Конспект - детско родительского досуга для воспитанников средней группы «Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой»
методическая разработка (средняя группа)

Штырба Анна Юрьевна

Досуг может быть приурочен к Дню матери или к 8 марта, предполагает совместное участие мам и детей. Матрёшка встречает гостей и проводит мероприятие, в ходе которого дети закрепляют знания о русской народной игрушке и узнают новое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matryoshki_dosug.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг с мамами для воспитанников средней группы

«Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой»

Воспитатель Штырба А.Ю.

Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символа русского народного искусства.

Воспитательные задачи: Учить проявлять доброту, отзывчивость, чувство национальной гордости; расширять знания детей о народной культуре. Воспитывать эстетический вкус.

Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, познавательную и творческую активность детей; интерес детей к народному творчеству, развивать навыки сотрудничества

Обучающие задачи: знакомить детей с разными видами народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семеновская, полхов-майданская). Закрепить представления об изготовлении народной игрушки из дерева.

Ход мероприятия 

Дети с мамами входят в группу и рассаживаются.

Входит Матрёшка (воспитатель)

Матрёшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро? 

(В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.)

Матрёшка: Ребята, а я сегодня к вам пришла не с пустыми руками. (Показывает красивый сундук). Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может и больше. Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей.) А хотите заглянуть? Но прежде отгадайте загадку, чтобы узнать, что же в сундуке.

Красные щёчки, пёстрые платочки,

Хлопают в ладошки весёлые (матрёшки)

(Несколько детей вместе с Матрёшкой открывают сундук.)

Матрёшка: Ой, да здесь матрешки, да какие красивые! Для чего этих матрешек сделали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться. Давайте их расставим по росту.

Игра «Расставь матрешек по росту» 

Матрёшка: У нас в сундуке много разных матрёшек, давайте сейчас по очереди расставим их по порядку: от самой высокой к самой маленькой (дети по очереди достают матрешек из сундука и расставляют на столе)

Матрёшка: В Подмосковье есть город Сергиев Посад. Вот там и смастерили первую матрешку. Мастер сделал из дерева разбирающуюся куклу – получилась розовощекая девочка, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала черного петуха. Назвали ее Матрешкой. В этом же городе есть старинный музей игрушки. А сейчас изготавливают самых разных матрешек, вон, они какие яркие, нарядные!

Матрешка:

Матрешка - чудное создание. Весёлое и компанейское.

В неё вместились, будто в здание - ещё три – каждая поменьше.

Разложишь и поставишь рядышком - настолько разных, озорных.

Малышка, дочка, мама, бабушка - так хочется назвать всех их.

В кружок поставишь - тут же за руки, и хоровод начнут водить.

Напляшутся, друг в друга спрячутся. Им в жизни не о чем грустить.

Глаза красивые, блестящие полны добра и чистоты.

Несут тепло, и настоящие в Матрёшке русские черты.

Николай Салов

Давайте, ребята, поиграем с вами в игру «Матрешечка»

Игра «Матрёшечка - матрёшка» 

Ну, ребятки не зевайте, а в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко? Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки.

Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:

Эх, матрёшечка, матрёшка

Аленький платочек, сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили, мы тебя поили.

На ноги поставили танцевать заставили.

(говорком) Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Матрёшка:

-Ребята, матрешки по росту разные, а еще чем они отличаются  друг от друга?

(Дети рассматривают матрёшек и описывают их внешний вид).

-Дети, что можно сказать про эту матрёшку? (Показ самой большой матрёшки).

-Из чего сделал её мастер?

-Какими красками разрисовал платок, сарафан, передник, какими узорами украсил?

-Зачем люди покупают матрёшек? (Ответы детей).

-Молодцы, дети, матрёшки очень рады, как вы о них говорите.

-А давайте сейчас прочтем стихи про матрёшек?

Чтение стихов

1. Алый, шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская матрёшка.

2. Вот красавицы матрёшки, разноцветные одёжки.

Раз – Матрёна, два – Малаша, Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять, их не трудно сосчитать.

3. Эти русские матрешки, разноцветные одежки,
        На секреты мастерицы, в старшей прячутся сестрицы.
        Сколько их там не поймешь, если младшей не найдешь.

4. Ах, матрешечка - матрешка. Хороша, не рассказать!
        Очень любят с тобой детки в нашем садике играть.
        Щечки яркие, платочек, по подолу цветики.
        Весело кружатся в танце яркие букетики!

Матрёшка: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Собери матрёшек из частей». Дети с мамами собирают матрешек из частей. Матрёшки оформлены по временам года, каждая команда потом говорит, какое время года обозначает их матрёшка.

Молодцы! Все правильно справились с заданием.

Скоро День Матери и я вас всех приглашаю потанцевать со своими мамочками, вставайте скорее по парам.

Танец «У тебя, у меня»

Матрёшка: А сейчас, дорогие ребята, на минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость, ведь начнутся сейчас чудеса!

(воспитатель заносит подносы с красками и силуэтными формами)

Мы с вами очутились в художественной мастерской. 

 Ребята, вы хотите стать мастерами-художниками?

Давайте вы вместе с мамами распишете  матрешек и придумаете узор для фартука.

Но, сначала разомнем наши пальчики.

Физкультминутка.

Прежде, чем рисовать нужно пальчики размять.

Указательный и средний, безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали, кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера за работу всем пора.

Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело

Выбирай любой узор, чтобы радовал он взор.

(воспитатель раздает силуэты, дети вместе с мамами переходят к столам и вместе украшают своих матрешек)

По окончании творческой деятельности Матрешка показывает заготовленный для работ альбом  «Матрешки» и говорит, что все работы в него будут собраны.

Матрёшка: ребята, почему же сундук назывался «Сундуком добра»? Да, потому что матрешка – очень добрая игрушка, и только добрый, заботливый, радостный, приветливый человек может сделать игрушку доброй.

Сегодня вы вместе с мамами подарили друг другу очень много добра. Я знаю, что еще один сюрприз вы приготовили для своих мамочек – поздравительные открытки. (дети дарят открытки мамам)

До свидания, ребята.

Матрёшка прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа)

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой»  (средняя группа). ...

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы

Цель занятия:Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;Задачи:Познакоми...

ООД по формированию целостной картины мира «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа)

Цель: Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства; Програ...

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе Игра-путешествие «Русская народная игрушка- Матрешка

Через занятие воспитываем любовь к народному искусству, чувство уважения к мастерству народных мастеров. Знакомим детей с декоративно - прикладным искусством русского народа - деревянной матрёшкой....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в 1 младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в 1 младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой»....