Игра-викторина "Знатоки этикета"
план-конспект занятия (старшая группа)

Викторина по правилам и нормам поведения для детей старшего длшкольного возраста.

Цель: Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Перед началом викторины детям предлагается посмотреть мультфильм "Что такое этикет?" (ссылка ниже)

https://yandex.ru/video/preview/?text=что%20такое%20этикет%20мультфильм&path=yandex_search&parent-reqid=1654415754740227-15515227849442907615-vla1-4614-vla-l7-balancer-8080-BAL-2651&from_type=vast&filmId=17444153621187149702

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №32 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Игра-викторина

«Знатоки этикета»

для детей старшего дошкольного возраста

Составитель:

Воспитатель

Барашкова Анна Владимировна

Санкт-Петербург

2022 г.  

Цель: Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

  • Актуализировать знания детей об этических нормах и правилах культурного поведения в обществе.
  • Закрепить ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Формировать умения оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Упражнять в подборе слов-антонимов.

Развивающие:

  • Продолжать развивать зрительное внимание, фонематическое восприятие, связную речь, мышление, любознательность, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, доброжелательным.
  • Воспитывать коммуникативную культуру и умение взаимодействовать друг с другом.

Используемые педагогические технологии:

  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • информационно-коммуникационная технология;
  • проблемно-игровая технология:
  • технология сотрудничества;
  • здоровьесберегающая технология.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Оборудование:

презентация, проектор, экран, жетоны, смайлики с эмоциями, зеленые и красные круги по количеству детей, фланелеграф с «Полянкой вежливых слов», цветы на липучке, мяч, предметы для сервировки стола, медали за участие.


Ход викторины:

Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришли гости, скажем гостям, «ЗДРАВСТВУЙТЕ». И пусть это пожелание будет добрым и искренним.

Дети (хором): Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в разных странах здороваются по-разному. Например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди; Японцы – кланяются; Лапландцы – трутся носами; Тибетцы, здороваясь, высовывают язык. А как здороваются в России? (Пожимают друг другу руки). Это называется рукопожатие. Давайте и мы друг друга поприветствуем, пожмем руку соседу и передадим улыбку.

Дети передают по кругу рукопожатие и улыбку.

Воспитатель: Ребята, скажите, почему нужно обязательно здороваться при встрече? (Ответы детей.) Как можно сказать про человека, который не здоровается? (Невежливый, невоспитанный.) А как нужно себя вести, чтобы про тебя сказали «какой вежливый и воспитанный ребенок»? (Соблюдать правила.) Как называются эти правила? (Правила этикета.) А вы соблюдаете эти правила? Давайте вспомним, что такое этикет!

Просмотр мультфильма «Что такое этикет?»

После просмотра дети замечают в группе гостя.

Королева Вежливости (воспитатель): Здравствуйте, ребята! Я Королева вежливости. Я проходила мимо и случайно услышала, как вы говорили о том, что знаете правила этикета. Мне стало очень интересно, и я решила проверить правда ли это. Я предлагаю вам поиграть со мной. Хотите? На экране слад «Викторина «Знатоки этикета»». Для этого нам нужно поделиться на две команды. На столе лежат эмблемы команд, тяните и занимайте нужный стол. Дети, согласно жеребьевке, распределяются по командам, садятся за два стола.

Воспитатель: У нас две команды, которым придётся сразиться между собой. За правильные ответы команды будут получать жетон. Помогать мне оценивать ваши ответы будет жюри, в лице наших гостей. Во время игры нужно будет соблюдать правила:

1.Задания слушать внимательно и до конца.

2.Не подсказывать, не выкрикивать.

3.Если вы готовы ответить – поднимите руку.

4.В викторине победит та команда, которая наберёт наибольшее количество жетонов.

-Всем понятны правила? Тогда начнём викторину «Знатоки этикета».

Чтобы правильно отвечать на вопросы викторины нам необходимо провести разминку.

Игра-разминка «Аукцион волшебных слов»

-Ребята, вам нужно будет отгадать загадки, в которых спрятаны вежливые слова. За каждую отгаданную загадку ваша команда получит жетон. Вопрос для первой команды: -Говорить друзьям не лень, улыбаясь ….(добрый день).

Для второй: - Знаешь друга много лет, говори ему…..(привет)

  1. Неуклюжий пёсик Костик мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, но сказал он … (Извини).
  2. Когда нас ругают за шалости, говорим мы …..(простите, пожалуйста).
  1. До чего ж оно красиво – слово доброе …..(спасибо).
  2. Друг другу на прощание мы скажем ….(до свидания).
  1.  Катя пупсика Игнатку уложила спать в кроватку – Больше он играть не хочет, говорит: «…» (Спокойной ночи)
  2. Девочка Рита возле дорожки стол накрывает собаке и кошке. Плошки расставив, скажет им Рита «Ешьте! Приятного вам…» (аппетита)

-Молодцы! Вежливые слова часто называют волшебными, как вы думаете почему? А может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу? Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым, резким голосом или, как будто передразнивая другого человека.) Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой, искренне.

Конкурс «Определи эмоцию»

-Сейчас мы узнаем, умеете ли вы определять эмоции. Я буду читать отрывок из сказки Корнея Чуковского, а вы должны подобрать

смайлик, эмоция которого подходит к настроению стихотворения.

  1. И акула Каракула

Правым глазом подмигнула

И хохочет, и хохочет,

Будто кто её щекочет. (Радость)

2 .Ты один не умывался

И грязнулею остался.

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки. (Злость)

  1. Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-куда! Куд-куда!

Вы откуда и куда?!» (Удивление)

  1. Вдруг какой – то старичок – паучок

Нашу муху в уголок поволок. (Испуг)

- Молодцы! Справились с заданием, получите жетоны.

Следующий конкурс называется «Плохой-хороший поступок».

Я буду называть поступки, а вы, молча на своих местах, будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший поднимаете зеленый кружок, а если плохой –красный.

1. Забирать игрушки у друзей.

2. Помогать взрослым.

1. Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно.

2. Кричать, громко разговаривать.

1. Садиться за стол грязным, неумытым.

2. Следить за своим внешним видом.

1. За столом сидеть ровно, правильно пользоваться столовыми приборами.

2. Жевать с открытым ртом, чавкать или причмокивать губами.

В следующем конкурсе командам нужно будет заметить ошибки и справить их. Для этого нам нужно пройти к экрану. Конкурс «Исправь ошибки»

-Картинка для первой команды (Ответы детей)

-А сейчас картинка для второй команды (Ответы детей)

-Молодцы, все справились с заданием и получили свои жетоны.

Мы сейчас говорили про этикет за столом. Но столовый этикет, это не только поведение, но еще и правильно накрытый стол. И наш следующий конкурс-эстафета «Сервировка стола». Задача команд быстро и правильно накрыть на стол.

Воспитатель ставит перед каждой командой набор предметов (скатерть, блюдце, чашку, ложку, салфетницу, салфетку, вазочку, цветок).

Молодцы, ребята! Обе команды справились с заданием и получают жетоны. Команды садятся за свои столы.

-Вы готовы продолжать? Начинаем конкурс «Не ошибись, пожалуйста!»

-Участвуют обе команды одновременно. Я буду просить вас выполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное» слово. Понятно? Давайте попробуем. -Встаньте, пожалуйста! -Поднимите руки! - Встаньте в круг, пожалуйста. Будьте добры, похлопайте в ладоши! -Присядьте! -Попрыгайте, пожалуйста!-Наклонитесь!-Потопайте, пожалуйста!-Руки вперед!-Пожалуйста, улыбнитесь друг другу!-Будьте добры, присядьте за столы.

Королева Вежливости: Согласитесь, что играть одному не очень интересно, гораздо веселее играть вместе с друзьями. А чтобы у человека было много хороших друзей, нужно уметь дружить. Какие вы знаете правила дружбы?

Дети: Нужно делиться своими игрушками, не ссориться с друзьями по пустякам, помогать им, не отнимать игрушки у других детей.

-А наш следующий конкурс так и называется «Правила дружбы». Вопрос для первой команды.

1. Оля и Аня решили поиграть в догонялки. Оля убегала, а Аня догоняла. Вдруг Оля споткнулась и упала. Как вы думаете, что сделала Аня? Почему?

2. Женя гулял около дома. Вдруг под деревом он заметил маленькую кошечку, которая дрожала от холода и жалобно мяукала. Что сделал Женя? Почему он это сделал?

-Молодцы, ребята. Вижу, что вы хорошие друзья.

Наш следующий конкурс «Скажи наоборот». Правила простые: я бросаю мяч и называю слово, а вы называете мне слово противоположное по смыслу. Команда может подсказывать своему игроку.

  1. Грубый – ласковый
  2. Намусорить – убрать.
  3. Сломать – починить.
  4. Промолчать при встрече – поздороваться.
  5. Бросить в птиц камнем – покормить птиц.
  6. Невежливый – вежливый.
  7. Поругать – похвалить
  8. Ленивый – трудолюбивый
  9. Щедрый  -Жадный
  10. Обидеть – защитить
  11. Огорчить – обрадовать
  12. Грустный – весёлый
  13. Порвать – заклеить
  14. Трусливый – храбрый
  15. Злой – добрый
  16. Подраться – помириться.

Конкурс «Пожалуйста, потише!»

Королева Вежливости: Вежливый и культурный человек никогда не кричит, всегда разговаривает спокойно, не повышая голоса. Я хочу проверить, как вы умеете тихо передавать разные просьбы.

Дети выстраиваются в две шеренги друг на против друга и передают просьбу воспитателя от первого игрока последнему. Последний игрок должен выполнить задание. (Принеси, пожалуйста, мячик. Принеси, пожалуйста, машинку).

Команды справились с заданием и получают свои жетоны.

Конкурс "Волшебный букет цветов»

Королева Вежливости: (показывает на фланелеграф). Это цветочная полянка. Чего на ней не хватает? (Цветов) Давайте сделаем так, чтобы она расцвела! Любой участник команды, по очереди, берет по одному цветочку, и называя "волшебное" слово, выкладывает его на полянку. Жюри будет следить за тем, чтобы слова не повторялись.

-Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке.

Чтобы легче всем жилось,
Часто  плакать не пришлось,
Мой вам дружеский совет:
Соблюдайте этикет.

-Ну, вот и подошла к концу наша замечательная викторина. Чему она была посвящена? Какой конкурс был самым сложным? Что больше всего понравилось? Спасибо вам ребята, теперь я действительно поверила в то, что вы знаете правила Этикета!

-А сейчас давайте отдадим нашим гостям жетоны. Они их посчитают и выяснят, какая команда победила в нашей викторине «Знатоки этикета».

- Поздравляю, ребята, в нашей игре победила ДРУЖБА! Вот вам медали «Знатоков этикета» за ваши знания, умения и старания!


https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0434/0005d093-fc13e958/img16.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.

Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»

Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...

Транспортный этикет, словарь этикета

Правила поведения в общественном транспорте, словарь терминов для родителей и воспитателей...

Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.

Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета"....

«Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете

Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.Задачи:1. Учить детей нормам поведения, к...