"Праздник брусничного пирога" вечер игр. Знакомство с праздниками народного календаря «Луп – брусничник»
план-конспект занятия

Ахметжанова Диана Миратовна

5 сентября – время первых утренником (заморозков). Брусничник Луп, который в этот день восседает на календарном престоле, без зазрения совести лупит овес и лен первым морозом. Горе тому хозяину, который замешкался с уборкой урожая. Не соберешь овес – наглотаешься слез. В северных областях поспевает брусника и клюква. Впрочем, если вдруг утренника (заморозка) не случится, так в сентябре не заморозит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lup_-_brusnichnik.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 77 «ЭРУДИТ»

Луп – Брусничник

Вечер игр

«Праздник брусничного пирога»

                         

                                 Музыкальный руководитель

                                                                                                                                Ахметжанова Д.М.

-Нижневартовск 2020-


Цели мероприятия: Знакомство с праздниками народного календаря     «Луп – брусничник». Развитие кругозора дошкольников. Помочь детям  творчески самовыражаться, свободно общаться, со сверстниками и взрослыми используя средства народного фольклора. Возрождение старых  традиций. Продолжать расширять представления детей о родном крае. Знакомить с ягодным кустарничком – брусничкой.

Предварительная работа:

-разучивание, песен, танцев;

-изображение кустарничка и ягоды брусники;

-дидактический материал для игр;

-брусничный пирог

           Действующие лица: Ведущий

Лягушка

Белка                          Дети подготовительной группы

Брусничка

Зайчик

Мишка

Дети

Луп – брусничник лупит морозом. 5 сентября – время первых утренником (заморозков). Брусничник Луп, который в этот день восседает на календарном престоле, без зазрения совести лупит овес и лен первым морозом. Горе тому хозяину, который замешкался с уборкой урожая. Не соберешь овес – наглотаешься слез. В северных областях поспевает брусника и клюква. Впрочем, если вдруг утренника (заморозка) не случится, так в сентябре не заморозит.

Зал представляет собой осенний лес: расставлены елочки, золотые березки, пеньки, кустики брусники, на полу разложены осенние листья.

Дети входят в зал под песню «Осень» (Муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой)

Ведущий. На дворе уже не жарко,

                 Но сентябрь – месяц яркий.

                 Он деревья, все подряд,

                 В золотой одел наряд.

Сколько листьев на земле! Давайте, ребята, с ними потанцуем.

Танец листочков

Ведущий. Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес. Поехали?

Упражнение «На машине»

По дороге ехали,              дети идут по кругу топающим шагом,

На гору заехали,             руками держа «руль»

А потом свалились «бух!»   Приседают

Покатились в речку: плюх! Ударяют ладонями по полу.

Ведущий. Вот и приехали мы в осенний лес, как здесь красиво, свежо.

Ребята, посмотрите, что это за растение? (Показывает изображение кустика брусники)

          Это кустик брусники. Невысокий, с темно – зелеными листьями, на которых видны черные точки – маленькие углубления. С их помощью растение удерживает и может впитывать дождевую воду. Брусника – вечно зеленое растение. Зимой, раскопав снег, можно найти ее кустики с блестящими живыми листьями. Весной среди прошлогодних темно-зеленых листьев появляются молодые побеги со светло-зелеными листьями. Цветет брусника белыми цветами, на местах которых летом образуются бледно – зеленые ягоды. Поспеют, станут ярко-красными они поздней осенью, и только тогда их можно будет собирать.

           Про это растение рассказывают легенду.

           Жил-был черт. Решил он сотворить черное дело, нашел в лесу укромный уголок и принялся колдовать. Вначале появилось маленькое деревце с блестящими листьями. Затем его веточки черт украсил яркими красными ягодами. Красиво получилось! Но не красоты хотелось черту. Он замыслил злое дело и добавил в ягоды яд. Узнали об этом добрые силы, нашли опасный кустик и на каждой ягодке нарисовали маленький крестик. И произошло чудо! Перестали ягоды быть ядовитыми, наоборот, стали полезными, и не только для лесных жителей – зверей и птиц, но и для человека. Присмотритесь, и вы увидите на каждой ягодке брусники маленький крестик.

( Ведущий ставит перед детьми блюдце с ягодами брусники, предлагает рассмотреть их, попробовать на вкус.)

           Про ягоды брусники говорят – рубиновые, и.е. похожие на рубины, драгоценные камни ярко-красного цвета. А чтобы нам видно было, какие они яркие мы поиграем в игру.

Дидактическая игра «Сложи ягодку»

 Молодцы ребята, а кто из обитателей леса не прочь полакомиться спелой брусникой? Сейчас мы посмотрим.

Ведущий. Под листочком, погляди-ка,

                 Притаилась брусника.

                 К ней спешит лягушка ловко

                 Что спешишь так, лягушка?

Увидела, что вы в лес пришли, захотелось с вами поиграть.

Игра «Болото»

Лягушка. Ягод хочется скорей!

Ведущий. Посмотрела лягушка - а брусничка- то не спелая. Поскакала дальше. А брусничка все сидит под листочком.

Солнышко ее греет-

А Брусничка краснеет.

Дождичек поливает-

А брусничка – поспевает.

Песенка-танец «Дождик»

          Ведущий. Белка по лесу идет.

                 За собой бельчат ведет.

                 И покрикивать не нужно-

                Так дружны и так послушны.

Белка. Бельчата, хотят с вами поиграть в игру.

Ритмическое упражнение «Белка и барабан»

          С барабаном ходит ежик.

Бум- бум-бум, бум-бум-бум!    Дети ударяют пальчиком о пальчик.

Целый день играет белка:

Бум- бум-бум, бум-бум-бум!    Повторяют движение.

С барабаном за плечами…

Бум- бум-бум, бум-бум-бум!    Стучат кулачками друг о друга.

Белка в сад зашла случайно.

Бум- бум-бум, бум-бум-бум!    Стучат кулачками.

Очень яблоки любила.

Бум- бум-бум, бум-бум-бум!    Хлопают в ладоши.

Барабан в саду забыла.

Бум- бум-бум, бум-бум-бум!    Хлопают ладошками по щекам.

Ночью яблоки срывались:

Бум- бум-бум, бум-бум-бум!    Стучат кулачками по коленям.

И удары раздавались:

Бум- бум-бум, бум-бум-бум!    Стучат кулачками по коленям.

Ой, как зайки испугались!

Бум- бум-бум, бум-бум-бум!    Встряхивают кистями рук.

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум- бум-бум, бум-бум-бум!    Прижимают ладони друг к другу и                                                                                                                                                          

                                                                                            моргают глазами.

Белка. Что за ягодка брусничка!

           Красный шарик и ресничка!

           Я тебя сейчас сорву

           И бельчатам отнесу!     

Брусничка. Я еще не спелая,

                   Я же недозрелая.

                   Белка ты меня не рви

                   Своей дорого иди.   

Ведущий. И побежала Белка своей  дорогой. Слышите, кто-то плачет? 

Да это же зайчик!

Что ты плачешь, заинька.

Серый побегаюшка?

Кто тебя обидел?

Зайчик. Я волчонка видел…

Ведущий. Бедный заинька дрожит,

                 У него печальный вид,

                 Слезы сыплются из глаз,

                 Зайка погляди на нас,

                 Мы тебя не напугаем,

                 А с тобою поиграем.   

Дидактическая игра «Собери ягоды»

Заяц.  Что за ягодка брусничка!

           Красный шарик и ресничка!

           Я тебя сейчас сорву

           И зайчатам отнесу!     

Брусничка. Я еще не спелая,

                   Я же недозрелая.

                   Заяц ты меня не рви

                   Своей дорого иди.   

Ведущий. И поскакал заяц своей дорогой. Но что это за шум?

Отчего в малиннике

Чавканье и треск?

Оттого, что ягоды

Кто-то вкусно ест.

Загребает полной лапой.

Кто? Да мишка косолапый.

Что, Мишка, наелся малины? А теперь поиграй с нашими ребятками.

Игра «У медведя во бору»

Ведущий. Заметил Мишка Брусничку.

Медведь. Что за ягодка брусничка!

                Красный шарик и ресничка!

                Я тебя сейчас сорву

                И зайчатам отнесу!     

Брусничка. Я еще не спелая,

                   Я же недозрелая.

                   Мишка ты меня не рви

                   Своей дорого иди. 

Ведущий. Ребята давайте пока наша брусничка зреет, поиграем в игру.

Дидактическая игра «Найди кустик»

Ведущий. И пошел Мишка своей дорого. А ребята в лес пришли

Там, где чаща дикая,

И родник шумит,

Алою брусникою
         Ярко мох расшит.

Сердце наше радует

Полдень золотой,

Мы идем по ягоду-

По тропе лесной. 

Брусничка. Вот теперь я спелая,

                   Вкусная , созрелая.

                   Собирайте в кузовки

                   Да пеките пироги!

          Ведущий. Ай, да ягодка Брусничка!

                 Красный шарик и ресничка!

                 И на кустике в тайге,

                 И у деток в пироге!

Брусника считается лекарственным растением. Ее ягоды содержат много витаминов, а чай, заваренный из листьев, помогает при различных болезнях.

(Брусничка угощает всех брусничным пирогом, дети пьют чай из брусничных листьев, пробуют ягоды с сахаром.)

Приложение.

  1. Дидактическая игра «Сложи ягоду»

           Материал: Карточки с ягодой, разрезанные на несколько частей.

 Ход игры: на полу разложены карточки. Вызываются 4 ребенка каждому, дается карточка с ягодой, которую нужно собрать. Игра проводится 2-3 раза.

  1. Игра «Болото»

Материал: Канат, сложенный кругом в центре зала.

Ход игры: Под музыку дети прыгают по залу, изображая лягушек. С окончанием музыки пугаются и прыгают в болото. И снова с музыкой начинают прыгать. Игра проводится 2-3 раза.

  1. Дидактическая игра «Собери ягоды»

Материал: 2 корзинки, муляжи ягод и грибов.

Ход игры: на полу в произвольном порядке разложены ягоды и грибы. Вызывают двух детей, им завязываются глаза косынками. Каждому дают в руки по корзинке. По команде дети должны собрать только ягоды. Игра проводится 2-3 раза.

  1. дидактическая игра «Найди кустик»

Материал: 5 пеньков, 10 карточек с брусникой.

          Ход игры: возле пеньков разложены карточки с определенным количеством брусники, детям даются такие же карточки. Детям нужно встать возле своего пенька с ягодой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга "Чайные посиделки или праздник брусничного пирога"

Фольклорный осенний праздник для детей подготовительной группы...

"Праздник брусничного пирога"

Развлечение для детей второй младшей группы...

Сценарий ПРАЗДНИКА «БРУСНИЧНОГО ПИРОГА» в средней группе

Представляю вашему вниманию осенний"Праздник брусничного пирога" для детей средней группы. Праздник включает элементы театра, где главные роли исполняют родители....

Осенние праздники народного календаря

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Итоговое мероприятие проекта....

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: Тема: Знакомство с праздниками народного календаря, куклой «Рождественская коза» Старший дошкольный возраст...

Праздник брусничного пирога

Цель: Приобщить детей к  культуре народов ханты и манси.Задачи:Развитие  познавательного  интереса  к  изучению  традиций  народов  ханты и манси;Знакомств...