Сценарий "Посиделки в русской избе"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
(для детей среднего дошкольного возраста)
Цель: приобщение детей средней группы к истокам народной культуры с использованием
малых фольклорных форм.
Задачи:
Образовательная область «познание».
1. Продолжать развивать интерес к русскому народному творчеству.
2. Воспитывать интерес к народному быту, опираясь на пословицы и поговорки.
Образовательная область Речевое развитие».
1. Активизировать речевую деятельность детей такими словами, как «посиделки», «изба»,
«старина», «Русь», «калиточки».
2. Развивать музыкальность, умение выразительно читать стихи.
Образовательная область «Физическое развитие».
1. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
1. Воспитывать уважительное отношение к своему творчеству и творчеству окружающих.
Предварительная работа:
1. Разучивание стихотворений, пословиц, частушек, хороводов. Проведение мастер-
класса: «В гостях у хозяйки Медной горы».
2. Посещение этнографического музея.
3. Конкурс-выставка по произведениям П.П. Бажова.
Оборудование.
Антураж русской народной избы, народные костюмы, «каравай»; доски для лепки,
соленое тесто и формочки для работы с ним; бросовый материал для украшения поделок.
Ход НОД:
Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…
В зал под музыку входит первая группа детей с воспитателем.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Воспитатель 1: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся на скамейку)
В зал входит вторая группа детей с воспитателем
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь!
Воспитатель 2:Туда голуби летают, где их привечают! (садятся на скамейку)
В зал входят дети третьей группы.
Хозяйка: Давно вас поджидаем посиделки без вас не начинаем!
Ребенок: Дома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку).
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Воспитатель 1: Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).
Мы гостей встречаем
Вкусным, румяным караваем
Дети встают в круг, поют русскую народную песню.
«Каравай» - русская народная песня .
Хозяйка: Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!
А теперь будем посиделки продолжать!
Будем петь, шутить, играть!
Дети: Смех да веселье!
Студентка 1 подгруппы: Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор:
- Утки
Дети : В дудки!
Студентка: Кошки
Дети: В ложки!
Студентка: Тараканы
Дети: В барабаны!
Студентка: Чайки
Дети: В балалайки!
Студентка: Кукушки
Дети: В колотушки!
Студентка: А веселые скворцы
Заиграли в бубенцы!
Играют, играют,
Всех потешают!
Ребенок: Инструменты возьмем в руки
И, чтоб не было здесь скуки,
Мы сыграем при народе:
«Во саду ли, в огороде»
«Во саду ли, в огороде»-русская народная песня
(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов)
Студентка 2 подгруппы: Ди - ли-ли, ди -ли-ли,
А вы Дуню видели?
Ребенок: Заглянули в огород,
Лебеду там Дуня рвет!
Ребенок: Пошла Дуня в огород,
Во зеленый огород,
Сорвала лопушок
Да под самый корешок.
Сшила Дуня сарафан
И наряден, и не ткан!
Ребенок: Положила в уголок,
В берестяной коробок,
Где ни взялся таракан,
Проел Дунин сарафан!
Русский народный хоровод: «Вдоль...»
Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!
Отгадайте-ка, ребятки,
Музыкальные загадки!
Студентка:
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит!
Что это за Тит?
Дети: Гармошка
Студентка: А вот моя вторая загадка:
Деревянная девчонка
Петь умеет звонко- звонко.
А ну-ка, угадай- ка, что это?
Студентка: Слушайте третью загадку:
Какими инструментами можно щи хлебать?
Дети: Ложками!
Студентка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:
Срезали ветки острыми ножами,
Запела каждая семью голосами.
Что же за инструмент получился?
Дети: Дудочка.
Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.
В зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга.(Роль соседок исполняют 2 студентки).
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?
Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…
Вы, соседки, отдохните,
Да все толком расскажите.
Соседка 1: У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили
А огонь не загасили.
Соседка 2: Пришел дедушка Фома,
Расседая борода,
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Соседка 1: Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной,
Что тушил он бородой!
Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните.
(соседки проходят, садятся, продолжая тараторить)
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть.
Раз- два - три- замри!
Игра «Молчанка»
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяйка: Ну что, тараторки ,игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает)… Придумала!
Вам, девчоночки-болтушки,
Спеть придется нам частушки!
Соседки: Да для нас такое дело
Очень даже просто!
Эх! Душа помолодела
Лет на… девяносто!
Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!
Соседки: Конечно, чепуха!
«Чепуха»-частушки- русская народная мелодия
Соседки: Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а - ха – ха-
В самом деле, чепуха!
Соседка 1: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседка 2: На столе лежит арбуз,
На арбузе - муха!
Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседка 1: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседки: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Спасибо, соседушки, за частушки потешные!
Где песня льется,
Там легче живется!
Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток принес вам глиняные подковы для гостей, только он такой баловник — забыл их украсить.
Ну – ка, детушки , выходите,
Свое уменье покажите!
Работа детей по изодеятельности «Укрась подкову». По окончании работ подарить «подковы» гостям на счастье.
Хозяйка: Хорошо потрудились наши деточки. Спасибо вам.
Раздается смех за дверью.
Хозяйка: Кто это так весело смеется? Пойду погляжу…
В зал вбегают девчонки - хохотушки.
Девчонки: Мы- веселые подружки.
Мы – подружки - хохотушки!
И на празднике на вашем
Мы веселый танец спляшем!
Хозяйка: Танцы мы очень любим.
Танец «Опоньки».
Хозяйка: Спасибо вам, девицы. Проходите в нашу горницу - гостями будете.
Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.
Все поют: Мы славно гуляли
На празднике нашем.
Нигде не видали
Мы праздника краше!
Так будьте здоровы,
Живите богато,
А мы уезжаем
До дому, до хаты!
Хозяйка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите
Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!»
Дети: Любим чай мы с пирогами,
С баранками да кренделями!
Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят в группу на чаепитие.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_posidelki.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Сценарий «Посиделки в русской избе»
- (для детей среднего дошкольного возраста)
Цель: приобщение детей средней группы к истокам народной культуры с использованием
малых фольклорных форм.
Задачи:
Образовательная область «познание».
1. Продолжать развивать интерес к русскому народному творчеству.
2. Воспитывать интерес к народному быту, опираясь на пословицы и поговорки.
Образовательная область Речевое развитие».
1. Активизировать речевую деятельность детей такими словами, как «посиделки», «изба»,
«старина», «Русь», «калиточки».
2. Развивать музыкальность, умение выразительно читать стихи.
Образовательная область «Физическое развитие».
1. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
1. Воспитывать уважительное отношение к своему творчеству и творчеству окружающих.
Предварительная работа:
1. Разучивание стихотворений, пословиц, частушек, хороводов. Проведение мастер-
класса: «В гостях у хозяйки Медной горы».
2. Посещение этнографического музея.
3. Конкурс-выставка по произведениям П.П. Бажова.
Оборудование.
Антураж русской народной избы, народные костюмы, «каравай»; доски для лепки,
соленое тесто и формочки для работы с ним; бросовый материал для украшения поделок.
Ход НОД:
Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…
В зал под музыку входит первая группа детей с воспитателем.
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Воспитатель 1: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся на скамейку)
В зал входит вторая группа детей с воспитателем
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь!
Воспитатель 2:Туда голуби летают, где их привечают! (садятся на скамейку)
В зал входят дети третьей группы.
Хозяйка: Давно вас поджидаем посиделки без вас не начинаем!
Ребенок: Дома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку).
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Воспитатель 1: Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).
Мы гостей встречаем
Вкусным, румяным караваем
Дети встают в круг, поют русскую народную песню.
«Каравай» - русская народная песня .
Хозяйка: Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!
А теперь будем посиделки продолжать!
Будем петь, шутить, играть!
Дети: Смех да веселье!
Студентка 1 подгруппы: Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор:
- Утки
Дети : В дудки!
Студентка: Кошки
Дети: В ложки!
Студентка: Тараканы
Дети: В барабаны!
Студентка: Чайки
Дети: В балалайки!
Студентка: Кукушки
Дети: В колотушки!
Студентка: А веселые скворцы
Заиграли в бубенцы!
Играют, играют,
Всех потешают!
Ребенок: Инструменты возьмем в руки
И, чтоб не было здесь скуки,
Мы сыграем при народе:
«Во саду ли, в огороде»
«Во саду ли, в огороде»-русская народная песня
(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов)
Студентка 2 подгруппы: Ди - ли-ли, ди -ли-ли,
А вы Дуню видели?
Ребенок: Заглянули в огород,
Лебеду там Дуня рвет!
Ребенок: Пошла Дуня в огород,
Во зеленый огород,
Сорвала лопушок
Да под самый корешок.
Сшила Дуня сарафан
И наряден, и не ткан!
Ребенок: Положила в уголок,
В берестяной коробок,
Где ни взялся таракан,
Проел Дунин сарафан!
Русский народный хоровод: «Вдоль...»
Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!
Отгадайте-ка, ребятки,
Музыкальные загадки!
Студентка:
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит!
Что это за Тит?
Дети: Гармошка
Студентка: А вот моя вторая загадка:
Деревянная девчонка
Петь умеет звонко- звонко.
А ну-ка, угадай- ка, что это?
Студентка: Слушайте третью загадку:
Какими инструментами можно щи хлебать?
Дети: Ложками!
Студентка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:
Срезали ветки острыми ножами,
Запела каждая семью голосами.
Что же за инструмент получился?
Дети: Дудочка.
Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.
В зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга.(Роль соседок исполняют 2 студентки).
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?
Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…
Вы, соседки, отдохните,
Да все толком расскажите.
Соседка 1: У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили
А огонь не загасили.
Соседка 2: Пришел дедушка Фома,
Расседая борода,
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Соседка 1: Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной,
Что тушил он бородой!
Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните.
(соседки проходят, садятся, продолжая тараторить)
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть.
Раз- два - три- замри!
Игра «Молчанка»
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяйка: Ну что, тараторки ,игра-то ведь еще не закончилась, а вы заговорили? Придется вам выполнить какое-нибудь задание (думает)… Придумала!
Вам, девчоночки-болтушки,
Спеть придется нам частушки!
Соседки: Да для нас такое дело
Очень даже просто!
Эх! Душа помолодела
Лет на… девяносто!
Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!
Соседки: Конечно, чепуха!
«Чепуха»-частушки- русская народная мелодия
Соседки: Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Чепуха, чепуха,
Чистая чепуха!
Чипа- чипа, а - ха – ха-
В самом деле, чепуха!
Соседка 1: На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседка 2: На столе лежит арбуз,
На арбузе - муха!
Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседка 1: На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети: Чепуха, чепуха…
Соседки: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Хозяйка: Спасибо, соседушки, за частушки потешные!
Где песня льется,
Там легче живется!
Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток принес вам глиняные подковы для гостей, только он такой баловник — забыл их украсить.
Ну – ка, детушки , выходите,
Свое уменье покажите!
Работа детей по изодеятельности «Укрась подкову». По окончании работ подарить «подковы» гостям на счастье.
Хозяйка: Хорошо потрудились наши деточки. Спасибо вам.
Раздается смех за дверью.
Хозяйка: Кто это так весело смеется? Пойду погляжу…
В зал вбегают девчонки - хохотушки.
Девчонки: Мы- веселые подружки.
Мы – подружки - хохотушки!
И на празднике на вашем
Мы веселый танец спляшем!
Хозяйка: Танцы мы очень любим.
Танец «Опоньки».
Хозяйка: Спасибо вам, девицы. Проходите в нашу горницу - гостями будете.
Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.
Все поют: Мы славно гуляли
На празднике нашем.
Нигде не видали
Мы праздника краше!
Так будьте здоровы,
Живите богато,
А мы уезжаем
До дому, до хаты!
Хозяйка: Ну что вы, гости дорогие, так торопитесь? Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите
Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!»
Дети: Любим чай мы с пирогами,
С баранками да кренделями!
Хозяйка: Тогда проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят в группу на чаепитие.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....
Экскурсия в мини-музей «Русская изба» Тема: Милости просим в нашу избу Старшая группа
Данный материал будет полезен воспитателям, студентам дошкольных образовательных учреждений...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...