"Поверья русского народа". Фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
...Давным - давно русские люди были очень суеверными. Всем знакомы герои русских народных сказок - "Домовой", "Водяной", "Леший" "Кикимора", "Баба Яга". Сейчас это всего лишь сказочные герои, а наши предки называли их нечистой силой. Народ из поколения в поколения передавал разные истории о них. У нас есть своя история о непредсказуемой, очень трогательной Бабе Яге и о хозяйственном, временно бездомном Кузеньке...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poverya_russkogo_naroda.docx | 92.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель. Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Оборудование. Репродукции с изображением духов низшей русской мифологии (домовой, леший, водяной, кикимора); аудиозапись с русской народной мелодией; атрибуты для игры «Жмурки с водяным» (парик для водяного из бросового материала, повязка для глаз); ленточка.
Предварительная работа.
- Изготовление парика.
- Беседа о жизни и быте русских людей в Древней Руси.
- Словарная работа с использованием словаря В.И. Даля («бадья», «домовой», «хохлома»).
Ход развлечения.
Звучит русская народная мелодия. Дети входят в "Комнату сказок", обустроенную в старинном русском стиле.
Ведущий (в образе хозяюшки). Милости прошу, гости дорогие. Рассаживайтесь поудобнее, да послушайте мой рассказ о моей избе. В далекие- далекие времена в избе была всего одна комната, большую её часть занимала русская печь. В левом углу от печки стоял стол, а на столе всегда лежала буханка хлеба с солью. А вы, знаете, как называется этот угол?
Дети. Красным, то есть, красивым. Здесь принимают гостей.
Ведущий. Правильно. Так и говорили: «Не краска изба углами, а красна пирогами».
А рядом размещалась красивая деревянная посуда. Очень любили русские люди делать из дерева посуду: ковш, тарелки, кружки, бадьи. А чтобы посуда была яркой, искусные мастера расписывали её. Как же называется вот эта роспись? Кто помнит? Посмотрите, вот вьется травка – былинка, а из неё выглядывают ягодки - смородинка, малинка или цветы - маки, ромашки, колокольчики («Хохлома»). А как вы думаете, что же ели из этой посуды? (Варианты ответов).
Ведущий. Главной едой русского народа были хлеб, который пекли сами, да овощи с огорода. Про хлеб говорили: «Хлеб – всему голова». Почему? Быть сильными и крепкими помогала простая полезная пища. А еще давным-давно русские люди были очень суеверными. Всем вам знакомы герои русских сказок – "Домовой", "Водяной", "Леший", "Кикимора", "Баба Яга"... Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки называли их нечистой силой, и считали, что они существуют на самом деле. Они думали, что каждый из этих существ живет в своей стихии.
Домовой прячется в доме за печкой, в подполье, а то и на чердаке. Леший хозяйничает в лесу, а на зиму уходит спать под землю. Водяной живет в подводном царстве, на дне озер и рек. Все верили, что каждый из этих духов бережет свою стихию, защищает от плохих поступков и разных бед людей...
Народ из поколения в поколения передавал истории о том, как духи наказывали людей за неуважение к их владениям. Считалось, что за шум в лесу, леший может долго водить человека среди деревьев, а то и вовсе не отпустит. Водяной за беспорядок в его царстве, вместо рыбы, загонял в сети мусор. А тех людей, кто вел себя подобающе, духи могли наградить: водяной – знатным уловом, леший – хорошим сбором грибов и ягод, домовой – порядком и миром в доме.
Дети рассматривают репродукции, развешанные на стене, обмениваются впечатлениями, ведущий обращает внимание на Бабу Ягу.
- А это - наша старая знакомая Баба Яга. Её - то мы хорошо знаем!.. Часто к нам приходит праздники испортить. Ох, эта "костяная", такая "заводная"!.. Никому не даст скучать... Всё бы ей озорничать...
Вдруг раздается стук в дверь. Появляется Баба-Яга, совсем не похожая сама на себя: охает, вздыхает да причитает.
Баба Яга. Охти-охи! Охти-охи! Все дела Бабули плохи!
Мой чумазенький, вернись! Поскорее воротись!..
Ведущий. Здравствуй, Бабушка Яга.
Что с тобою приключилось? Расскажи-ка, что случилось?..
Баба-Яга. Что случилось? Что случилось? Домовенка я лишилась!
Без него моя избушка вся измучилась, старушка,
Мыши, крысы одолели - всё погрызли, всё поели!
Каждый день я на работе - в ступе, каждый час в полёте...
Нет присмотра, нет порядка, где же Кузенька, ребятки?
Здесь нет, здесь нет... (смотрит среди детей и т.п., удаляется).
Открывается крышка сундука, из сундука появляется Домовёнок Кузя.
Кузя. Апчхи! Апчхи!
Ведущий. Ты кто?
Кузя. Ой-ей-ей! Беда, огорчение! (Вылезает из сундука). Огу-гу, Нафа-аня-я! Нафанечка-а-а!
Ведущий. Вас зовут Кузя?
Кузя (нараспев). Вы меня не видели, я вас не видел! Нам показываться не положено. Отвернитесь! (Закрывает глаза).
Ведущий. Почему?
Кузя. Потому что я - До-мо-вой! Да, только теперь я бездомный Домовой. Ой, беда-беда-огорчение, негде голову приклонить! Пожалейте сироту бесприютную. Я с малых лет по людям жил, ел не досыта, спал без просыпу... (Вытирает рукавом нос).
Ведущий. Не расстраивайся, Кузенька, живи у нас в "Комнате сказок". Мы тебя не обидим.
Кузя. Да? Ладно, я остаюсь. Работать буду по совести, за хозяйство не беспокойтесь, присмотрю, да еще повеселю... Покажу я вам мешочек волшебный, красоты необыкновенной! (Показывает красивый мешочек). Как начнете весело смеяться, так мешочек смехом будет наполняться. А закрою его вы молчите, тихо-тихо здесь посидите.
- Проводится игра "Мешочек смеха".
Кузя. Я мешочек открываю, вашим смехом наполняю! (Дети смеются, прекращают смеяться, когда мешочек закрыт). Посмеялись от души! Здесь, мешочек, полежи. (Быстро кладет его в сундук).
Ведущий. Покажи-ка нам мешочек! Он наполнился, дружочек?
Кузя. Как хотите... Как хотите... Вот мешочек ваш, смотрите! (Показывает точно такой же мешочек, но большего размера, имеющий объем. Все удивлены. Кузя кладет его вновь в сундук, говорит, что берет на память детский смех, что не жадный, а домовитый).
Ведущий. А еще нас повесели! Например, загадками удиви.
Кузя. Загадок Кузенька много знает, вот в эту котомочку все собирает (показывает).
- Кузя загадывает загадки.
По дорожке он катился. На окошке он студился. На сметане был мешен. Из муки он был печен. (Колобок) | Никто во дворце не узнает |
Всех важней она в загадке, | Возле леса, на опушке, |
С кем Мороз играет в прятки, | Стрела молодца угодила в болото, |
Ведущий. Правду скажу, я Хозяюшка честная - встреча с тобою у нас - расчудесная!
В ответ предлагаю я танец-игру. Тебя приглашаю и всю детвору!
- Проводится танец-игра "Вперёд четыре шага".
(Кузя начинает принюхиваться, метаться, нервничать).
Кузя (испуганно). Ой-ой-ой, я запах чую лесной…Это она за мной пришла!..
Везде найдет - и здесь нашла. Спрячьте, не отдавайте, мне у вас понравилось!
Ведущий. Что ты, Кузенька, что ты... Мы же твои друзья!
Голос Бабы Яги.Кузя-я-я, Кузенька-а-а, толстенькое пузенько!
(Кузя прячется среди детей. Появляется Баба Яга).
Баба Яга. Кузя-я-я, Кузенька-а-а! Отзовись, яхонтовый мой!.. Ищет.
Здесь нет, здесь нет... Замечает Кузьму. А-а-а... Вот ты где, родименький мой, как соскучилась я за тобой! Я все тебе прощу-у! Хозяин настоящий избушке нужен, как ты Кузьма, а то совсем от рук, тьфу ты, от ног отбилась!..
Кузя. А к ребятам потом отпустишь?
Баба Яга. Как скажешь, родименький мой.
Кузя. А кренделечки сахарные есть?
Баба Яга. Есть, бриллиантовый мой...
Кузя. А блины со сметанкою...
Баба Яга. И блины со сметанкою и кренделёчки сахарные,.. только возвращайся, а?!
Кузя (бежит к Яге). Возвращ-а-юсь!
Ведущий. Ну, хорошо, пусть домовенок похозяйничает у тебя немного, но потом обязательно вернется к нам – без него нам тоже плохо!
Баба Яга. Ой, спасибушки, спасибо. Как я рада! Какие вы все добрые! Хочу с вами поиграть! Игра называется «Жмурки с водяным».
- Проводится игра "Жмурки с водяным".
Дети становятся в круг, берутся за руки. По считалке выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут по кругу со словами: "Водяной, водяной, что сидишь ты под водой? Выйди на минуточку, Поиграем в шуточку!" На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку, и ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребенок, которого узнал водяной , становится водяным.
Баба Яга. Ой, как здорово вы играете. А загадки умеете отгадывать?
Ведущий. Кузины отгадали и твои попробуем отгадать.
- Баба Яга загадывает свои загадки:
1. Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.
2. Это платье на Руси женщины носили, и еще его всегда безрукавным шили.
3. Три струны, а звук какой, с переливами, живой.
Узнаю его в момент – это русский инструмент.
4. Обувь делали крестьяне, для себя конечно сами.
Из коры плести садились, вместе дружно все трудились.
Баба Яга. Охти-охти! И загадки вы можете отгадывать! Какие молодцы! А петь умеете?
Дети. Да-а!
- Исполняется песня по желанию детей.
Баба Яга. Ох, и развеселили вы нас! Поиграем с вами за это в нашу любимую игру: «Гори-гори, ясно».
- Дети играют с Бабой Ягой и Кузей в игру "Гори, гори, ясно!".
Выбирается считалкой "горелка", он берёт в руки ленточку. Все идут хороводным шагом, проговаривая слова: "Гори, гори, ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят. Раз, два, три, беги!" «Горелка» под музыку бежит в кругу, с окончанием музыки останавливается у двух игроков, которые оббежав круг (один с одной стороны, другой с другой), должны успеть перехватить у «горелки» ленточку. Тот, кто первым ухватил ленточку, становится новым водящим.
Баба Яга. Весело нам с вами было, да пора домой возвращаться, порядок дома наводить. Да скоро "Весна-красна" придет, Лешего будить надо. А за то, что вы такие добрые, да смышленые, вот вам мой подарочек - ОРЕШЕК ЛЕСНОЙ. (Дети благодарят Бабу Ягу.
Гости прощаются и уходят).
Ведущий. -Ну, орешек, раскрывайся (орешек раскрывается),
Каждый, каждый, угощайся! (Внутри волшебного орешка угощение для детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Заведём мы хоровод"
Музыкальное фольклорное развлечение для детей старшей и подготовительной групп на основе знакомых хороводов и хороводных игр....
Сценарий фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста
В развлечении использованы фольклорные произведения, необходимые для расширения базовых знаний по музыкальной культуре ребенка-дошкольника....
Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»
«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...
Фольклорное развлечение для детей Старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундучок»
Цель: расширение представлений детей о народах, проживающих на Урале. Цель:1.Образовательные: закрепление названий элементов национальных костюмов ( кокошник, сарафан, рубашка, калфак...
Весеннее фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Скоморох Тимошка"
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинае...
Конспект фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Арины»
Цель: Доставить детям радость, веселое праздничное настроение, приобщать детей к народным традициям.Задачи: - формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желанию знакомиться с ...
Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию «Культура, быт и традиции русского народа. Малая Родина » для детей старшего дошкольного возраста
Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания ...