Познавательно-экологическое развлечение "Северная сказка"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Нутенентына Наталья Григорьевна

Познавательно-экологическое развлечение "Северная сказка" для средней, старшей и подготовительной групп детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnaya_skazka.docx44.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА  НУНЛИГРАН»

Нунлигран


Познавательно-экологическое развлечение

«Северная сказка» в средней, старшей, подготовительной к школе группе

Цель:    Расширять знания о национальных традициях коренных народов Севера.

Задачи:   

  • Поддерживать у детей  потребность в совместной познавательно-творческой деятельности в образовательном процессе;
  • обогащать музыкальные впечатления средствами регионального фольклора;
  • формировать бережное и осторожное отношение к национальной культуре и традициям северных народов Чукотки;
  • развивать двигательную активность, умение координировать свои действия при совместном решении двигательных задач;
  • воспитывать экологическую культуру и любовь к родному краю;
  • расширять знания о природных условиях и обитателях тундры.

Предварительная работа: беседы с детьми о Чукотке, ее жителях, обитателях. Познакомить с пословицами и поговорками северных народов.

 Оформление: Центральная стена оформлена по мотиву северной сказки: на панно северная природа, яранга у моря,

Участники: Пеликен; Шаман; Старик,  Старуха; волки; Сёстры Тыңэ и Канти.

Атрибуты: Медведь (маска), 4 волка (маски), маска Пеликена, для шамана:  парик,  бубен, 3 повязки-рожки для оленей, плед на «шкуру».


Ход мероприятия:

Звучит медленная музыка «Нунлигран», входят ведущий и дети в национальной одежде. Ведущий:   Дорогие ребята! Я приглашаю вас на весёлое познавательное развлечение, где вы узнаете много интересного о крае, в котором мы живём. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие – в тундру. Тундра  - это замечательный край, там длинная - предлинная зима и очень короткое лето, растут грибы и ягоды, низкорослые кусты ивы и стелющие ветки берёз и багульника.  А, если в холодную зимнюю ночь посмотреть на небо, то можно увидеть чудесное явление природы – северное сияние. На этом краешке земли, холодном и седом Чукотском полуострове, живут замечательные люди. Чукотка – суровый край, бесконечная тундра, стада оленей. Наш край богат пушниной, рыбой, а в недрах земли обнаружены несметные кладовые золота.

Ты ещё не видел тундры? Приезжай!

Приезжай к нам без опаски –

Слушать шорох зимней сказки,

Слушать звон копыт по насту.

Приезжай, мы встретим лаской!

Побывать на Севере

Советуем мы вам,

Где тундра белоснежная

Открыта всем ветрам.

В году здесь девять месяцев,

Ковром лежат снега,

Но тундру кто увидит –

Не забудет никогда!

А на Севере – Востоке,

Где следы  оленьих нарт,

Ты известен всей округе –

 Хлебосольный Нунлигран.

Главный город на Чукотке,

Мы, судьбе, конечно рады!

Обелиск стоит, чтоб знали –

Не простой ты наш, Анадырь.

Тундра смотрит изумлённо,

Города растут подряд,

Здесь и рыба, и пушнина,

И подземный найден клад.

Да и жителей Чукотки

Стало больше во сто  крат,

Время чудное настало,

Дорогой наш, Нунлигран!

 Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны проверить ваши знания о тундре: её жителях, обитателях, о природе. Вы согласны? У нас на Чукотке проживают люди разных национальностей. Каких коренных жителей нашего округа вы знаете?

Дети: «Чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры, коряки».

- Чем они занимаются?

- Ловят рыбу, ходят на охоту на морского зверя, пасут оленей, разводят пушных зверей, шьют одежду.

- Какие животные  обитают в тундре?

-Животные: Олени, зайцы, медведи, волки, песцы, евражки, мышки (лемминги), горностаи, лисы, росомахи, горные бараны.

- Как бы вы их изобразили? Представьте, как будто вы олени.

Игра «Олени»:

Вот олени по тундре носились,      (Руками изображают рога, легко бегают).

Познакомились и подружились.      (Останавливаются, как бы копытом ищут мох: «қ –қ –қ!»)

 (Игра повторяется 2 раза.  В это время один из детей переодевается в костюм медведя и в ожидании, сидит спиной к зрителям).

Вот ещё сценка про зверят. Давайте посмотрим: «Медведь и зайцы».

 Все дети – «зайцы» сидят в одной стороне. Один ребёнок  «медведь» спрятался за рыбачьей сеткой.

 Ведущий:  Раз, два, три, четыре, пять!

                    Надо зайцам погулять!    ( «Зайцы» врассыпную прыгают на двух ногах.)

                    Ходит-бродит злой медведь,

                    Начинает он реветь:      («Зайцы» услышав, останавливаются и дрожат, а он рычит и медленно выходит из – за рыбачьей сети)

                    «Ры-ры-ры, у-у-у

                    Берегитесь! Догоню!»

«Зайцы» убегают на место, а «медведь» старается их запятнать, но никого не поймав, рыча убегает из зала.

-Ребята, скажите, каких птиц вы знаете?

- Птицы: чайки, утки, тупики, журавли, гуси-лебеди, пуночки, кулики, куропатки, полярные  совы, соколы.

- Какие северные рыбы обитают в наших реках и море?

- Кета, горбуша, гольцы, нерка, камбала, треска, навага, ряпушка, корюшка.

-Какие растения растут на Чукотском полуострове?

- Пушица, иван-чай, багульник, ромашки, северный мак, одуванчики, колокольчики, ягель, мох. Ягоды: морошка, брусника, голубика, шикша, костяника, смородина.

- Молодцы, ребята! У народов Севера много поговорок и пословиц, в которых отражается жизнь северян. Какие приметы и поговорки вы знаете?

- «Сеткой воды не зачерпнёшь». «Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка», «Оставленный в тундре запас и для нас и для вас» «Если солнце вечером краснеет - день настанет ветряный», «Звёзды сильно заблестели – к близкому теплу». «Если на небе перистые облака – завтра будет сильный ветер». «Западный ветер после долгой непогоды – ожидай хорошую погоду». «Чем метель в тундре злее, тем куропатке в снегу теплее».  

 - Ой, что-то стало холодать, не пора, ли поиграть?

     Игра на релаксацию «Погреемся»

По команде ведущего «Греемся!»,  дети начинают двигать и трясти всеми частями тела.

По команде «Лёд!» дети тут же застывают на месте в определённой позе. Игра повторяется.

- У нас на Чукотке живёт много талантливых художников, поэтов и композиторов. Сейчас вы услышите песню уважаемой односельчанки – композитора, которой носит название одной из улиц Нунлиграна – Галины Николаевны Тагриной.

  Слушание песни. Показ фотографий  жителей села Нунлигран.

 - Ребята, ответьте на вопросы. Скажите, как называется жилище оленевода?

- Яранга.

- Как называются сани в собачьей упряжке?

- Нарты.

- Как называется верхняя одежда у мужчин?

- Кухлянка.

- А у женщин?

- Камлейка.

- Что такое «ярар»?

- Бубен.

- Какой ещё есть музыкальный инструмент?

- Колокольчик.

- Правильно, молодцы. (Показ кукольной камлейки на подоле которой, пришит колокольчик)

Давным – давно мама одной озорной дочке пришила на подол камлейки вот такой колокольчик, а вот для чего, вы сейчас узнаете из стихотворения Г. Усевич «Подружка».

(Читает ребёнок)                                          Из тундры на оленях

Приехала подружка,

На ней  очень красивая,

Нарядная камлейка.

Камлейка вся расшитая,

В орнаменте подольчик,

Пришила мама дочке

К камлейке колокольчик,

Чтоб дочь не потерялась,

Ведь тундра велика –

Услышит колокольчик

Мать издалека.

Ведущий: Посмотрите, девочки и мальчики исполнят танец «Звероводы».

       На Севере зима самое продолжительное время года. Чем же дети занимаются зимой? Дети играя, набираются опыта, учатся помогать взрослым. Какие игры вы знаете?

- «Рыбаки и рыбки», «Поймай оленя», «Охотники и куропатки».

Чтение стихотворения Г. Усевич

Захватив с собою петли,                                   Вроде занят он игрой,

По сугробам мятым,                                          Но, какою важной,

Подбегает мальчуган                                         Норовит поймать петлёй

К первым оленятам                                            Оленёнка каждый!

Игра «Поймай оленя». Дети делятся на три группы: олени, нарты, пастухи.

  1. Дети «нарты» берутся за руки и встают полукругом, лицом к «оленям».
  2. Дети – «олени» свободно перемещаются по площадке. По сигналу «Эгей, эқыл'пе!» дети «пастухи» стараются загнать в ворота-загона и замкнуть круг.
  3. Пойманные «олени» садятся. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Предлагаю игру «Охотники и куропатки»  Дети «куропатки» размещаются на одной стороне площадки, на другой 3 – 4 «охотника». «Куропатки» летают, прыгают по кочкам. По сигналу «охотники!» куропатки улетают, садясь на кочки. Мячи бросают «охотники» только в ноги. Подбитые «куропатки» выбывают их игры.

Ведущий: Но как зима не злится, приходит долгожданное лето, начинается праздник солнца «Тиркытир», посвящённый прилёту птиц  с юга.

Что вокруг произошло?

Солнце вдруг взошло!

Озарила даль им снег,

Озарило светом всех!

С каждым днём оно сильней,

Вот уж свет в груди моей!

И поёт душа поёт –

Стало быть, весна идёт!

На празднике все танцуют, изображая проснувшуюся природу, прилетевших птиц. Все радуются приходу весны, но зимой, долгими вечерами у очага, все слушали добрые сказки. Они нас учат мудрости, насмехаются над ленивыми, в них рассказываются о добре и зле. Добро побеждает зло. Сегодня мы услышим и увидим одну из них.

Сказка называется «Две сестры».

Гаснет свет. Звучит мелодия Севера. Около яранги сидит старик. Старуха готовит у костра. Тыңэ  выделывает шкурку песца.

Ведущий: Давно это было, жили старик со старухой, и было у них две дочери: дочь старика звали Тыңэ, была она девушка работящая, заботливая, приветливая, а старухина дочь (Таня У.) – Канти – была ленивой. День-деньской она лежит на мягких шкурах, нежится, да перед зеркалом красуется. Не любила старуха Тыңэ, хотела извести её, но не знала как.

Все работают, тут выбегает Канти, капризно плачет.

Мать: Кантита, доченька, что случилось? Перестань плакать, глазки слезить, красоте своей вредить

Канти: Скучно мне.

Мать (сердито): Старик! Тыңэ! Чего сидите, бросайте работу, доченьку мою развеселите!

           Исполняется пляска вокруг Канти.

Канти (снова начинает реветь) Надоело, надоело!

Мать: Ок – кой! Совсем извелась моя доченька! Ну съешь чего-нибудь вкусненького. Хочешь оленинки? Тыңэ, ну чё стоишь столбом, неси оленины!

Тыңэ приносит оленину.

Тыңэ: Вот оленина ароматная

Канти: (отталкивает қэмэңы). Не хочу!

Мать: Неси, неумеха, тогда скорее строганины!

Тыңэ приносит строганину.

Тыңэ: Вот и холодная строганина.

Канти: (топает ногами). Не хочу! Не буду!

 Мать: Эй, старик, может тебе с Энмелена қопальгын прислали, да ты молчишь?! Тыңэ, неси!

Тыңэ уставшая, прибегает и приносит моржовое мясо.

Тыңэ: Вот ароматный қопальгын!

Канти (отмахивается руками «веером»): Фу-у, не хочу я!

Мать: А что же ты хочешь?

Канти: Брусники хочу! Хочу брусники!

Тыңэ: (растерянно) Брусника вся закончилась.

Канти (ревёт ещё сильнее). Брусники хочу!

Мать: (успокаивает). Не плачь, краса, будет тебе брусника. Тыңэ, чего пнём стоишь, глаза таращишь?! Живее одевайся, в тундру за брусникой отправляйся, да без брусники не возвращайся!

Старик (заступается за дочь). Ты что, старая, какая зимой брусника? Пурга в тундре разыгралась, так и метёт!

Старуха: Ты спорить со мною вздумал?  Сейчас выгоню отсюда вместе с Тыңэ!

Старик: Проси, не проси, не переспоришь вредную старуху. (Помогает дочери одеваться). Эх, ты, горемычная.

Тыңэ: Не бойся, отец, я схожу за брусникой, может, найду под снегом.

Старик: Пойдём, родная, я провожу тебя.

(Они уходят из зала. Канти продолжает хныкать).

Мать: (успокаивает дочь). Будет тебе брусника, доченька, пойдём, я тебя чаем напою. (Уходят из зала, садятся на стулья).

Звучит фонограмма пурги.

Ведущий: И пошла Тыңэ за брусникой в тундру. А в тундре пурга разыгралась – так и метёт, так и метёт. Совсем замёрзла, присела на кочку, хотела согреться, а тут откуда ни возьмись, появились волки – серые разбойники.

Волки:   А мы волки тундровые,                                2-й волк:    Эх, достанется не мало,

                Мы разбойники лихие! Эгей!                                          Съедим его мы для начала.

                Мы по тундре всё шныряем,                 Волки вместе:  Чтоб в желудке не урчало!    

                Пропитанье добываем!                                 3-й волк:     Где? Где Где она?

1-й волк: Если кто-нибудь случайно,                                              Где-то тут быть должна!

                В тундру забредёт нечаянно!               Волки вместе:    Шли за ней мы по пятам,                      

                                                                                          А следы и тут и там

4-й волк: Ой, как хочется поесть.  (Воют)

                 Братцы! Она здесь.

Волк показывает на Тыңэ, все волки окружают её.

Ведущий: Накинулись злые волки на бедную девушку, чуть совсем не загрызли. Но в это время проходил мимо добрый Пеликен. Увидел он разбойников, как закричит сердито.

Пеликен: А ну, прочь, злодеи! Обижаете тех, кто слабее!

                  Ну, глядите, всех поймаю, сразу в клочья растерзаю!

Волки разбегаются, Пеликен поднимает Тыңэ.

                   Ой, бедная, повсюду раны,

                   Отведу я тебя к шаману.

Пеликен провожает Тыңэ к яранге. Шаман одевает белый парик и сидит с бубном у костра.

Ведущий: На высоком мысу яранга шамана стоит.

                   На высоком мысу костёр священный горит.

Шаман:    Духи всё мне рассказали:                           Тыңэ буду я спасать

                   И как Тыңэ  обижали,                                 И злых духов выгонять!

                   Как за ягодой послали,                               Вот на шкуре посиди

                   И как волки нападали.                                И немного отдохни.

Шаман начинает бить в бубен, танцуя вокруг Тыңэ, она выздоравливает и благодарит его.

Тыңэ: Спасибо тебе, добрый шаман, и тебе, смелый Пеликен, я совсем здорова стала.

Шаман: На прощанье ягоду тебе я дам.

                Вот брусничку мою возьми,

                Домой в ярангу поспеши,

                Сестру и мачеху угости.

                Кто в рот эту ягоду положит,

                Станет добрым и хорошим. (Бъёт в бубен).

                Эй, быстроногие олени, ко мне летите,

                Тыңэ домой к яранге отвезите.

Дети –олени под музыку делают круг и увозят девочку. Шаман и Пеликан садятся на стулья. К яранге подходят мать, отец и Канти.

Ведущий: В один миг Тыңэ  на оленях очутилась у дома. А здесь её уже никто не ждёт: Старуха с дочкой радуются, а старик горько плачет.

Тыңэ: Еттык, отец и мать, здравствуй сестрица Канти.  

Мать и Канти (растерянно и удивлённо): Небо! Может нам приснилось,

                                                                         Тыңэ снова возвратилась?!

Тыңэ (Угощает всех ягодой):  Вот брусничка, так приятна - и сладка, и ароматна.

Все едят ягоды и добреют.

Канти: Спасибо сестричка, спасибо милая.

Мать (обнимает Тыңэ): Доченька возвратилась! Ты не замёрзла? Не простудилась?

Старик: (удивляется): Чудо случилось! В чём дело? Старуха с Канти вдруг подобрели!

Мать: А чего нам здесь делить?

             В яранге будем дружно жить.

             Доченьки, пойдите

             Людей добрых ягодой угостите.

Дочери угощают всех ягодой.

Дочери: Угощайтесь, люди добрые

                Наша ягода в усладу,

                Чтоб в квартирах и домах

                Было у вас много ладу.

Ведущий: И всё закончилось благополучно, стали они жить мирно и счастливо. И мы, ребята, будем с них брать пример. А когда в тундре мир и покой, в небе появляется северное сияние. Посмотрите, вот оно.

Загорается северное сияние.

Вот и закончилось наше путешествие по тундре, вы узнали много нового и интересного о нашем крае. В конце нашего путешествия хочется ещё раз сказать:

Любите родную природу:

Реки, озёра, поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

 На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, дети, все вместе

Мы к ней относиться добрей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-экологическое занятие "Заколдованный лес"

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому....

Интегрированное познавательно - экологическое занятие во второй младшей группе.

В данной работе представленоИнтегрированное познавательно - экологическое занятие во второй младшей группе.Тема:"Путешествие в волшебный лес".Цель:1.Обобщать знания детей о диких и домашних животных, ...

Консультация для воспитателей. Познавательные экологические сказки как активное средство в умственном воспитании детей дошкольного возраста.

Познавательные  экологические сказки формируют у детей осознанно-правильное отношение к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые рядом с ними. Сказки  не уводят дошкольник...

Познавательно-экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников.

В условиях современного общества резко обострилась проблема интеллектуального развития  и воспитания интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста...

Познавательная экологическая сказка

Цель: формирование умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему. Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них,...