Викторина "Знатоки русской народной культуры и традиций"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Викторовна Широбокова

Викторина посвящена быту, культуре, традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_shirobokova_e.v.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина

«Знатоки русской народной культуры и традиций»

Воспитатель:  Ребята! мы вспомним обычаи, обряды, историю и культуру нашей страны. У нас с вами будут помощники. А как вы думаете какие? Сегодня наши помощники: сказки, пословицы, поговорки, загадки.

В нашей викторине примут участие 2 команды. Первая команда называется «Березка», а вторая «Родничок» Я буду задавать вопросы сразу двум командам. Отвечает команда, первая поднявшая флажок. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то я обращаюсь к другой команде.  Выигрывает та команда, которая больше наберёт фишек.

Но перед тем, как мы начнём викторину, давайте вспомним пословицы об учении:

- Век живи - век учись;                                                                                                                                          - Ученье свет - а не ученье тьма;                                                                                                                        - Чтение – вот лучшее умение;                                                                                                                           - Книгу прочитал - умнее стал.

1 конкурс. «Загадки»

1. Каким гребешком никто не причёсывается? (Петушиным)

2. Кто больше всех кричит, а меньше всех делает? (Петух)

3.Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья)  

4. Часто умывается, а полотенцем не утирается. (Кошка)  

5. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

6. Поднялись ворота - всему миру красота. (Радуга.)

7.Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и пропал. (Сахар.)

 8. И языка нет, а правду скажет. (Зеркало.)

9. Без крыльев, а летит. Без языка, а говорит. (Письмо.)

10. Без ног, а хожу, без рук, а указываю. (Часы.)

11. По полу скок – скок и сел в уголок.  (Веник).

12. Без языка, без голоса, а всё расскажет. (Книга.)

2 конкурс «Разложи сказку».

Воспитатель: Каждой команде я даю конверт, в нем лежат разрезные картинки к сказкам. Угадайте сказку и расставьте картинки в правильной последовательности (по сюжету сказки)

1. «Соломенный бычок - смоляной бочок»

2. «Зимовье в лесу»

3. В старину посиделки были праздником души. На завалинках, на бревнышках собирались пожилые и молодые люди говорили, пели песни водили хоровод, играли. А сейчас пришла пора поиграть нам детвора.

Народная игра «Гори, гори ясно»

4.конкурс «Праздники, еда, одежда»

 Воспитатель:

1.  Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)

2.  Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)

3.  Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)

4.  Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)

5.  Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)

6.  Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)

7.  Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)

8.  Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)

9.  Какое национальное дерево России? (Берёза.)

воспитатель:  Молодцы! Справились с вопросами! Давайте подведем итоги.

5. конкурс «Отгадай сказку»

Воспитатель:  ребята, вы  сказки любите? А что такое сказка, знаете? (Сказка — это занимательный, рассказ о необыкновенных приключениях и событиях.). Всегда в сказках побеждает добро. Вы будете отгадывать, о какой русской народной сказке идёт речь.

  1. Петух, который каждый день избушку прибирал, пол чисто подметал, на жердочке сидел, песни пел и кота ждал? ( «Кот, петух и лиса»).
  2. Колотил да колотил, по тарелке носом. Ничего не проглотил, и остался с носом. («Лиса и журавль»).
  3. Петушок подавился зернышком, курочка к речке побежала за водичкой («Бобовое зернышко»).
  4.  Напившись водицы из копытца Иванушка превратился в козленочка.                   ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).              
  5. В какой сказке ведра с водой умели сами ходить. («По щучьему веленью»)
  6. Пирожки донес в целости и сохранности дедушке да бабушке. («Маша и медведь»).
  7. Вышли дружною семьей, чтобы справиться с одной. Не приди на помощь мышка, ничего б у них не вышло.  («Репка»).
  8. Хвост остался в проруби. («Лисичка – сестричка и серый волк»).

Вы любите и знаете сказки, пословицы, умеете загадки отгадывать. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа.

Ребята победила ДРУЖБА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к русской народной культуре и традициям посредством игры. Роль современных технологий в возрождении и сохранении фольклора.

Уважаемые коллеги, мы живем в интересное и сложное время. Изменившиеся в обществе социально-экономические условия требуют усиления внимания к воспитанию наших детей, более вдумчивого, целенаправленног...

Русская народная культура и традиции

Долгосрочный проект в средней группе по русской народной культуре, традициям и творчеству...

Педагогический проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с русской народной культурой и традициями»

Данный проект предназанчен для детей младшего дошкольного возраста. Цель проекта : : расширить представление детей о народной игрушке, народных праздниках, музыкальных инструментах . Познакомить ...

2 младшая группа календарно-тематическое планирование на тему "Знакомство с русской народной культурой и традициями. Фольклор"

Календарно - тематический план во 2 младшей группе на неделю "Знакомство с русской народной культурой и традициями. Фольклор"...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

старшая группа комплексно-тематический план на неделю на тему "Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе на неделю на тему " Знакомство с русской народной культурой и традициями: народная игрушка"...