Сценарий литературного досуга «Поле чудес» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Григорьева Мария Андреевна

Воспитание духовно - нравственных начал посредством литературных произведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literat._dosug_po_pushkinu.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОО «Познавательное развитие»

Сценарий литературного досуга «Поле чудес» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

ОО Познавательное развитие

- развивать интерес к художественной литературе;
- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;

- развивать познавательный интерес.

- формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику текста;
- помочь участвовать в конкурсе чтецов, используя средства выразительности, мимику, жесты;

ОО Развитие речи
- формировать умение анализировать поступки героев, устанавливать связи, делать обобщения и выводы;

- активизировать словарь по прочитанному произведению

ОО Социально – коммуникативное развитие

- воспитывать любовь, трепетное отношение к творчеству А.С. Пушкина;
- формировать бережное отношение к книге;
- развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность, доброту, отзывчивость и патриотизм;
- вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка при изучении материала. 

- активизировать память, внимание, мышление;

-развивать коммуникативные качества

ОО Художественно – эстетическое развитие

- формировать эстетический вкус при прослушивании классической музыки, развивать чувство прекрасного.

Оборудование:

Портрет А. С. Пушкина, игровой барабан со стрелкой, ширма для кукольного театра, иллюстрации с изображением героев произведений А. С. Пушкина, персонажи (театр Би-Ба-Бо) сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбки», 
СД – диски с записями музыки из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», М. Глинки «Золотой петушок» и « Руслан и Людмила », табло с буквами, призы участникам. 


Используемые технологии:
- игровая;
- информационно-ориентированная;
- проектная;
- личностно – ориентированная;
- Здоровьесберегающая;
- интегрированное обучение;

Интеграция компонентов содержания:
ОО«Познавательное развитие» - ознакомление с окружающим, расширение кругозора;
ОО «Социально- коммуникативное развитие» - развитие всех компонентов устной речи, игровая деятельность;
ОО «Художественно-эстетическое развитие» - рисование на тему «Сказки Пушкина».
ОО «Речевое развитие» - развитие литературной речи, поэзия, литературные сказки. 
Предварительная работа:
Работы детей: коллективная работа «У лукоморья дуб зелёный», рисунки детей,
«Любимый герой сказок Пушкина», 
Чтение детям сказок, стихов А. С. Пушкина; беседы по содержанию прочитанного;
объяснение детям новых слов и выражений; обсуждение характера и поступков
персонажей сказок; разыгрывание сценок. Изготовление поделок, рисунков по теме;
рассматривание иллюстрации, репродукции к сказкам Пушкина; проведение
увлекательных игр: «Узнай сказку», «Угадай словечко», «Путаница».
Взаимосвязь с родителями: чтение детям произведений А. С. Пушкина, разучивание
стихов, просмотр мультфильмов по сказкам поэта. 
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, к нам в группу пришла бандероль из Москвы. Давайте посмотрим, что в ней. 
Ребята, это прислал нам Леонид Якубович, ведущий телепередачи «Поле
чудес». Посмотрите, чей это портрет! (А. С. Пушкина) (слайд №1) 
Да, это портрет великого русского поэта. Поэта – сказочника. Вспомните его незабываемые строчки из поэмы «Руслан и Людмила» .
Воспитатель читает: (звучит музыка отрывок произведения М. Глинки
«Руслан и Людмила») (показ слайд №2) 
У Лукоморья дуб зеленый, 
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый,
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит, 
Налево - сказку говорит. 
Там чудеса: там леший бродит, 
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой, 
И тридцать витязей прекрасных;
Чредой из вод выходят ясных, 
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит, 
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русской дух. Там Русью пахнет! 
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил. 
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету. 
Леонид Аркадьевич узнал, что вы хорошо знаете произведения А. С. Пушкина и предлагает сыграть с ним в «Поле чудес». Правда, он сам приехать не смог, поэтому прислал нам задания.

 Ну, что сыграем? (дети: «Да») 
Вы знаете, что игра проходит в три тура, в каждом туре участвуют по три человека. 
Я предлагаю выбирать участников путём отгадывания загадок. 
Загадки для первого тура:
1. Сколько раз забрасывал старик невод? (три раза) (слайд №3) 
2. Что кричал петушок, сидя на спице? (Ку-ка-ре-ку, царствуй лжа на боку) (слайд №4)
2. Сколько раз выполняла рыбка просьбы старика? (4 раза) (слайд №5) 
Вот у нас есть три участника Настя, Алёша и Никита. Приглашаю вас к барабану. 
Задание 1 тура:
Ты волна моя, волна
Ты бурлива и вольна… 
Пожалей ты нашу душу, 
Выплесни ты нас на сушу! 
Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? 
(БУЯН (слайд №6) 
Дети называют буквы, скрытые на табло, при правильном ответе буква открывается. 
Воспитатель: Молодец, Алёша правильно отгадал название острова – Буян и выходишь в финал. 
В море остров был крутой, 
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нм дубок единый… 
Отдыхательная пауза. Инсценировка фрагмента «Сказки о золотой рыбке», с использованием театра «Би-Ба-Бо».
Воспитатель:

 Жил старик со своею старухой,
У самого синего моря;
Раз он в море закинул невод, 
Пришел невод с одною рыбкой, 
С непростою рыбкой, - золотою. 
Рыбка: "Отпусти ты, старче, меня в море! 
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь. "
Дед: "Бог с тобою, золотая рыбка! 
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море, 
Гуляй там себе на просторе. "
Воспитатель: Воротился старик ко старухе, 
Рассказал ей великое чудо. 
Старика старуха забранила:
Старуха: "Дурачина ты, простофиля! 
Не умел ты взять выкупа с рыбки! 
Хоть бы взял ты с нее корыто, 
Наше-то совсем раскололось".
Загадки для второго тура:
1. Правду молвит молодица, 
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла. 
Ей в приданное дано
Было… одно (слайд №7 (ЗЕРКАЛЬЦЕ) 
2. Какое первое чудо попросил у царевны лебедь князь Гвидон? (белка там живёт ручная, да затейница какая) (слайд №8) 
3. Сколько раз летал царевич к своему отцу – царю Салтану? (три раза) (слайд №9) 
Вот и вторые участники игры: Арина, Ксюша и Антоша. 
Задание на второй тур:
Как отвечала Царевна – Лебедь на желание князя Гвидона жениться:
Лебедь белая молчит…
И, подумав, говорит:
«Да! Такая есть девица. 
Но жена не … 
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь».
(рукавица) (слайд № 10) 
Молодец Арина, правильный ответ. И ты выходишь в финал. 
Музыкальный пауза. Воспитатель:
- Ребята, вы все смотрели мультфильм «Сказка о царе Салтане… ». Помните какую песенку напевала белочка? (дети: «Во саду ли, в огороде»)

 Правильно, давайте мы с вами послушаем эту русскую народную песню и потанцуем (дети встают с мест и встают в хоровод). Звучит запись песни «Во саду ли, в огороде» 
Загадки для отбора в третий тур:
1. Вы ж, голубушки – сестрицы, 
Выбирайтесь из светлицы, 
Поезжайте вслед за мной, 
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас, 
А другая … (ткачиха, повариха) (слайд №11) 
2. Балда, с попом понапрасну не споря, 
Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить. 
Зачем Балда это делал? 
(Чтоб получить с чертей оброк) (слайд№12) 
3. Какое условие назначил Балда чёртику? 
(Пронести кобылу) (слайд №13) 
«Теперь моя череда, 
Условие сам назначу. 
Задам тебе, враженок, задачу. 
Посмотрим, какова у тебя сила. 
Видишь, там сивая кобыла? 
Кобылу подыми-тка ты. 
Да неси с полверсты;
Снесёшь кобылу, оброк уж твой;
Не снесёшь кобылы, он будет мой»
Молодцы Андрей, Коленька и Машенька. Вы стали участниками третьего тура нашей игры. 
Задание на третий тур:
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой;
Коль кругом всё будет мирно, 
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны, 
Иль набега силы бранной, 
Иль другой беды незваной, 
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет … »
(гребешок) (слайд №14) 
Какой, Коленька, молодец! Отгадал слово и вышел в финал. Вот наши финалисты Арина, Алёша и Коля. Предлагаю отдохнуть перед финалом и послушать ваши любимые стихи
А. С. Пушкина. Кто хочет нам их прочесть? Пожалуйста, мы вас слушаем. 
(Дети читают любимые стихи Пушкина, которые выучили дома, звучит музыка Римского- Корсакова «Золотой петушок») .
Задание на финал:
«В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо, 
Закипит, подымет вой, 
Хлынет на берег пустой, 
Разольётся в шумном беге, 
И очутятся на бреге, 
В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря, 
Все красавцы удалые, 
Великаны молодые, 
Все равны, как на подбор, 
С ними дядька … ».
(Черномор) (слайд №15) 
Молодец, Арина! (звучит торжественная музыка) Ты стала победителем нашей игры. 
Хотела бы, ты сыграть в супер игру? (ДА) 
Задание на супер игру:
Как звали собаку в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? 
(Соколко) (слайд № 16) 
«И с царевной на крыльцо
Пёс бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет, 
Словно сердце пёсье ноет, 
Словно хочет ей сказать:
Брось! – Она его ласкать, 
Треплет нежною рукою;
«Что, Соколко, что с тобою? 
Ляг! » - и в комнату вошла, 
Дверь тихонько заперла, » … 
Молодец, Арина! Ты выиграла супер игру! Мы все рады за тебя и поздравляем тебя с победой! 
Арина получает супер приз! 
Игра наша закончилась. Все вы были молодцы! Все получают призы за участие в нашей игре. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного досуга «Поле – чудес по сказкам Александра Сергеевича Пушкина» с детьми подготовительной группы.

Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества...

СЦЕНАРИЙ Литературно-музыкальной гостиной. «Разговор о творчестве А. С. Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель:  пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии А.С. Пушкина.Задачи:1 Обучающие: углубить и расширить при...

Досуг на тему " По сказкам А.С.Пушкина" для детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал подготовлен для проведения литературного вечера детей подготовительной группы и их родителей....

СЦЕНАРИЙ Литературно-музыкальной гостиной. «Разговор о творчестве А. С. Пушкина с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель:  пробудить интерес дошкольников к изучению творчества великого поэта, воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии А.С. Пушкина. Задачи: 1 Обучающие: углубить и расшир...

Сценарий литературного досуга «В сказочной стране» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста

Сценарий литературного досуга «В сказочной стране» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего и подготовительного дошкольного возрастаЗадачи:ОО Познавательное развитие- раз...

Сценарий литературного досуга «В сказочной стране» по сказкам Александра Сергеевича Пушкина с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста

Задачи:ОО Познавательное развитие- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;- развивать познавательный интерес.- формировать умение вслушиваться в...