"Поверья русского народа". Фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Трищенко Елена Анатольевна

...Давным - давно русские люди были очень суеверными. Всем знакомы герои русских народных сказок - "Домовой", "Водяной", "Леший" "Кикимора", "Баба  Яга". Сейчас это всего лишь сказочные герои, а наши предки называли их нечистой силой. Народ из поколения в поколения передавал разные истории о них. У нас есть своя история о непредсказуемой, очень трогательной Бабе Яге и о хозяйственном, временно бездомном Кузеньке...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poverya_russkogo_naroda.docx92.56 КБ

Предварительный просмотр:

               

Цель.     Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Оборудование. Репродукции с изображением духов низшей русской  мифологии (домовой, леший, водяной, кикимора); аудиозапись с русской народной мелодией; атрибуты для игры «Жмурки с водяным» (парик для водяного из бросового материала, повязка для глаз); ленточка.

Предварительная работа. 

  • Изготовление парика.
  • Беседа о жизни и быте русских людей в Древней Руси.
  • Словарная работа с использованием словаря В.И. Даля («бадья», «домовой», «хохлома»).

                                                       Ход развлечения.

     Звучит русская народная мелодия. Дети входят в "Комнату сказок", обустроенную в старинном русском стиле. 

Ведущий (в образе хозяюшки). Милости прошу, гости дорогие. Рассаживайтесь поудобнее, да послушайте мой рассказ о моей избе. В далекие- далекие времена в избе была всего одна комната, большую её часть занимала русская печь. В левом углу от печки стоял стол, а на столе всегда лежала буханка хлеба с солью. А вы, знаете, как называется этот угол? 

Дети.    Красным, то есть, красивым. Здесь принимают гостей. 

Ведущий.   Правильно. Так и говорили: «Не краска изба углами, а красна пирогами».

     А рядом размещалась красивая деревянная посуда. Очень любили русские люди делать из дерева посуду: ковш, тарелки, кружки, бадьи. А чтобы посуда была яркой, искусные мастера расписывали её. Как же называется вот эта роспись? Кто помнит? Посмотрите, вот вьется травка – былинка, а из неё выглядывают ягодки - смородинка, малинка или цветы - маки, ромашки, колокольчики («Хохлома»). А как вы думаете, что же ели из этой посуды? (Варианты ответов). 

Ведущий.     Главной едой русского народа были хлеб, который пекли сами, да овощи с огорода. Про хлеб говорили: «Хлеб – всему голова». Почему? Быть сильными и крепкими помогала простая полезная пища. А еще давным-давно русские люди были очень суеверными. Всем вам знакомы герои русских сказок – "Домовой", "Водяной", "Леший", "Кикимора", "Баба Яга"... Сейчас для нас это всего лишь сказочные герои, а наши предки называли их нечистой силой, и считали, что они существуют на самом деле. Они думали, что каждый из этих существ живет в своей стихии.

     Домовой прячется в доме за печкой, в подполье, а то и на чердаке. Леший хозяйничает в лесу, а на зиму уходит спать под землю. Водяной живет в подводном царстве, на дне озер и рек. Все верили, что каждый из этих духов бережет свою стихию, защищает от плохих поступков и разных бед людей...

     Народ из поколения в поколения передавал истории о том, как духи наказывали людей за неуважение к их владениям. Считалось, что за шум в лесу, леший может долго водить человека среди деревьев, а то и вовсе не отпустит. Водяной за беспорядок в его царстве, вместо рыбы, загонял в сети мусор. А тех людей, кто вел себя подобающе, духи могли наградить: водяной – знатным уловом, леший – хорошим сбором грибов и ягод, домовой – порядком и миром в доме.

     Дети рассматривают репродукции, развешанные на стене, обмениваются впечатлениями, ведущий обращает внимание на Бабу Ягу.

     - А это - наша старая знакомая Баба Яга. Её - то мы хорошо знаем!.. Часто к нам приходит праздники испортить. Ох, эта "костяная", такая "заводная"!.. Никому не даст скучать... Всё бы ей озорничать...

     Вдруг раздается стук в дверь. Появляется Баба-Яга, совсем не похожая сама на себя: охает, вздыхает да причитает. 

 

Баба Яга.              Охти-охи! Охти-охи! Все дела Бабули плохи!

                                 Мой чумазенький, вернись! Поскорее воротись!..

Ведущий.   Здравствуй, Бабушка Яга.

                                Что с тобою приключилось? Расскажи-ка, что случилось?..

 Баба-Яга.              Что случилось? Что случилось?  Домовенка я лишилась!

                                 Без него моя избушка вся измучилась, старушка,

                                 Мыши, крысы одолели - всё погрызли, всё поели!

                                 Каждый день я на работе - в ступе, каждый час в полёте...

                                 Нет присмотра, нет порядка, где же Кузенька, ребятки?

     Здесь нет, здесь нет... (смотрит среди детей и т.п., удаляется).

     Открывается крышка сундука, из сундука появляется Домовёнок Кузя.

Кузя.   Апчхи! Апчхи!    

Ведущий.   Ты кто?           

Кузя.   Ой-ей-ей! Беда, огорчение! (Вылезает из сундука). Огу-гу, Нафа-аня-я! Нафанечка-а-а!  

Ведущий.   Вас зовут Кузя?

Кузя (нараспев).   Вы меня не видели, я вас не видел! Нам показываться не положено. Отвернитесь! (Закрывает глаза).

Ведущий.   Почему?

Кузя.   Потому что я - До-мо-вой! Да, только теперь я бездомный Домовой. Ой, беда-беда-огорчение, негде голову приклонить! Пожалейте сироту бесприютную. Я с малых лет по людям жил, ел не досыта, спал без просыпу... (Вытирает рукавом нос).

Ведущий.   Не расстраивайся, Кузенька, живи у нас в "Комнате сказок". Мы тебя не обидим. 

Кузя.    Да? Ладно, я остаюсь. Работать буду по совести, за хозяйство не беспокойтесь, присмотрю, да еще повеселю... Покажу я вам мешочек волшебный, красоты необыкновенной! (Показывает красивый мешочек). Как начнете весело смеяться, так мешочек смехом будет наполняться. А закрою его вы молчите, тихо-тихо здесь посидите.

  • Проводится игра "Мешочек смеха".

Кузя.  Я мешочек открываю, вашим смехом наполняю! (Дети смеются, прекращают смеяться, когда мешочек закрыт). Посмеялись от души! Здесь, мешочек, полежи. (Быстро кладет его в сундук).

Ведущий.    Покажи-ка нам мешочек! Он наполнился, дружочек?

Кузя.  Как хотите... Как хотите... Вот мешочек ваш, смотрите! (Показывает точно такой же мешочек, но большего размера, имеющий объем. Все удивлены. Кузя кладет его вновь в сундук, говорит, что берет на память детский смех, что не жадный, а домовитый).

Ведущий.    А еще нас повесели! Например, загадками удиви.

Кузя.     Загадок Кузенька много знает, вот в эту котомочку все собирает (показывает).

  • Кузя загадывает загадки.

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кто же были эти
Маленькие дети?

(Семеро козлят.)

В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
(Гадкий утенок.)

Покупала самовар,
А спасал ее комар.

(Муха-Цокотуха.)                                         

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
 (Жар-птица.)                                           

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

(Емеля.)

И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
(Доктор Айболит.)

Как у Бабушки Яги
К сожаленью, нет ноги,
Но есть замечательный Аппарат летательный.
(Ступа.)

Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей - разбойник.)

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.

(Красная шапочка.)

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
(Чиполлино.)

По дорожке он катился.

На окошке он студился.

На сметане был мешен.

Из муки он был печен. (Колобок)

Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка)

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка.)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
("Три медведя".)

С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…
(Снегурка.)

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
("Царевна Лягушка".)

Ведущий.    Правду скажу, я Хозяюшка  честная - встреча с тобою у нас - расчудесная!

                     В ответ предлагаю я танец-игру. Тебя приглашаю и всю детвору!

  • Проводится танец-игра "Вперёд четыре шага".

     (Кузя начинает принюхиваться, метаться, нервничать).

Кузя (испуганно).   Ой-ой-ой, я запах чую лесной…Это она за мной пришла!..

     Везде найдет - и здесь нашла. Спрячьте, не отдавайте, мне у вас понравилось!

Ведущий.     Что ты, Кузенька, что ты... Мы же твои друзья!

Голос Бабы Яги.Кузя-я-я, Кузенька-а-а, толстенькое пузенько!

     (Кузя прячется среди детей. Появляется Баба Яга).

Баба Яга.     Кузя-я-я, Кузенька-а-а! Отзовись, яхонтовый мой!.. Ищет.

   Здесь нет, здесь нет... Замечает Кузьму. А-а-а... Вот ты где, родименький мой, как соскучилась я за тобой! Я все тебе прощу-у! Хозяин настоящий избушке нужен, как ты Кузьма, а то совсем от рук, тьфу ты, от ног отбилась!..

Кузя.     А к ребятам потом отпустишь?

Баба Яга.   Как скажешь, родименький мой. 

Кузя.     А кренделечки сахарные есть?

Баба Яга.     Есть, бриллиантовый мой...

Кузя.     А блины со сметанкою...

Баба Яга.  И блины со сметанкою и кренделёчки сахарные,..  только возвращайся, а?!                                              

Кузя (бежит к Яге).      Возвращ-а-юсь!                                          

Ведущий.  Ну, хорошо, пусть домовенок похозяйничает у тебя немного, но потом обязательно вернется к нам – без него нам тоже плохо! 

Баба Яга.   Ой, спасибушки, спасибо. Как я рада! Какие вы все добрые! Хочу с вами поиграть! Игра называется «Жмурки с водяным».

  • Проводится игра "Жмурки с водяным".

     Дети становятся в круг, берутся за руки. По считалке выбирается водяной, который обряжается в парик, становится в центр круга и надевает на глаза повязку. Дети идут по кругу со словами: "Водяной, водяной, что сидишь ты под водой? Выйди на минуточку, Поиграем в шуточку!" На последней фразе все останавливаются. Водяной подходит к любому игроку, и ощупывая его, угадывает, кто перед ним. Ребенок, которого узнал водяной , становится водяным. 

Баба Яга. Ой, как здорово вы играете. А загадки умеете отгадывать?

Ведущий.     Кузины отгадали и твои попробуем отгадать.

  • Баба Яга загадывает свои загадки:

1. Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

 2. Это платье на Руси женщины носили, и еще его всегда безрукавным шили.

 3. Три струны, а звук какой, с переливами, живой.

Узнаю его в момент – это русский инструмент.

 4. Обувь делали крестьяне, для себя конечно сами.

Из коры плести садились, вместе дружно все трудились.

Баба Яга.  Охти-охти! И загадки вы можете отгадывать! Какие молодцы! А петь умеете? 

Дети.    Да-а!

  • Исполняется песня по желанию детей.

Баба Яга.    Ох, и развеселили вы нас! Поиграем с вами за это в нашу любимую игру: «Гори-гори, ясно».

  • Дети играют с Бабой Ягой и Кузей в игру "Гори, гори, ясно!".

     Выбирается считалкой "горелка", он берёт в руки ленточку. Все идут хороводным шагом, проговаривая слова:  "Гори, гори, ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят. Раз, два, три, беги!" «Горелка» под музыку бежит в кругу, с окончанием музыки останавливается у двух игроков, которые оббежав круг (один с одной стороны, другой с другой), должны успеть перехватить у «горелки» ленточку. Тот, кто первым ухватил ленточку, становится новым водящим. 

Баба Яга.  Весело нам с вами было, да пора домой возвращаться, порядок дома наводить. Да скоро "Весна-красна" придет, Лешего будить надо. А за то, что вы такие добрые, да смышленые, вот вам мой подарочек - ОРЕШЕК ЛЕСНОЙ. (Дети благодарят Бабу Ягу.

Гости прощаются и уходят).

Ведущий.     -Ну, орешек, раскрывайся (орешек раскрывается),

                        Каждый, каждый, угощайся! (Внутри волшебного орешка угощение для детей).

 


                                                   

                                                     

                   

                                                                   

                 

       

                                             

               

 

                                                           

                                                                                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Заведём мы хоровод"

Музыкальное фольклорное развлечение для детей старшей и подготовительной групп на основе знакомых хороводов и хороводных игр....

Сценарий фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста

В развлечении использованы фольклорные произведения, необходимые для расширения базовых знаний по музыкальной культуре ребенка-дошкольника....

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

Фольклорное развлечение для детей Старшего дошкольного возраста «Бабушкин сундучок»

Цель: расширение представлений детей о народах, проживающих на Урале. Цель:1.Образовательные: закрепление названий элементов  национальных костюмов ( кокошник, сарафан, рубашка, калфак...

Весеннее фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Скоморох Тимошка"

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинае...

Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию «Культура, быт и традиции русского народа. Малая Родина » для детей старшего дошкольного возраста

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания ...

Сценарий фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Как на Старый Новый год щедровать идёт народ».

Сценарий фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Как на Старый Новый год щедровать идёт народ» разработан с целью знакомства детей с русскими традициями проведени...