Вечер народных игр
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Кокарева Галина Жоржевна

Досуг для дошкольников старших и подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vecher_narodnyh_igr.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                  Вечер народных игр. 

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: учить петь русские народные песни, знакомить  с русскими играми, считалками, песнями, плясками, хороводами.

Звучит русская народная мелодия. Девочки свободно заходят в зал и рассаживаются на лавочке, накрытой деревенскими половиками.

Ведущая   Собрались мы позабавиться да потешиться!

                   Поиграть, пошутить, посмеяться!

                   Смех вам да веселье!

                   Перво - наперво отгадайте-ка мои загадки!

(взрослым)   В новой стене, в  круглом окне

                      Днем стекло разбито, за ночь вставлено.    

                                                                         (Прорубь)                

Доброе, хорошее на всех людей глядит,

А людям на себя глядеть не велит.              (Солнце)

В зал с шумом заходят мальчики.

Мальчики   Расступись, народ честной!

                      Не пыли дорожка!

                      Добры молодцы идут

                      Погулять немножко!

Начинается игра «Ерш  Ершович»

(Ерш Ершович -  самый ершистый парень на деревне, заводила.)

Ерш Ершович   - Тук-тук у ворот!

Девочка   - Кто там?

Ерш Ершович   - Это я , Ерш Ершович, Иван Петрович!

2 девочка  Чего тебе нать?

 Ерш Ершович    Пришел попеть, погулять,  красных девок повидать!

3 Девочки  - А деньги есть?

Ерш Ершович   -Есть!

 

4 Девочка  - Много ли?

Ерш Ершович  - Грош!

Девочки ( все вместе)  -Парень  не хорош!

Поют песенку:

На угорушке рябинушка стоит,

Под рябинушкой тропинушка лежит,

По тропинушке молодчик идет,

По-за гуменью Ерш ползет.

Ты куда , куда Ерш ползешь?

Ты куда, костливый корчишься?

Я ползу, ползу на барский двор,

К Анастасье Семеновне,

К Акулине Ивановне!

 Диалог повторяется. На вопрос девочек:  «Много ли ?»

 Парни отвечают : « Полтинник!»

Девочки  - Негоже!

Еще раз поют песенку и повторяют диалог.

Девочки  _ Много ли?

 Мальчики  -Рупь да еще восемь!

Девочки  - Милости просим!

Ведущая  Нет, просто так не пустим! Сперва загадку отгадайте!

                   Прозрачен, как стекло,

                   А не вставишь в окно.           (Лед)

Мальчики, отгадав загадку проходят и становятся за девочками. Слышится стук,  на пороге появляются участницы фольклорного ансамбля:

Девушки Много вас, не надо ли нас?

Ведущая  Милости просим, человек восемь!

                 Только прежде загадку отгадайте!

                 Солнце выглянет – заплачет,

                 Солнца нет – слезинки спрячет.       (Сосулька).

Отгадав загадку , девушки тоже рассаживаются.

Ведущая   Все ли расселись, всем ли удобно?   Давайте в колечко поиграем. Ой, да где же оно? Я его вот сюда положила, не иначе домовой с нами в прятки играет! Аленушка, помоги-ка нам колечко отыскать!

                Проводится игра «Отыщи колечко».

                              (Громко-тихо)

Чем ближе девочка к спрятанному кольцу, тем музыка звучит громче, чем дальше уходит от него, тем тише звучит музыка.

Ведущая  Ты колечко отыскала, тебе и игру начинать!

  Проводятся  игры «Колечко» и «Прянишна доска»

                              Игра «Колечко»

Все участники сидят рядком на лавке, сложив ладони  на коленях «ковшичком». Девочка с колечком подходит к каждому играющему и делает вид, что кладет колечко ему в ладони. Ее задача – положить колечко незаметно кому- нибудь одному из играющих. Все поют песенку:

Я качу. Качу колечко во мак да во мак,

Во маков цвет, у кого чего нет.

У моей сестры, у золовушки.

А ко мне!

Со словами «А ко мне!» игрок. У которого колечко быстро выбегает и становится перед играющими. Это новый водящий. Но его могут и задержать сидящие рядом дети, если заметят, что кольцо было положено именно ему.

                        «Прянишна доска»

Дети сидят на лавочке и поют:

                                Прянишна доска,

                                С целого пенька,

                                С целого пенька

                                Сбрось – ка паренька!

Водящий (ребенок) неторопясь ходит перед играющими. Как только песенка пропета, он пятнает кого-либо из сидящих на лавке и обегает ее, стремясь занять освободившееся место. Тот, кого запятнали, тоже обегает лавку, но в другую сторону. Кто быстрее займет освободившееся место, тот и победитель. Кто остался стоять тот  становится новым водящим. Игра повторяется несколько раз.

Ведущая      Эй, подружки – хохотушки,

                      Эй, ребята – молодцы!

                      Выходите поплясать,

                      Зимний вечер скоротать!

Хороводная пляска «Во саду ли , в огороде»

Ведущая  Славно вы плясали, а теперь давайте заиньку выберем.

  По считалке выбирается заинька.

Игра «Заинька»

                       Заинька серенький,

                       Ой, заинька беленький,

                       Ой, некуда заиньке выскочить,

                       Ой, некуда серому выпрыгнуть.

                       Ой, есть города турецкие,

                       Ой, замочки немецкие.

                       Ну-ка. Зайка ,скоком, боком,

                       Перед нашим хороводом,

                       Ну-ка, зайка, повернись,

                       Кого любишь поклонись!      

Ребята водят хоровод, в центре которого «Заинька». При словах «некуда заиньке выскочить» Заинька старается выскочить из круга, но играющее опускают свои руки то вниз, то вверх – не пускают зайца из круга. При словах «ну – ка, зайка скоком, боком …» пляшет. «Развернись», «поклонись», «Поцелуйся» - проделывает все эти действия. Окончив песенку, играющие останавливаются и место «заиньки» занимает другой игрок.

Ведущая (Тому, кто стоит в кругу)

                Хочешь Дударем быть? А еще кто желает?

                Ставьте пальчики  «под крышу».

                 

Игра «Цапки»

Ведущий держит вытянутую руку ладонью вниз, все желающие приставляют к ее ладони  указательные пальчики .

                На горе стояли зайцы

                И кричали: «Прячьте пальцы!»

                Мама, папа, жаба, цап!

Как только считалка произнесена, все участники пальчики отдергивают,а ведущий быстро сжимает руку в кулак. Чей пальчик остался в кулаке, тот и становится  Дударем.

                                    Игра «Дударь»

Дударь, дударь, дударище.

                    Старый, старый старичище.

                    Его под колоду,

                    Его под сырую,

                    Его под гнилую.

                    Дударь,Дударь, что болит?

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «Дударь».Пропев песенку, хором спрашивают у «Дударя»: «Дударь, Дударь что

Болит?». « Дударь» отвечает: « Голова» ( спина, уши, колени и т. п.) И все дети, на-

ходящиеся в хороводе берут рядом стоящего соседа за названное больное «место».

Песенка для «Дударя» поется 2-3 раза и, когда в очередной раз у «Дударя» спрашивают:

«Что Болит?», он отвечает: «Здоров!».Выбирает из круга другого на свое место и игра продолжается.

Ведущая А теперь давай те воеводу выберем! Самые смелые мальчики, выходите ко мне!

Выходят два мальчика и , хватаясь за палку, ставят кулачки сверху, тот, чей кулачок окажется сверху , тот и выиграл.

Ведущая  (выигравшему) Начинай считалку!

Воевода

Все становятся в круг плечом к плечу  и хором «считаются» :

Катилося яблоко

                                            Вкруг огорода,

                                            Кто его поднял –

                                            Тот воевода.

Все на свободе –

Бежать воеводе!

 На кого выпало слова  - «воевода», тот старается догнать ребят и «запятнать» их. А кого «Запятнал», тот застывает на месте. А кто добежал до стены (скамейки, дерева) уже не должен бегать, пока не выберут нового «воеводу»

Мальчик ( прыгает и выкрикивает)

-Тай, тай, налетай

 В интересную игру,

А в какую не скажу!

Догадайтесь сами,

Чертики с усами!

Когда все собираются вокруг него, Ведущая спрашивает какую игру он хочет предложить?

 Игра «Кострома».

                   Кострома моя, Костромушка,

                   Золота твоя головушка,

                   У Костромушки кисель да блины,

                   У Костромушки горячи пироги

                   - Жива!

                   -Что делаешь?

                   -Тесто завожу!   и т.д.

                   Кострома моя. Костромушка,

                   Золота твоя головушка,

                   На поминках кисель да блины,

                   На поминках горячи пироги.

Ребята водят хоровод, в центре которого сидит «Кострома». Пропев песню, спрашивают хором: «Жива ли, Кострома?». Она отвечает: «Тесто завожу» (показывает действиями).

И так дальше: «печет блины», «ест», «объедается», «хворает», «умирает».

             В исполнении ансамбля  «Жаворонушки» звучат русские народные песни  «Горох молотить», «Я у батюшки жила», игра «На полесик» .Участники ансамбля приглашают детей играть вместе с ними.

Ведущая  Длинным зимним вечерком

                  Хорошо сидеть рядком.

                  Мы и пели , и плясали,

                  И загадки отгадали.

                  Не пора ли детей угощать?

                  Вот вам пряники русские

                  Сладкие, вкусные.

                  К чаю ароматному

                  Угощенье знатное!

Под музыку дети выходят из зала вместе с родителями и отправляются в группу на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер народных игр и игрушек для младшего дошкольного возраста.

Вечер развлечений с использованием народных игр и игрушек....

Конспект родительского собрания "Вечер народного фольклора"

Интересный материал для педагогов ро работе с родителями....

«Вечер народных игр. Посиделки у Агафьи Здравницы»

Занятие знакомит с русскими и татарскими народными подвижными играми. Воспитывает любовь к родному краю....

ВЕНОК ДРУЖБЫ (вечер народных игр)

ВЕНОК ДРУЖБЫ (вечер народных игр)Цели: воспитывать чувство единения с братскими народами в борьбе за мир; развивать ловкость и внимание....

Спортивный досуг «Вечер народных игр ХМАО-Югра» для детей 5-6 лет

Познакомить детей с играми народов Севера....