Праздник брусничного пирога
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Приобщить детей к культуре народов ханты и манси.
Задачи:
- Развитие познавательного интереса к изучению традиций народов ханты и манси;
- Знакомство с лесной ягодой – брусникой.
- Знакомство с различными жанрами устного народного творчества ханты и манси: легенды, песни, танцы, музыка.
- Учить чувствовать и понимать образный язык коренных народов севера.
- Развивать наблюдательность, речь, память, творческие способности.
- Вовлечение детей в ход праздника;
- Привлечение воспитателей к совместным мероприятиям с детьми.
- Повысить активность родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.
- Воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы, любовь к родному краю.
- Воспитание любви к своей малой родине, чувства уважения к традициям коренных народов Югры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Праздник брусничного пирога | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Сценарий развлечения
образовательная область «Познавательное развитие»
раздел «Приобщение к социокультурным ценностям»
на тему: «Праздник брусничного пирога»
(дети дошкольного возраста 4-7 лет)
Заболотова Е.Х
Белова Д.И.
воспитатели
Сафонова Е.В.
музыкальный руководитель
г. Советский, 2021 год
Цель: Приобщить детей к культуре народов ханты и манси.
Задачи:
Образовательные:
- Развитие познавательного интереса к изучению традиций народов ханты и манси;
- Знакомство с лесной ягодой – брусникой.
- Знакомство с различными жанрами устного народного творчества ханты и манси: легенды, песни, танцы, музыка.
- Учить чувствовать и понимать образный язык коренных народов севера.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, речь, память, творческие способности.
- Вовлечение детей в ход праздника;
- Привлечение воспитателей к совместным мероприятиям с детьми.
- Повысить активность родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.
Воспитательные:
- Воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы, любовь к родному краю.
- Воспитание любви к своей малой родине, чувства уважения к традициям коренных народов Югры.
Материалы и оборудования:
Демонстрационный:
- Музыкальный центр, микрофон.
- Музыкальная нарезка
- Искусственный «Брусничный куст на моховой кочке»
- Для детей костюмы: мансийский наряд на девочку, ободок с «Брусникой», маски: « Белочка», «Зайчик», «Волк», « Медведь».
- Для взрослых: мансийский костюм «Мисне», костюм «Солнце»
- Таблички с названиями станций.
Угощение:
- Брусничный пирог.
Для гостей буклеты « Рецепт пирога с брусникой – вкусно и с пользой для здоровья»
Предварительная работа: чтение сказок и легенд народов ханты и манси, заучивание стихов о бруснике, мансийская песня « Чай».
Форма проведения:
Ведущая (Миснэ): Хаматнурова Е.Х. (в костюме народа манси)
«Солнце» Белова Д.И. ( в костюме)
Действующие лица: дети старшей и подготовительной групп, народные инструменты.
Чтецы:
Место проведения: территория МАДОУ Д/С «Ромашка».
ХОД.
Звучит народный наигрыш
Мисне. Паща Олэн! Паща Няврамэтэ! Здравствуйте взрослые! Здравствуйте дети!
Ам намум Мисне. Зовут меня Мисне – лесная фея. Я приглашаю вас в путешествие по нашей зеленой тайге. Но перед этим хочу спросить вас:
- Любите ли вы ягоды? (ответы детей)
- Назовите ягоды, которые растут в нашем лесу. (Ответы детей)
- Молодцы, а теперь отгадайте загадку:
Ребенок 1
Листики - с глянцем,
Ягодки - с румянцем,
А сами кусточки -
Не выше кочки. (Ответы детей)
- Молодцы ребята правильно, это брусника (выходит девочка в костюме брусники).
Брусничка. - Здравствуйте, ребята и взрослые!
- Вы, меня звали?
Мисне и дети здороваются. Здравствуй, Брусничка!
Мисне Северная ягода, красавица-брусника! Там, где она есть, лес преображается, становится сказочным. Брусника живет до 300 лет. А еще брусника самая щедрая ягода на урожай. Да вот дается она нелегко, кузовок наполняется по ягодке, так как на веточках всего по несколько штук ягод.
(Ведущая обращает внимание детей на брусничку)
Мисне. Ну что – то наша брусничка грустная, что с тобой случилось?
(сценка по рассказу Э. Шим)
Брусничка. - Ну почему это солнышко с одной стороны ходит?
Скажите ему, пусть с обеих сторон меня греет.
Мисне - Зачем, Брусничка?
Брусничка. - Да, как же одна щечка у меня красная, а другая белая. Срам какой!
Мисне - А разве солнышко виновато?
Брусничка. - Конечно? Кому из нас легче повернуться – то?
Мисне. Не грусти, брусничка. Мы с ребятами, поможем тебе найти место в нашем саду, где тебе будет солнышко светить со всех сторон. Поможем, ребята?
Дети. - Пойдем с нами!
Мисне. Но перед походом давайте поиграем в игру.
Игра - кричалка «поход»
Не сидится нам на месте —
Мир ужасно интересен!
Вот собрались мы в поход.
Что же впереди нас ждет?
Чтобы не попасть впросак,
Мы возьмем с собой… (Рюкзак.)
Здесь крутые берега,
А внизу течет… (Река.)
Кажется, что до небес
Вырос этот старый… (Лес.)
Здесь распахана земля —
Значит, это что?.. (Поля.)
На привале отдохнем,
Дружно разведем… (Костер.)
Видно всем издалека:
Небо достает… (Гора.)
Постарайтесь не шуметь!
Здесь малину ест… (Медведь.)
Туда идти нам неохота:
Там трясина, там… (Болото.)
Здесь притоптаны травинки —
Знать, идем мы по… (Тропинке.)
Проходят до первой станции.
#1057;танция «Читалочка». ( для средних групп «Хороводная»)
Мисне – Ребята, почитаем стихи для бруснички!
Дети читают стихи о бруснике.
Ребенок 2.
Весь перелесок от брусники красный –
Рубины влажные в траве, во мху.
Он дарит их ребятам безотказно –
В нём не смолкает детское «ау».
Автор: М.Сысойко
Ребенок 3.
В сентябрьский, сказочный лесок,
В погоду вешнюю сходи-ка,
Там на полянах солнечных рассыпана кругом
Чудная ягода, красавица-брусника.
Автор: Ирис Ревю
Ребенок 4.
Весёлые, отборные грибки,
Брусника и мочёная морошка…
Ау, сентябрь! На берегу реки
И возле сопок задержись немножко!
Автор: В.Матвеев
Ребенок 5.
Набрали брусники,
Внесли её в дом,
Засыпали сахаром,
То есть песком.
И вот через двадцать томительных дней
Решили –
Пора познакомиться с ней.
И папа бидон наклонил и потёк
Быстрей моих слюнок
Брусничный сок.
И скоро поставила мама на стол
Красивый и даже прекрасный
Настой…
Автор: В.Маринин
Ребенок 5.
У брусники вкус особый:
То ли кислый, то ли нет.
Сколько ты ее не пробуй,
Не найдешь на то ответ.
А зеленые листочки
Не желтеют и зимой.
Приносили мы из леса
Эту ягоду домой.
Ребенок 6.
Багрянцем светится брусника спелая;
Брусника словно изнутри горит.
Для радости, для утреннего пения
Клюют огонь брусники глухари.
Когда недели набегут метельные,
Когда придут холодные деньки,
Огонь брусники принесет спасение
От злой простуды, от лихой тоски.
Ребенок 7.
Вся трава в округе сникла…
Лишь, как прежде, зелена,
В красной шапочке брусника –
Хорошо в тайге видна!
Подходи,
Хозяин,
Гость, -
Что ни ветка – полна горсть
Ягод с хвойною горчинкой
И с медвяною начинкою…
Мисне Молодцы ребята, какие красивые стихи про бруснику вы прочитали.
И у бруснички настроение уже стало лучше. Пойдемте дальше!
2. Станция «Угадалочка» ( для средней группы физминутка «ПО ГРИБЫ»)
(Игра на внимание.)
Мисне. Я называю ягоду – хлопаем в ладоши.( малина, клюква, голубика, черника, морошка, брусника)
Называю грибы – топаете ногами.(мухомор, подосиновик, волнушки, сыроежки, белый гриб, опята, лисички)
Называю дерево – молча поднимаете руки вверх.(рябина, кедр, сосна, осина, ель)
#1057;танция « Брусничник»
Мисне. Там где растет брусника можно встретить медведя, волка, рысь, зайца, лису, ну, а боровая дичь - тетерева, глухари, рябчики они постоянно обитают в брусничнике.
Давайте сядем поудобней и посмотрим, что здесь происходит.
Мансийский словарь: брусника – суйпил, муравей– хосвой, белка – лэнхын, зайчик – совырквэ, медведь – вортолнут.
Сценка
Под музыку идет муравей
Муравей:
Ягод хочется скорей
А брусника белая (рассматривает)
И совсем не спелая! (убегает)
Ведущий:
Солнышко ее греет,
А брусничка краснеет,
Дождичек поливает,
И брусничка поспевает.
Белка по лесу идет,
Свою песенку поет (белка замечает Брусничку)
Белка:
Что за ягода брусничка?
Красный шарик и ресничка?
Я тебя сейчас сорву
И бельчатам отнесу!
Брусничка:
Я еще не спелая,
Я же недозрелая,
Муравей, ты меня не рви,
Своей дорогою иди! (белка побежала своей дорогой)
Ведущий:
Зайчик по лесу идет,
Свою песенку поет
Зайчик:
Что за ягода брусничка!
Красный шарик и ресничка!
Я тебя сейчас сорву
И зайчатам отнесу.
Брусничка:
Я еще не спелая,
Я же недозрелая,
Зайчик, ты меня не рви,
Своей дорогою иди! (Зайка побежал своей дорогой)
В зал входит Мишка косолапый после слов ведущей.
Ведущий: Отчего в малиннике
Чавканье и треск?
Оттого, что ягоды
Кто-то вкусно ест.
Загребает полной лапой,
Кто? Да Мишка косолапый.
Мишка замечает Брусничку
Мишка:
Что за ягода брусничка!
Красный шарик и ресничка!
Я тебя сейчас сорву
Медвежатам отнесу.
Брусничка:
Я еще не спелая,
Я же недозрелая,
Мишка, ты меня не рви,
Своей дорогою иди! (Медведь уходит своей дорогой)
Ведущая: И пошел Мишка своею дорогой.
Ребята, посмотрите, брусничка сидит, она грустит.
Кто же поможет брусничке поспеть, кто поможем покраснеть?
Давайте попросим солнышко.
Солнышко ведрышко, выгляни в окошечко
Солнышко, ты погрей и брусничка покрасней.
Солнышко: Буду по небу ходить, буду всех будить.
Буду землю согревать и помогу брусничке поспевать.
(Выходит солнышко, греет брусничку)
Ребята, давайте, и мы с вами к Брусничке подойдем,
На ягодку Брусничку получше мы взглянем
Мисне Брусничка, дорогая вижу, тебе здесь понравилось.
Брусничка. – Да мне здесь очень нравится, и даже если солнышка нет мне тепло и уютно на этом месте. А еще я нашла брусничную кочку возле вашего сада.
Вот теперь я спелая,
Вкусная, созрелая.
Собирайте в кузовки
Да пеките пирожки.
Мисне. Ай да, ягодка Брусничка!
Красный шарик и ресничка!
И на кустике в тайге,
И у деток в пироге!
(Солнышко угощает детей брусничным пирогом)
Дети и взрослые угощаются пирогом и чаем. Мисне и Солнышко поют мансийскую песню «ЧАЙ» дети подпевают припев на мансийском языке.
Мансийская песня «Семь капель чая»
I
Лятхен, лятхен сорни най!
Пайтэн, пайтен исум щяй!
Полям хул хольт польвесув,
Ащерманыл вотвесув.
Припев:
Хорен, хорен сорни най!
Пайтэн, пайтэн исум щяй!
(2 раза)
II
Акв витсам ке аялэв
Най хольт регныг емтапев.
Кит витсам ке аялев
Уй хольт пелпаг емтапев.
Припев:
III
Хурум витсам аялэв-
Сярмат товлыл тэлавев.
Нила витсам аялэв-
Эргим-йиквим яласэв.
Ат витсам ке аялэв-
Аниглахтункв тахмаев!
Припев:
IV
Хот витсам ке аялэв-
Эруптахтункв емтапев.
Сат витсам ке аялэв-
Элаль аквай олмаев!
Припев:
Лятген, лятген сорни най!
Аен, аен исум сяй!
Хорген, хорген сорни най!
Аен, аен исум сяй!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий досуга "Чайные посиделки или праздник брусничного пирога"
Фольклорный осенний праздник для детей подготовительной группы...
"Праздник брусничного пирога"
Развлечение для детей второй младшей группы...
Сценарий ПРАЗДНИКА «БРУСНИЧНОГО ПИРОГА» в средней группе
Представляю вашему вниманию осенний"Праздник брусничного пирога" для детей средней группы. Праздник включает элементы театра, где главные роли исполняют родители....
"Праздник брусничного пирога" для детей второй младшей группы с использованием игровых технологий
занятие с ипользованием театрализованной детяельности...
Сценарий праздника бабушкиных пирогов
Сценарий совместного праздника с бабушками и дедушками к Дню пожилого человека. Гости вместк с детьми как бы перелистывают кулинарную книгу "Бабушкины рецепты". Здесь пироги с загадками, и с пос...
сценарий праздника "Викин пирог" для 2 младшей группы
конспект праздника к 8 марта...
"Праздник брусничного пирога" вечер игр. Знакомство с праздниками народного календаря «Луп – брусничник»
5 сентября – время первых утренником (заморозков). Брусничник Луп, который в этот день восседает на календарном престоле, без зазрения совести лупит овес и лен первым морозом. Горе тому хозяину,...
- Мне нравится (1)