Сценарий экологического развлечения в традициях народов ханты и манси «Мы – друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Сценарий экологического развлечения
в традициях народов ханты и манси
«Мы – друзья природы»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Ознакомление детей с традициями и обычаями коренных жителей Югры.
Задачи:
Воспитывать любовь к родному краю, посредством художественного слова и традиционной музыки народа ханты.
Предварительная работа: посещение Дня Оленевода, музея, разучивание стихов, сценок, чтение книги «Сказки бабушки Аннэ, беседа о празднике, разучивание игр.
Ход праздника
Звучит музыка…звуки бубна. Дети заходят в зал и садятся у чума на лавки
Ведущий Акынь (в традиционном женском костюме ханты):
Здравствуйте ребята! Вуща вуща…так приветствуют друг друга коренные жители нашего края – ханты и манси. Давайте мы поприветствуем друг друга на языке ханты.
Дети: Вуща вуща!
Акынь: Очень рада вас видеть я. Меня зовут Акынь. Сегодня я вам расскажу сказку о матери - природе.
Как вы думаете? Что мы называем природой?
Дети: Все то, что нас окружает и мы – все это называется природой.
Акынь: Кто из вас знает стихи о природе?
Дети читают стихи о природе.
1-й ребенок:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется «природа»,
Давайте же ее беречь.
2-й ребенок:
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется «природа»,
Давайте же ей сердце отдадим!
3-й ребенок:
Прекрасный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Дети садятся на места.
Акынь: Ребята, вы любите сказки? (ответы детей)
Тогда слушайте. Я расскажу вам замечательную сказку (звучит музыка).
«В давние времена в нашем крае водилось столько всякой птицы, что шум да свист стоял от их крыльев. И зверя было полным-полно. Богата была наша тайга, богата…
Пригрело солнышко и начал таять снег. Пришла в тайгу Весна.
Песня «Веснянка»
Акынь: Да только люди не берегли Мать-природу.
Под музыку входят три мальчика (шалят).
1-й мальчик: Хорошо весной в лесу! (Кричит) О-го-го! Э-ге-гей! Где ты, эхо?
2-й мальчик: О-го-го! Э-ге-гей! Распугаем всех зверей! (целится с рогатки)
3-й мальчик: Видишь, паучок на дереве? Давай его напугаем, прогоним.
Под музыку вылетают бабочки.
Танец «Бабочек»
1-я Бабочка: Нехорошие мальчишки.
2-я Бабочка: Хулиганы, шалунишки!
3-я Бабочка: Паучки полезные. Они наши друзья.
Девочки садятся на свои места.
3-й мальчик: Видишь, хворост на полянке? Спички у тебя в кармане?
1-й мальчик: Да! (вынимает спички). Давай костер разожжем, поиграем с огоньком. (зажигает хворост).
2-й мальчик:
Видишь, искры полетели? Ветер их несет на ели,
Может загореться лес, побежим, опасно здесь!
Залетает птичка.
Птичка:
Прекратите, шалунишки! Потушите свой костер!
Мальчик пытается выстрелить в птицу из рогатки, птица улетает.
1-й мальчик:
Вверх взлетела, не достать, надо быстро убегать.
3-й мальчик:
Дым клубится до небес. Это загорелся лес!
Мальчики убегают.
Музыкальная композиция «Огонь», исполняют девочки.
Под музыку появляется Зайчик.
Зайчик:
Ой, беда! Пожар в лесу! Надо бы позвать лису.
Эй, лиса, ты где? (прислушивается)
Слышу чьи-то голоса…
Появляется Лиса.
Лиса:
Серый Зайка! Неужели? Кстати ты сюда пришел!
Будет что накрыть на стол. (обходит зайчика, облизывается)
Зайчик:
Видишь, дым под небеса? Это лес горит, лиса.
Лиса: Кто зажег его?
Зайчик: Не знаю!
Лиса: Лес горит – беда большая!
Время нечего терять – надо волка разыскать!
Лиса (кричит):
Волк! Беда! Беда! Беда!
Забегает Волк.
Волк:
Кто пожаловал сюда? Что за чудеса в лесу?
Вижу с зайцем я лису…
Лиса:
Оттого мы вместе здесь, что горит зеленый лес.
Мы пришли к тебе, волчок,
Чтоб пожар тушить помог.
Волк:
Нам не справиться одним.
За медведем побежим!
Бегут за медведем, на встречу с ведрами идет медведь.
Заяц: Миша! Лес горит, беда!
Медведь: Кто зажег его, когда?
Волк:
Нам не знаем ничего…
Как нам потушить его?
У тебя спросить хотели.
Медведь:
Верно, вовремя успели, главное вода нужна.
Бочка у меня полна, вот вам ведра, получайте.
Все пошли, друзья, медлить нам никак нельзя.
Лиса:
Поливай, заливай, лес от пламени спасай.
Лес – наш дом, мы в нем живем.
Дружно справимся с огнем!
Заяц:
Все, огонь погас совсем.
Вам, друзья, спасибо всем.
Волк:
А теперь мы отдохнем
Дружно песенку споем.
Песня «Лес»
Акынь: А хотите узнать, что было дальше? Шло время… Однажды люди проснулись, вышли на улицу, а вокруг озера и болота вымерли, не стало уток, в лесах пропал зверь. Большая беда пришла в тайгу. Мать - природа рассердилась. Что же делать? Что делать? Не поможет ли нам олень? Ребята, давайте же все вместе позовем оленя.
Выходит Олень.
Олень: Не меня ли ты ищешь? Проси что тебе надо?
Акынь: Помоги, добрый зверь нашим людям. Страшный голод пришел в наш край.
Олень: Это Мать-тайга наказала всех, кто не берег добро. Всех зверей, птиц мать-тайга спрятала от человека.
Акынь: Отведи нас, добрый олень, к Матери-тайге, хотим ее увидеть.
Олень: Да знаешь ли ты, как далеко живет мать-Тайга? Никто еще не был у нее, не видел ее.
Акынь: Вези!
Запрягают оленя и вместе с детьми «едут» по залу под музыку. После садятся на свои места.
Акынь: Мать-тайга, отзовись!
Выходит Мать-тайга.
Мать-тайга: Я Мать-тайга. Я и доброта и гнев. Когда люди разоряют лесное царство, уходит доброта, остается только гнев и голод. Когда люди добры – плачу им щедро грибами, ягодами, шишками, лесными зверями да птицами. Дружу с человеком, помогаю ему.
Акынь: Не все виноваты люди, а ты наказала всех.
Мать-тайга: Все разоряют тайгу!
Акынь: Нет, не все!
Мать-тайга: Тогда докажите мне. Пройдите все испытания, которые я подготовила. Докажите свою силу, выносливость, и тогда я верну людям богатство тайги.
Игры
1. «Ручейки» - бегают по одному, «озера» - делают круг, «ветер» - бегают, «льдинки» - звенят динь-динь, «мороз» - застывают, образуя фигуры.
2. «Оленеводы» 6 детей – «оленеводы» держатся за руки, ловят детей - «оленей».
Акынь: Дети, а вы знаете пословицы о лесе?
Дети: Да!
1. Враг природы тот, кто леса не бережет.
2. Кто лес любит, тот его не губит.
3. Много леса – береги, нет леса – посади. 4.
Акынь: Земля ханты богата и щедра, много в ней добра водится, и зверя разного, и рыбы, а уж столько в тайге грибов, да шишек, всем миром не собрать, а самая вкусная – это ягода разная, и клюква и брусника и морошка знаменитая.
Реб-к:
В июле иду на болото с собою беру туесок
До нитки болото промокло,
Тут хоженых нету дорог.
Иду я тропой осторожно
И вот расступается бор.
Повсюду, повсюду морошка
Огромный бордовый ковер.
Как яркая звездочка лета,
Нарядно морошка одета.
Как радостно тянется к свету
На стройном своем стебельке
Веселую ягоду эту
Несу я домой в туеске.
Акынь: Еще раз… как называется ягода?
Дети: Морошка.
Акынь: Выглянуло солнце и природа ожила! Значит, мы прошли все испытания, подружились и Мать-тайга простила нас!
Танец «Друзья»
Реб-к:
Не разрушайте этот мир, берегите природу!
На нашем шарике земном, где родились мы и живем.
Где море, горы, степи, лес – полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк, и ландыш тоненький цветет,
Реб-к:
А в синем море толстый кит – большой как дом на волнах спит.
Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке.
Вы тоже часть ее чудес, и для вас темнеет лес,
И речка светлая течет, и по весне сирень цветет.
И надо постараться нам с этим не расстаться.
Акынь: Ну что, понравилась моя сказка? Ребята, не забывайте, что природу надо беречь. До скорых встреч!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_ekologicheskogo_razvlecheniya.docx | 445.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий экологического развлечения
в традициях народов ханты и манси
«Мы – друзья природы»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Ознакомление детей с традициями и обычаями коренных жителей Югры.
Задачи:
Воспитывать любовь к родному краю, посредством художественного слова и традиционной музыки народа ханты.
Предварительная работа: посещение Дня Оленевода, музея, разучивание стихов, сценок, чтение книги «Сказки бабушки Аннэ, беседа о празднике, разучивание игр.
Ход праздника
Звучит музыка…звуки бубна. Дети заходят в зал и садятся у чума на лавки
Ведущий Акынь (в традиционном женском костюме ханты):
Здравствуйте ребята! Вуща вуща…так приветствуют друг друга коренные жители нашего края – ханты и манси. Давайте мы поприветствуем друг друга на языке ханты.
Дети: Вуща вуща!
Акынь: Очень рада вас видеть я. Меня зовут Акынь. Сегодня я вам расскажу сказку о матери - природе.
Как вы думаете? Что мы называем природой?
Дети: Все то, что нас окружает и мы – все это называется природой.
Акынь: Кто из вас знает стихи о природе?
Дети читают стихи о природе.
1-й ребенок:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется «природа»,
Давайте же ее беречь.
2-й ребенок:
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется «природа»,
Давайте же ей сердце отдадим!
3-й ребенок:
Прекрасный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Дети садятся на места.
Акынь: Ребята, вы любите сказки? (ответы детей)
Тогда слушайте. Я расскажу вам замечательную сказку (звучит музыка).
«В давние времена в нашем крае водилось столько всякой птицы, что шум да свист стоял от их крыльев. И зверя было полным-полно. Богата была наша тайга, богата…
Пригрело солнышко и начал таять снег. Пришла в тайгу Весна.
Песня «Веснянка»
Акынь: Да только люди не берегли Мать-природу.
Под музыку входят три мальчика (шалят).
1-й мальчик: Хорошо весной в лесу! (Кричит) О-го-го! Э-ге-гей! Где ты, эхо?
2-й мальчик: О-го-го! Э-ге-гей! Распугаем всех зверей! (целится с рогатки)
3-й мальчик: Видишь, паучок на дереве? Давай его напугаем, прогоним.
Под музыку вылетают бабочки.
Танец «Бабочек»
1-я Бабочка: Нехорошие мальчишки.
2-я Бабочка: Хулиганы, шалунишки!
3-я Бабочка: Паучки полезные. Они наши друзья.
Девочки садятся на свои места.
3-й мальчик: Видишь, хворост на полянке? Спички у тебя в кармане?
1-й мальчик: Да! (вынимает спички). Давай костер разожжем, поиграем с огоньком. (зажигает хворост).
2-й мальчик:
Видишь, искры полетели? Ветер их несет на ели,
Может загореться лес, побежим, опасно здесь!
Залетает птичка.
Птичка:
Прекратите, шалунишки! Потушите свой костер!
Мальчик пытается выстрелить в птицу из рогатки, птица улетает.
1-й мальчик:
Вверх взлетела, не достать, надо быстро убегать.
3-й мальчик:
Дым клубится до небес. Это загорелся лес!
Мальчики убегают.
Музыкальная композиция «Огонь», исполняют девочки.
Под музыку появляется Зайчик.
Зайчик:
Ой, беда! Пожар в лесу! Надо бы позвать лису.
Эй, лиса, ты где? (прислушивается)
Слышу чьи-то голоса…
Появляется Лиса.
Лиса:
Серый Зайка! Неужели? Кстати ты сюда пришел!
Будет что накрыть на стол. (обходит зайчика, облизывается)
Зайчик:
Видишь, дым под небеса? Это лес горит, лиса.
Лиса: Кто зажег его?
Зайчик: Не знаю!
Лиса: Лес горит – беда большая!
Время нечего терять – надо волка разыскать!
Лиса (кричит):
Волк! Беда! Беда! Беда!
Забегает Волк.
Волк:
Кто пожаловал сюда? Что за чудеса в лесу?
Вижу с зайцем я лису…
Лиса:
Оттого мы вместе здесь, что горит зеленый лес.
Мы пришли к тебе, волчок,
Чтоб пожар тушить помог.
Волк:
Нам не справиться одним.
За медведем побежим!
Бегут за медведем, на встречу с ведрами идет медведь.
Заяц: Миша! Лес горит, беда!
Медведь: Кто зажег его, когда?
Волк:
Нам не знаем ничего…
Как нам потушить его?
У тебя спросить хотели.
Медведь:
Верно, вовремя успели, главное вода нужна.
Бочка у меня полна, вот вам ведра, получайте.
Все пошли, друзья, медлить нам никак нельзя.
Лиса:
Поливай, заливай, лес от пламени спасай.
Лес – наш дом, мы в нем живем.
Дружно справимся с огнем!
Заяц:
Все, огонь погас совсем.
Вам, друзья, спасибо всем.
Волк:
А теперь мы отдохнем
Дружно песенку споем.
Песня «Лес»
Акынь: А хотите узнать, что было дальше? Шло время… Однажды люди проснулись, вышли на улицу, а вокруг озера и болота вымерли, не стало уток, в лесах пропал зверь. Большая беда пришла в тайгу. Мать - природа рассердилась. Что же делать? Что делать? Не поможет ли нам олень? Ребята, давайте же все вместе позовем оленя.
Выходит Олень.
Олень: Не меня ли ты ищешь? Проси что тебе надо?
Акынь: Помоги, добрый зверь нашим людям. Страшный голод пришел в наш край.
Олень: Это Мать-тайга наказала всех, кто не берег добро. Всех зверей, птиц мать-тайга спрятала от человека.
Акынь: Отведи нас, добрый олень, к Матери-тайге, хотим ее увидеть.
Олень: Да знаешь ли ты, как далеко живет мать-Тайга? Никто еще не был у нее, не видел ее.
Акынь: Вези!
Запрягают оленя и вместе с детьми «едут» по залу под музыку. После садятся на свои места.
Акынь: Мать-тайга, отзовись!
Выходит Мать-тайга.
Мать-тайга: Я Мать-тайга. Я и доброта и гнев. Когда люди разоряют лесное царство, уходит доброта, остается только гнев и голод. Когда люди добры – плачу им щедро грибами, ягодами, шишками, лесными зверями да птицами. Дружу с человеком, помогаю ему.
Акынь: Не все виноваты люди, а ты наказала всех.
Мать-тайга: Все разоряют тайгу!
Акынь: Нет, не все!
Мать-тайга: Тогда докажите мне. Пройдите все испытания, которые я подготовила. Докажите свою силу, выносливость, и тогда я верну людям богатство тайги.
Игры
1. «Ручейки» - бегают по одному, «озера» - делают круг, «ветер» - бегают, «льдинки» - звенят динь-динь, «мороз» - застывают, образуя фигуры.
2. «Оленеводы» 6 детей – «оленеводы» держатся за руки, ловят детей - «оленей».
Акынь: Дети, а вы знаете пословицы о лесе?
Дети: Да!
1. Враг природы тот, кто леса не бережет.
2. Кто лес любит, тот его не губит.
3. Много леса – береги, нет леса – посади. 4.
Акынь: Земля ханты богата и щедра, много в ней добра водится, и зверя разного, и рыбы, а уж столько в тайге грибов, да шишек, всем миром не собрать, а самая вкусная – это ягода разная, и клюква и брусника и морошка знаменитая.
Реб-к:
В июле иду на болото с собою беру туесок
До нитки болото промокло,
Тут хоженых нету дорог.
Иду я тропой осторожно
И вот расступается бор.
Повсюду, повсюду морошка
Огромный бордовый ковер.
Как яркая звездочка лета,
Нарядно морошка одета.
Как радостно тянется к свету
На стройном своем стебельке
Веселую ягоду эту
Несу я домой в туеске.
Акынь: Еще раз… как называется ягода?
Дети: Морошка.
Акынь: Выглянуло солнце и природа ожила! Значит, мы прошли все испытания, подружились и Мать-тайга простила нас!
Танец «Друзья»
Реб-к:
Не разрушайте этот мир, берегите природу!
На нашем шарике земном, где родились мы и живем.
Где море, горы, степи, лес – полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк, и ландыш тоненький цветет,
Реб-к:
А в синем море толстый кит – большой как дом на волнах спит.
Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке.
Вы тоже часть ее чудес, и для вас темнеет лес,
И речка светлая течет, и по весне сирень цветет.
И надо постараться нам с этим не расстаться.
Акынь: Ну что, понравилась моя сказка? Ребята, не забывайте, что природу надо беречь. До скорых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»
Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА» из цикла методических разработок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов мира
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов Севера....
Конспект викторины – «Мы - друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста
Закреплять представления о природе и животном мире родного края....
Экологический праздник «Мы - друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста
Экологический праздник «Мы - друзья природы» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: повышение экологической культуры детей, воспитание любви и бережного отношения к природе....
Сценарий мероприятия «Посвящение в юные друзья кадетов» для детей старшего дошкольного возраста май 2022
Сценарий мероприятия "Посвящение в юные друзья кадетов"...
Физкультурно-экологический квест «Друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста.
Формирование у детей экологического сознания через физическое воспитание, посредством интеграции различных видов деятельности....