Совместный праздник для детей и родителей «Семейные посиделки на Кузьму и Демьяна»
материал (старшая, подготовительная группа)

Смольянинова Галина Алиповна

Сценарий совместного праздника детей и родителей : «Семейные посиделки на Кузьму и Демьяна»

 Цель: Сотрудничество родителей и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_posidelki.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник: «Семейные посиделки на Кузьму и Демьяна»

 Цель: Сотрудничество родителей и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей.

Задачи:

1. Содействовать активному совместному участию родителей и детей в подготовке праздника и его проведении.

2. Углублять представления об осеннем народном празднике «Кузьмы и Демьяна», о русских традициях, о быте и труде наших предков.

3. Побуждать детей использовать знакомые песни, танцы, игры и фольклор.

4. Вызвать положительный эмоциональный отклик детей и родителей от совместного праздника.

5. Формировать основы праздничной культуры, навыки поведения в роли гостя. Прививать любовь и уважение к людям труда.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»: - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе -развитие навыков общения и взаимодействия детей и взрослых -формирование позитивных установок к различным видам труда «Познавательное развитие»: - формирование представлений о народных традициях и праздниках «Речевое развитие»: - обогащение активного словаря -развитие связной речи «Художественно-эстетическое развитие»: -восприятие музыки -реализация творческой музыкальной деятельности детей «Физическое развитие»: - приобретение опыта в двигательной деятельности

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, музыкальная, двигательная.

Предварительная работа: знакомство детей и родителей с осенним народным праздником «Кузьмы и Демьяна», с его традициями, правилами поведения в гостях, разучивание песен, танцев, игр, пословиц о труде, предметами русского быта, трудом крестьян, шитьё костюмов.

Оборудование: музыкальный зал, оформленный в стиле русской горницы (печь, стол со скатертью, лавки, самовар, посуда, угощение, предметы рукоделия и т. д., кукла Кузи, маски самовара и чашек.

Дети и родители заранее готовятся к празднику: шьют костюмы, готовят угощение, разучивают песенный и игровой репертуар, знакомятся с традициями, фольклором и бытом народа в нашей местности. В зале поставлены декорации русской избы.

Содержание: Дети с гостинцами в национальных костюмах вместе с педагогом подходят к двери зала и стучаться, выходит бабушка (родитель-мама в русском костюме).

Бабушка: «Добрый день, внучатки мои милые, мои родимые! К бабушке в гости пожаловали. Проходите, располагайтесь, в моей горенке всем места хватит. Скоро ещё гости будут. Будем вместе праздник «Кузьму- Демьяна» справлять.»

(Дети проходят, выкладывают гостинцы на стол и садятся. Бабушка достаёт из печки курник.)

 Бабушка: «Ох и вкусный да душистый курник получился. (Поворачивается к детям) «Это пирог такой с начинкой из курицы. А что вы, внучата, знаете о этом праздникеДети: «Праздник «Кузьмы – Демьяна» отмечают в конце осени, в честь святых Кузьмы и Демьяна, покровителей ремёсел. После праздника люди начинали готовиться к встрече зимы, прославляли тех, кто хорошо работал летом и осенью».

Бабушка: «В народе сказывают, что они были кузнецами и денег за работу не брали, поэтому их ещё называют «бессеребренниками», а угощали их всегда кашей и ещё называли «кашниками». В этот день после всех осенних работ в доме собиралась вся семья. Говорили, что Кузьма и Демьян дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха». (Раздаётся стук в дверь. Родители-женщины входят с гостинцами и в костюмах)

Все гости: «Здравствуйте, хозяева! Примите кушанье!» 

Бабушка: «Проходите, гости дорогие, усаживайтесь! Внучата, давайте встретим гостей песней!»

Песня: «К нам гости пришли…» 

Варвара: «Ой, богат будет стол сегодня в ссыпчину да вкладчину!» 

Агафья: «Тут и каша и лепёшки».

Ефросинья: «И пироги, и яички».

Бабушка: «Вот и курничек вас дожидается».

Васильевна: «В этот день едят кур, цыплят и строго следят, чтобы косточки не ломались во время еды, а то куры некрасивые будут».

Бабушка: «А у нас ещё не все гости подошли. Давайте подождём, да пряжу попрядём. Прасковья: «Прялка не Бог, а рубаху даёт!»

 Ефросинья: «Не ленись прясть, хорошо оденешься!» А ребята ниши знают о труде пословицы и поговорки?»

Дети: (рассказывают) Агафья: «А ну- ка, девицы, затягивайте нашу, про прялицу». Песня: «Прялица». (Стук в дверь, входят родители – мужчины в костюмах и с подарками).

Мужчины: «Здоровья вам нужны ли мы вам?» - Когда надо вам – приглашайте нас! - А не надо вам – прогоняйте нас! Бабушка: «У нас гостики во дому, словно солнышко в терему!» 

Мужчины: «Дорогим хозяевам бьём челом!» - И спасибо вам за приём!

Бабушка: «Дорогие гости, добро пожаловать в терем. Сегодня и ваш праздник: Кузьма и Демьян были большими работниками – кузнецами и плотниками. Они сохи ковали и людям раздавали».

 Прасковья: «Да – парням помогали хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить». Васильевна: «Они и дом охраняли от всякого лиха, от всякой беды».

Мужчины: «А давайте ка мы их песней вспомним».

Песня: «На Кузьму- Демьяна».

Мужчины: «Раньше на праздник пели, плясали, играли. Мы сегодня для вас игру «Молчанку» принесли». Народная игра «Молчанка».

 Кто то из мужчин: «Давайте ка, ребятки, в молчанку играть, не гукать, не мукать, зубов не казать. А я буду вас смешить. А я буду вас дразнить. Тот, кто первым слово скажет, мы его сейчас накажем. Шёл молчан по крутым горам. Кто не молчал – того за ушки щипал». (Дети молчат, а взрослые рассказывают дразнилки, чтобы рассмешить детей).

Мужчина 1: «Наша Маша тоненька, как макова соломинка. А в лапотки обуется, - как пузырь надуется».

Мужчина 2: «Лиза-подлиза упала с карниза».

Мужчина 3: «Мишка-плишка-коротышка, на носу большая шишка».

Мужчина 4: «Ванька-встанька-карапуз, надевай большой картуз. Каравай, съешь хлеба, вырастешь до неба». (Все смеются).

 Мужчина 1: «Кто здесь не умеет молчать, кому ушки пощипать?»

 Бабушка: «Не надо никому здесь ушки щипать. Может лучше нам сплясать!» Агафья: «Гнитесь сосны, гнись и ель! Начинается кадриль!» 

Танец: «Кадриль».

Бабушка: «Ай и хорошее веселье! А что это ещё у вас там?» 

Мужчины: «А это ленточка для игры».

Игра: «Горелки». (Дети, мальчики подходят к бабушке). Мальчик 1: «Хозяюшка, а вам работнички не нужны?» 

Бабушка: «А что вы умеете делать?» 

Песня: «А я в лесе был».

Бабушка: «Такие работнички всегда ко двору!» 

Бабушка: «А что в русской избе считалось главным?» (Дети отвечают).

 Бабушка: «Да всё и, конечно, самовар!» (Дети одевают маски самовара и чашек, читают стихи) 

Дети: «Я- пузатый самовар, грею воду, люблю чай». «Чашечки мы знатные, складные, да ладные. Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся».

 Танец: «Барыня» 

Бабушка: «Ох и развесёлый вы народ! А про Кузьму, нашего домовова, забыли. Сегодня его праздник. (выносят Кузю) Давайте его повеличаем».

Хоровод: «Милый наш Кузенька». (Кузеньку в конце песни ставят на пол, а он падает.) 

Варвара: «Ох! Упал родимый. Знать осени конец» 

Васильевна: «Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили».

 Бабушка: «Разлюбезные мои гостики! Пришла пора проводить нашего Кузюшку» Все вместе: «Прощай, прощай, Кузюшка! До новой осени, до нового урожая». (Относят Кузю в избу, все садятся. Раздаётся стук в дверь. Входит дед) 

Дед: «Не мало ль вас? Не надо ль нас?» 

Все: «Заходи, дед Егор» 

Дед: «Желанный гость зову не ждёт, а сам в гости идёт. Стужа на улице, замёрз я – видно зима не за горами»

Бабушка: «Проходи дед Егор к печке, погрейся». (Дед садится рядом с печкой, включается звукозапись потрескивания дров в печи. Дед приглашает детей подойти и тоже погреться. Дети подходят.)

Дед: «Хороша у вас печь, она и накормит и обогреет. А вы, ребятки, можете о печке что- нибудь рассказать?»

Дети: «В ней готовилась еда». - В русской печке пекли хлеб и пироги, варили щи и кашу. - В печке сушили грибы и ягоды. - На печке сушили одежду и обувь. - В старину на печке даже мылись. – На печке лечились. - На ней тепло и уютно было спать старикам и детям. (Дети садятся на свои места) 

Прасковья: «А что это ты так, дед Егор, нарядился?»

 Ефросинья: «Да ты поглядь какой он красивый!» 

Агафья: «Наряди пень и он красивый будет!»

 Дети: «Дед, а что ты нам принёс?»

 Дед: «Я принёс вам конфет к чаю и красивый платок для хозяйки» 

Бабушка: «Ой спасибо тебе, дед, уважил, а ну- ка все пошли в Кострому играть!» Игра: «Кострома» 

Бабушка: «Сядем рядком да поговорим ладком».

 Гости: «Сядемте, побаемте, щец похлебаемте! Друг на друга поглядим: хорошо ли мы сидим!»

Варвара: «А что это нам сидеть? Давайте запевай частушки!» «Деревенские частушки» (Исполняют все с использованием русских музыкальных инструментов) Бабушка: «А как же здорово у нас получается веселиться всей большой семьёй. Я для ребят нынче подарочек отдельный приготовила. Сначала глазки закройте и внимательно слушайте» (Бабушка звенит в колокольчик. Дети отгадывают. Бабушка раздаёт колокольчики и предлагает с колокольчиками исполнить песню «Маланья»)

Песня: «Маланья» 

Агафья: «За такое веселье – наше всем почтенье!» 

Варвара: «И ждёт вас вкусное угощение»

 Ефросинья: «Всем вам, и рукодельницам и мастерам, и вам, гости дорогие, желаем успеха да радости, смеха да веселья!»

 Василиса: «Просим садиться за столы дубовые, скатерти белёные, да отведать курника именинного!» (Все проходят к столу. Чаепитие.)

Литература:

1. ФГОС ДО.

 2.«Примерная общеобразовательная программа (пилотный вариант) «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014.

 3. «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края», Л. О. Тимофеева (и др. ,-Волгоград, 2015г.

4.»Народные игры в детском саду» Л. М. Лямина, Москва 2008.

5. «Музыкальный руководитель №5 2007», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 6. «Праздники в детском саду» Г. А. Лапина, Волгоград, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в совместных праздниках для детей и родителей в МБДОУ № 8 детском саду « Елочка»

Опыт использования ИКТ в совместных праздниках для детей и родителей в детском саду. Идеями могут воспользоваться  педагогия МБДОУ, школ, дети, родители....

Методическая разработка(сценарий): Праздник для детей и родителей "Семейные традиции"

Мероприятие "Семейные традиции" посвящено проблеме формирования семейных традиций у детей 5-6 лет в условиях развития современного общества...

Физкультурный праздник для детей и родителей "Семейный праздник"

Цель праздника:1. Пропагандировать здоровый образ жизни....

Совместный праздник для детей и родителей «День семьи»

1. Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей.2. Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совме...