Интегрированное музыкальное занятие «Четыре времени года» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированное музыкальное занятие «Четыре времени года» для детей старшего дошкольного возраста.
Составила: музыкальный руководитель Воробьёва И.А.
Цель: Показать многомерность и гармоничность окружающего мира, силу природы.
Задачи: - Учить детей различать изобразительность музыки, смену настроений.
- Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности;
- Совершенствовать умение оркестровать пьесу, выбирая тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру музыки;
- Расширять знания детей о музыке;
Материал: видеозапись музыкальных произведений П. И. Чайковского; покрывало для ковра-самолета; репродукции времен года; хрустальные стаканчики; ватман и трафареты осенних листьев, ведра и деревянные ложки, шуршалки.
Ход занятия: Дети заходят в зал
«Начнем занятие» Железновой
Дети:
Начнем сейчас занятие
Мы все уже пришли,
Хорошее настроение
С собою принесли.
Мы будем петь, играть сейчас,
Мы будем танцевать,
Мы рады все занятию
Пора его начать!
Прежде чем начать занятие, предлагаю поздороваться с гостями.
Распевание «Здравствуйте»
М.Р.: Ребята, отгадав мою загадку, вы узнаете, чему наше занятие будет посвящено.
1. Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)
2. Стоит дерево райское,
На одном боку цветы расцветают,
На другом — листы опадают,
На третьем — плоды созревают,
На четвертом — сучья подсыхают.
(Времена года)
Слайд:
М.Р.: Правильно, сегодня мы отправимся в путешествие по временам года. Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте - ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы).
Садимся на ковер-самолет.
Музыкальная заставка
Летим на ковре самолете
Много увидим в полете.
По нами планета Земля
Остановимся здесь мы, друзья.
Садитесь поудобнее.
На слайде (Зима) и звучит музыка П. И. Чайковского «Декабрь. Святки»
М.Р.: Вам знакома эта музыка?
Дети: «Декабрь. Зима» из сборника «Времена года». Композитор П.И. Чайковский.
М.Р.: Пришла зима красавица
Сугробы под окном!
И кружится, и вертится,
Ложится снег ковром.
Деревья околдованы,
Нарядные стоят.
И до весны гирляндами
Укутанные спят.
М.Р: Какие знаете поговорки о зиме?
1. зима не лето, в шубу одета
2. в зимний холод всякий молод
3. мороз не велик, а стоять не велит
4. береги нос в большой мороз
5. много снега много хлеба
М.Р.: Давайте воспользуемся случаем и пока мы находимся в гостях у Зимы, поиграем в игру «Сосульки и Снеговики». И чтобы было всем понятно о чем мы ведем речь, какие слова произносим, должна быть хорошая, что? (дикция)
Подготовим свой артикуляционный аппарат
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит. (Ды-ды)
Индюшата болобочут. (болобочут языком)
Лошадка (цокают язычком)
М.Р: Вспомним, в каком регистре могут говорить тоненькие сосульки. (в высоком). А пухленькие снеговики? (в среднем)
Игра «Сосульки и снеговики»
Сосульки: Ах, какие же вы толстячки
Снеговики: Не такие уж мы толстячки
Сосульки: О, да вы еще сердиты?
Снеговики: У, мы действительно сердиты!
Сосульки: Разговаривать с вами не будем!
Снеговики: Мы играть с вами тоже не будем!
М.Р: Снеговики и сосульки, какую вы зиму любите? (ответы: снежную, скрипучую, звонкую)
Перед вами необычные музыкальные инструменты. Разбирайте, предлагаю с помощью этих инструментов озвучить музыку зимы.
Оркестр хрустальных стаканчиков
(Вальс-шутка Д. Шостакович)
М.Р: Попрощаемся с зимой и отправляемся дальше. (сели на ковер)
Музыкальная заставка
Слайд (Весна) и звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник».
М.Р: Как называется эта пьеса?
Правильно, это «Апрель. Подснежник». Значит мы попали в какое время года?
Дети: Время года-Весна!
М.Р: Ребята, что вы можете рассказать о весне?
(Весной вся природа просыпается от зимнего сна, начинает таять снег. Появляются первые цветы. Животные просыпаются ото сна, набухают почки на деревьях и появляются листья. Из теплых краев прилетают перелетные птицы, просыпаются и выползают насекомые)
Ребята, а вы могли бы изобразить эту музыку в движениях?
Пластический этюд (показ музыки в движении).
М.Р.: Подойдите ко мне. Вы знаете, что весной появляется первый весенний гром и первый весенний дождик. А хотели бы вы сами поучаствовать в процессе появления дождя? Приглашаю вас в нашу лабораторию.
Эксперимент с водой.
Н.В. Посмотрите, ребята, внимательно, перед вами стоят две баночки с горячей водой, поэтому нам с вами надо быть очень аккуратными. Правда? Потому, что это очень опасно, можно обжечься. Баночки закрыты крышками, в крышках сделаны дырочки. А для чего, мы сейчас узнаем. У меня есть лед. Возьмите по одному кусочку. (дети берут) И положите на крышку. Положили? А теперь наблюдаем. Что же сейчас будет происходить? Ну, что?
Дети: Лед тает.
Н.В. А под крышкой что появилось?
Дети: Капельки! Дождик!
Н.В. Оказывается мы тоже умеем делать дождик. Сейчас он закапает все сильнее и сильнее. Интересно?
Дети рассматривают.
Н.В. А скажите, почему в этой баночке дождик пошел быстрее, чем в этой?
Дети: Потому, что здесь больше льда.
Н.В. А кто же мне скажет, почему пошел дождь в банке?
Дети: Лед тает.
Н.В. А почему лед тает?
Дети: Потому что крышка горячая.
Н.В. А почему крышка горячая?
Дети: Потому что горячая вода.
Н.В. Правильно. В нашей банке горячая вода. От горячей воды вверх поднимается, что?
Дети: Пар!
Н.В. Правильно! И этот пар начинает растапливать лед. Лед тает и превращается во что?
Дети: Превращается в воду! В дождик!
Н.В. Ну, а как же на нашей земле появляется дождь? Посмотрите на картинку. Это наша река Кондома. Сестрички капельки играют в реке, их много-много. Солнышко пригрело лучиками своими и сестрички капельки превратились в пар и поднялись вверх. Но воздух на верху холодный, поэтому капельки пара превращаются в воду. Капельки воды потом собираются в легкие облака. Облака собираются в большую тучку. Капелькам в большой тучке становиться тесно, и они капают вниз на землю в виде дождя если воздух теплый. А если холодный, то в виде снега. Это называется круговорот воды в природе.
М.Р. Молодцы, ребята! Теперь вы знаете секреты природы, а самое главное, где живет вода.
Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет.
Музыкальная заставка
Слайд (Лето) и звучит музыка П. И. Чайковского «Июль. Песня косаря».
М.Р: 4 остановка: Ребята, сегодня вы слушаете новую пьесу П.И. Чайковского. Называется она «Июль Песня косаря». Я расскажу, о чем это произведение?
Лето в разгаре. Жарко. Сколько удовольствий у нас, сколько развлечений! Да не только развлечений. Летом ведь и работы тоже много. А кто живет в деревне, знает, что в июле пора косить. Музыка пьесы рассказывает о работе. Она мужественная и энергичная. Музыка говорит о труде тяжёлом, очень тяжёлом; о работе, которая не всегда приносит радость, потому что трудился крестьянин для хозяина, для помещика. Выращивал хлеб, косил, молотил — а сам оставался голодным. Всё, что наработал, шло хозяину, помещику. Горькое, страшное было время. Эта музыка о косаре, о его силе и умении трудиться, словом — это произведение о чудесном русском человеке.
М.Р. Наталья Владимировна, вам нравится лето?
Н.В.:
- Да, мне нравится лето.
Летом много цветов:
Ромашек, подснежников, колокольчиков.
М.Р.: Наталья Владимировна, вы ничего не перепутали?
Н.В.: Ребята, я не права?
Ответы.
Н.В. Хорошо, я попробую еще раз ответить на ваш вопрос. Я люблю лето, потому что
- Летом много ягод:
Земляники, малины, рябины.
Можно набрать букет разноцветных листьев.
Рассуждения детей.
М.Р. Мне понравилось, что вы были внимательными и заметили где Н.В. была не права.
М.Р.: А, теперь возьмите ложки и ведерки. Лето приглашает вас поиграть. Расположитесь в рассыпную по залу.
Ложки и ведра («Странный человек» гр. Волшебники двора)
М.Р. Отправляемся дальше. Рассаживайтесь на ковре.
(полет)
Слайд картина Исаака Ильича Левитана "Золотая осень" и звучит П. Чайковского «Осенняя песня».
М.Р.:
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
Н.В.: Очень красивые стихи. Скажите, чем вам нравится осень?
(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)
Чем осень может огорчить?
(пасмурной, дождливой погодой)
Н.В.: Ребята, я начну предложение, а вы его закончите по смыслу:
Если идет дождь - погода (дождливая),
Если сильный ветер – погода (ветреная),
Если очень холодно и сыро – погода (холодная, сырая),
Небо все заволокло тучами – погода (пасмурная)
Но вот показалось солнышко и стало тепло - погода (солнечная, теплая),
На небе ясно, ни тучки -погода (ясная),
Осень на дворе, - погода (осенняя).
М.Р.: Какие звуки мы можем услышать осенью? (ответы: шуршание падающих листьев, шорох листьев под ногами, льёт дождик, крик птиц, улетающих на юг и т. п.)
Правильно, звуки везде.
В тихом шепоте листвы, в лае собаки, в реве машины.
Звук прячется в часах
Звук прячется в горах. Крикнешь ему: «Ты здесь?» - а он нам ответит эхом: «Здесь, здесь».
Давайте вспомним песню, которая построена в форме эха. А помогать нам будет оркестр воды.
Песня «Осень-эхо» с водой.
М.Р.: Скажите, песня которую вы исполнили, какая по характеру?
(светлая, нежная) А вы знаете, что музыка имеет свой цвет?
Я сейчас сыграю 2 аккорда. Белый и красный. Отгадайте где какой.
Музыку можно нарисовать. Я предлагаю перейти в художественную мастерскую к Наталье Владимировне.
Н.В.: Ребята, как вы думаете, какие цвета используют художники, для передачи светлого, радостного настроения? (ответы: яркие, светлые, радостные, тёплые) А, для передачи печального, тревожного настроения. (ответы: темные, холодные цвета) гол
А вы хотите придумать свою осень? Давайте, создадим свой необычный осенний ковёр из листьев. А для того, чтобы ковер из листьев получился нарядным и красивым, надо вспомнить и представить, как красиво падают листья. В этом нам поможет пьеса Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня».
По окончании работы, Н.В. показывает работу детей.
Н.В.: Ковёр получился пёстрый, красивый, замечательно, молодцы, ребята!
М.Р.: Ребята, давайте сядем на наш ковер-самолет.
Музыкальная заставка
М.Р.: Вот и закончилось наше путешествие по разным временам года. Скажите, ребята, какое время года у каждого из вас самое любимое?
Ответы
М.Р.: Я делаю вывод, что все времена года вами любимы, поэтому каждое время года мы с радостью встречаем и провожаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый план - конспект интегрированного практического занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Данный конспект занятия является второй частью двух взаимосвязанных занятий по художественно-эстетическому развитию детей...
Конспект интегрированного музыкального занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста по творчеству В.Я. Шаинского....
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "Развитие представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"
В работе представлены теоретические особенности развития представлений о временах года у детей и констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня развития представлений детей по данной теме. П...
Картотека наблюдений по временам года для детей старшего дошкольного возраста
Картотека наблюдений по временам года и целевые прогулки для старшего дошкольного возраста...
Картотека наблюдений по временам года для детей старшего дошкольного возраста
Картотека наблюдений по временам года для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека наблюдений по временам года для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека наблюдений по временам года для детей старшего дошкольного возраста....