План-конспект непосредственно образовательной деятельности: «Масленица - Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» и "Красная горка"
план-конспект занятия

Вера Николаевна Кильдау

Знакомство с русскими народными праздниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx19.6 КБ
Файл krasnye_gorki.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности: «Масленица - Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Разновозрастная группа

Тема недели: «Масленица»

НОД «Масленица - Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Знакомство детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвященным концу зимы.

Задачи: Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями, знакомить детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней, разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен, развитие непосредственного эмоционального восприятия.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю

Методы и приемы:

Практические приемы: пальчиковая игра, артикуляционная гимнастика, физминутка, подвижная игра.

Наглядные приемы : презентация «Масленица»

Словесные приемы: беседа, загадки.

Материалы и оборудование: картинки из серии «Народные масленичные гуляния», ватные снежки, маска «Солнышко», кукла Масленицы,  картинки солнце и лучи (для коллективной аппликации)

Предварительная работа: знакомство с закличками, народными подвижными играми.

Логика построения НОД:

1. Сюрпризный момент.

В группу вносится волшебная шкатулка, в которой прячется солнышко. Оно приглашает детей в гости на праздник.

2.Беседа: «Проводы Зимы»

Цель: Познакомить детей с народными традициями.  Организация досуга детей. Дать возможность детям проявить себя в коллективном деле.

Ребята, я хочу вас познакомить с веселым праздником — Масленицей. Вы заметили, что дни постепенно становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. Именно в это время на Руси устраивались народные гулянья. И назывался этот праздник — Масленица. Веселый и озорной, длился он целую неделю: В эти дни устраивались ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски. В народе недаром этот праздник величали широкой Масленицей. С песнями и веселыми закличками звали Солнце, чтобы оно теплее согревало землю, а Весна-красна не задерживалась.


Что это за праздник? Зачем провожают Зиму? Вы раньше принимали участие в Масленичных гуляниях?

3.Коллективная аппликация «Солнце и лучики»

Цель: Развивать зрительное внимание, умение соотнести схему с реальным изображением, умение работать ножницами, пользоваться клеем.

Ход

Дети по очереди (младший возраст) приклеивают лучики  (ладошки) к солнышку, (старший возраст) обводят ладошки, вырезают и приклеивают к солнышку.

4. Подвижная игра «Гори, Солнце, ярче»

Ход игры.

В центре круга - "Солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче -

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом.

На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" салит детей.

4.Беседа «Масленичная неделя».

Цель. Познакомить детей с историей возникновения Масленицы. Дать знания об обрядах прошлого времени, традициях празднования.

Длились масленичные гуляния семь дней. Целую неделю все от души веселились: катались с гор на санках, принимали участие в кулачных потехах, соревновались. Дети играли в снежки, строили снежные крепости, а заливая ледяные горы, приговаривали: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться». А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!".

1) Как долго длится праздник?

2) Почему этот праздник очень нравился детям?

4. Подвижная игра «Снежки»

Дети по очереди кидают ватные снежки друг в друга.

Цель: продолжать учить метать снежки в цель; развивать глазомер, быстроту реакции, продолжать воспитывать умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; создавать условия для тренировки мелких и крупных мышц руки.

5. Беседа «Масленица-блинноедица»

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Блин не клин, брюхо не расколет!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.

1)Какое главное угощение на Масленицу?

2)На что похожи блинчики?

6.Пальчиковая игра «Стала Маша гостей созывать..»

Цель. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца),

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)

Стала Маша

Гостей угощать (хлопайте в ладоши)

Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)

Стала Маша

Гостей провожать (хлопайте в ладоши)

Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

А Митрошечка - до свидания.

7. Беседа  «Соломенная Масленица»

Цель. Расширять и закреплять знания детей о народных праздниках.

Обогащать словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, хороводам.  Развивать ловкость, быстроту, внимание.  Воспитывать у детей интерес и уважение к культуре русского народа.

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица, Маслена, Авдотья Изотьевна, а наша Масленица Прасковейка… Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями, катали на каруселях. Веселье продолжалось всю неделю, а в заключение всех затей "провожали Масленицу" — сжигали чучело.,а. пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.. В этот же день ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и больше не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощение. Так заканчивалась Масленица.

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

1)Что мастерили люди на масленичной недели?

2)Для чего сжигали чучело Масленицы?

3)Как называется последний масленичный день?

8.Подвижная игра «Карусель»

Цель: Упражнять детей ходьбе и беге по кругу взявшись за руки. Содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков. Развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции. Воспитывать создавать положительный эмоциональный настрой.

Ход игры.

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:

«Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите,

карусель остановите!

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра».

Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.

9. Солнышко благодарит детей за праздник, прощается с ними и угощает блинами.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Знакомство с русским народным праздником «Красная горка» в подготовительной к школе группе.

Воспитатель: Кильдау В. Н.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с русским народным праздником «Красная горка», приобщать детей к истокам русской культуры через народные игры.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

МАТЕРИАЛЫ: Куличи, крашеные яйца, деревянные яйца – писанки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Разучивание хоровода «Земелюшка – чернозём», частушек с подгруппой детей, русских народных игр: «Прялица», «Гори, гори ясно», «Золотые ворота».

Воспитатель: Самым радостным событием весны была Пасха – главный праздник. Перед ней заканчивался Великий пост, Во время Великого поста, русский народ задумывался, на сколько он живет правильно? Какие поступки он совершает, всё ли ладно у него в семье, в хозяйстве? Может ли помочь бедным, обездоленным, больным людям? Всю неделю перед Пасхой до четверга люди убирали в доме, дворе, пристройках. Четверг называли «чистым» - все должно было сверкать чистотой. С этого дня начинали готовить ритуальную еду – печь куличи и красить яйца.

(Показ иллюстраций).

Я показываю детям крашеное яйцо и читаю:

Ты катись, яичко, да ко думе Господней!

Дай ты людям защиты, и добра дай, и спасу!

Скажите, ребята, что делают с крашеным яичком на Пасху? (Ответы детей)

Воспитатель: - На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? ( Ответы детей). - А затем, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим, чтобы все плохое, в этот день отстало, а наружу смогло бы проклюнуться все лучшее, что есть в человеке. Обменяйтесь друг с другом яйцами, пожелайте друг другу здоровья, душевной чистоты.

(Дети обмениваются яичками).

- А еще с яйцами можно играть!

(Проводятся русские народные игры с яйцами).

«Чье яйцо дольше покрутится?»

Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.

«Катание яиц с горки.»

Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель.

«Бой яйцами.»

Играющие произносят: «Раз, два, три! Мое яйцо окрепни!» Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чье яйцо разобьется или даст трещину, выбывает из игры…

Вот так весело играли да и сейчас играют не только дети, но и взрослые.

Воспитатель: - Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели, носит название Красная горка, или Радостное воскресенье.

Такое название праздника идет из глубины веков. В древние времена в этот день наши далекие предки зажигали на горках священные костры в честь бога солнца. И проводили древний обряд «заклинания весны», имевший целью привязать к красной девице полюбившегося ей добра молодца на долгие годы.

Красная горка – время смотрин невест. Поэтому Красная горка называется еще «девичьим праздником». В этот день все молодые девушки наряжались, ведь женихи будут себе невест выбирать. Молодежь водила хороводы, пела русские народные песни, веселилась, играли в народные игры. Этот день считался счастливым для вступающих в брак, поэтому шло сватовство, устраивались свадьбы. «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется», так гласила русская народная пословица.

Воспитатель: Воскресенье после Пасхи -

Красной горки яркий свет,

Этот праздник молодые

Отмечают много лет.

Свадьбы многие гуляют,

И весна стучится в дверь!

Молодые люди присматривали себе невест в хороводах, давайте и мы заведём хоровод «Земелюшка-чернозём».

Земелюшка – чернозём,/2

Чернозём – чернозём,

Земелюшка чернозём.

Тут берёзка вросла,/2

Выросла, выросла,

Тут берёзка выросла.

На берёзке листочки,/2

Листочки, листочки,

На берёзке листочки.

Под берёзкой травонька,/2

Травонька, травонька,

Под берёзкой травонька.

На травоньке цветики,/2

Цветики, цветики,

На травоньке цветики.

Рвали цветы со травы/2

Со травы, со травы,

Рвали цветы со травы.

Плели венки из цветов/2

Из цветов, из цветов

Плели венки из цветов.

Считалось дурной приметой, если парень или девушка просидят в этот день дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет не красивую, а девушка не выйдет замуж, или выйдет за последнего мужичонку-замухрышку.

Воспитатель; Красная Горка – праздник весны,

Праздник гаданий, гуляний, веселья.

День, когда все кругом влюблены,

От спячки разбужены звоном капели.

В этот день свадеб в округе не счесть,

Будут счастливы все молодые,

В народе примета давно уже есть,

Будут удачными браки такие.

- Поиграть пришла пора

Развеселая детвора

Пусть наш смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг!

(Дети становятся в круг).

 

Проводится русская народная игра «Прялица».

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту», дарит ленточку ей. (Игра продолжается -3раза).

Проводится русская народная игра «Золотые ворота».

Из участников игры выбираются двое –девочку и мальчика. Они будут «солнцем» и «месяцем». Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота» и поют песню.

В Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!


По окончании слов игры, ворота «закрываются». Попавшегося спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «месяца» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают следующую игру: « Перетягивание каната.»

 

 

Провожу следующую русскую народную игру: «Гори, гори, ясно».

Играющие встают круговым хороводом, все стоят, держась за руки, только ведущий держит платок на вытянутой руке, играющие говорят слова и идут по кругу, по окончании слов, дети останавливаются, на кого указал платочек, те дети по команде должны бежать в разные стороны от ведущего, снаружи хороводного кольца. Кто из них первый выхватит платочек, будет водящим.

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.

Раз, два, три не воронь,

А беги как огонь!

А сейчас, дети, сюрприз. Сегодня на праздник пришли участники ансамбля «Веселушки», они нам споют частушки. (Дети из своей группы, заранее выучили с подгруппой из шести человек- 3девочки и 3мальчика). Частушки поются в шуточной форме .

Красная горка - первое воскресенье после Пасхи.

Красная горка — древнерусский народный весенний праздник. Он был приурочен к первому воскресенью после Пасхи.

Красная горка символизирует полный приход весны. Этим праздником встречали весну-красну. Красная горка - праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества.

Помимо всего прочего, этот праздник символизирует встречу парней и девушек, это праздник поцелуев, сродни тому, что весна — это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка — это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России на Красную горку приурочивались свадьбы.

На Красную горку парни и девушки выбирали себе женихов и невест и в игровой, шутливой форме, выказывали свои симпатии. Парни и девушки наряжались в самые лучшие и красивые свои одежды. "Красная горка" назвалась может быть так ещё и поэтому. Девушки и женщины заплетали в косы цветастые ленты и повязывали красивые платки, чтобы обратить на себя внимание и понравиться своему любимому.

В любом случае, Красная горка была одним из самых любимых праздников в России. Кроме того, Красная горка — это самый популярный день для заключения браков, для венчания. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведется».

Сыграть свадьбу на Красную горку очень популярно и в современные дни, ЗАГСы (обьяснить детям, что это за слово) ломятся от желающих, особенно хорошо, если молодые ещё и венчаются.

И так: С каким праздником сегодня вы познакомились? (ответы детей).

Когда отмечается праздник Красная горка? (ответы детей ).

Какие мероприятия проводятся и где? (ответы детей).

Что символизирует праздник Красная горка? (ответы детей).


Вос-ль: Ребята, мы сегодня познакомились ещё с одним русским народным праздником: «Красная горка», таким светлым, весёлым, популярным и молодёжным праздником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

План – конспект организации непосредственно образовательной деятельности развитие речи в I-ой младшей группе "Встречаем гостей"

Данный конспект поможет вам научить детей называть отдельные предметы посуды, формировать представления об их функциях, а так же познакомить с производными словами «сахар – сахарница»...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для подготовительной к школе группы "Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!"

Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом, дать представление о значении каждого дня Масленицы.Задачи:- познакомить детей с традициями русского народа - праз...

Ежедневное календарно-тематическое планирование в старшей группе «Масленица. Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Цель:  Приобщение детей к истокам русской культуры. Знакомить детей с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России....