Конспект тематического занятия «Широкая Масленица» для старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.
Задачи:
• Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.
• Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.
• Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, просилки, хороводы, детское народное творчество.
• Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.
• Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.
• Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.
• Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников.
Ход занятия:
Слайд 1. «Заставка» приход детей, р. н «А мы Масленицу дожидали»
Слайд 2. «Широкая Масленица»,
М. Р: В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
М. Р. : Масленица – это веселые проводы зимы, после неё люди ждали наступления тепла и наступления весны. Масленицу всегда любили и ласково называли “касаточка”, “веселая”. Этот праздник длился целую неделю: люди водили хороводы, пели песни, играли в игры. Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
Слайд 3. «Угощение блинами»
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.
Слайд 4. «Крепость», «Горящее колесо», «Медведь»
Села и города к Масленице преображались : строились ледяные горки, снежные крепости, качели, строили площадки для выступлений скоморохов, циркачей, для медвежьей потехи и кулачных боев, устанавливали столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Смельчаки прыгали через костёр, а остальные водили вокруг него хоровод. С горы пускалось горящее колесо, олицетворяющее солнце. А после этого все шли «будить медведя». Самый крепкий парень в деревне изображал спящего медведя. Он не просыпался до тех пор, пока самая смелая девушка не сядет на него сверху и не попрыгает. Тогда медведь просыпался, что означало начало весны.
Слайд 5. Понедельник «Встреча, катание на санях»
В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать. Начинается Масленица в понедельник, который называется Встреча.
Утро. Понедельник. Наступает “встреча”
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
Давайте и мы с вами ребята поиграем!
«Прогулка» (пальчиковая гимнастика)
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по ладошке левой руки)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(скользим ладонью правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (крутим кулачками)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Блин поели (показываем круг пальцами)
Спать легли (ладошки под щечку).
Слайд 6. «Вторник – заигрыш»
Заигрыш беспечный – вторника отрада
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них награда
Сдобный и румяный масленичный блин.
В этот день начинаются веселые игры, а за веселье угощают блинами. Также в этот день делают снежные городки и играют в игру «взятие снежного городка».
- Вот посмотрите на этой картине как раз показано как в старину играли во второй день масленичной недели (картина Сурикова “Взятие снежного городка”)
- А еще люди смотрели кукольные представления. Во время развлечения пели частушки и дразнилки.
1. Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка, частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
2. Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки
Буду девочек катать
По большой дорожке.
3. Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
4. Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
5. До чего же, до чего ж
Блин на солнышко похож,
Я блиночек проглочу,
Всем, как солнце, засвечу!
Слайд 7. «Среда – лакомка»
Тут среда подходит – лакомкой зовется
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается,
Пироги и блинчики – все на стол мечи!
На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех родных. По вечерам пели песни о заботливой теще. Это значит, что ваша бабушка от мамы звала вашего папу к себе в гости и угощала блинами.
Конкурс: кто лучше всех проговорит скороговорку:
«Калачи горячи – на окошко мечи» (мечи, значит метать, класть)
Слайд 8. «Четверг – разгуляй» Кулачный бой
А в четверг раздольный разгуляй приходит
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят
Парни ищут девушек – суженых своих.
В четверг люди собирались на большом поле или площади, делились на две команды и устраивали кулачные бои. Вот и мы с вами сейчас поиграем. Только не кулачные, а петушиные бои (2 мальчика).
Состязание: «Петушиный бой» (на скамейке с подушками)
Слайд 9. «Пятница – тещины вечерки»
Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленицу зятьки.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья приглашали тещу на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось страшной обидой и было поводом к вечной вражде между зятем и тещей. Это значит, что в пятницу папа приглашал в гости маму вашей мамы и угощал её вкусными блинчиками.
А сейчас мы с вами немножечко поиграем. Будем передавать горячий блин. На ком музыка остановится, тот выходит и показывает танцевальные движения, а все за ним повторяют.
Музыкальная игра «Передай блин».
Слайд 10. «Суббота – золовкины посиделки»
Близится суббота – золовки угощенье.
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением были блины. Это значит, что в субботу ваша мама приглашает родственников (маму, папу, бабушку и др.) вашего папы в гости и печёт для них вкусные блины.
Наш русский народ создал много пословиц и поговорок про Масленицу, давайте я вам их прочитаю, а вы мне расскажите, что они означают:
• Масленицу провожаем, света солнца ожидаем. (весна)
• Не житьё, а Масленица. (значит очень хорошая, благополучная, сытая жизнь)
• Не всё коту Масленица, будет и Великий пост. (воздержание от многих видов продуктов.)
• На горках покататься, в блинах поваляться. (сытно поесть, погулять)
• Блин не клин, живота не расколет. (добрая пища пойдет впрок, не навредит.)
• Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить. (В праздничную неделю всё, говорившее о достатке семьи, выставлялось напоказ: угощения, наряды.)
• Без блина не Масленица. (символ солнца).
Слайд 11. «Чучело Масленицы», «Прощение»
Воскресенье – прощеный день
Воскресенье светлое быстро наступает
Облегчают душу все в прощеный день.
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, а пеплом посыпали землю к новому урожаю. В этот день просили друг у друга прощение. В конце всего празднования люди дарили друг другу говорили: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой». Оставив всё плохое позади, люди начинали новый год.
Давайте и мы с вами попробуем попросим друг у друга прощение.
(мальчики и девочки просят друг у друга прощение)
Сейчас я вам прочитаю небольшой стишок, а вы внимательно его слушайте, хорошо?
Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем,
И все друг другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!
Конкурс “Наряди Масленицу”
Ход конкурса: 2 мальчика наряжают 2х девочек в Масленицу, кто быстрее, тот и выиграл.
Ребята, с традициями какого праздника мы познакомились?
(ответы детей)
- Сколько дней длился праздник.
(ответы детей)
- Что готовили на Масленицу? Почему? (ответы детей)
-Вам понравилось сегодняшнее занятие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект тематического весеннего мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста
В гости к детям приходит Сибирский Ученый Кот, который "учит деток танцевать".Он помогает детям встретить долгожданную весну....
Сценарий театрализованного представления "Широкая масленица" для старшего дошкольного возраста
Сценарий театрализованного представления "Широкая масленица" разработан воспитателем МДОБУ ЦРР д/с №28 г.Сочи Мацан О.О. в тесном сотрудничестве с песенно-инструментальным ансамблем "Кудрина" - ...
Конспект тематического занятия «Моя Родина - Россия» (старший дошкольный возраст)
Содержание конспекта направлено на воспитание у воспитанников старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и гордости за свою страну....
Конспект музыкально- тематического занятия "Города-герои" для старшего дошкольного возраста
Много лет прошло после Великой Отечественной войны, но не все люди помнят и чтят героев, защищавших нашу Родину. Советский народ сражался с фашистами на фронте, самоотверженно трудился в тылу, боролис...
Проект "Широкая масленица" для старшего дошкольного возраста.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающи...
Конспект тематического занятия «Широкая Масленица» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица. Задачи: • Знакомить детей с историей, традициями, русского народа. • Знакомить с русским народным праздн...
Конспект открытого занятия « Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через социально-коммуникативное развитие в рамках реализации проекта « Круг общения» « Разговоры о важном» Тематическая викторина «Людей много, а страна одна!»
Цель: Развивать чувство патриотизма, любовь к родине, гордость за русскую культуру, традиции и народ.Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России;Формировать уважительное отношение к гос...