Литературный турнир для дошкольников "Удивительный мир сказок К. И. Чуковского"
материал (подготовительная группа)

Петрикеева Олеся Николаевна

Разработан для детей подготовительной группы и направлен на обобщение знаний о писателе и его произведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературный турнир30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Петрикеева Олеся Николаевна,

учитель-логопед,

МДОУ № 2 Солнышко», Ярославский муниципальный район

Литературный турнир для дошкольников

«Удивительный мир сказок Корнея Чуковского»

Цель: обобщить знания детей о писателе К. И. Чуковском, его произведениях.
Задачи:

  1. Выявить у детей знания и представления о жизни и творчестве К. И. Чуковского.
  2. Совершенствовать речь детей как средство общения. Учить высказывать предположения и делать выводы, излагать свои мысли.
  3. Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде.
  4. Развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.
  5. Развивать психические процессы: мышление, память, внимание.
  6. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания.

Материалы и оборудование:

  • Мультимедийная презентация «Литературный турнир». 
  • Портреты писателей.
  • Иллюстрации к произведениям К. И Чуковского.
  • Детские рисунки по произведениям К. И Чуковского (выставка).
  • Пособие «Ромашка» (на лепестках - отрывки из произведений).
  • Мешок с предметами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, перчатки, монета, мочалка, калош, шоколадка, книжки, фонарик).
  • Разрезные картинки по произведениям К. Чуковского.

Ход занятия.

Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде, собравшей большее количество жетонов вручаются медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
Приветствие команд.

Разминка «Найди портрет Корнея Чуковского».

Ведущий:

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам книг Корнея Ивановича Чуковского.

1 тур «Верю – не верю» (слайд).

Ведущий:

Верите ли вы, что Корней Чуковский – это псевдоним писателя?

Верите ли вы, что К. Чуковский родился и жил в Африке?

Верите ли вы, что К.И. Чуковского выгнали из гимназии, где он учился?

Верите ли вы, что К.И. Чуковский был талантливым маляром?

Верите ли вы, что К.И. Чуковский выучил английский язык самостоятельно по учебнику, в котором было оторвано начало книги? (Поэтому писатель не знал, какие буквы, как произносятся и говорил неправильно, но писал без ошибок).

Верите ли вы, что сказка К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» имела раньше другое название «Мухина свадьба»?

2 тур «Доскажи словечко» (слайды).

Ведущий читает отрывок из сказки. Задача команд узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.

Отрывки из сказок:

  1. «Ох, нелегкая эта работа…» (из болота тащить бегемота) «Телефон».
    2. «Всех излечит, исцелит…» (Добрый доктор Айболит) «Айболит».
    3. «Ехали медведи на велосипеде…» (а за ними кот задом наперед) «Тараканище».
    4. «И сейчас же брюки, брюки…» (так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр».
    5 «Только заинька был паинька…» (не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал) «Путаница».
    6. «Скачет сито по полям…» (а корыто по лугам) «Федорино горе».

3 тур «Кто, какие поступки совершил» (слайд). 

Зажгли море.

Проглотил солнце.

Помыла свою посуду.

Вернул солнце в небо.

Потушила море.

Спас Муху-Цокотуху.

Съел таракана.

Вылечил зверей.

4 тур «Исправь ошибку (слайд).

Ведущий:

А теперь исправьте ошибки в отрывках:

1. Оттого-то мы от бабы ускакали, как от краба (жабы).

2. А потом позвонили цапли:

Пришлите, пожалуйста, капли.

Мы подушками (лягушками) нынче объелись –

И у нас животы разболелись.

3. Приходили к мухе блошки,

Приносили ей картошки (сапожки).

4. Я – великий умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И шампуня (мочалок) командир!

  1. тур «Ромашка». Задания на лепестках:
  1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»).
  2. Какой герой был страшным злодеем, а потом исправился? («Бармалей»).
  3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»).
  4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота - залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»).
  5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление - попытка убийства? («Муха - Цокотуха»).
  6. Что просили животные в стихотворении - сказке «Телефон»: (Слон - шоколад, Газели - карусели, Мартышки - книжки, Крокодил - калоши).
  7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит, и его друзья? (Волки, кит, орлы).
  8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»).
    6 тур «Бюро находок».

Ведущий:

В мешке находятся разные предметы, их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.

  • Телефон (У меня зазвонил телефон).
  • Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде. а за ним комарики на воздушном шарике).
  • Мыло (Вот и мыло подскочило).
  • Блюдце (А за ними блюдца).
  • Термометр (И ставит им градусники).
  • Сито (Скачет сито по полям).
  • Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»).
  • Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла).
  • Шоколадка (И всем по порядку даем шоколадку).
  • Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил).
  • Книжки (Пришлите, пожалуйста, книжки).
  • Фонарик (Вдруг откуда-то летит маленький комарик, и в руке его горит маленький фонарик).

Игра «Минутка бодрости с Айболитом» (слайд).

Участники команд повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения:

Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики, (поглаживают животики)

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)

А потом к траве присядем. (приседают)

Как орлы летим, парим, («машут» руками)

Во все стороны глядим,

Где же Африка - страна? («глядят» из-под руки)

Может помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем,

Как веселый, звонкий мячик.

Дружно к бедным страусятам

По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)

Всем мы помощь оказали,

Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные).

  1. тур «Аукцион вопросов».

Засчитывается ответ той команды, которая быстрее ответит на вопрос ведущего.

  • кто ходил с павлиньим хвостом? (медведь Топтыгин)
  • на чем ехали комарики? (на воздушном шарике)
  • кто поджег море? (лисички)
  • как звали командира мочалок? (мойдодыр)
  • что купила муха на базаре? (самовар)
  • кто посмел украсть солнце? (крокодил)
  • как звали горе-хозяйку? (Федора)
  • что случилось с бегемотом? (провалился в болото)
  • как звали кровожадного и беспощадного злодея (Бармалей)
  • как звали детей крокодила? (Тотоша и Кокоша)
  • назовите слово, которое кричал Мойдодыр? (карабарас)
  • что подарили мухе блошки? (сапожки)
  • кто спрятался от паука под мост? (кузнечик)
  • кто спас солнце? (медведь)
  • кто принес телеграмму от гиппопотама? (шакал)
  • что обещал Бармалей за спасение Тане и Ване? (мятные прянички)
  • кто потушил пожар? (бабочка)
  • у какой реки сидел и плакал печальный Гиппопо? (Лимпопо)
  • какая сказка начинается именинами, а кончается свадьбой? («Муха-Цокотуха»)
  • В сказке «Доктор Айболит» есть животное гиппопотам. Как еще называем мы его? (бегемот)
  • почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в сказке «Телефон»? (они объелись лягушками)
  • кто проглотил солнце из сказки «Краденое солнце»? (крокодил)
  • в какой сказке все наоборот? («Путаница»).
    8 тур «Расшифруйте имена сказочных героев».

Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ ЦКТХ

МЙДДР ФДР

ЙБЛТ ТРКНЩ

КРКДЛ КРКЛ

9 тур Игра «Собери сказку».

Каждая команда собирает разрезную картинку и называет сказку.
10 тур «Юные чтецы».

Участники читают наизусть отрывки из сказок.

 Ведущий:

С ранних лет стихи К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита", "Федорина горя", "Телефона". Произведения Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, делают нас сильнее и умнее.

Подведение итогов и награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по теме"Дорогами сказок К.Чуковского"

- Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;- Развивать творческую инициативу, и...

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Литературно-театральное представление «По страницам сказок К.И.Чуковского».

Развитие речи детей через театральную деятельность.Заучивание слов сказки позволяет развить память детей, расширить их словарный запас, автоматизировать поставленные звуки в речи, развить просодическу...

Конспект НОД детской литературной викторины по теме «Мир сказок К.И. Чуковского»

Конспект детской литературной викторины с описанием подробного конструктора совместной деятельности педагога и детей...

Литературная викторина в подготовительной к школе группе по сказкам К. И. Чуковского «В мире сказок К. И. Чуковского

Цель:-закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- развивать у детей умение понимать характеры сказочных героев,...