Конспект тематической образовательной деятельности "Широкая Масленица"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект тематической образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_maslenitsa.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект тематического занятия на тему
«Широкая Масленица»
для детей старшей группы компенсирующей направленности.
Разработала: воспитатель первой квалификационной категории Екатерина Николаевна Глушко
Данный материал будет полезен воспитателям при проведении тематических бесед о народных праздниках с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: знакомить детей с народными праздниками и традициями их празднования.
Задачи:
- знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения.
- приобщать к истокам народной культуры.
- воспитывать интерес к народной культуре.
- обогащать словарь.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, отгадывание загадок, заучивание закличек, песенок и игр.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Очень рада встрече с вами. Дети, а вы знаете какие праздники, мы отмечаем в феврале и марте?
Дети: 23 февраля, 8 марта и праздник Масленицы.
Воспитатель: Совершенно правильно. Сейчас идет праздник Масленицы, это самый веселый, народный праздник. Вот и сегодня мы с вами и поговорим о Масленице, и поиграем.
Масленица-это долгожданное прощание с зимой, проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла и пробуждение природы. Испокон веков люди считали весну началом новой жизни и почитали Солнце, дарящее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца на Масленицу пекут блины.
Ребенок: Масленица расписная!
Развесёлая, святая!
Дружно, весело пришла,
Хороводы развела!
Весело её отметим,
И блинами всех мы встретим!
Воспитатель: И сейчас пришло время нам с вами завести хоровод и спеть песню «Как на тоненький ледок». (дети выходят, становятся в хоровод и поют песню).
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок
Соберемся все в кружок,
Все потопаем, все потопаем
Будем весело играть,
Будем ручки согревать,
Все похлопаем, все похлопаем
Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По коленочкам, по коленочкам.
Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей,
Все попрыгаем, все попрыгаем.
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как люди проводят этот праздник?
Дети: Люди устраивают народные гуляния, организуют уличные игры, пляски, песни.
Воспитатель: Молодцы, правильно. А что считается главным угощением на праздник Масленицы?
Дети: Главное угощение праздника - это блины.
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам расскажу одну древнюю легенду про Масленицу?
Масленица – это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды группа туристов забрела в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Но какого же было удивление спасенных, когда вместо девочки они увидели здоровенную румяную бабу, которая и согрела, и развеселила заблудших. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу. С тех пор неделю перед Великим постом считают масленичной.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу.
Ребенок 1: Бабушка блины спекла
Круглые румяные
Масленица к нам пришла
Гостьею желанной
Ребенок 2: Солнце круглое, как блин
Улыбаясь светит
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети!
Ребенок 3: Я на масленицу маме
И руками, и ногами
Помогала печь блины,
Небывалой ширины!
Воспитатель: Ребята, а сколько длится Масленица, вы знаете?
Дети: Масленица длится целую неделю.
Воспитатель: Правильно. Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
СЛАЙД
Понедельник — встреча.
В этот день наряжали большую куклу, одевали ее в женский наряд и ставили на площади. Кукла означала долгую и хмурую зиму. Также в первый день масленицы люди ходили в гости к родным, делали горки, качели, столы со сладостями. Не забывали, испечь первый блин, который принято было отдавать нищим. Дети ходили по домам и выпрашивали блины, поздравляли хозяев с наступившей Масленицей.
СЛАЙД
Вторник - Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, и поздравляли всех с Масленицей, выпрашивали блины. В этот день начинались игры и потехи, устраивали поездки на лошадях. Вот и сейчас мы тоже с вами поиграем в игру «Игра с солнцем»
Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей.
СЛАЙД
Воспитатель: Среда – третий день Масленицы называется – Лакомка.
В этот день люди лакомились блинами. Блины пекли из разной муки и с разными начинками.
СЛАЙД
Четверг - Разгуляй.
В этот день было больше всего развлечений. Устраивались кулачные бои и борьбу. Ряженые веселили народ.
Проводится подвижная игра "Бой петухов"
Игра на развитие ловкости и прыжковой выносливости.
Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу.
Описание игры. По сигналу тренера участники игры, прыгая на одной ноге и заложив руки за спину, сближаются и, толкая друг друга плечом, стараются вывести противника из равновесия таким образом, чтобы тот коснулся земли второй ногой. Такой игрок считается проигравшим и покидает площадку. Игра продолжается до тех пор, пока в какой-нибудь команде не останется ни одного игрока. В каждом последующем бое участники меняют толчковую ногу.
Правило. Нельзя во время боя убирать руки из-за спины и менять опорные ноги.
СЛАЙД
Пятница - Тещины вечерки. В этот день зятья угощали своих тещ блинами.
СЛАЙД
Суббота – Золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и близких и потчевали их угощением.
Воспитатель: Седьмой день Масленицы- Прощеное воскресенье.
В этот день были проводы Масленицы. Разводили костер и сжигали (чучело)-куклу с песнями. Еще в прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения. Так и заканчивалась Масленица.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать их будете.
1.Этот праздник знаешь ты,
На него печем блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем.
Масленица
2. Он круглый и румяный,
Его любят со сметаной
И с вареньем, и с медком,
Вкус его нам всем знаком.
Блин
3. Провожаем зиму мы
И печем, едим блины,
Весну дружно мы встречаем,
Что мы отмечаем?
Масленицу
4. Масленица, Масленица,
К нам с утра пришла,
Принесла нам настроенье,
Мама нам что испекла?
Блины
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отгадали загадки. Ну, а сейчас мы еще немного поиграем.
1. Игра " Попади в цель"
Две команды детей кидают снежки в ведро, чья команда больше, та и победила.
2. Игра «Пронеси снежок в ложке»
Две команды детей проносят в ложках снежки из одной корзины в другую на противоположный край.
Воспитатель: Дети, мы свами очень хорошо и поиграли, и узнали много интересного про Масленицу, и водили хоровод, песни пели. Как вы думаете, что мы с вами не делали?
Дети: Блины не кушали!
Воспитатель: Конечно. Правильно.
Встретим мы приход весны
Вкусными блинами!
Подходи скорей к столу,
Угощайся с нами!
Растопи повсюду лед,
Чтоб сошел быстрее,
Побегут кругом ручьи,
Станет веселее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Масленица»
Цель:- Познакомить детей с народными традициями проведения масленичной неделиЗадачи:Образовательные:- Закрепить представления о сезонных изменениях с приходом весны;-...
План-конспект организованной образовательной деятельности: «Масленица дорогая-наша гостья золотая»
Данный материал направлен на то, чтобы познакомить дошкольников с русским народным праздником Масленицей , с символами и традициями провода зимы на Руси, на воспитание уважительного отношения к традиц...
Конспект тематического развлечения «Встречаем Масленицу» для детей с ОВЗ
Конспект тематического развлечения разработан с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ....
Конспект тематического занятия «Широкая Масленица» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица. Задачи: • Знакомить детей с историей, традициями, русского народа. • Знакомить с русским народным праздн...
Конспект тематического развлечения «Широкая масленица»
Данное тематическое развлечение разработано с учетом ФГОС ДО в соответствии с возрастными задачами, отраженными в Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности: «Масленица - Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» и "Красная горка"
Знакомство с русскими народными праздниками....
Конспект тематического занятия «Широкая Масленица» для старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.Задачи:• Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.• Знакомить с русским народным праздником Мас...