Викторина о русских традициях «Где добро, там тепло»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель и задачи:
Углубление представлений детей о русской культуре семейных традициях через симво-лические и образные средства.
Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Продолжать обогащать представления о мире предметов.
Развивать фонематический слух.
Систематизировать знания о декоративно - прикладном искусстве, развивать внимание.
Материалы и оборудование: бутафорский столб с указателями, предметные картинки: каравай, кошка, стол, хоровод и праздник; предметы для сервировки стола: скатерть, самовар, чайный сервиз, баранки; сундук; разделочная доска, расписанная городецкой росписью; дидактическая игра «Собери узор»; деревянные ложки, по две на каждого ребёнка; запись мелодии «Калинка - малинка»; семейные фотографии; альбом «Наши семейные традиции».
Ход викторины:
Посередине зала стоит столб.
Дети в русских народных костюмах входят в зал и обнаруживают столб с надписями.
Воспитатель: Ребята, столб – не простой, на нём что-то написано. Вам интересно, что написано?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдёшь - русские традиции найдёшь.
Прямо пойдёшь – со сказками уйдёшь.
Направо пойдёшь - в семью попадёшь.
Так по какой дороге мы отправимся в путь?
У вас возникли разногласия. Как же нам решить, по какой дороге идти? Чем мы можем воспользоваться?
Ответ детей: Считалочкой.
Воспитатель: Конечно, можно воспользоваться считалкой. Посчитаем, по какой первой дороге мы пойдём.
«Катилось яблоко по огороду и упало прямо в воду. Буль».
Считалка нам указала на дорогу, ведущую налево – русские традиции. Пройдём по ней. Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.
Воспитатель: А что нас здесь ожидает (на столе стоит терем, а вокруг него картинки). Чтобы терем принял нас в гости, нужно рассказать о русских традициях, используя картинки. (Воспитатель просит ребёнка взять одну картинку. На ней изображена «Кошка»).
А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом. Положим эту картинку поближе к терему.
(Воспитатель просит ребёнка взять вторую картинку. На ней изображён «Каравай»).
Воспитатель: Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси?
Ответ ребёнка: «Гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек каравая, макал в соль и ел.».
Воспитатель: Правильно, кладём картинку поближе к терему.
(Воспитатель просит ребёнка взять ещё одну картинку. На ней изображён «Стол»).
Воспитатель: Что же это за русская традиция, связанная со столом? Кто о ней расска-жет?
Ответ вызвавшегося ребёнка: «Стол накрывали скатертью, ставили самовар и чайные приборы с угощениями».
Воспитатель: Давайте покажем, как правильно сервировать стол.
Проводится дидактическая игра «Сервируем стол для гостей».
Воспитатель: Мы накрыли стол для гостей. Так мы узнали ещё одну русскую тради-цию - гостеприимство. Кладём картинку поближе к терему.
(Воспитатель показывает последнюю картинку с изображением «Хоровода. Праздника»).
Воспитатель: Думаю, эту традицию вы сразу узнаете.
Ответы детей.
Воспитатель: Праздников на Руси проводилось много. А какие русские народные праздники вы знаете? (Коляда, Масленица, Пасха, Покров день, Медовый спас, Ильин день, Красная горка). Что делали на праздниках? (Пели, играли, плясали, хороводы водили).
И мы будем водить хоровод «Русские традиции».
Мы с вами прошли первую дорогу и узнали о русских традициях.
Воспитатель: На столбе есть ещё интересные задания. Хотите узнать какие?
Давайте выберем следующее задание считалочкой:
Ехал Прошка на тележке,
Продавал он всем орешки.
Кому два, кому три,
Выходи из круга ты!
Вторая дорога ведёт нас прямо к сказкам. А в ваших семьях любят рассказывать сказки? На столе лежат иллюстрации к русским народным сказкам. Нужно взять иллюстрацию и кратко рассказать о содержание этой сказки.
Молодцы. Мы рассказали о русских народных сказках. Сейчас отправляемся обратно к столбу.
Вспомните сколько было на столбе заданий?
Дети: Три.
Воспитатель: А мы все выполнили?
Ответы детей.
Воспитатель: Готовы к выполнению третьего задания?
Ответы детей.
На столе стоит сундук.
Воспитатель: В каждой русской семье был сундук, в который клали дорогие для них вещи. Вам интересно что в нём?
Дети открывают сундук и достают разделочную доску, расписанную городецкой росписью.
Воспитатель: Что это?
Дети: Это разделочная доска.
Воспитатель: А для чего она использовалась?
Дети: На ней резали продукты.
Следующий ребёнок достаёт предмет из сундука. (Поднос расписанный хохломской росписью).
Воспитатель: Что это за предмет и для чего он использовался в быту?
Какой это вид росписи?
Следующий ребёнок достаёт дидактическую игру «Собери узор».
Ребята, давайте попробуем собрать узоры (Выходят несколько человек и собирают узоры).
Посмотрите, что ещё есть в сундуке.
Дети: Деревянные ложки.
Воспитатель: Что это? Для чего они?
Ответы детей.
Воспитатель: Как ещё использовали деревянные ложки?
Дети: На них играли.
Подходите, берите ложки, сейчас мы устроим оркестр ложкарей.
Дети встают полукругом. Под музыку «Калинка- малинка» исполняют игру на ложках. (После игры складывают ложки в сундук).
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семья.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле.
Молодцы, ребята, давайте вернёмся к столбу и посмотрим есть ли у него ещё задания. (Все дети возвращаются обратно к столбу). Вместо столба на столе лежит альбом «Наши семейные традиции».
Столб с указателями исчез. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: За выполненные задания он нам оставил вот такой альбом «Наши семейные традиции», но он пустой, давайте вместе заполним этот альбом вашими семейными фотографиями. (Воспитатель вместе с детьми заполняет альбом семейными фотографиями).
Воспитатель: И помните, ребята, и дома скажите: «Хорошая семья – традициями крепка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Любовь, добро и тепло наших мам»
Интегрированное занятие, посвященное "Дню матери" в подготовительной группе....
Викторина – развлечение по экологии «Все обо всем и немного, о русских традициях»
Воспитание любви к родному краю, к русскому народу, к его традициям и фольклору; к природе, желание охранять и оберегать ее....
Интегрированное занятие по развитию речи, рисованию и музыкальному развитию в средней группе Тема: "У доброго человека-теплая душа, у злого- холодная"
"У доброго человека- теплая душа, у злого холодная" Занятие- развлечение в средней группе.Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно- эстетическое....
"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.
Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в первой младшей группе на тему «Добрые овечки, теплые колечки»
Познакомить детей с предметами рукотворного мира. Показать, как шерстяной клубок превращается в красивый шарфик. Воспитывать уважение к труду своих близких....
Краткосрочный проект:"Добро твори,тепло дари"
Краткосрочный проект:"Добро твори,тепло твори",в подготовительной групппе....
Викторина "Знатоки русской народной культуры и традиций"
Викторина посвящена быту, культуре, традициям русского народа....