Игра-викторина "Знатоки этикета"
план-конспект занятия (старшая группа)
Викторина по правилам и нормам поведения для детей старшего длшкольного возраста.
Цель: Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом викторины детям предлагается посмотреть мультфильм "Что такое этикет?" (ссылка ниже)
https://yandex.ru/video/preview/?text=что%20такое%20этикет%20мультфильм&path=yandex_search&parent-reqid=1654415754740227-15515227849442907615-vla1-4614-vla-l7-balancer-8080-BAL-2651&from_type=vast&filmId=17444153621187149702
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина "знатоки этикета" | 529.86 КБ |
viktorina_znatoki_etiketa.pdf | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №32 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Игра-викторина
«Знатоки этикета»
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель: | Воспитатель Барашкова Анна Владимировна |
Санкт-Петербург
2022 г.
Цель: Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- Актуализировать знания детей об этических нормах и правилах культурного поведения в обществе.
- Закрепить ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
- Формировать умения оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Упражнять в подборе слов-антонимов.
Развивающие:
- Продолжать развивать зрительное внимание, фонематическое восприятие, связную речь, мышление, любознательность, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, доброжелательным.
- Воспитывать коммуникативную культуру и умение взаимодействовать друг с другом.
Используемые педагогические технологии:
- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-коммуникационная технология;
- проблемно-игровая технология:
- технология сотрудничества;
- здоровьесберегающая технология.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование:
презентация, проектор, экран, жетоны, смайлики с эмоциями, зеленые и красные круги по количеству детей, фланелеграф с «Полянкой вежливых слов», цветы на липучке, мяч, предметы для сервировки стола, медали за участие.
Ход викторины:
Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришли гости, скажем гостям, «ЗДРАВСТВУЙТЕ». И пусть это пожелание будет добрым и искренним.
Дети (хором): Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в разных странах здороваются по-разному. Например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди; Японцы – кланяются; Лапландцы – трутся носами; Тибетцы, здороваясь, высовывают язык. А как здороваются в России? (Пожимают друг другу руки). Это называется рукопожатие. Давайте и мы друг друга поприветствуем, пожмем руку соседу и передадим улыбку.
Дети передают по кругу рукопожатие и улыбку.
Воспитатель: Ребята, скажите, почему нужно обязательно здороваться при встрече? (Ответы детей.) Как можно сказать про человека, который не здоровается? (Невежливый, невоспитанный.) А как нужно себя вести, чтобы про тебя сказали «какой вежливый и воспитанный ребенок»? (Соблюдать правила.) Как называются эти правила? (Правила этикета.) А вы соблюдаете эти правила? Давайте вспомним, что такое этикет!
Просмотр мультфильма «Что такое этикет?»
После просмотра дети замечают в группе гостя.
Королева Вежливости (воспитатель): Здравствуйте, ребята! Я Королева вежливости. Я проходила мимо и случайно услышала, как вы говорили о том, что знаете правила этикета. Мне стало очень интересно, и я решила проверить правда ли это. Я предлагаю вам поиграть со мной. Хотите? На экране слад «Викторина «Знатоки этикета»». Для этого нам нужно поделиться на две команды. На столе лежат эмблемы команд, тяните и занимайте нужный стол. Дети, согласно жеребьевке, распределяются по командам, садятся за два стола.
Воспитатель: У нас две команды, которым придётся сразиться между собой. За правильные ответы команды будут получать жетон. Помогать мне оценивать ваши ответы будет жюри, в лице наших гостей. Во время игры нужно будет соблюдать правила:
1.Задания слушать внимательно и до конца.
2.Не подсказывать, не выкрикивать.
3.Если вы готовы ответить – поднимите руку.
4.В викторине победит та команда, которая наберёт наибольшее количество жетонов.
-Всем понятны правила? Тогда начнём викторину «Знатоки этикета».
Чтобы правильно отвечать на вопросы викторины нам необходимо провести разминку.
Игра-разминка «Аукцион волшебных слов»
-Ребята, вам нужно будет отгадать загадки, в которых спрятаны вежливые слова. За каждую отгаданную загадку ваша команда получит жетон. Вопрос для первой команды: -Говорить друзьям не лень, улыбаясь ….(добрый день).
Для второй: - Знаешь друга много лет, говори ему…..(привет)
- Неуклюжий пёсик Костик мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, но сказал он … (Извини).
- Когда нас ругают за шалости, говорим мы …..(простите, пожалуйста).
- До чего ж оно красиво – слово доброе …..(спасибо).
- Друг другу на прощание мы скажем ….(до свидания).
- Катя пупсика Игнатку уложила спать в кроватку – Больше он играть не хочет, говорит: «…» (Спокойной ночи)
- Девочка Рита возле дорожки стол накрывает собаке и кошке. Плошки расставив, скажет им Рита «Ешьте! Приятного вам…» (аппетита)
-Молодцы! Вежливые слова часто называют волшебными, как вы думаете почему? А может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу? Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым, резким голосом или, как будто передразнивая другого человека.) Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой, искренне.
Конкурс «Определи эмоцию»
-Сейчас мы узнаем, умеете ли вы определять эмоции. Я буду читать отрывок из сказки Корнея Чуковского, а вы должны подобрать
смайлик, эмоция которого подходит к настроению стихотворения.
- И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Радость)
2 .Ты один не умывался
И грязнулею остался.
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки. (Злость)
- Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!» (Удивление)
- Вдруг какой – то старичок – паучок
Нашу муху в уголок поволок. (Испуг)
- Молодцы! Справились с заданием, получите жетоны.
Следующий конкурс называется «Плохой-хороший поступок».
Я буду называть поступки, а вы, молча на своих местах, будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой –красный.
1. Забирать игрушки у друзей.
2. Помогать взрослым.
1. Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно.
2. Кричать, громко разговаривать.
1. Садиться за стол грязным, неумытым.
2. Следить за своим внешним видом.
1. За столом сидеть ровно, правильно пользоваться столовыми приборами.
2. Жевать с открытым ртом, чавкать или причмокивать губами.
В следующем конкурсе командам нужно будет заметить ошибки и справить их. Для этого нам нужно пройти к экрану. Конкурс «Исправь ошибки»
-Картинка для первой команды (Ответы детей)
-А сейчас картинка для второй команды (Ответы детей)
-Молодцы, все справились с заданием и получили свои жетоны.
Мы сейчас говорили про этикет за столом. Но столовый этикет, это не только поведение, но еще и правильно накрытый стол. И наш следующий конкурс-эстафета «Сервировка стола». Задача команд быстро и правильно накрыть на стол.
Воспитатель ставит перед каждой командой набор предметов (скатерть, блюдце, чашку, ложку, салфетницу, салфетку, вазочку, цветок).
Молодцы, ребята! Обе команды справились с заданием и получают жетоны. Команды садятся за свои столы.
-Вы готовы продолжать? Начинаем конкурс «Не ошибись, пожалуйста!»
-Участвуют обе команды одновременно. Я буду просить вас выполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное» слово. Понятно? Давайте попробуем. -Встаньте, пожалуйста! -Поднимите руки! - Встаньте в круг, пожалуйста. Будьте добры, похлопайте в ладоши! -Присядьте! -Попрыгайте, пожалуйста!-Наклонитесь!-Потопайте, пожалуйста!-Руки вперед!-Пожалуйста, улыбнитесь друг другу!-Будьте добры, присядьте за столы.
Королева Вежливости: Согласитесь, что играть одному не очень интересно, гораздо веселее играть вместе с друзьями. А чтобы у человека было много хороших друзей, нужно уметь дружить. Какие вы знаете правила дружбы?
Дети: Нужно делиться своими игрушками, не ссориться с друзьями по пустякам, помогать им, не отнимать игрушки у других детей.
-А наш следующий конкурс так и называется «Правила дружбы». Вопрос для первой команды.
1. Оля и Аня решили поиграть в догонялки. Оля убегала, а Аня догоняла. Вдруг Оля споткнулась и упала. Как вы думаете, что сделала Аня? Почему?
2. Женя гулял около дома. Вдруг под деревом он заметил маленькую кошечку, которая дрожала от холода и жалобно мяукала. Что сделал Женя? Почему он это сделал?
-Молодцы, ребята. Вижу, что вы хорошие друзья.
Наш следующий конкурс «Скажи наоборот». Правила простые: я бросаю мяч и называю слово, а вы называете мне слово противоположное по смыслу. Команда может подсказывать своему игроку.
- Грубый – ласковый
- Намусорить – убрать.
- Сломать – починить.
- Промолчать при встрече – поздороваться.
- Бросить в птиц камнем – покормить птиц.
- Невежливый – вежливый.
- Поругать – похвалить
- Ленивый – трудолюбивый
- Щедрый -Жадный
- Обидеть – защитить
- Огорчить – обрадовать
- Грустный – весёлый
- Порвать – заклеить
- Трусливый – храбрый
- Злой – добрый
- Подраться – помириться.
Конкурс «Пожалуйста, потише!»
Королева Вежливости: Вежливый и культурный человек никогда не кричит, всегда разговаривает спокойно, не повышая голоса. Я хочу проверить, как вы умеете тихо передавать разные просьбы.
Дети выстраиваются в две шеренги друг на против друга и передают просьбу воспитателя от первого игрока последнему. Последний игрок должен выполнить задание. (Принеси, пожалуйста, мячик. Принеси, пожалуйста, машинку).
Команды справились с заданием и получают свои жетоны.
Конкурс "Волшебный букет цветов»
Королева Вежливости: (показывает на фланелеграф). Это цветочная полянка. Чего на ней не хватает? (Цветов) Давайте сделаем так, чтобы она расцвела! Любой участник команды, по очереди, берет по одному цветочку, и называя "волшебное" слово, выкладывает его на полянку. Жюри будет следить за тем, чтобы слова не повторялись.
-Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке.
Чтобы легче всем жилось,
Часто плакать не пришлось,
Мой вам дружеский совет:
Соблюдайте этикет.
-Ну, вот и подошла к концу наша замечательная викторина. Чему она была посвящена? Какой конкурс был самым сложным? Что больше всего понравилось? Спасибо вам ребята, теперь я действительно поверила в то, что вы знаете правила Этикета!
-А сейчас давайте отдадим нашим гостям жетоны. Они их посчитают и выяснят, какая команда победила в нашей викторине «Знатоки этикета».
- Поздравляю, ребята, в нашей игре победила ДРУЖБА! Вот вам медали «Знатоков этикета» за ваши знания, умения и старания!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «Взрослые и дети» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Развлечение по этикету "Взаимоотношение детей и взрослых"...
Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»
Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...
Транспортный этикет, словарь этикета
Правила поведения в общественном транспорте, словарь терминов для родителей и воспитателей...
Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.
Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета"....
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
«Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете
Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.Задачи:1. Учить детей нормам поведения, к...