Познавательно-экологическое развлечение "Северная сказка"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Познавательно-экологическое развлечение "Северная сказка" для средней, старшей и подготовительной групп детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severnaya_skazka.docx | 44.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА НУНЛИГРАН»
Нунлигран
Познавательно-экологическое развлечение
«Северная сказка» в средней, старшей, подготовительной к школе группе
Цель: Расширять знания о национальных традициях коренных народов Севера.
Задачи:
- Поддерживать у детей потребность в совместной познавательно-творческой деятельности в образовательном процессе;
- обогащать музыкальные впечатления средствами регионального фольклора;
- формировать бережное и осторожное отношение к национальной культуре и традициям северных народов Чукотки;
- развивать двигательную активность, умение координировать свои действия при совместном решении двигательных задач;
- воспитывать экологическую культуру и любовь к родному краю;
- расширять знания о природных условиях и обитателях тундры.
Предварительная работа: беседы с детьми о Чукотке, ее жителях, обитателях. Познакомить с пословицами и поговорками северных народов.
Оформление: Центральная стена оформлена по мотиву северной сказки: на панно северная природа, яранга у моря,
Участники: Пеликен; Шаман; Старик, Старуха; волки; Сёстры Тыңэ и Канти.
Атрибуты: Медведь (маска), 4 волка (маски), маска Пеликена, для шамана: парик, бубен, 3 повязки-рожки для оленей, плед на «шкуру».
Ход мероприятия:
Звучит медленная музыка «Нунлигран», входят ведущий и дети в национальной одежде. Ведущий: Дорогие ребята! Я приглашаю вас на весёлое познавательное развлечение, где вы узнаете много интересного о крае, в котором мы живём. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие – в тундру. Тундра - это замечательный край, там длинная - предлинная зима и очень короткое лето, растут грибы и ягоды, низкорослые кусты ивы и стелющие ветки берёз и багульника. А, если в холодную зимнюю ночь посмотреть на небо, то можно увидеть чудесное явление природы – северное сияние. На этом краешке земли, холодном и седом Чукотском полуострове, живут замечательные люди. Чукотка – суровый край, бесконечная тундра, стада оленей. Наш край богат пушниной, рыбой, а в недрах земли обнаружены несметные кладовые золота.
Ты ещё не видел тундры? Приезжай!
Приезжай к нам без опаски –
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту.
Приезжай, мы встретим лаской!
Побывать на Севере
Советуем мы вам,
Где тундра белоснежная
Открыта всем ветрам.
В году здесь девять месяцев,
Ковром лежат снега,
Но тундру кто увидит –
Не забудет никогда!
А на Севере – Востоке,
Где следы оленьих нарт,
Ты известен всей округе –
Хлебосольный Нунлигран.
Главный город на Чукотке,
Мы, судьбе, конечно рады!
Обелиск стоит, чтоб знали –
Не простой ты наш, Анадырь.
Тундра смотрит изумлённо,
Города растут подряд,
Здесь и рыба, и пушнина,
И подземный найден клад.
Да и жителей Чукотки
Стало больше во сто крат,
Время чудное настало,
Дорогой наш, Нунлигран!
Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны проверить ваши знания о тундре: её жителях, обитателях, о природе. Вы согласны? У нас на Чукотке проживают люди разных национальностей. Каких коренных жителей нашего округа вы знаете?
Дети: «Чукчи, эскимосы, эвены, юкагиры, коряки».
- Чем они занимаются?
- Ловят рыбу, ходят на охоту на морского зверя, пасут оленей, разводят пушных зверей, шьют одежду.
- Какие животные обитают в тундре?
-Животные: Олени, зайцы, медведи, волки, песцы, евражки, мышки (лемминги), горностаи, лисы, росомахи, горные бараны.
- Как бы вы их изобразили? Представьте, как будто вы олени.
Игра «Олени»:
Вот олени по тундре носились, (Руками изображают рога, легко бегают).
Познакомились и подружились. (Останавливаются, как бы копытом ищут мох: «қ –қ –қ!»)
(Игра повторяется 2 раза. В это время один из детей переодевается в костюм медведя и в ожидании, сидит спиной к зрителям).
Вот ещё сценка про зверят. Давайте посмотрим: «Медведь и зайцы».
Все дети – «зайцы» сидят в одной стороне. Один ребёнок «медведь» спрятался за рыбачьей сеткой.
Ведущий: Раз, два, три, четыре, пять!
Надо зайцам погулять! ( «Зайцы» врассыпную прыгают на двух ногах.)
Ходит-бродит злой медведь,
Начинает он реветь: («Зайцы» услышав, останавливаются и дрожат, а он рычит и медленно выходит из – за рыбачьей сети)
«Ры-ры-ры, у-у-у
Берегитесь! Догоню!»
«Зайцы» убегают на место, а «медведь» старается их запятнать, но никого не поймав, рыча убегает из зала.
-Ребята, скажите, каких птиц вы знаете?
- Птицы: чайки, утки, тупики, журавли, гуси-лебеди, пуночки, кулики, куропатки, полярные совы, соколы.
- Какие северные рыбы обитают в наших реках и море?
- Кета, горбуша, гольцы, нерка, камбала, треска, навага, ряпушка, корюшка.
-Какие растения растут на Чукотском полуострове?
- Пушица, иван-чай, багульник, ромашки, северный мак, одуванчики, колокольчики, ягель, мох. Ягоды: морошка, брусника, голубика, шикша, костяника, смородина.
- Молодцы, ребята! У народов Севера много поговорок и пословиц, в которых отражается жизнь северян. Какие приметы и поговорки вы знаете?
- «Сеткой воды не зачерпнёшь». «Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка», «Оставленный в тундре запас и для нас и для вас» «Если солнце вечером краснеет - день настанет ветряный», «Звёзды сильно заблестели – к близкому теплу». «Если на небе перистые облака – завтра будет сильный ветер». «Западный ветер после долгой непогоды – ожидай хорошую погоду». «Чем метель в тундре злее, тем куропатке в снегу теплее».
- Ой, что-то стало холодать, не пора, ли поиграть?
Игра на релаксацию «Погреемся»
По команде ведущего «Греемся!», дети начинают двигать и трясти всеми частями тела.
По команде «Лёд!» дети тут же застывают на месте в определённой позе. Игра повторяется.
- У нас на Чукотке живёт много талантливых художников, поэтов и композиторов. Сейчас вы услышите песню уважаемой односельчанки – композитора, которой носит название одной из улиц Нунлиграна – Галины Николаевны Тагриной.
Слушание песни. Показ фотографий жителей села Нунлигран.
- Ребята, ответьте на вопросы. Скажите, как называется жилище оленевода?
- Яранга.
- Как называются сани в собачьей упряжке?
- Нарты.
- Как называется верхняя одежда у мужчин?
- Кухлянка.
- А у женщин?
- Камлейка.
- Что такое «ярар»?
- Бубен.
- Какой ещё есть музыкальный инструмент?
- Колокольчик.
- Правильно, молодцы. (Показ кукольной камлейки на подоле которой, пришит колокольчик)
Давным – давно мама одной озорной дочке пришила на подол камлейки вот такой колокольчик, а вот для чего, вы сейчас узнаете из стихотворения Г. Усевич «Подружка».
(Читает ребёнок) Из тундры на оленях
Приехала подружка,
На ней очень красивая,
Нарядная камлейка.
Камлейка вся расшитая,
В орнаменте подольчик,
Пришила мама дочке
К камлейке колокольчик,
Чтоб дочь не потерялась,
Ведь тундра велика –
Услышит колокольчик
Мать издалека.
Ведущий: Посмотрите, девочки и мальчики исполнят танец «Звероводы».
На Севере зима самое продолжительное время года. Чем же дети занимаются зимой? Дети играя, набираются опыта, учатся помогать взрослым. Какие игры вы знаете?
- «Рыбаки и рыбки», «Поймай оленя», «Охотники и куропатки».
Чтение стихотворения Г. Усевич
Захватив с собою петли, Вроде занят он игрой,
По сугробам мятым, Но, какою важной,
Подбегает мальчуган Норовит поймать петлёй
К первым оленятам Оленёнка каждый!
Игра «Поймай оленя». Дети делятся на три группы: олени, нарты, пастухи.
- Дети «нарты» берутся за руки и встают полукругом, лицом к «оленям».
- Дети – «олени» свободно перемещаются по площадке. По сигналу «Эгей, эқыл'пе!» дети «пастухи» стараются загнать в ворота-загона и замкнуть круг.
- Пойманные «олени» садятся. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Предлагаю игру «Охотники и куропатки» Дети «куропатки» размещаются на одной стороне площадки, на другой 3 – 4 «охотника». «Куропатки» летают, прыгают по кочкам. По сигналу «охотники!» куропатки улетают, садясь на кочки. Мячи бросают «охотники» только в ноги. Подбитые «куропатки» выбывают их игры.
Ведущий: Но как зима не злится, приходит долгожданное лето, начинается праздник солнца «Тиркытир», посвящённый прилёту птиц с юга.
Что вокруг произошло?
Солнце вдруг взошло!
Озарила даль им снег,
Озарило светом всех!
С каждым днём оно сильней,
Вот уж свет в груди моей!
И поёт душа поёт –
Стало быть, весна идёт!
На празднике все танцуют, изображая проснувшуюся природу, прилетевших птиц. Все радуются приходу весны, но зимой, долгими вечерами у очага, все слушали добрые сказки. Они нас учат мудрости, насмехаются над ленивыми, в них рассказываются о добре и зле. Добро побеждает зло. Сегодня мы услышим и увидим одну из них.
Сказка называется «Две сестры».
Гаснет свет. Звучит мелодия Севера. Около яранги сидит старик. Старуха готовит у костра. Тыңэ выделывает шкурку песца.
Ведущий: Давно это было, жили старик со старухой, и было у них две дочери: дочь старика звали Тыңэ, была она девушка работящая, заботливая, приветливая, а старухина дочь (Таня У.) – Канти – была ленивой. День-деньской она лежит на мягких шкурах, нежится, да перед зеркалом красуется. Не любила старуха Тыңэ, хотела извести её, но не знала как.
Все работают, тут выбегает Канти, капризно плачет.
Мать: Кантита, доченька, что случилось? Перестань плакать, глазки слезить, красоте своей вредить
Канти: Скучно мне.
Мать (сердито): Старик! Тыңэ! Чего сидите, бросайте работу, доченьку мою развеселите!
Исполняется пляска вокруг Канти.
Канти (снова начинает реветь) Надоело, надоело!
Мать: Ок – кой! Совсем извелась моя доченька! Ну съешь чего-нибудь вкусненького. Хочешь оленинки? Тыңэ, ну чё стоишь столбом, неси оленины!
Тыңэ приносит оленину.
Тыңэ: Вот оленина ароматная
Канти: (отталкивает қэмэңы). Не хочу!
Мать: Неси, неумеха, тогда скорее строганины!
Тыңэ приносит строганину.
Тыңэ: Вот и холодная строганина.
Канти: (топает ногами). Не хочу! Не буду!
Мать: Эй, старик, может тебе с Энмелена қопальгын прислали, да ты молчишь?! Тыңэ, неси!
Тыңэ уставшая, прибегает и приносит моржовое мясо.
Тыңэ: Вот ароматный қопальгын!
Канти (отмахивается руками «веером»): Фу-у, не хочу я!
Мать: А что же ты хочешь?
Канти: Брусники хочу! Хочу брусники!
Тыңэ: (растерянно) Брусника вся закончилась.
Канти (ревёт ещё сильнее). Брусники хочу!
Мать: (успокаивает). Не плачь, краса, будет тебе брусника. Тыңэ, чего пнём стоишь, глаза таращишь?! Живее одевайся, в тундру за брусникой отправляйся, да без брусники не возвращайся!
Старик (заступается за дочь). Ты что, старая, какая зимой брусника? Пурга в тундре разыгралась, так и метёт!
Старуха: Ты спорить со мною вздумал? Сейчас выгоню отсюда вместе с Тыңэ!
Старик: Проси, не проси, не переспоришь вредную старуху. (Помогает дочери одеваться). Эх, ты, горемычная.
Тыңэ: Не бойся, отец, я схожу за брусникой, может, найду под снегом.
Старик: Пойдём, родная, я провожу тебя.
(Они уходят из зала. Канти продолжает хныкать).
Мать: (успокаивает дочь). Будет тебе брусника, доченька, пойдём, я тебя чаем напою. (Уходят из зала, садятся на стулья).
Звучит фонограмма пурги.
Ведущий: И пошла Тыңэ за брусникой в тундру. А в тундре пурга разыгралась – так и метёт, так и метёт. Совсем замёрзла, присела на кочку, хотела согреться, а тут откуда ни возьмись, появились волки – серые разбойники.
Волки: А мы волки тундровые, 2-й волк: Эх, достанется не мало,
Мы разбойники лихие! Эгей! Съедим его мы для начала.
Мы по тундре всё шныряем, Волки вместе: Чтоб в желудке не урчало!
Пропитанье добываем! 3-й волк: Где? Где Где она?
1-й волк: Если кто-нибудь случайно, Где-то тут быть должна!
В тундру забредёт нечаянно! Волки вместе: Шли за ней мы по пятам,
А следы и тут и там
4-й волк: Ой, как хочется поесть. (Воют)
Братцы! Она здесь.
Волк показывает на Тыңэ, все волки окружают её.
Ведущий: Накинулись злые волки на бедную девушку, чуть совсем не загрызли. Но в это время проходил мимо добрый Пеликен. Увидел он разбойников, как закричит сердито.
Пеликен: А ну, прочь, злодеи! Обижаете тех, кто слабее!
Ну, глядите, всех поймаю, сразу в клочья растерзаю!
Волки разбегаются, Пеликен поднимает Тыңэ.
Ой, бедная, повсюду раны,
Отведу я тебя к шаману.
Пеликен провожает Тыңэ к яранге. Шаман одевает белый парик и сидит с бубном у костра.
Ведущий: На высоком мысу яранга шамана стоит.
На высоком мысу костёр священный горит.
Шаман: Духи всё мне рассказали: Тыңэ буду я спасать
И как Тыңэ обижали, И злых духов выгонять!
Как за ягодой послали, Вот на шкуре посиди
И как волки нападали. И немного отдохни.
Шаман начинает бить в бубен, танцуя вокруг Тыңэ, она выздоравливает и благодарит его.
Тыңэ: Спасибо тебе, добрый шаман, и тебе, смелый Пеликен, я совсем здорова стала.
Шаман: На прощанье ягоду тебе я дам.
Вот брусничку мою возьми,
Домой в ярангу поспеши,
Сестру и мачеху угости.
Кто в рот эту ягоду положит,
Станет добрым и хорошим. (Бъёт в бубен).
Эй, быстроногие олени, ко мне летите,
Тыңэ домой к яранге отвезите.
Дети –олени под музыку делают круг и увозят девочку. Шаман и Пеликан садятся на стулья. К яранге подходят мать, отец и Канти.
Ведущий: В один миг Тыңэ на оленях очутилась у дома. А здесь её уже никто не ждёт: Старуха с дочкой радуются, а старик горько плачет.
Тыңэ: Еттык, отец и мать, здравствуй сестрица Канти.
Мать и Канти (растерянно и удивлённо): Небо! Может нам приснилось,
Тыңэ снова возвратилась?!
Тыңэ (Угощает всех ягодой): Вот брусничка, так приятна - и сладка, и ароматна.
Все едят ягоды и добреют.
Канти: Спасибо сестричка, спасибо милая.
Мать (обнимает Тыңэ): Доченька возвратилась! Ты не замёрзла? Не простудилась?
Старик: (удивляется): Чудо случилось! В чём дело? Старуха с Канти вдруг подобрели!
Мать: А чего нам здесь делить?
В яранге будем дружно жить.
Доченьки, пойдите
Людей добрых ягодой угостите.
Дочери угощают всех ягодой.
Дочери: Угощайтесь, люди добрые
Наша ягода в усладу,
Чтоб в квартирах и домах
Было у вас много ладу.
Ведущий: И всё закончилось благополучно, стали они жить мирно и счастливо. И мы, ребята, будем с них брать пример. А когда в тундре мир и покой, в небе появляется северное сияние. Посмотрите, вот оно.
Загорается северное сияние.
Вот и закончилось наше путешествие по тундре, вы узнали много нового и интересного о нашем крае. В конце нашего путешествия хочется ещё раз сказать:
Любите родную природу:
Реки, озёра, поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, дети, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-экологическое занятие "Заколдованный лес"
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому....
Интегрированное познавательно - экологическое занятие во второй младшей группе.
В данной работе представленоИнтегрированное познавательно - экологическое занятие во второй младшей группе.Тема:"Путешествие в волшебный лес".Цель:1.Обобщать знания детей о диких и домашних животных, ...
Консультация для воспитателей. Познавательные экологические сказки как активное средство в умственном воспитании детей дошкольного возраста.
Познавательные экологические сказки формируют у детей осознанно-правильное отношение к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые рядом с ними. Сказки не уводят дошкольник...
Познавательно-экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников.
В условиях современного общества резко обострилась проблема интеллектуального развития и воспитания интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста...
Интерактивная познавательно-экологическая сказка "Круговорот"
Конспект занятия...
Познавательная экологическая сказка
Цель: формирование умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему. Продолжать формировать у детей умение задавать вопросы, отвечать на них,...