Коляда к нам стучится в ворота!
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Сценарий мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyada_k_nam_stuchitsya_v_vorota.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения

«Святочные посиделки»

Для детей старшего - подготовительного возраста

Цель:

  • познакомить детей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
  • развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
  • воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
  • формировать доброжелательные отношения между педагогами и детьми, основанные на доверии.

Задачи:

  • приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
  • дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
  • познакомиться с рождественскими обрядами;
  • создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
  • вовлечь взрослых в совместную деятельность с детьми.

Муз. рук.: Добрый день. Поздравляю вас всех с наступившими и наступающими праздниками. Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Это и Рождество, и Новогодние святки, и Крещение. Сегодня у нас святочные посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными, их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

         По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. И мы с вами сейчас зажжем такую свечу. Зажигание свечи. А пока наша свеча горит, я расскажу вам о Святках.

В дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

       С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Колядки – это короткие духовные песнопения, посвященные Рождеству Христову, короткие песенки, посвященные будущему урожаю, достатку в доме, шуточные песенки. Эта традиция сохранилась и по сей день.

       Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывает зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

        Давайте мы тоже послушаем рождественские колядки. (Свеча задувается.)

Ряженые  дети встают группой.

                Муз. рук.:  Мы веселые колядки

       Пропоем для жизни сладкой.

       Коль одарите нас знатно,

       Будет счастье и богатство.

       Поделитесь от щедрот

       Просит ряженый народ.

       Без подарков не уйдем!

       С Новым годом! С Рождеством!

        Вам звоночком мы позвоним

                  С пожеланьем и поклоном.

                  Мы пришли колядовать,

                  С Рождеством вас поздравлять! – ребенок звонит в колокольчик.

КОЛЯДКИ

  1. Маленький вьюнчик заскочил на стульчик,

В дудочку сыграл, Христа величал.

Шанежки на палочке, денежки в коробочке.

Давай, старичок, открывай сундучок,

Давай пятачок либо гривенничек.

***

2. Старая старушка. Открывай погребушку,

Доставай постряпушку, либо шанежку.

***

3. Сеем, веем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем

На телят, на жеребят и на маленьких ребят,

Чтобы все здоровы были, много долгих лет бы жили,

Вы сходите в сундучок, принесите пятачок.

Вам для потешки, а нам на орешки. – раздается звон колокольчика.

Муз. рук.: С Новым годом, с Рождеством:

                    Мира Вам желаем в дом,

                              И здоровья, и добра, и сердечного тепла!

       В-ль: Спасибо, вот вам награда: сладкие конфеты – кому, что надо!    (Угощают колодников.)

Дети садятся на стульчики.

Муз. рук.: Помните, в начале нашей встречи я сказала, что святочные дни – это время от Рождества до Крещения. Что же это за праздник Рождество?

Много лет назад родился необычный чудесный малыш, которого назвали Иисус. В ночь его рождения на небе вспыхнула и засияла новая яркая звезда, которую люди станут называть Рождественской Звездой. Все хотели поздравить младенца и что-то ему подарить. Поздравлять его пришли люди, животные и даже деревья. Из деревьев пришли: пальма, маслина и елочка. Деревья рассорились у входа в пещеру: Кто самая достойная из них того, чтобы поздравить младенца с рождением?! Пальма говорила, что только она достойна этого, поскольку у нее самые красивые листья. Маслина говорила, что она, т.к. она самая стройная и изящная. А елочка скромно молчала в стороне. Ведь кроме тонких колючих игл у нее больше ничего не было. Этот спор с небес услышал и увидел Ангел. Он спустился на землю и разрешил спор, сказав, что самой достойной является елочка, поскольку она самая скромная.

Поэтому в новогодние праздники мы украшаем именно елочку: на ее макушку мы помещаем звезду, вспоминая о Рождественской Звезде, а веточки украшаем так, как нам нравится – шариками, игрушками, бусами, мишурой и гирляндами с огоньками.

А теперь я загадаю вам рождественские загадки, в которых отгадкой будет рифма:

Где родился наш Спаситель -

Место вам известно всем

Ну, скорее назовите.

Это город ... (Вифлеем)

Знают все: в года былые

Сын родился у ...(Марии).

 

Сын чудесный, сын святой

Родился он ночной... (порой).

В тишине, в тепле и тени

Спал младенец в свежем ...(сене).

Это всем теперь известно —

Был младенец тот ... (чудесный).

Много в небе ярких звезд —

Родился Иисус ... (Христос).

К Малышу на день рожденья

Дружно прибыли волхвы:

Принесли в подарок деньги?

Нет? А что? Скажите вы.

(Золото, ладан, смирну.)

Вы молодцы! Хорошо отгадывали загадки. А давайте сейчас споем веселую рождественскую песенку. И исполнят нам ее дети старшей и подготовительной групп.

Исп. п. «Яркая звездочка»

Дети садятся

Чудесная песенка, правда!? Но какой же праздник без танца, как же нам не станцевать перед такой красавицей. И сейчас дети старшей группы исполнят танец «Зимушка-зима».

Исп. т. «Зимушка-зима»

Ну, а теперь будем праздник продолжать, будем время коротать! Ну, а какие святки без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни и девушки соревновались, умом и смекалкой похвалялись. Вон сколько у нас детишек: и девчонок, и мальчишек. Вот мы и посмотрим, кто смекалистей, да веселей будет.

  1. Игра «Бабушкина метелка»

Передают метелку, украшенную бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки она осталась в руках, тот выходит и танцует, рассказывает стишок или отгадывает загадку.

ЗАГАДКИ

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зима)

 

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза - угольки, руки - сучки.

Холодная, большая, кто я такая?

(Снежная баба)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады.

(Мороз)

Дел у меня немало - я белым одеялом

всю землю укрываю, в лёд реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня ...

(Зима)

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес,

Изо льда мосты построил,

Кто же это? ...

(Дед Мороз)

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

(Лыжи)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела.

(Метель)

 

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые ...

(Снежинки)

 

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Дождь и слякоть,

Грязь и ветер,

Осень, ты за всё в ответе!

Мёрзнет, мёрзнет человек,

Выпал первый белый ...

(Снег)

 

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я ...

(Зима)

В белом бархате деревня -

И заборы, и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт.

(Иней)

  1. Игра-соревнование «Новогодние ладушки»

На 2-х планшетах укреплены чистые ватманы. По очереди дети подбегают и обводят маркером свои ладошки.


Муз. рук.: Молодцы «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы». А вы знаете, в святочные вечера люди еще и гадали. А вы хотите погадать, да судьбу свою узнать?!

  1. Гадание.

Звучит музыка, ведущая берет мешок, с помещенными в него различными предметами. Ведущая садится на стульчик в середине зала, зовет в помощницы в-ля и говорит:
«Волшебный мешочек, 
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется,
Плохое пусть останется!»
Вызывает детей по очереди, они достают один предмет из мешка. Воспитатель объясняет значение этого предмета:
Лента – к обновкам.
Яблоко – к здоровью.
Игрушка-животное – появится домашний любимец.
Карандаш – к успехам в учёбе.
Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости.
Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми.
Гвоздь – часто будешь ходить в этом году в гости.
Две сцепленные скрепки – появятся у вас в этом году новые друзья.
Бусы – получишь в этом году много подарков.
Конфета – весь год будешь есть много сладостей.
Нитки – будешь в этом году много путешествовать.
Свечка – работящими будете.
Ножницы детские – парикмахер.

Будешь:

Сантиметр – портной.
Книжка – писатель, учёный.
Муз. инструмент – музыкант.
Краски – художник.
Градусник – врач.
Машина - водитель.
Монета – бухгалтер, кассир, банкир.

Наше гадание окончено. Вот мы и погадали на судьбу. Понравилось?!...

Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. 
Но наш праздник подошел к концу.
Будьте здоровы, счастливы, живите без бед много-много лет! С праздниками вас!
Мероприятие заканчивается.

        Песня  «Яркая звездочка…»

Яркая звёздочка на небе горит.
Мама у ёлочки детям говорит:
"В целом мире торжество:
Наступило Рождество!
Наступило Рождество!"

С праздником, с праздником взрослых и ребят!
Даже проказникам это говорят.
Потому что торжество,
Потому что Рождество,
Потому что Рождество!

Спать нам не хочется в эту ночь совсем.
Хочется, хочется в город Вифлеем
Посмотреть на торжество
Там где было Рождество,
Там где было Рождество!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорное развлечение для детей дошкольного возраста «Коляда, коляда - растворяй ворота»

На Руси торжественно и одновременно радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 января начинались Святые дни, или Святки. По вечерам дети ходили по домам и пели ос...

Конспект занимательного дела "Коляда, коляда - отворяй ворота"

интегрированное занятие : Конструирование, музыка, физическая культура, познание....

Коляда! Коляда! Зашла к нам в ворота.

С 7 января на Руси начался один из значимых праздников славянского народного календаря – Коляда.    По многолетней традиции не остался в стороне и наш детский сад....

«Стучит коляда в каждый дом в ворота»

Рождественские колядки....

Тема недели: "Весна красна стучится в ворота"

Расширять представления детей о весне.Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.Воспитывать бережное отношение к природе....

Физкультурно - музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста и родителей «КТО СТУЧИТСЯ У ВОРОТ – ЭТО ПРАЗДНИК НОВЫЙ ГОД!»

ЦЕЛЬ. Предоставление детям возможности активного отдыха. ЗАДАЧИ.1.     Привлечь дошкольников и их родителей к участию в совместных играх и развлечениях.2....

Конструктор жизнедеятельности детей «Весна – красна, стучит в ворота».

Конструктор жизнедеятельности детей в старшей группе «Весна – красна, стучит в ворота»....