Викторина – развлечение по экологии «Все обо всем и немного, о русских традициях»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Канащенко Елена Анатольевна

Воспитание любви к родному краю, к русскому народу, к  его традициям и фольклору;

 к природе, желание охранять и оберегать ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_obzh.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина – развлечение  по экологии

«Все обо всем и немного, о русских традициях»

Цель.

Воспитание любви к родному краю, к русскому народу, к  его традициям и фольклору;

 к природе, желание охранять и оберегать ее.

Задачи:
1. Закрепить знания детей о природе, полученные в разных видах деятельности, правила поведения в природе.

2.Развивать умение отгадывать загадки; расшифровывать ребусы и головоломки; давать полные ответы, строить правильные предложения; отстаивать свою точку зрения.

3. Формировать представление о проектной деятельности; о защите проекта.
4. Воспитывать умение слушать внимательно воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой.

Материал.

Муляжи грибов съедобных и не съедобных. Карточки с ребусами и головоломками. Два черных ящика, в одном игла, в другом сковорода. Оборудование для защиты проектов. Картинки ягод (мультимедиа». Презентация о нефти. Видеоролик «Глазами космонавта».

Предварительная работа.

Чтение русских народных сказок. Рассматривание открыток с изображением ягод лесных и садовых. Просмотр презентаций о космосе, о родном крае. Отгадывание и составление загадок. Подготовка и разработка проектов.

  Ход.

     Ведущая.

     Добрый вечер уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Добрый вечер, уважаемые гости! Совсем скоро наши подготовишки станут первоклассниками. А это волнующий и важный момент не только для детей, их родителей, но и для нас сотрудников детского сада.  Сегодня мы решили устроить небольшое испытание для детей, чтобы выяснить, на сколько они готовы к обучению в школе. На сколько вы, уважаемые взрослые готовы им помогать.  Так же мы продолжаем сегодня знакомство с народными традициями. И речь пойдет о русских народных традициях. Мы узнаем, знакомы ли вы с народными русскими традициями, обычаями, кухней русского народа. И сейчас я приглашаю в этот зал 2 команды. Одна команда детей, другая команда родителей.  Давайте поприветствуем их. (Представление команд)

Приветствие команды детей.

«Светлячки»

Мне  не скучно без огня,

Есть фонарик у меня,

На него посмотришь днем,

Ничего не видно в нем,

А посмотришь вечерком,

Он с зеленым огоньком.

Это в баночке с травой

Светлячок сидит живой.

Приветствие команды родителей.

«Кузнечики»

С утра кузнечик скачет по травинкам,

Скачет по листочкам,

Будто весь огромный мир

Обскакать он хочет.

Обо всем на свете знать

Наш кузнечик хочет.

Ведущая.

Итак, первый конкурс называется  « Разминка».

Вопросы для команды  «Светлячки»:

  • В какое время птицы вьют гнезда (весной)
  • Жгучая трава (крапива)
  • Что такое опенок (гриб).
  • Сколько лапок у насекомых? (6)
  • Кто мама у жеребенка? (лошадь)

Вопросы для команды «Кузнечики»

  • Сколько месяцев в году? (12)
  • Корова в детстве? (теленок)
  • Колобок, обросший иглами? (еж)
  • Паук насекомое или нет? (нет)
  • Прибор для измерения времени? (часы)

Ведущая.

Итак, в конкурсе «Разминка», сначала была разминка, а теперь настоящее задание, команды внимательно слушают русские народные пословицы и поговорки, а затем объясняют их значение.

Пословицы и поговорки для команды  «Светлячки»

  • Волка зубы кормят, а лису хвост бережет.
  • Говорить без дела, что на воде писать.
  • Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
  • Кто везде – тот нигде.

А сейчас пословицы и поговорки для команды  «Кузнечики»

  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  • Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
  • День долог, а век короток.
  • Красота до вечера, а доброта на век.

Ведущая.

Молодцы, все справились с заданием. И наш следующий конкурс  «В лес по грибы, да по ягоды».

Для игроков двух команд расставляются на полу муляжи  грибов съедобные и несъедобные, по одному из участников выходят с корзинками за грибами. Участник команды  «Светлячки» собирает съедобные грибы, а участник команды  «Кузнечики» собирает несъедобные грибы.

  1. Для игроков двух команд на экране (мультимедиа)  картинки с изображением ягод съедобных и несъедобных (ядовитых). Команда  «Светлячки» называет съедобные ягоды, а команда  «Кузнечики» несъедобные ягоды.
  2. После того, как названы съедобные грибы и ягоды, командам по очереди предлагается назвать несколько рецептов из русской народной кухни с использованием названных грибов и ягод.

Команда «Светлячки» называет рецепты русской кухни из грибов:

  • Котлеты из грибов.
  • Окрошка из грибов.
  • Грибница.
  • Суп грибной.

Команда  «Кузнечики» называет рецепты русской кухни с использованием ягод:

  • Кисель ягодный.
  • Брусника моченая.
  • Пирог на кефире с земляникой.
  • Коврижка ягодная.

По окончании конкурса предлагается слово жюри, ведется подсчет баллов.

Ведущая.

Наш следующий конкурс  называется  «Темная лошадка»

В этом конкурсе вас ждет сюрприз вести его будет сказочный персонаж многих русских народных сказок. Отгадав загадку, вы узнаете кто это:                                                                  

                                                           В  небесах и на земле

                                                             Скачет баба на метле,

                                                             Страшная и злая.

                                                             Кто она такая? (Баба Яга).

Вбегает Баба Яга с шумом и визгом.

Баба Яга: Правильно угадали! Здравствуйте! Я к вам прилетела, все самое лучшее надела, и вопросы очень трудные приготовила, кстати все они имеют отношение к русским народным сказкам.  Загадывает вопросы сначала одной затем другой команде.

  1. Назовите отчество Кащеевой дочки.(Кащеевна)
  2. Мое любимое средство передвижения? (Ступа)
  3. Какой предмет я дала Ивану царевичу, чтобы он смог найти дорогу к  Кащееву царству? (клубок)
  4. Где живет моя подружка Кикимора? (в болоте)
  5.  Как зовут моего лесного соседа? (Леший)

                                                                             6. Моя любимая птица? (сова)

                             Баба Яга хвалит,  прощается и убегает.

Ведущая.

Ну молодцы, на все вопросы ответили, а сейчас следующий конкурс  «Ребусы и головоломки, загадки».

Двум командам предлагается разгадать по одному ребусу и по одной головоломке.

Пока команды работают над ребусами. Зрителям предлагается конкурс  «Болельщиков»

Вопросы для конкурса:

 1.От чего кошка бегает, а не летает? (крыльев нет)

2. Жгучая трава? (крапива)

3. Какого камня на морском дне не найдешь? (сухого)

4. Дом мышки? (нора)

5. Без чего хлеба не испечешь? (без корки)

6. Центр бублика? (дырка)

7. В какую землю капусту сеют? (сеют семена капусты, а не капусту)

8. Горький, а наоборот...(сладкий)

9.За чем во рту язык? (за зубами)

10. Утренняя еда? (завтрак)

11.Какая женщина не смотрится в зеркало? (слепая)

 12. Как называется деревня Дяди Федора и кота Матроскина? (Простоквашино)

Ведущая.

Объявляет ответы на головоломки.

После ответов на головоломки, командам предлагаются русские народные загадки о животных.

Загадки команде  «Светлячки»

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Всех кур пересчитала.  (Лиса)

Маленькая, серенькая,

А, хвостик как шило.  (Мышка)

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

Загадки команде  «Кузнечики»

Они крикуны ужасные,

На них лапти красные. (Гуси)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг – прыг,

По снежочку тык – тык. (Заяц)

Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака).

Музыкальная пауза.

Песня  «Пчелка» и  «Ромашка»  исполняют девочки из старшей группы.

Музыкальная игра со зрителями и участниками команд  «Разноцветная игра».

Ведущая.

Наша викторина продолжается. Следующий конкурс  «Черный ящик»

Черный ящик для команды «Светлячки»

С помощью этого предмета можно сшить самые замечательные вещи, а можно даже убить злого и страшного героя русских народных сказок. (Игла).

Черный ящик для команды  «Кузнечики»

Какой экстровогантный  предмет надевал этот герой с улицы Бассейной   из произведения  Маршака  на голову. (Сковорода).

Ведущая.

Следующий конкурс называется  «Ты мне, я тебе»

Игроки одной команды задают вопросы другой команде.

Вопрос  команды  «Светлячки» команде «Кузнечики»:

-На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?   (на мокрое)

Вопрос команды  «Кузнечики» команде  «Светлячки»:

 - Сказочный персонаж, из русской народной сказки превративший нагревательный прибор в транспортное средство? (Емеля)

Ведущая.

Последний конкурс  «Капитанов»

Капитаны защищают свои проекты.

Команда  «Светлячки» защищает проект   «Богатство нашего края – нефть».

Команда «Кузнечики» защищает проект  «Путешествие в космос»

Ведущая.

Наша викторина подошла к концу.

Предоставляется слово жюри. Награждение участников команд.

Спасибо команде  «Светлячки», спасибо команде  «Кузнечики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Викторина по экологии "Юный Эколог"

Викторина расчитана на детей 5-6 лет и предназначена для прививания интереса к изучению природы...

"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.

Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...

Викторина о русских традициях «Где добро, там тепло»

Цель и задачи:Углубление представлений детей о русской культуре семейных традициях через симво-лические и образные средства.Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.Продолжа...

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"

Консультация для родителей "Роль родителей в возрождении русских традиций" Анкета для родителей "Семейные традиции"...