Физкультурно-экологический квест «Друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Ганиева Айгуль

Формирование у детей экологического сознания через физическое воспитание, посредством интеграции различных видов деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурно-экологический квест

«Друзья природы» для детей старшего дошкольного возраста.

Методическая ценность образовательной практики:

Формирование у детей экологического сознания через физическое воспитание, посредством интеграции различных видов деятельности.

Инструкция пользователю:

Данный материал может быть использован в качестве интегрированного занятия или отдельными блоками на физкультурных, музыкальных мероприятиях (развлечениях), тематических занятиях по экологическому воспитанию.

Перечень использованных источников информации:

  1. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 48 с.
  2. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с. (Программа развития).
  3. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» - 1996. – 128 с.
  4. Сочеванова Е.А. Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012- 48 с.
  5. Интернет ресурсы:

Актуальность

С каждым годом на нашей планете становится все меньше диких животных. И в этом в большей степени виноват человек. Это не только охота человека на животных для получения продуктов питания, одежды, но и вырубка лесов, вспашка степей, освоение пустынь, осушка болот, засорение рек промышленными отходами, загрязнение морей и атмосферы. Поэтому необходимо говорить об этой проблеме, воспитывать любовь и бережное отношение к природе с самых ранних лет.

Экологические знания помогут сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию.

Если любовь к природе и восторг перед ее красотой, не приходят к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят потом, сколько не бейся, или эти эмоции, пробудившись, наконец, носят поверхностный характер.

В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание беречь природу.

Оборудование: ноутбук, проектор.

БЛОК 1. «Движение к познанию» — вот наш девиз в физкультурно-

экологической работе с детьми.

Задачи:

  1. Создать эмоционально радостный настрой у детей.
  2. Развивать зрительные, двигательные, слуховые функции, слаженность движений.

Ход беседы:

- Ребята, сегодня предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое? (Это мир, который нас окружает).

- Скажите, что нас с вами окружает в природе? (Животные, птицы, насекомые, рыбы, растения)

Вокруг нас прекрасная и удивительная природа: и бескрайние просторы, и горы, и синие-синие моря и океаны, могучие леса, прекраснейшие растения и наши маленькие друзья: животные, птицы, насекомые. Всего не перечесть! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнет всё живое вокруг… Чтобы напомнить людям о красоте природы на нашей планете, мы устраиваем этот физкультурно-экологический квест!

Хочу вас в гости в лесное царство пригласить.
В этом царстве есть звери и птицы,
Растут там деревья и травы, грибы и цветы,
Есть комары, муравьи, соловьи.
Лес – украшение нашей земли!

Предлагаю не томиться,

Вместе с ними порезвиться.

А сейчас разомкнись, на разминку становись!

Инструкция: Дети расходятся в рассыпную по залу, на экране включается презентация с зарядкой, где анимационные животные показывают движения, а дети повторяют.

«Зоологическая зарядка» - мультимедийная презентация (2 мин.) (Слайды №1-14 с музыкальным сопровождением. Нажимаем «Слайд-шоу» - «С начала» - презентация запустится автоматически).

БЛОК 2. «Друзья природы – это мы!»

Задачи:

Образовательные: формировать интерес к объектам природы, ее охраны; закрепить правила поведения в природе, используя экологические знаки.

Развивающие: развивать мышление, связную речь, расширять кругозор.

Воспитательные: воспитывать ответственное и бережное отношение за сохранение нашего общего дома, к окружающему миру.

Ход беседы:

- А вы знаете, что природа умеет чувствовать? Мы плачем, когда нас обижают. И природа тоже плачет, когда ее обижают. А как можно ее обидеть? (загрязняя окружающую среду).

Растения и животные – не могут говорить и защищать себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя. Я надеюсь, что вы знаете правила поведения в лесу. Давайте их вспомним.

- Внимание на экран.

Инструкция: СЛАЙД №1 «Экологический знаки по охране природы», нажимаем 2 раза на слайд, появляется первый знак, при последующих нажатиях на клавишу открываются другие знаки – всего 9 знаков.

- Что означает этот знак по охране природы?

Презентация «Экологические знаки по охране природы» (слева-направо)

  1. Не рвите в лесу и на лугу цветы; 2. Не ловите бабочек, шмелей, стрекоз и лягушек; 3. Нельзя уносить домой детёнышей диких животных;

4. Нельзя трогать змей, ящериц; 5. Нельзя разорять муравейник; 6. Нельзя

убивать птиц, животных;

7. Не разжигайте костры; 8. Нельзя вырубать деревья; 9. Нельзя шуметь,

галдеть, кричать и громко музыку включать.

- Вспомните, какие еще есть знаки, которых нет на экране? (не разоряйте гнезда птиц; нельзя ловить рыбу сетями; нельзя бутылки и мусор бросать в лесу; не засоряй мусором водоёмы)

- А сейчас предлагаю поиграть.

Игра-соревнование «Прогулка в лес»

Инструкция: на СЛАЙД №2 нажать один раз, служит как наглядный материал.

Материал: набор карточек запрещающих экологических знаков в виде пазлов с изображением (н-р: нельзя давить лягушек; не разорять птичьи гнезда; не ловить детенышей зверей; не брать собаку в лес может поймать плохо летающих птенцов)

Ход игры: в игре может участвовать группа детей, которые отправились в лес на прогулку. Дети делятся на две (четыре) команды. На противоположной стороне лежат пазлы с изображениями, и по два пенёчка (обруча) у каждой команды. Один пенёчек (обруч) - один запрещающий знак. Первый участник должен пробежать по «тропинке» (доске), пройти по «кочкам» (островки) и на противоположной стороне собрать картинку, вернуться обратно по «кочкам и лесной тропинке» и передать эстафету следующему. Каждый участник может брать только одну деталь.

После игры нужно ответить на вопрос: Что означает этот знак?C:\Users\Айгуль\Desktop\

- А какие добрые дела можете сделать вы, ребята, чтобы наша Земля стала чуточку краше и чище? (Развесить кормушки, убрать свой двор, посадить деревья, разбить клумбу около подъезда, покормить птиц, рассказать младшим о правилах поведения в природе и т.д.)

«Красная книга России»

Задачи:

Познакомить детей с Красной книгой России. Дать представление о том, почему эта книга так называется.

Рассказать о некоторых животных, занесенных в Красную книгу России.

Воспитывать в детях любовь к окружающему миру, желание помогать и оберегать животных.

Развивать внимание, память, мышление.

Ход беседы:

- В наше время некоторые животные исчезают. По какой причине, как вы считаете?

- Браконьеры – это люди, которые убивают животных ради мяса, либо красивой шкуры или кожи. Поэтому, очень многие животные занесены в Красную книгу.

- Ребята, я хочу познакомить вас с Красной книгой России.

Инструкция: на СЛАЙДЫ №3-5 нажать один раз, служат как наглядный материал.

Почему Красную книгу назвали «красной»?

Цвет этой книги – красный, и это не случайно. Красный цвет - цвет опасности, внимания, предупреждения, запрета. Красная книга – это сигнал всем нам о тех животных и растениях, которые нужно срочно спасать.

СЛАЙД №4 Ученые по охране природы, приняли решение составить список вымирающих видов животных, птиц, растений, грибов, рыб, насекомых, чтобы разработать меры по их спасению и дальнейшей охране. Список напечатали в виде книги.

Интересные факты о Красной книге СЛАЙД №5

Страницы Красной книги имеют разные цвета. Это сделано не для украшения. По цвету страницы видно, какая опасность угрожает видам животным и растений.

Красные страницы указывают на исчезающие и особо редкие виды

животных и растений.

На желтых страницах представлены те животные, количество которых

очень быстро сокращается.

На белых страницах представлены редкие виды флоры и фауны.

На серых страницах помещены малоизученный животный мир и растения.

На зеленых страницах обозначены виды, которые удалось спасти от

исчезновения, вымирания.

На черных страницах можно посмотреть изображения животных и растений, которые мы никогда уже не сможем увидеть (несуществующих, вымерших - морская корова, странствующие голуби)

- Сегодня, мы поговорим о некоторых животных, которые занесены в Красную книгу, они нуждаются в помощи и защите.

Инструкция: с № 6 слайда, начинается рассказ о животном (аудио версия – 1 минута), на слайд нажимаем 1 раз и слушаем рассказ. Для перехода на следующие слайды (с №7 по №10) необходимо нажимать на слайды по одному разу и слушать рассказы.

СЛАЙД №6 Белый медведь

Белый медведь – один из самых крупных хищников на планете. В России белые медведи водятся на побережье Северного Ледовитого океана.

Вес белого медведя 600 килограмм, однако это не предел, встречаются белые медведи и намного тяжелее, а длина тела достигает 3 м.

Несмотря на свои большие размеры, белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать.

Добычей медведей являются северные животные, которых он ловит на льду, суше или под водой. Это тюлени, рыба, даже птицы. Зверь очень проворный и ловкий. Длинный мех и слой жира не дают ему замерзнуть в холода.

Белый медведь зимой не спит, он прячется в снежном логове. Зимой у него рождается потомство, медвежата.

Главная причина, почему численность белых медведей снижается, это постепенное таяние льдов из-за глобального потепления. Ему тяжелее искать пищу. Ранние оттепели также разрушают берлоги, где на тот момент находятся самки с потомством. Это приводит к их исчезновению.

Белых медведей занесли в Красную книгу. Причиной исчезновения этого хищника в первую очередь является человек.

СЛАЙД №7 Красный или горный волк

Красные или горные волки — хищные млекопитающие, представители семейства псовых.

Среда обитания красных волковгоры, они обустраиваются в расщелинах скал, пещерах или нишах.

Красные волки питаются в основном крупными копытными млекопитающими: кабанами, косулями, горными козлами, но иногда они также добывают сурков, кроликов и птиц.

По внешнему виду горный волк практически похож на лису, особенно если посмотреть на него издалека, поэтому сильно и пострадал. Как правило, большинство охотников занимаются браконьерством, в целях завладения ценным мехом. Естественно, что у горного волка довольно красивая шерсть, ярко-рыжего оттенка. При этом имеется одна изюминка – у него кончик хвоста темный.

Красные волки — это исчезающий вид, и он внесён в международную и российскую «Красную книгу».

СЛАЙД №8 Снежный барс

Одно из самых редких животных в нашей стране — крупный хищник из семейства кошачьих. Редкое млекопитающее называют снежным или белым барсом, или снежным леопардом. Таинственный и скрытный зверь обитает в труднодоступных горах, где обитает их главная добыча — горные козлы. Увидеть его нелегко, поэтому снежный барс остается одним из самых малоизученных видов кошачьих на планете.
Многие народы, которые живут в горах, считают неуловимую кошку символом благородства и силы.

Раньше на снежного леопарда охотились ради шкуры, которая использовалась для пошива шуб. Сегодня в России снежный барс живет на обширных территориях, но в очень небольшом количестве – всего 70-90 особей. Охота на них у нас в стране категорически запрещена.

СЛАЙД №9 Зубр

Зубр - дикий лесной бык, самое крупное копытное.

Большой вес и массивное туловище может создать впечатление, что животное малоподвижное, но это ошибочное мнение. На самом деле, когда зубр в ярости или напуган, его движения становятся быстрыми и резкими, а бег, хоть и непродолжительный, но очень быстрый.

Животные предпочитают растительную пищу. Употребляют листья, кору деревьев, траву и побеги. Больше по душе им приходится клен, ясень, ива. В рацион зубров входит несколько сот видов растений. Это зависит от среды обитания и сезона. В зимнее время зубры питаются корой и их подкармливают сеном.

Главными причинами уменьшения численности зубров является браконьерство, небрежное ведение охотничьего хозяйства и загрязнение окружающей среды.

Спасением зубров занимаются зоологи. На данный момент насчитывается 3000 особей. Часть из них живет в зоопарках, остальные выпущены в охраняемые зоны. Самая крупная из них это заповедник «Беловежская пуща».

Зубры занесены в Красную книгу, как вид, нуждающийся в охране.

СЛАЙД №10 Амурский тигр

Амурский тигр - самый крупный тигр на планете.

Хищника можно встретить только на востоке России. Сильные морозы тигру не помеха, они легко их переносят, потому что их мех очень густой и прекрасно защищает от любых морозов. Это даёт возможность спокойно лежать в снегу.

Рацион амурского тигра состоит в основном из кабана и оленя. В голодные годы употребляет барсуков, зайцев, енотов. Особенно хорошо амурский тигр плавает и прекрасно охотится на рыбу.

Причинами исчезновения бывают: вырубка лесов в местах обитания животного, поэтому уменьшение количества корма для тигра, но основной причиной всё же было массовое браконьерство, вызванное охотой на красивую шкуру животного.

Он занесён в Красную книгу и является вымирающим видом. Охотиться на него запрещено.

Инструкция: на СЛАЙД №11 нажать один раз, служит как наглядный материал. Слайд №12 – содержит образы шести животных (тени) в определенной последовательности, при нажатии на образ, появляется само животное.

Дидактическая игра «Угадай животных по тени»

Цель: развитие образного мышления, внимания, зрительной памяти, совершенствовать речь детей; формирование знаний об окружающем мире.

СЛАЙД №13 – служит наглядным материалом, нажать на слайд 1 раз.

Подвижная игра «Охотник и тигрята»

Цель игры: развитие слухового внимания, выдержки.

Ход игры: Тигренок Амур предлагает поиграть в игру «Охотник и тигрята». Один ребенок – охотник, остальные дети тигрята. Под музыку дети-тигрята двигаются по залу, на сигнал: «Охотник!» останавливаются и замирают на месте. Кто из «тигрят» пошевелился, того забирает «охотник». (Игра продолжается 2-3 раза).

СЛАЙД №14 – служит наглядным материалом, нажать на слайд 1 раз.

Заключение:

Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её. Берегите все, что есть на земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла.

Давайте друзья в любую погоду,

Будем беречь родную природу,

И от любви заботливой нашей,

Станет земля и богаче, и краше!

Молодцы, вы – настоящие друзья природы!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтез искусств как средство формирования эстетического отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста (на примере художественно-экологического блока "Уральская рябинушка")

  Методическая разработка составлена с учётом интеграции образовательных областей "Познание", "Художественное творчество", "Музыка", "Чтение художественной литературы", состоит из вступите...

Природоведческая литература как средство развития интереса к живой природе у детей старшего дошкольного возраста

Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII в. журнал Н. И. Новикова «Детское чтение для сер­дца и разума» первым стал публиковать очерки о природных яв­лениях и даже с...

Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей старшего дошкольного возраста

Представлены выводы об особенностях представлений о человеке, ценностных ориентаций детей по отношению к природе, взаимодействии человека и природы у детей старшего дошкольного возраста...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста  и их родителей. Задачи:1.    Исследоват...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

В статье раскрываются теоретические и прикладные аспекты познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, рассматривается ее сущность и развивающий потенциал, дается характеристика экспериме...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по формированию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста "Я И ПРИРОДА"

Данное методическое пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Методическое пособие представляет собой описание использования прак...

Сценарно-режиссерская разработка «Физкультурно-экологическое развлечение прогулка с Незнайкой» с детьми старшего дошкольного возраста при реализации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ для детей с нарушениями ОДА в соответствии с ФГОС ДО

Физкультурно-экологическое развлечение для детей с нарушениями ОДА поможет повысить уровень экологической грамотности  детей старшего дошкольного возраста, а еще это просто увлекательно и весело,...