он зимой тебя согреет, летом холодом обвеет, в жару медом напоит, в голод хлебом угостит". Конечно же, это - Конек-горбунок из сказки Ершова. (Слайд №5)
Физминутка.
Воспитатель: - Вот путник отгадал загадки, получил дары, знает помощников Бабы Яги – и отправляется в путь дальше. На его пути встречаются и другие сказочные существа. Если путь его идет через лес, надо быть очень осторожным. Лес для наших предков был не только кормильцем, но и олицетворением таинственного, а значит враждебного мира: "В лесу есть ворота: филины и совы стерегут засовы, в каждой щелке живут злые волки". Но лес населяют не только звери и птицы, но и множество духов, которые следят за человеком, проникшим в их владения.
Воспитатель: - Царем, хозяином леса считается кто?
Рассказ простой
Он царь лесной.
Ни конному , ни пешему
Не уйти от ………..
– Лешего. (Слайд №6) С виду, Леший похож на человека. Но приглядитесь, и заметите, что в его одежде все перепутано. Тулуп вывернут на изнанку. Левый лапоть одет на правую ногу. Глаза у него зеленые, как мох, а по ночам горят, как два светлячка. Бровей и ресниц у него нет, а также нет и правого уха. Осенью Леший буянит и куролесит в лесу, а зимой спит до весны. Показывается и исчезает внезапно. Хлопает в ладоши, свищет, аукает. Может превратиться в любого зверя или растение. А то прикинется стариком, путником. Если вы пришли в лес с добрыми намерениями, уважительно к зверью и лесу относитесь, то он вас не тронет. В старину, заблудившись в лесу, винили в этом Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Надо было вывернуть одежду наизнанку, переобуться наоборот, и, пятясь задом из леса, произнести три раза заклинание: "Шел, нашел, потерял..." Следы будут идти в лес, вот Леший и запутается. (Предложить ребятам сделать это)
Воспитатель: - А еще на путях-дорогах поджидал путника – Соловей-разбойник. (Слайд №7) Свил себе Соловей-разбойник гнездо на 12 дубах и сидя в нем, свистел так громко и сильно, что все вокруг разрушал своим посвистом на 10 верст: темные леса к земле приклонялись, богатырский конь спотыкался, мать-река Смородина с песком замутилась. Народная фантазия сравнивает свист бури со свистом соловья – отсюда и имя: Соловей-разбойник. Он воплощает злую, разрушительную силу ветра. До сих пор существует поверье, что свистом можно накликать несчастье. Лесные разбойники пересвистывались, подавая друг другу сигналы. До наших дней дошла пословица: не свисти в доме – денег не будет. Кто же сумел победить Соловья-разбойника? Вспомните, как звали этого былинного героя-богатыря? (Илья Муромец.)
Воспитатель: - Прошел наш герой через лес и вышел к реке. Кого он там может встретить, кто хозяин вод? – Водяной. (Слайд №8) Он живет в нарядном тереме из самоцветных камней и ракушек, он очень богат и могущественен. Зимой он спит, а весной пробуждается, буянит: ломает лед на реках, вызывает половодье, разгоняет рыбу. Чтобы его задобрить в воду лили масло, кидали гусей. Вспомните, как звали героя русской народной сказки, встретившего зимой Водяного в образе щуки? (Емеля из сказки "По щучьему велению, по моему хотению...")
Воспитатель: - Но главные обитатели водоемов кто? – Русалки. (Слайд №9) Одни говорят, что это дочери Водяного; другие считают, что утонувшие девушки - жертвы несчастливой любви стали русалками. Это прекрасные бледнолицые девы с длинными волосами. В лунную летнюю ночь они выходят на берег, где водят хороводы, поют песни или качаются на ветвях деревьев. Про русалок говорят, что они заманивают путников, рыбаков в свои объятья, из которых никому не вырваться, и утаскивают с собой под воду.
Воспитатель: - Нашему герою на пути может встретиться и препятствие в виде топи или болота. Вспомните, кто живет в болоте? – Кикимора. (Слайд №10) А в омуте водятся - кто? – Черти. Пословица говорит: "В тихом омуте черти водятся" или "Было бы болото, а черти найдутся". Болотные черти живут семьями. Маленьких чертят в старину называли - хохликами. Вспомните черта или беса из сказки А.С.Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде". Черти всюду на земле могут проникнуть. А как же они выглядят? (Слайд №11) Это черные мохнатые существа с двумя острыми маленькими рожками на макушке и длинным хвостом. Черти - хромые, потому что сломали ноги, когда бог сбросил их на землю. Они умеют менять свой облик и представать в виде черной кошки, черной собаки или черной свиньи.
Воспитатель: - А когда путник благополучно уйдет от всяческой нечисти, в конце пути он должен сразиться с Кощеем Бессмертным. (Слайд №12) Живет Кощей в мрачном непреступном замке, стоящем на вершине скалы. Его имя происходит от слова "кощь" – кость т.е. закостенеть, исхудать, засохнуть. Его изображают высохшим старцем, почти скелетом. Он хитер и жесток. В славянской мифологии его образ связан с зимним замиранием природы. Зима, в представлении наших предков, это маленькая временная смерть. Зимой природа, весь мир засыпает мертвым сном покрытый белым снежным саваном. В это время власть над миром принадлежит Кощею Бессмертному. Кощей зовется Бессмертным потому, что вроде бы умирая, исчезая с первыми весенними лучами – оживает каждую зиму: убить Кощея нельзя. Но в некоторых сказках он был пойман и посажен в подвал на цепях. Но смерть Кощеева все же есть на свете. Где же она? Вспомните: (Выслушать ответы детей) "На дубе сундук, в сундуке – заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце – игла. На конце иглы смерть Кощеева". Яйцо у наших предков олицетворяло солнце. Солнце – свет, способный противостоять и победить тьму, зло и страх.
Воспитатель - Есть еще много сказочных, мифологических и фольклорных персонажей в славянской культуре: домовой, кикимора, лихо-одноглазое, Лада, Ярило, Велес, Даждьбог и т.д. О них вы сможете прочитать в книгах.
Воспитатель: - Сегодня наше волшебное путешествие в сказку закончилось. Вы познакомились с необычными сказочными персонажами, с историей происхождения многих обычаев и суеверий. Надеюсь, что теперь, когда вы будете читать русские народные сказки, вы будете лучше понимать их таинственный смысл...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного развлечения в подготовительной к школе группе "По следам Осени".
Дети собираютя в лес посмотреть на Осень. Тем временем, Баба Яга заколдовывает Осень. Дети ищут следы Осени, находят и спасают Осень....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/29/picture-376689-1409319735.jpg)
Конспект занятия - развлечения для подготовительной к школе группе "Юные спасатели".
Основными задачами данного занятия являются: - ознакомление детей со способами спасения утопающих и средствами спасения; - совершенстврвание плавания любимым способом; - воспитани...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/08/picture-513775-1420665279.jpg)
Конспект тематического развлечения в подготовительной к школе группе с применением ИКТ и технологии ТРИЗ на тему: «Всё дело в шляпе»
Данный учебный материал позволяет:1. Закрепить знания о названиях головных уборов и их назначении;2. Упражнять в образовании относительных прилагательных (фетр-фетровая, шерсть-шерстяная);3. Упражнять...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/13/picture-682137-1444716821.jpg)
Вечер развлечения в подготовительной к школе группе на тему "Кто танцует круглый год, того скука не берет"
Увлекательное путешествие детей с песнями. танцами, стихами по временам года....
Вечер развлечения в подготовительной к школе группе ко Дню пожилого человека «Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой»
Цель: организовать праздничную атмосферу совместного сотрудничества семьи и детского сада. Активизировать интерес детей к семейным традициям, семейным ценностям; воспитывать уважение, любовь к старшем...
Спортивный вечер развлечений в подготовительной к школе группе "В стране произведений Николая Носова".
Впортивный вечер развлечений в подготовительной к школе группе "В стране произведений Николая Носова"....
Вечер развлечения в подготовительной к школе группе на тему "Кто танцует круглый год, того скука не берет"
Увлекательное путешествие детей с песнями. танцами, стихами по временам года....