"Семейные посиделки для детей с ОВЗ и родителей"
методическая разработка

Т.В.Фёдоров@

Взаимодействие семьи и детского сада - важнейшее условие успеха в воспитании детей с отклонениями в развитии, но оно возможно в том случае, когда педагоги и родители становятся единомышленниками. Данное интегрированное мероприятие для  детей с ОВЗ и  родителей проводилось  в форме посиделок. Оно было призвано ближе познакомить семьи детей с ОВЗ, детей-инвалидов, узнать семейные традиции, обычаи и таланты. Способствовало  развитию доброжелательных  отношений между родителями и детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_posidelki_dlya_detey_s_ovz_i_roditeley.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Волоконовский детский сад комбинированного вида № 1 «Березка»

Волоконовского района

Белгородской области

Семейные посиделки для детей с ОВЗ и родителей 

 «Вся  семья вместе, и душа на месте»

Подготовила: воспитатель

Федорова Т.В.

п. Волоконовка, 2020 г.

      Описание материала: Взаимодействие семьи и детского сада - важнейшее условие успеха в воспитании детей с отклонениями в развитии, но оно возможно в том случае, когда педагоги и родители становятся единомышленниками. Данное интегрированное мероприятие для  детей с ОВЗ и  родителей проводилось  в форме посиделок. Оно было призвано ближе познакомить семьи детей с ОВЗ, детей-инвалидов, узнать семейные традиции, обычаи и таланты. Способствовало  развитию доброжелательных  отношений между родителями и детьми. Цель интегрированного мероприятия заключалась в том, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем.  Каждый педагог имел возможность работать по одной теме с разных точек зрения: воспитатель активизировал мыслительные процессы.  Учитель-логопед работал над речевым дыханием, корректировал звукопроизношение, совершенствуя фонематические процессы, отрабатывал новые лексико-грамматические категории, формируя навыки связной речи.  Для снятия напряжения и усталости, развития  тактильных ощущений, установления  эмоционального  контакта  между  родителями, детьми  педагог – психолог проводил минутки  релаксации. 

Мероприятие прошло интересно и продуктивно. Задачи коррекционной и образовательной работы, выполняемые педагогами, были тесно взаимосвязаны и решались в рамках целостного подхода. Для участников посиделок была создана комфортная психологическая обстановка. Интеграция способствовала снятию напряжения, перегрузки за счёт переключения  воспитанников на разнообразные виды деятельности, что очень важно при обучении и воспитании детей с ОВЗ.

В конце мероприятия организовалось чаепитие: каждая семья угощала семейными блюдами, приготовленными родителями и детьми.
      
Цели: оптимизировать формы родительского взаимодействия в процессе воспитания детей с ОВЗ и детей- инвалидов;  развитие положительного отношения ребенка к себе, членам семьи, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; повышение уровня педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

     Задачи: помочь становлению нравственных представлений детей и их родителей о внутрисемейных отношениях, сплотить детей и родителей; способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;

раскрыть таланты, увлечения и традиции каждой семьи;

      преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы детей, родителей;

      создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения детей с ОВЗ, проявления их активности.

   Оборудование: компьютер; презентация «Моя дружная семья»; эскиз дома, карточки для выполнения заданий;  пословицы о ценностях семьях.

   Предварительная работа: оформление приглашений  для  родителей на «Семейные посиделки»; организация и оформление выставки совместных работ детей и родителей «Наши руки не для скуки» с целью привлечения и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

 Подготовка родителями презентации  «Моя дружная семья», где отражаются семейные традиции, обычаи и таланты каждой семьи. Оформление групповой комнаты; подборка стихов, песен по теме; подбор фотографий «Моя семья» и оформление их на стенде.

   Оформление: группа оформлена в стиле русской избы, в центре столы, покрытые белой скатертью, самовар с бубликами, семейные блюда, приготовленные родителями и  детьми: на стенах изделия с различными росписями.

                                     Ход мероприятия:

Воспитатель: Дорогие ребята, уважаемые родители, бабушки и дедушки! Мы рады вас видеть на наших “Семейных посиделках”. Итак, приглашаю  вас на посиделки. Вы знаете, что это такое?

Издавна на Руси было принято устраивать посиделки, чтобы поделиться новостями, горестями и радостями, да чтобы просто скоротать время в приятной компании. Рассаживайтесь по удобнее, чтобы поделиться друг с другом со своими семейными традициями. К нам в гости на посиделки пришли друзья –педагоги: учитель –логопед Переход В.В., педагог-психолог Носачева Н.А.

Сегодня у нас посиделки семейные. У каждого из нас есть семья, и давайте посвятим этой теме наши посиделки.

Поэтому я предлагаю вам вспомнить всё, что вы знаете о семье.

Педагог-психолог:

Что такое семья? Может ли человек прожить без семьи? Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и, конечно же, – традициями.

И сегодня мы с вами собрались вместе, чтобы в очередной раз понять и почувствовать, как это здорово, когда в семье рядом с тобой любящие люди, готовые в любой момент помочь и поддержать друг друга. Мы надеемся, что эта встреча поможет вам лучше узнать друг друга, укрепит ваши семейные отношения, и такая встреча станет доброй традицией в коллективе детей и родителей.

Доброго Вам всем отдыха на семейной встрече «Когда семья вместе, и душа на месте». 

Хорошая семья - это удивительный мир, где всё пополам, и горе, и радость, и соль, хлеб.

Учитель-логопед:

 И если говорить о семье, как начале начал, то естественно возникает вопрос:

Как же возникло слово семья?

(Чтение стихотворения "Когда появилось слово семья» детьми и родителями):

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.  

В слове "семья" много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на "семь" и "я", т.е. семеро таких же, как я.  И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой,  жестами. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое (карточки со словами "семь" и "я").

Раньше на Руси говорили, что семья – это семь человек, живущих в одном доме. Отсюда и название – семья.

Воспитатель:

А что такое семья? Как вы, ребята, понимаете?

 (  Дети и родители высказывают мнения)

- «Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят». 

- «Семья – это родные друг другу люди».

 -«Семья – это мама, папа, братья сёстры»

 -«Семья – это бабушка и дедушка, дядя и тётя»

- «Семья – это родные люди, у которых общие интересы, традиции, привычки».

- «Семья – это когда работают и отдыхают все вместе»

Воспитатель:  

   Да, самое дорогое у человека – это его семья. Слово это понятно всем, как слова «хлеб», и «вода». Семья – это дом, это мама и папа, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники.

Минутка релаксации. (Педагог – психолог проводит  упражнение «Знакомство» для снятия напряжения и усталости)

Цель  создание доброжелательной атмосферы, сближение участников посиделок.

По кругу передается пачка салфеток. Педагог-психолог объявляет, что каждый участник (родитель) может взять то количество, которое считает нужным для себя. Когда салфетки будут разобраны всеми участниками группы, психолог просит пересчитать их и назвать столько фактов о ребенке, о его положительных качествах (какой он у вас замечательный и т.д.), сколько салфеток у них в руках.

 Презентация «Наша дружная семья» 

Воспитатель:

«Все мы родом из детства», «Всё и хорошее, и плохое человек получает в семье». Эти педагогические мудрости известны всем. От того, каковы традиции в семье, зависит, каким станет ребёнок в будущем, какие традиции будет продолжать в будущем в своей семье.

 Каждая семья уникальна, у нее свои традиции, таланты. И нам не терпится узнать о вас, дорогие наши семьи. Расскажите о своей семье, о том, чем любите заниматься всей семьей, какие таланты, традиции, ритуалы есть в вашей семье. Покажите семейные фотографии.

В ходе презентации представители каждой семьи (ребёнок и родитель) эмоционально рассказывали о своей семье, о том, чем любят заниматься, какие традиции, увлечения есть в их семьях, где и когда, в какой момент жизни были сделаны снимки, какие факты из их биографии на них запечатлены.

 «Дом, в котором я живу».

(Построение дома для каждой семьи проводит воспитатель):

Воспитатель: Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом – начало всех начал.  Сегодня мы  построим дом каждой семьи. У каждой семьи на столе макет дома.  А строительным материалом для построения вашего  дома будут те качества, которые необходимы для того, чтобы семья была крепкой и счастливой.  А строительный материал будем делать сами. Выполнив все задания, мы узнаем, какая семья будет счастливой, дружной и крепкой. Каждое задание - это строительный материал.

Задание 1- фундамент дома

Воспитатель:

Чтобы построить дом, надо заложить фундамент. И чтобы крепко стоял дом – нужен крепкий фундамент.

На столе красные конверты со словами. Возьмите и выберите те слова, которые характеризуют, по вашему мнению, счастливую семью и приклейте на 1 -ую часть дома. Что нужно для того, чтобы семья была крепкой и дружной (ненависть, дружба, болезнь, любовь, ссора, здоровье, вражда, добро, счастье, согласие, чистота, спокойствие, грубость). Они будут фундаментом вашего дома.

(Воспитатель рассказывает под тихую музыку легенду):

Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – (задать вопрос, какое это слово) «ПОНИМАНИЕ».

– И действительно, когда в семьях есть взаимопонимание, то всегда царит любовь и мир.
Если вы согласны с этим мнением, прикрепите это слово на фундамент дома.

Строить дом – это нелёгкая работа. Давайте немного отдохнём.

 Минутка релаксации (проводит педагог- психолог):

  Все встали в круг. На ответ «да» — хлопайте в ладоши ; на ответ «нет» —  руки на пояс и топаем ножками.

-Маму выручим всегда? (Да!)

-И обманывать не будем никогда? (Да!) Кинуть камень кошке вслед? (Нет!)

-Брать в автобусе билет? (Нет!) Ай, ай, ай, как это нет?

-Надо брать билет всегда? (Да!)

-Не робеть, когда беда? (Да!)

- Рук не мыть, когда обед? (Нет!) Как же это не мыть? Мыть обязательно! (Да!)

 -Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (Да!)

 -Мы лентяям шлем привет? (Нет!)

 -А тем, кто делает добро? (Да! Да! Да!)

 Задание 2.

Воспитатель:

Строительство дома продолжается, выполним задание 2. Давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения и найдите те качества, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи. Итак, вам нужно выбрать правила дружной семьи и приклеить на вторую часть дома.

Возьмите зелёный конверт и выберите.

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и  не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

Задание 3 «Угадай кто это?»   

Воспитатель: Прикрепите на средней части дома членов семьи по мере угадывания. Люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи.

                        Кто загадки отгадает,

                        Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна (СЕМЬЯ)

 

1.Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая...(мама.)

 2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа.)

3.Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший …(брат.)

4.Что за куколка в коляске
Плачет? Видимо, от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она? …(Сестра.)

5.Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…(бабушка.)

6.Он — мужчина, и он сед,
Папе — папа, мне он — …(дед.)

Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? ..(тетя.)

7.Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя.)

Воспитатель: Я предлагаю «поселить» членов вашей семьи в свои дома.

(Дети и родители по мере появления слов прикрепляют их на одну сторону дома (на полоски)

 Дыхательное упражнение «Задуй свечу» (проводит учитель – логопед).

 -Сделайте глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

- Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у».

Игра «Назови ласково»

Приглашаю всех поиграть со мной в игру «Назови ласково»

Я буду называть родственников, которых  поселили в дом. Назовите их ласково:

Бабушка –  бабуля – бабулечка – бабуся 

Дедушка – дедуля – дедулечка

Сын – сынок,  сынулечка – сыночек

Мама – мамочка – мамуля – маменька

Папа – папочка, папуля, папенька.

Дочь – доченька – дочурка

Разминка прошла успешно. Теперь вас ждут новые задания. 

Задание 4

Воспитатель: Задание 4 заключается в том, чтобы из набора слов составить пословицу. И наклеить её на 4 часть дома (все пословицы разрезаны на слова и перемешаны)

                        Когда семья вместе, так и душа на месте.

                        Дом не велик, да лежать не велит.

                        Не нужен и клад, коли в семье лад.

                        Всюду хорошо, а дома лучше.

Задание 5. В каждой семье должен быть какой-то девиз. Задание для семей: придумать девиз и записать на крыше дома.

Воспитатель:

          Вот он наш счастливый дом!
          
Тепло, уютно будет в нём!
          
Но дом тогда лишь дом, друзья,
          
Когда в том доме есть дружная семья.

 И пусть этот дом всегда будет уютным, добрым, гостеприимным. Я желаю, чтобы все семьи в своих домах жили счастливо и дружно, чтобы царили в них уют, гостеприимство, дружба, любовь и взаимопонимание. И пусть всегда вы могли бы сказать: "Моя семья - моё богатство".
Педагог –психолог: Огромное вам спасибо за  проявленный интерес и активную работу. Здоровья, счастья и успехов всем вам!.

Хочется верить, что сегодняшние посиделки помогли и детям и взрослым понять,  насколько важно знать и помнить всех своих родных и близких, что  близкие люди нуждаются в нашей любви и внимании – именно любовь, внимание, уважение и есть то богатство, которым должен пополняться каждый семейный очаг. И как важно продолжить лучшие семейные традиции.

(В конце этого мероприятия ребята и родители вместе с педагогами делают совместную фотографию на память об этой встрече).

Семейное чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский клуб "Семейный праздник" для детей дошкольного возраста с родителями.

Дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки и дети! Вы сегодня полноправные хозяева нашего семейного праздника,ведь отдых всей семьей, игры развлечения - это всегда здорово. Все участники праздника любят муз...

Конспект занятия с педагогами ДОУ "Семейные посиделки", посвященный семейному празднику - Дню Семьи, Любви и Верности.

Летнее время - пора отдыха и восстановления. Летом 8 июля в России отмечают семейный праздник - День святых Петра и Февронии. Как приятно устроить с коллегами посиделки и поговорить о ценностях семьи,...

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ (3-4 ЛЕТ) «СЕМЕЙНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»

middot;        создание доброжелательной атмосферы;·        знакомство друг с другом, сближение детей, родителей, воспитат...

Совместный праздник для детей и родителей «Семейные посиделки на Кузьму и Демьяна»

Сценарий совместного праздника детей и родителей : «Семейные посиделки на Кузьму и Демьяна» Цель: Сотрудничество родителей и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей....

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ (3-4 ЛЕТ) «СЕМЕЙНЫЕ ПОСИДЕЛКИ»

Цели и задачи:создание доброжелательной атмосферы;знакомство друг с другом, сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве;обучение родителей новым формам взаимодействия с д...

Конспект занятия «Моя семья» для детей логопедической группы и их родителей. «Семейные посиделки»

Предложен материал к занятию, проведенному совместно с родителями. Форма проведения: посиделки.Цель: осмыслить основные нравственные ценности, расширить и обогатить...

Консультация – практикум с участием детей и родителей (из опыта работы) 27.02.2024 "Семейные посиделки или нескучная нейрологопедия"

Цель: Повышение роли семьи в коррекционном образовательном процессе детей с ОВЗ и предоставление родителям (законным представителям) необходимой консультационной, просветительской помощи.Задачи:...