"Как у нас на Дону"
методическая разработка (подготовительная группа)

Кулешова Светлана Владимировна

Сценарий развлечения

в подготовительной группе «Пчёлки»

«Как у нас на Дону»

 

Тема: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе и культуре Донского края».

Тип мероприятия: Культурно-воспитательное.

Вид мероприятия: Фольклорное развлечение по региональному компоненту.

Цель: Формирование социально-личностной сферы ребёнка, отражающей культурные ценности и традиции родного края.

Задачи:

Образовательная:

- приобщать детей к казачьему музыкальному, игровому и устному

народному творчеству, путём вовлечения детей в культурно-воспитательное мероприятие.

Развивающая:

- способствовать развитию у детей интереса к природе и культуре Донского края;

- создавать условия, способствующие самовыражению и творческой активности детей в исполнительской и игровой деятельности.

Воспитательная:

  • создавать условия для воспитания ценностного отношения к природе Донского края, казачьим праздникам и обрядовым мероприятиям, создавать эмоциональное настроение.

     

Предполагаемый результат:

Получить эмоциональный отклик на произведения донского фольклора.

Продолжать формирование социально-личностной сферы ребёнка, отражающей культурные ценности и традиции родного края.

Место проведения: Музыкальный зал

Количество детей: 24 человека

Образовательная область:

«Социализация»

Интеграция с образовательными областями:

«Коммуникация»,

«Музыка»

Методы:

  • словесный,

  • наглядный,

  • игровой.


 

Ход мероприятия:

Звучит вступление песни «Казачья походная» (В.Калмацуй). Первыми в зал входят два мальчика на «лошадках». Вслед за ними входят дети парами и становятся полукругом.

1 ребёнок:

По степной дороге сотня казаков,

Скачет с песней, прославляя Дон.

И мотив казачий мчится далеко

Слышен колокольный звон.

2 ребёнок:

Донской казак хват –

силой, удалью богат.

3 ребёнок:

Пусть знает ворог –

казаку Дон дорог.

4 ребёнок:

На Дону закон такой –

всех врагов с земли долой.

5 ребёнок:

Были мы в походах –

радость велика

С песней возвращаемся домой

В сердце навсегда донского казака

Наш Зерноград родной!

Ведущая:

Здравствуйте гости дорогие! А что за народ собрался на берегу Тихого Дона?

Дети:

Да это мы казаки и казачки!

Ведущая:

Посмотрите на наших казачат. Приоделись они, приосанились. Посмотрите какие удалые, да нарядные.

Звучит проигрыш, дети садятся на стульчики.

Казачий танец «Варенька»

6 ребёнок:

Какая яркая, красивая природа нашего Донского края. Вот поэтому наши предки-казаки шили себе одежду яркую, цветную да нарядную. Такую же, как наши костюмы.

Ведущая:

Эй, казачата, а что за праздник сегодня, не расскажете нам?

6 ребёнок:

А сегодня казачье гулянье –устроили песни, танцы, да состязанья.

7 ребёнок:

Как у нас на Дону зорьки ясные.

Как у нас на Дону ветры –ястребы

Над весёлой водой ходит месяц молодой

Да подмигивает, да подпрыгивает.

8 ребёнок:

Как у нас на Дону люди сильные,

Прославляют землю изобильную

Как у нас на Дону, дали синие,

А казачки у нас –все красивые.

 

Казачья песня «Ой пчёлочка златая...»


 

Ведущая:

Чем же дорога Земля донская, привольная от края и до края? Кто хочет рассказать о нашей Донской земле?


 

9 ребёнок:

Земля былинная моя,

Люблю тебя до сладкой боли

И эту степь, и это поле,

И эту песню соловья.

10 ребёнок:

В родной степи шумят поля и реки,

Цветут сады, колышется трава

Очаровала ты меня на веки,

Моя Донщина, Родина моя!

11 ребёнок:

Ай, Дон ты мой родимый, Дон

Для нас ты много значишь

Прими ты наш привет горячий

Земной поклон тебе –казачий.

Таней с платками

Ведущая:

Наши казаки и казачки подготовили для нас красивые стихи о нашем Донском крае.

12 ребёнок:

Любимый край Донской

И луг цветущий здесь весной...

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота...

Казачья Родина моя!

13 ребёнок:

Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных жёлтых колосков.

14 ребёнок:

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручён.

Прекрасный здесь живёт народ.

Казаки — мир его зовёт.

15 ребёнок:

Казак — опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

Ведущая:

Донскую землю казаки прославляли не только стихами, но и задорными песнями.

Песня «Казачата»

Дети садятся на стульчики

Ведущая:

Вы же знаете, что казаки были сильные и смелые и своих детей-казачат учили храбрости и ловкости в играх да забавах. А где же, казачата, ваши кони быстрые? Покажите нам удаль молодецкую, ловкость и смелость свою.

Игра «Ловкость казака» (скачки на лошадках)

Ведущая:

А вот вам загадка: « Стоит лепёшка на одной ножке, кто мимо пройдёт, всем поклонится!»

Дети: Гриб

Ведущая:

Правильно. На Покров в последний раз собирали грибы. Вот и мы сейчас поиграем с нашими казачками. Посмотрим какие они смелые, быстрые и ловкие.

Игра «Собери грибы»


Ведущая:

Казаки умеют не только храбро воевать, но и весело отдыхать. Вот какие песни они поют.

Частушки — озорные

1ребёнок:

Ой, девчата, солнце село,

На селе гармонь запела.

Вся черёмуха в цвету,

Наведите красоту.

2 ребёнок:

Ой, ты реченька — река,

Ты глубоководная.

А у милого дружка,

Шевелюра модная.

3 ребёнок:

Хорошо тому живётся,

Кого мама родила.

А меня родил папаня,

Мама в городе была.

4 ребёнок:

А я маленькая,

Да удаленькая.

Всё, что есть на мне,

Пристаёт ко мне.

5 ребёнок:

Я надену бело платье,

Буду я красавица.

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

6 ребёнок:

Я матрёшка — сувенир,

В расписных сапожках.

Прозвучала на весь мир,

Русская гармошка!

Вместе:

Мы бы пели, пели, пели,

Разгорелся аппетит.

Мы бы сто частушек спели,

Да домой пора идти!

Ведущая:

Жарко солнышко печёт

Река Дон течёт, течёт,

А, по Тихому, по Дону

Сказка в гости к нам плывёт.

Ребёнок (автор):

В одной станице на берегу полноводной реки Дон, в курене за

плетнём жили-были старик-казак, да старуха-казачка. А в Дону рыбы водилось видимо-невидимо, прямо загляденье.

Старуха:

Старик! С Дона лёд сошёл, ты сходил бы на реку, поймал-бы рыбу-леща

Старик:

Схожу, пожалуй, половлю рыбки! Может на ушицу и поймаю.

Старик берёт удочку и идёт к реке, садится в лодку, ловит рыбу.

Старик:

Эх, раньше как ловили чебаков,

Садок допрёшь до хаты еле-еле...

А нонче –ты спроси у казаков

Уловы наши страшно поредели

Иде же рыба, что же не клюёт?

Я что-то ничего не понимаю!

Так неужели нонче на обед

Старухе ничего я не поймаю?

Старуха:

Как поймает рыбку дед,

Будет славный нам обед,

Я ушицы наварю,

Деда вкусно накормлю!

Старик:

Ой, ёй, ёй, клюёт, клюёт,

Славный лещ ко мне идёт!

Ребёнок (автор):

Старик вытаскивает из реки рыбу и несёт старухе.

Старик:

Вот я рыбку поймал, посмотри,

Ну-ка живо ухи навари.

Ребёнок (автор):

Старуха берёт рыбку, идёт за плетень, старик ставит стол, стулья, раскладывает ложки, садится. Старуха несёт уху в чугунке.

Старик (нюхает уху):

Эх, Хороша донская ушица!

Старуха:

А давай, старик, с тобой,

Угостим гостей ухой?

Старик:

Давай.


 

Старуха:

Каждый пусть о празднике на память

Унесёт отсюда светлую улыбку,

Ну а мы на память вам подарим

Из ушицы маленькую рыбку.

Ребёнок (автор):

Старик и старуха достают из чугунка рыбок и дарят гостям.

(Герои сказки кланяются и садятся на стульчики)

16 ребёнок:

Праздник наш к концу подходит

И на мысль нас наводит,

Что течёт в конце концов,

В жилах наших кровь донцов

17 ребёнок:

Что казачьей нашей славы

Мы наследники по праву,

Что традиции блюдём

Свято память бережём.

18 ребёнок:

Что в сердцах хранить мы рады:

Песни, пляски и обряды

Словом, казаки во всём,

Так давайте же споём.

На прощанье грянем вместе

Всем любимую нам песню.

Песня «Край Донской»

Под музыку дети выходят из зала.


 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_zanyatie.odt24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения

в подготовительной группе «Пчёлки»

«Как у нас на Дону»

 

Тема: «Развитие у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе и культуре Донского края».

Тип мероприятия: Культурно-воспитательное.

Вид мероприятия: Фольклорное развлечение по региональному компоненту.

Цель: Формирование социально-личностной сферы ребёнка, отражающей культурные ценности и традиции родного края.

Задачи:

Образовательная:

- приобщать детей к казачьему музыкальному, игровому и устному

народному творчеству, путём вовлечения детей в культурно-воспитательное мероприятие.

Развивающая:

- способствовать развитию у детей интереса к природе и культуре Донского края;

- создавать условия, способствующие самовыражению и творческой активности детей в исполнительской и игровой деятельности.

Воспитательная:

  • создавать условия для воспитания ценностного отношения к природе Донского края, казачьим праздникам и обрядовым мероприятиям, создавать эмоциональное настроение.

Предполагаемый результат:

Получить эмоциональный отклик на произведения донского фольклора.

Продолжать формирование социально-личностной сферы ребёнка, отражающей культурные ценности и традиции родного края.

Место проведения: Музыкальный зал

Количество детей: 24 человека

Образовательная область:

«Социализация»

Интеграция с образовательными областями:

«Коммуникация»,

«Музыка»

Методы: 

  • словесный,
  • наглядный,
  • игровой.

Ход мероприятия:

Звучит вступление песни «Казачья походная» (В.Калмацуй). Первыми в зал входят два мальчика на «лошадках». Вслед за ними входят дети  парами и становятся полукругом.

1 ребёнок:

По степной дороге сотня казаков,

Скачет с песней, прославляя Дон.

И мотив казачий мчится далеко

Слышен колокольный звон.

2 ребёнок:

Донской казак хват –

силой, удалью богат.

3 ребёнок:

Пусть знает ворог –

казаку Дон дорог.

4 ребёнок:

На Дону закон такой –

всех врагов с земли долой.

5 ребёнок:

Были мы в походах –

радость велика

С песней возвращаемся домой

В сердце навсегда донского казака

Наш Зерноград родной!

Ведущая:

Здравствуйте гости дорогие! А что за народ собрался на берегу Тихого Дона?

Дети:

Да это мы казаки и казачки!

Ведущая:

Посмотрите на наших казачат. Приоделись они, приосанились. Посмотрите  какие удалые, да нарядные.

Звучит проигрыш, дети садятся на стульчики.

                                       Казачий танец «Варенька»                

6 ребёнок:

Какая яркая, красивая природа нашего Донского края. Вот поэтому наши предки-казаки шили себе одежду яркую, цветную да нарядную. Такую же, как наши костюмы.

Ведущая:

Эй, казачата, а что за праздник сегодня, не расскажете нам?

6 ребёнок:

А сегодня казачье гулянье –устроили песни, танцы, да состязанья.

7 ребёнок:

Как у нас на Дону зорьки ясные.

Как у нас на Дону ветры –ястребы

Над весёлой водой ходит месяц молодой

Да подмигивает, да подпрыгивает.

8 ребёнок:

Как у нас на Дону люди сильные,

Прославляют землю изобильную

Как у нас на Дону, дали синие,

А казачки у нас –все красивые.

                               

                           Казачья песня «Ой пчёлочка златая...»

Ведущая:

Чем же дорога Земля донская, привольная от края и до края? Кто хочет рассказать о нашей Донской земле?

9 ребёнок:

Земля былинная моя,

Люблю тебя до сладкой боли

И эту степь, и это поле,

И эту песню соловья.

10 ребёнок:

В родной степи шумят поля и реки,

Цветут сады, колышется трава

Очаровала ты меня на веки,

Моя Донщина, Родина моя!

11 ребёнок:

Ай, Дон ты мой родимый, Дон

Для нас ты много значишь

Прими ты наш привет горячий

Земной поклон тебе –казачий.

                                               Таней с платками

Ведущая:

Наши казаки и казачки подготовили для нас красивые стихи о нашем Донском крае.

12 ребёнок:

Любимый край Донской

И луг цветущий здесь весной...

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота...

Казачья Родина моя!

13 ребёнок:

Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных жёлтых колосков.

14 ребёнок:

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручён.

Прекрасный здесь живёт народ.

Казаки — мир его зовёт.

15 ребёнок:

Казак — опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

Ведущая:

Донскую землю казаки прославляли не только стихами, но и задорными песнями.

                                             Песня «Казачата»

Дети садятся на стульчики

Ведущая:

Вы же знаете, что казаки были сильные и смелые и своих детей-казачат учили храбрости и ловкости в играх да забавах. А где же, казачата, ваши кони быстрые? Покажите нам удаль молодецкую, ловкость и смелость свою.

 Игра «Ловкость казака» (скачки на лошадках)

Ведущая:

А вот вам загадка: « Стоит лепёшка на одной ножке, кто мимо пройдёт, всем поклонится!»

Дети: Гриб

Ведущая:

Правильно. На Покров в последний раз собирали грибы. Вот и мы сейчас поиграем с нашими казачками. Посмотрим какие они смелые, быстрые и ловкие.

                                        Игра «Собери грибы»


Ведущая:

Казаки умеют не только храбро воевать, но и весело отдыхать. Вот какие песни они поют.

                                              Частушки — озорные

1ребёнок:

 Ой, девчата, солнце село,

На селе гармонь запела.

Вся черёмуха в цвету,

Наведите красоту.

2 ребёнок:

 Ой, ты реченька — река,

Ты глубоководная.

А у милого дружка,

Шевелюра модная.

3 ребёнок:

Хорошо тому живётся,

Кого мама родила.

А меня родил папаня,

Мама в городе была.

4 ребёнок:

 А я маленькая,

Да удаленькая.

Всё, что есть на мне,

Пристаёт ко мне.

5 ребёнок:

 Я надену бело платье,

Буду я красавица.

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

6 ребёнок:

Я матрёшка — сувенир,

В расписных сапожках.

Прозвучала на весь мир,

Русская гармошка!

 Вместе:

Мы бы пели, пели, пели,

Разгорелся аппетит.

Мы бы сто частушек спели,

Да домой пора идти!

Ведущая:

Жарко солнышко печёт

Река Дон течёт, течёт,

А, по Тихому, по Дону

Сказка в гости к нам плывёт.

Ребёнок (автор):

В одной станице на берегу полноводной реки Дон, в курене за

плетнём жили-были старик-казак, да старуха-казачка. А в Дону рыбы водилось видимо-невидимо, прямо загляденье.

Старуха:

Старик! С Дона лёд сошёл, ты сходил бы на реку, поймал-бы рыбу-леща

Старик:

Схожу, пожалуй, половлю рыбки! Может на ушицу и поймаю.

Старик берёт удочку и идёт к реке, садится в лодку, ловит рыбу.

Старик:

Эх, раньше как ловили чебаков,

Садок допрёшь до хаты еле-еле...

А нонче –ты спроси у казаков

Уловы наши страшно поредели

Иде же рыба, что же не клюёт?

Я что-то ничего не понимаю!

Так неужели нонче на обед

Старухе ничего я не поймаю?

Старуха:

Как поймает рыбку дед,

Будет славный нам обед,

Я ушицы наварю,

Деда вкусно накормлю!

Старик:

Ой, ёй, ёй, клюёт, клюёт,

Славный лещ ко мне идёт!

Ребёнок (автор):

Старик вытаскивает из реки рыбу и несёт старухе.

Старик:

Вот я рыбку поймал, посмотри,

Ну-ка живо ухи навари.

Ребёнок (автор):

Старуха берёт рыбку, идёт за плетень, старик ставит стол, стулья, раскладывает ложки, садится. Старуха несёт уху в чугунке.

Старик (нюхает уху):

Эх, Хороша донская ушица!

Старуха:

А давай, старик, с тобой,

Угостим гостей ухой?

Старик:

Давай.

Старуха:

Каждый пусть о празднике на память

Унесёт отсюда светлую улыбку,

Ну а мы на память вам подарим

Из ушицы маленькую рыбку.

Ребёнок (автор):

Старик и старуха достают из чугунка рыбок и дарят гостям.

(Герои сказки кланяются и садятся на стульчики)

16 ребёнок:

Праздник наш к концу подходит

И на мысль нас наводит,

Что течёт в конце концов,

В жилах наших кровь донцов

17 ребёнок:

Что казачьей нашей славы

Мы наследники по праву,

Что традиции блюдём

Свято память бережём.

18 ребёнок:

Что в сердцах хранить мы рады:

Песни, пляски и обряды

Словом, казаки во всём,

Так давайте же споём.

На прощанье грянем вместе

Всем любимую нам песню.

                                               Песня «Край Донской»

Под музыку дети выходят из зала.

                                                       Казачата

1. Приуныли казаки - пыльная дорога

Не ведёт их в дальний путь, не звенят клинки...

Позабыты дни былые, песни боевые.

Ратный дух угас и вот приснули казаки.

Эх, казачата! Ребята удалые,

Подхватите песню дедов и отцов.

Пусть они припомнят годы боевые,

Будут новые ряды славных казаков!

 

 Припев:   Эх, казачата! Ребята удалые,

Подхватите песню дедов и отцов.

Пусть они припомнят годы боевые,

Будут новые ряды славных казаков!

2. И пускай пока немного велика папаха,

Но в седле казачьем старом я уже держусь.

Подрастают казачата, песня раздается,

Скажет атаман довольный: "Сменой я горжусь!"

Припев:   Эх, казачата! Ребята удалые,

Подхватите песню дедов и отцов.

Пусть они припомнят годы боевые,

Будут новые ряды славных казаков!

 

3. И опять казачья песня над рекою льется.

Заклубился дым над люлькой, вспыхнули костры.

Вам, лихие казачата, удаль остается,

Вместе с шашкой передали вам её отцы!

Припев:   Эх, казачата! Ребята удалые,

Подхватите песню дедов и отцов.

Пусть они припомнят годы боевые,

Будут новые ряды славных казаков!

 

По коням!

 

 Припев:    Эх, казачата! Ребята удалые,

Подхватите песню дедов и отцов.

Пусть они припомнят годы боевые,

Будут новые ряды славных казаков!

                                 Песня «Край Донской»

Край ты наш привольный, край Донской раздольный,

О тебе сложили песни на века.

Пусть летят над степью, озарённой солнцем,

Под копытным звоном к сердцу казака!

От Хопра до Дона рожь густая стелется,

Не смолкают трели птичьих голосов.

Ковыли седые низко наклонились,

Вспоминая павших дедов и отцов.

Будем помнить свято, кто погиб за правду,

За казачью волю, православный Дон.

И встают пред нами образы героев

Из романа Шолохова «Тихий Дон»!

Край ты наш любимый, мы горды тобою,

И с сыновьей нежностью шлём тебе поклон.

Пусть же расцветают хутора, станицы

И стоит над степью колокольный звон!

                                  «Ой, пчёлочка златая...»

Ой, пчелочка златая, ой, что же ты жужжишь?
Ой, пчелочка златая, ой, что же ты жужжишь-жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне, что же ты жужжишь? 

Ой, около летаешь, а прочь не летишь.
Эх, около летаешь, а прочь не летишь-летишь.
Жаль, жаль, жалко мне, а прочь не летишь. 

Али верно любишь, ай, Любочку мою?
Али верно любишь, ай, Любочку мою-мою?
Жаль, жаль, жалко мне, Любочку мою. 

У моёй у Любы, ай, русая коса.
У моёй у Любы, ай, русая коса-коса.
Жаль, жаль, жалко мне, русая коса. 

Лента голубая, ай, ниже пояса.
Эх, лента голубая, ай, ниже пояса-яса.
Жаль, жаль, жалко мне, ниже пояса. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе "В гостях у Дона Кактуса"

ЗАнятие по ознакомлению с комнатными растениями в старшей группе...

Яблочный спас на Дону

Сценарий  православного праздника праздника  для детей старшей группы ДОУ ,в честь 75-ти летнего юбилея Ростовской области.В празднике принимали участие родители воспитанников, казаки Общест...

Сценарий народного праздника «Покровская ярмарка на Дону»

Сценарий народного праздника «Покровская ярмарка на Дону»  для детей разновозрастной группы (от3-10 лет).Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре.Задачи:Поддерживать интер...

Сказки Дона

Метод проекта "Сказки Дона"...

Обобщение моего опыта работы "Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края" 2013 год

quot;Освоение историко-культурного наследия Дона через музыкальное развитие дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону»

Тема: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрир...

отчет о работе проекта по казачеству: "На Дону, на Доне."

Мы живем на Донской земле. И нам не безразлично будущее наших детей.  Мы решили взять проект по казачеству: знакомить детей с историей нашего края, традициями донского народа и т.д. К реализации ...