:"Страна, в которой мы живем"
план-конспект занятия

Кравцова Лариса Анатольевна

Обобщение и систематизирование знаний детей о России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 33.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе:"Страна, в которой мы живем"

Программное содержание:
- обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение  к государственным символам (флаг, герб, гимн);
- продолжать воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, родному городу;
-закрепить названия крупных российских городов и рек;
- обогащать словарный запас детей.

Оборудование:
Глобус, карта России; Государственный флаг РФ, изображение герба Российской Федерации, герба города Железногорска; денежные знаки России, документы с изображением герба России; аудиозаписи государственного гимна и песен о России; презентация, мультимедийный проектор; ленты, деревянные ложки; листы бумаги, краски, кисти по количеству детей. 

Предшествующая работа:
- рассматривание глобуса
- просмотр видеофильма «Путешествие по Москве»
- показ презентации «Русский народный костюм»
- беседы о государственной  символике: гербе, флаге, гимне
-разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, России
- рассматривание фотографий и иллюстраций городов и изображений рек
- ролевая игра «Мы путешествуем по родному краю»
- рассматривание живописных произведений о Родине
- музыкально-литературный час «Люблю просторы русские»
- беседа «Без добрых дел нет доброго имени» об известных людях города.
- экскурсия в краеведческий музей
- знакомство с гербом г.Железногорск

Творческая работа: 
-  рисование Государственного флага
-  коллективная аппликация «Родной город»
- составление атласа мира 
- выставка рисунков «Мой Железногорск»


ХОД
Дети входят в нарядно украшенный зал. Звучит песня «С чего начинается Родина…». Музыка В. Баснера, слова И. Матусовского. 
слайд
Воспитатель:  Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине – России. А завершится оно - в родном городе Тамбове. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе, машине...). 
Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места в вагоне, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка. 
Упражнение «УЛЫБКА»
- Ну что ж, билеты куплены – занимайте места в вагоне. 
Дети садятся в «поезд»
Воспитатель:  
Раз, два, три, поспеши.
Место ты своё займи.
Не зевай, не скучай.
Лучше всё запоминай.
Мы в поезде сейчас
По России едем.
Что увидим - всем расскажем,
Как домой приедем.
Звучит аудиозапись «Голубой вагон»
Первая остановка: «Наш мир» 
Воспитатель:
Отгадайте загадку: 
Мой родной, мой земной, 
Мой кружащийся шар.
Дети, о чём я говорю? (о земном шаре)
Воспитатель: 
Правильно, наша планета Земля имеет форму шара.
Вы уже знаете, что на Земле существует много разных стран, больших и маленьких. А какие страны мира вы знаете? Как называется наша страна? (ответы детей) 
Воспитатель:
А кто знает, какая страна самая большая в мире? (ответы детей)  
Воспитатель:
Самая большая страна в мире – это наша Родина, Россия. Посмотрите, какую
огромную территорию она занимает.

Воспитатель показывает границы Российской Федерации
Ребенок:
Как велика моя земля, 
Как широки просторы.
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

Воспитатель:  Наша страна Россия – великая, сильная, красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много: русские, чукчи, чуваши, башкиры, татары… Каждый народ говорит на своём языке, имеет свои обычаи и обряды. 
Расскажи стихи руками
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву, 
Другим степной простор. 
У каждого народа
Язык свой и наряд, 
Один черкеску носит, 
Другой надел халат. 
Один рыбак с рожденья, 
Другой оленевод, 
Один кумыс готовит, 
Другой готовит мед. 
Одним милее осень, 
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна! 
В. Степанов

Воспитатель:
А кто знает стихотворение о Родине?
Ребенок:
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Воспитатель:  Назовите столицу нашей Родины.
Ребенок:
Здесь Кремль, 
Здесь Воробьёвы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город!
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава,
Столица Родины – Москва.
Воспитатель:  Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. («Жить – Родине служить»; «Родина поучает – Родина выручает»; «Кто за Родину горой, –  тот истинный герой» и т.д.) 
Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. А теперь подойдите к карте и скажите, чем богата наша страна?
Перед детьми карта и иллюстрации гор, рек, равнин России. Воспитатель с детьми соотносят иллюстрации с картой.
Воспитатель: Найдите реки. Как их много! И какие они разные. У каждой своё название. Какие названия рек вы знаете? Ответы детей

Физкультминутка
Дети – ручейки. У них в руках голубые ленты. Воспитатель – море. У него в руках голубая косынка. Под музыку дети изображают родники, которые становятся ручейками. Ручьи бегут в реку. Река несет свои воды в море, а море в океан.
Воспитатель: Реки на карте обозначены голубым цветом. А каким цветом обозначены на карте равнины? Зелёным. А почему? (На них много лесов и полей). Что на карте окрашено в коричневый свет? (Горы. Чем выше горы, тем цвет темнее). Воспитатель с детьми находят на карте горы и равнины.

Воспитатель:  На юге нашей страны есть гора Эльбрус – самая высокая гора России. На востоке – Уральские горы. (Саяны, Алтай). Показывает на карте. Едем дальше. 

Звучит музыка «Паровоз», дети топают ногами, изображая стук колес.

Вторая остановка.

«Символы нашей страны – России»

Воспитатель: 
У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн). Из каких частей состоит флаг? (Дети называют и показывают древко и полотнище). А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный). Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу). А синяя? (Небо, реки, озёра, моря). Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).

Белый цвет – березка,

Синий - неба цвет, 

Красная полоска – 

Солнечный рассвет

Воспитатель: 

Я расскажу вам о  гербе нашей страны (показывает изображение герба). На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орёл.  Это символ нашего государства. Посмотрите на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла - красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона. Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», т.к. изображение Георгия Победоносца с копьём в руке издавна чеканили на мелких монетах. В правой руке у орла – скипетр,  а в левой – держава. Это символы власти, управления государством. Скипетр – это жезл, короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов

Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (На важных документах, на деньгах).

Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн. Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны. Его слушают стоя. Прослушивают гимн Российской Федерации стоя.

Воспитатель: (Звучит гудок паровоза) Отправляемся дальше в путь. 
А чтобы не скучать в дороге, послушаем стихи о бескрайних просторах нашей страны.
Ребёнок: 
Родина моя – бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга,  Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.

Ребёнок:
Каждая берёзка, кустик каждый
Задремавшие в снегу поля –
Всё напоминает мне о самом важном –
Только здесь родимая земля!
Ребёнок:
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть мне об одном –
Это ненаглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.

Третья остановка «Наш город» 
Воспитатель: Дети, посмотрите в окно, где мы оказались? В городе, где живем. Как называется наш город? (Тамбов) 
слайд 
Воспитатель:  На какой реке стоит Тамбов? (на Цне).  
Ребята, а какие названия улиц нашего города вы знаете? Какие достопримечательности есть у нас в городе? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята расскажите, что изображено на гербе нашего города? (Ответы детей) Как вы думаете, почему у Тамбова такой герб? (Ответы детей)
Воспитатель: 
А куда вы каждое утро приходите? (В детский сад) Чем вы занимаетесь в детском саду? (Ответы детей)

Дети по цепочке декламируют стих
Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Всё давным-давно знакомо
В дружном доме этом!
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты  живёшь.
Слышишь, улица родная!
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Посмотри, как хорош, 
Город тот, где ты живешь.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Мы, россияне, после работы любим петь, плясать.  Давайте исполним русский народный танец. 
Русский народный танец с ложками
«Ах, вы сени», обработка Ломовой 
Воспитатель: Где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране)
О чем вы узнали в путешествии? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей) 
Воспитатель предлагает детям нарисовать, то, что им понравилось в путешествии. Дети рисуют под фонограмму песни «Широка страна моя родная…», повтор слайдов

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня вы много узнали о нашей Родине и о родном городе. А когда вырастите, может быть, прославите Россию своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами, артистами, а будите обычными врачами, учителями, рабочими, инженерами,  которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия и город Тамбов будут гордиться вами, вашими делами и поступками!Воспитатель предлагает детям пройти в группу и самостоятельно поиграть в лото «Гербы городов России», рассмотреть альбомы, фотографии и рисунки о Родине.

Список используемой литературы:

1.Н.В.Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающей и  социальной действительностью». 

2.Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать...».

3. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».

4.Н. Г. Зеленова  Л. Е. Осипова «Мы живем в России». 

5.Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа)».   

6.В. Степанов « Моя Родина — Россия».  

7.В.Степанов "Мы живем в России". 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по патриотическому воспитанию в старшей группе. Страна в которой мы живем.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе. Наша Родина - Россия....

Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»

- обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн);- продолжать воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к св...

ПРОЕКТ Страна, в которой я живу

Цель: Повышение качества нравственно-патриотического воспитания дошкольников.Задачи:ü Развитие интереса, уважения и любви к своей стране, истории и культуре.ü Приобщать к традициям и обычаям России.ü ...

Конспект занятия «Страна, в которой мы живем…»

Конспект  занятия направлен на расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста о России, как стране, в которой они живут...

Календарно-тематическое планирование "Страна, в которой я живу"

Формировать представление о Родине, государственных праздниках на основе ознакомления с ближайшим окружением. Расширить представления детей о родной стране и родном городе, познакомить детей с российс...