«Родной мой край- Камчатка»
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой и традициями малых народов.
Задачи.
Образовательные:
- формировать чувство любви к родному краю, своей малой Родине, на основе приобщения природе, культуре и традициям.
- формировать умение взаимодействовать в коллективном творчестве.
- поддерживать интерес детей к истокам национальной культуры населяющих Россию.
Развивающие:
- развивать общую двигательную активность, музыкальный слух и чувство ритма.
- совершенствовать певческие навыки и вокально-слуховую координацию; петь
коллективно с музыкальным сопровождением;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к культуре народов Севера.
- Создать атмосферу праздника.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: прослушивание песен о Камчатском крае, просмотр видеофильмов о Камчатке и о коренных народах полуострова, изготовление родителями элементов корякского костюма – головного убора (малахай) и бубнов, национальных оберегов.
Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, бубны для танца, обереги для всех детей, 3 обруча для игры, веревка.
Ход развлечения:
На фоне музыки ведущий читает стихотворение, дети входят в зал и встают полукругом. Воспитатель:
На Севере народов много,
По пальцам их не перечесть!
Эвенки, Якуты, Буряты
Народы здесь разные есть.
Коряки, нанайцы и Чукчи –
В культуре великой страны
Оставили след свой бесценный
И жизнь здесь свою обрели!
Вос-ль: Ребята, скажите, что мы называем Родиной?
Дети. Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья.
Вос-ль: Каждый человек любит свою родину, город, в котором он живет и чем больше мы будем знать о своем родном городе, крае – тем больше будем его любить.
И сегодня мы будем прославлять наш любимый край- песнями, танцами и стихами.
Матвей: Сопка серебристая, до глаза озер,
Тундры наши мшистые, ягодный ковер.
Маша: В северных далях, средь вод океанских
В шуме прибоя и буйных ветров
Древний стоит полуостров – Камчатский
В дымке вулканов и белых снегов.
Саша: Это красиво – сопки в тумане.
Это нормально жить на вулкане.
Это прекрасно – гейзеров чудо.
Утро в России родом отсюда.
Дети исполняют песню «Что такое Родина» сл. И. Черницкой, муз. А. Флярковского
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним на что похож наш полуостров?
1 р: Если сверху смотреть на камчатскую глыбу,
Можно увидеть гигантскую рыбу!
2 р: С хвостом, головою и плавниками
Которую, как известно едят руками!
3 р: При некотором напряжении воображения
Можно увидеть картину иную:
4 р: Как бы гигантскую запятую
5р: А может быть это- шлюпка большая
Прибитая штормом к пустынному краю?
6 р: А может сосулька свисает уныло
С промерзшего носа земли остылой!
Воспитатель: Правильно, вот так необычно и живописно выглядит наша Камчатка.
Артем: Коль хотите вы увидеть
Очень дивную красу –
Приезжайте на Камчатку
Прогуляемся в лесу.
Агата: Покажу вам сопки, мишек,
Речки рыбные до дна.
А еще здесь есть долина
Очень чудная она!
Лев: Камчатка дорогая!
Любимые края.
Красивая такая
Ты, родина моя!
Даша К.: А признак твой – вулканы,
Расточки черемши
И горы великаны
Любимые мои!
Воспитатель: Сегодня мы отправимся на север Камчатки. Но прежде чем отправиться в путь, вспомним, какие народы там проживают ( эвены, коряки, ительмены, алиуты, чукчи, нанайцы, и т.д)
И я предлагаю нам отправиться в гости к корякам, которые живут на севере Камчатки.
Но на чем же мы туда доберемся, ведь на севере много снега и нет дороги?
(дети отвечают «На оленях»)
Воспитатель: Правильно, тогда в путь, друзья!
Дети исполняют танец «На оленях»
(После танца садятся на стульчики)
Выходит, хозяйка, девочка в национальном костюме.
Айа: - Здравствуйте гости! Меня зовут Айа. Я рада видеть вас. У нас у коряков свой язык, на котором мы разговариваем. Хотите, я вас научу?
На корякском языке, здравствуйте- МЭЙ. (дети повторяют)
А вы знаете, как называется моя шубка?
Дети: кухлянка.
Правильно, а по-корякски- ИТ-ЭН.
А как сапоги?
Дети: Торбаса.
Правильно, а на корякском языке- ПЛЭКУ.
Головной убор?
Дети: Малахай
Правильно, а на корякском- ПЭНКЭН
А знаете, как называется жилище, где мы живем?
Дети: Яранга.
Айа: Мы, коряки, очень любим песни, пляски, игры. Каждый коряк с детства учится петь, танцевать. Давайте с вами поиграем в наши веселые игры: «Юрта» и «Камчатская рыбалка»
Воспитатель: Конечно Айя, мы с удовольствием поиграем с тобой, но играть ребята надо соблюдая правила. Первая игра «Яранга», слушайте внимательно правила игры:
П.и: построить ярангу собравшись командой в круг и поднять обруч над головой.
П. И: (Дети образуют 3 круга вокруг обруча, по 4 человека, под музыку водят хоровод и поют.
Юрта, юрта круглый дом,
Побывайте в доме том,
Гости явятся едва
В печке прыгают дрова.
Печка жарко топится, угостить торопиться
Чаем, чаем с молоком
Вкусным сладким пирогом.
(Под музыку разбегаются по всему залу, по окончании музыки каждый встает к своему обручу, для постройки яранги.)
(после игры дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Молодцы ребята, теплые, уютные юрты у вас получились. А сейчас мы проверим знаете ли вы названия рыб, обитающих в камчатских водах? Но вначале нам нужно выбрать опытного, бывалого рыбака. А выберем мы его с помощью считалки. Прежде чем начать игру, повторим правила.
«Камчатская рыбалка»
Описание игры: Дети встают в круг и считалкой выбирают рыбака «Прилетели в тундру утки позолоченные грудки. Чтоб утяток выводить, а тебе сейчас ловить». «Рыбак» держит в руках «удочку» (веревка с привязанным на конце грузом) вращая ее по полу по кругу, старается грузом коснуться ног детей. Те дети, кого поймал рыбак, называют рыбу, которая водится на Камчатке.
Правила игры: нельзя повторять название рыб дважды, а кто не смог назвать- выходит из игры.
Айя: Дали морские, сопки седые
Тундра без края, тайга.
Край наш рыбацкий
Край наш камчатский
Скалистые берега.
Корякская пляска веселью сестра.
Становитесь со мной танцевать все – друзья!
Дети исполняют корякский танец.
(после танца дети становятся на полукруг)
Демид: На далекой волшебной Камчатке
Там, где сопки, вулканы живут
Под пушистыми снежными шапками
Прячут золото и изумруд.
Марьянна: Где река первобытно кристальна
И от рыбы бушует вода.
Я живу на чудесной Камчатке!
Я не брошу ее никогда!
Песня «На камчатке мы живем»
(после исполнения песни, дети стоят)
Айя: Ребята, спасибо вам, что вы побывали у меня в гостях. И на память о нашей встрече я дарю вам
национальный оберег,
Вос-ль: Спасибо дорогая Айя. Твой оберег будет напоминать нам эту приятную встречу с тобой! До свиданья Айя!
Айя: До свидания, ребята! (уходит за ширму)
Воспитатель: А нам ребята, пора возвращаться домой, наше путешествие по дальнему северу Камчатки – подошло к концу. В добрый путь друзья, домой!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Родной мой край- Камчатка» | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста
«Родной мой край- Камчатка»
Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой и традициями малых народов.
Задачи.
Образовательные:
- формировать чувство любви к родному краю, своей малой Родине, на основе приобщения природе, культуре и традициям.
- формировать умение взаимодействовать в коллективном творчестве.
- поддерживать интерес детей к истокам национальной культуры населяющих Россию.
Развивающие:
- развивать общую двигательную активность, музыкальный слух и чувство ритма.
- совершенствовать певческие навыки и вокально-слуховую координацию; петь
коллективно с музыкальным сопровождением;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к культуре народов Севера.
- Создать атмосферу праздника.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: прослушивание песен о Камчатском крае, просмотр видеофильмов о Камчатке и о коренных народах полуострова, изготовление родителями элементов корякского костюма – головного убора (малахай) и бубнов, национальных оберегов.
Оборудование: ноутбук, музыкальный центр, бубны для танца, обереги для всех детей, 3 обруча для игры, веревка.
Ход развлечения:
На фоне музыки ведущий читает стихотворение, дети входят в зал и встают полукругом. Воспитатель:
На Севере народов много,
По пальцам их не перечесть!
Эвенки, Якуты, Буряты
Народы здесь разные есть.
Коряки, нанайцы и Чукчи –
В культуре великой страны
Оставили след свой бесценный
И жизнь здесь свою обрели!
Вос-ль: Ребята, скажите, что мы называем Родиной?
Дети. Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья.
Вос-ль: Каждый человек любит свою родину, город, в котором он живет и чем больше мы будем знать о своем родном городе, крае – тем больше будем его любить.
И сегодня мы будем прославлять наш любимый край- песнями, танцами и стихами.
Матвей: Сопка серебристая, до глаза озер,
Тундры наши мшистые, ягодный ковер.
Маша: В северных далях, средь вод океанских
В шуме прибоя и буйных ветров
Древний стоит полуостров – Камчатский
В дымке вулканов и белых снегов.
Саша: Это красиво – сопки в тумане.
Это нормально жить на вулкане.
Это прекрасно – гейзеров чудо.
Утро в России родом отсюда.
Дети исполняют песню «Что такое Родина» сл. И. Черницкой, муз. А. Флярковского
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним на что похож наш полуостров?
1 р: Если сверху смотреть на камчатскую глыбу,
Можно увидеть гигантскую рыбу!
2 р: С хвостом, головою и плавниками
Которую, как известно едят руками!
3 р: При некотором напряжении воображения
Можно увидеть картину иную:
4 р: Как бы гигантскую запятую
5р: А может быть это- шлюпка большая
Прибитая штормом к пустынному краю?
6 р: А может сосулька свисает уныло
С промерзшего носа земли остылой!
Воспитатель: Правильно, вот так необычно и живописно выглядит наша Камчатка.
Артем: Коль хотите вы увидеть
Очень дивную красу –
Приезжайте на Камчатку
Прогуляемся в лесу.
Агата: Покажу вам сопки, мишек,
Речки рыбные до дна.
А еще здесь есть долина
Очень чудная она!
Лев: Камчатка дорогая!
Любимые края.
Красивая такая
Ты, родина моя!
Даша К.: А признак твой – вулканы,
Расточки черемши
И горы великаны
Любимые мои!
Воспитатель: Сегодня мы отправимся на север Камчатки. Но прежде чем отправиться в путь, вспомним, какие народы там проживают ( эвены, коряки, ительмены, алиуты, чукчи, нанайцы, и т.д)
И я предлагаю нам отправиться в гости к корякам, которые живут на севере Камчатки.
Но на чем же мы туда доберемся, ведь на севере много снега и нет дороги?
(дети отвечают «На оленях»)
Воспитатель: Правильно, тогда в путь, друзья!
Дети исполняют танец «На оленях»
(После танца садятся на стульчики)
Выходит, хозяйка, девочка в национальном костюме.
Айа: - Здравствуйте гости! Меня зовут Айа. Я рада видеть вас. У нас у коряков свой язык, на котором мы разговариваем. Хотите, я вас научу?
На корякском языке, здравствуйте- МЭЙ. (дети повторяют)
А вы знаете, как называется моя шубка?
Дети: кухлянка.
Правильно, а по-корякски- ИТ-ЭН.
А как сапоги?
Дети: Торбаса.
Правильно, а на корякском языке- ПЛЭКУ.
Головной убор?
Дети: Малахай
Правильно, а на корякском- ПЭНКЭН
А знаете, как называется жилище, где мы живем?
Дети: Яранга.
Айа: Мы, коряки, очень любим песни, пляски, игры. Каждый коряк с детства учится петь, танцевать. Давайте с вами поиграем в наши веселые игры: «Юрта» и «Камчатская рыбалка»
Воспитатель: Конечно Айя, мы с удовольствием поиграем с тобой, но играть ребята надо соблюдая правила. Первая игра «Яранга», слушайте внимательно правила игры:
П.и: построить ярангу собравшись командой в круг и поднять обруч над головой.
П. И: (Дети образуют 3 круга вокруг обруча, по 4 человека, под музыку водят хоровод и поют.
Юрта, юрта круглый дом,
Побывайте в доме том,
Гости явятся едва
В печке прыгают дрова.
Печка жарко топится, угостить торопиться
Чаем, чаем с молоком
Вкусным сладким пирогом.
(Под музыку разбегаются по всему залу, по окончании музыки каждый встает к своему обручу, для постройки яранги.)
(после игры дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Молодцы ребята, теплые, уютные юрты у вас получились. А сейчас мы проверим знаете ли вы названия рыб, обитающих в камчатских водах? Но вначале нам нужно выбрать опытного, бывалого рыбака. А выберем мы его с помощью считалки. Прежде чем начать игру, повторим правила.
«Камчатская рыбалка»
Описание игры: Дети встают в круг и считалкой выбирают рыбака «Прилетели в тундру утки позолоченные грудки. Чтоб утяток выводить, а тебе сейчас ловить». «Рыбак» держит в руках «удочку» (веревка с привязанным на конце грузом) вращая ее по полу по кругу, старается грузом коснуться ног детей. Те дети, кого поймал рыбак, называют рыбу, которая водится на Камчатке.
Правила игры: нельзя повторять название рыб дважды, а кто не смог назвать- выходит из игры.
Айя: Дали морские, сопки седые
Тундра без края, тайга.
Край наш рыбацкий
Край наш камчатский
Скалистые берега.
Корякская пляска веселью сестра.
Становитесь со мной танцевать все – друзья!
Дети исполняют корякский танец.
(после танца дети становятся на полукруг)
Демид: На далекой волшебной Камчатке
Там, где сопки, вулканы живут
Под пушистыми снежными шапками
Прячут золото и изумруд.
Марьянна: Где река первобытно кристальна
И от рыбы бушует вода.
Я живу на чудесной Камчатке!
Я не брошу ее никогда!
Песня «На камчатке мы живем»
(после исполнения песни, дети стоят)
Айя: Ребята, спасибо вам, что вы побывали у меня в гостях. И на память о нашей встрече я дарю вам
национальный оберег,
Вос-ль: Спасибо дорогая Айя. Твой оберег будет напоминать нам эту приятную встречу с тобой! До свиданья Айя!
Айя: До свидания, ребята! (уходит за ширму)
Воспитатель: А нам ребята, пора возвращаться домой, наше путешествие по дальнему северу Камчатки – подошло к концу. В добрый путь друзья, домой!
Слайд 1:
Тема: «Родной мой край – Камчатка»
Воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с ознакомления культуры и бытом данного народа в доступной форме. Начиная с дошкольного возраста, дети изучают географическое положение Камчатки, народности полуострова, промысел камчадалов, элементы одежды: учат стихи, поют и инсценируют песни, исполняют простые танцевальные движения.
Слайд 2: (карта полуострова)
Слайд 3:
Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой и традициями малых народов.
Задачи.
Образовательные:
- формировать чувство любви к родному краю, своей малой Родине, на основе приобщения природе, культуре и традициям.
- формировать умение взаимодействовать в коллективном творчестве.
- поддерживать интерес детей к истокам национальной культуры населяющих Россию.
Развивающие:
- развивать общую двигательную активность, музыкальный слух и чувство ритма.
- совершенствовать певческие навыки и вокально-слуховую координацию; петь
коллективно с музыкальным сопровождением;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к культуре народов Севера.
- Создать атмосферу праздника.
Наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание региональному компоненту и его реализации в рамках ООП ДО.
Начав работу по этой теме я увидела большую схожесть культуры и быта малых народов севера и тувинцев, проживающих в отдаленных районах Республики Тыва.
Слайд 4 (Жилище)
Меня очень заинтересовал и удивил этот факт и мне, захотелось донести эти сведения до детей.
С большим интересом и заинтересованностью приступила к внедрению и реализации данной темы. Приехав всего два года тому назад, я имею возможность сравнения культур этих двух народов. Мы можем видеть это даже по внешнему виду жилья. (яранг и чум)
Слайд 5, 6, 7: (инструменты (варган и хомус, бубен) танец.
Ведь как много общего у этих народов: музыка, песни, танцы, музыкальные инструменты,
элементы одежды, обереги и даже внешний вид - несмотря на то, что проживают они в разных регионах. Если рассматривать танец, то можно увидеть общее в том, что во время танца и одни и другие играют на бубнах, поют, а также исполняют так называемое горловое пение. Танцы очень схожи между собой в том, что они передают сюжет и легко читаемы зрителями. Это и бег оленей, полет и купание чаек, различные подражательные движения животных, обитающих в данной местности.
В тоже время корякская пластика отличается от тувинской тем, что она более динамична и темпераментна, а тувинская более мягкая и пластичная.
Слайд 8 (темы этапов)
Изучив все национальные особенности, схожесть и различия, я приступила к ее реализации - разбив работу поэтапно.
Сентябрь - «История моего края»
Октябрь - «Мир вокруг нас, коренные народы Севера»
Ноябрь - «Фольклор и традиции Севера»
В сентябре на музыкальных занятиях, я знакомила детей с песнями о Камчатке камчатском крае.
Слайд 9: В октябре знакомила детей с фольклором народов Севера. Дети освоили элементарные фразы приветствия, прощания, названия животных и птиц, сказочных образов народов севера. Включала драматизацию отрывков из сказок народов Севера на утренниках и развлечениях. Составила картотеку подвижных игр, составила папку «Танцы народов Севера», в своей работе использовала опыт хореографа О. Киенко.
В ноябре на основе полученных знаний и умений приступила к постановке нанайской сказки «Как собака искала друга»
Слайд 10 и 11: (грамота с 1 местом и фото детей) С данной сказкой дети вышли на 17 городской Фестиваль - конкурс детского творчества детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнышко», где заняли 1 место.
Слайд 12: (фото работ) Данная работа велась в тесном сотрудничестве с узкими специалистами и воспитателями групп. Воспитатели проводили познавательные занятия, на которых знакомили детей с особенностями данной темы. На художественно- эстетических занятиях, дети передавали свои впечатления в лепке, аппликации и рисовании. Дети проживают явления культуры и природы через собственное творчество.
Слайд 13: Инструктор по физвоспитанию знакомила детей с подвижными играми народов Севера.
Слайд 14: (бубны, повязки, оберег)
Данная работа велась в тесном сотрудничестве с семьей. Родителями была оказана необходимая поддержка и помощь в изучении данной темы: чтение национальных сказок, изготовление поделок, а к музыкальному развлечению были изготовлены: бубны, головушки и обереги.
Песни о родном крае, танцы и игры северных народов, с участием детей стали украшением любого праздника, где активными участниками являются и родители, что вызывает у них огромный интерес.
Проведенная работа была интересна и познавательна детям, родителям и педагогам. И тема, вызвавшая такой живой интерес, непременно будет продолжаться и дальше.
Вашему вниманию было предоставлено музыкальное развлечение, как итог о проделанной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "Край родной - Чувашский край"
Сценарий развлечения о Родном крае....
"Край родной -Чувашский край"
Развлечение ко дню рождения И.Я.Яковлева...
"Край родной -Чувашский край"
Развлечение в старшей группе ко дню рождения И.Я.Яковлева...
Проект по нравственному патриотическому воспитанию во второй младшей группе « Родной мой край-моя станица. Природа родного края».
проектная деятельность...
Проект по нравственному патриотическому воспитанию во второй младшей группе « Родной мой край-моя станица. Природа родного края».
проектная деятельность...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....