Спортивный досуг «Вечер народных игр ХМАО-Югра» для детей 5-6 лет
методическая разработка (старшая группа)

Кононенко Ирина Леонидовна
  • Познакомить детей с играми народов Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnyy_dosug.docx35.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Белоснежка»

Спортивный досуг

«Вечер народных игр ХМАО-Югра» для детей 5-6 лет

Подготовили: воспитатели

Кононенко Ирина Леонидовна,

Ситникова Татьяна Николаевна

г. Мегион, 2019 г.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с играми народов Севера.
  • Способствовать  развитию координации движений, глазомера, быстроты.
  • Воспитывать нравственно-волевые качества: решительность сноровку, смекалку, увертываемость, выдержку, уверенность, целеустремленность.
  • Формировать стремление к достижению положительнытельных результатов. Обеспечить укрепление здоровья средствами физической культуры.

       Оборудование: костры (конусы), маски доля игр, малых мяча, канат.

Ход досуга: 

 (Дети проходят в  спортивный  зал,  украшенный  в соответствии с тематикой праздника).

Ведущий:

В мечтах лечу, лечу,

В страну снегов и льдинок,

Увидеть там хочу

Рождение снежинок.

Мой Север - мой кумир,

Сейчас закрою веки:

И мне волшебный мир

Запомнится навеки.

Ира Куприянова

Ведущий: Дорогие ребята!  Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие по Северу. Ну что, готовы в путь?

Дети: Да!

(гаснет свет, идёт презентация про Север)

Ведущий: Ребята! А Вы знаете, в каком крае и в округе мы живем? (ответы детей).  

Ведущий: Да, мы с вами живем в замечательном крае, в красивом Ханты - Мансийском округе. Здесь очень красивая природа, много богатств.  А как он

называется одним словом?  (Югра) 

Много веков здесь живут люди, которых мы называем коренными

жителями Югры. Кто это? (Ханты и манси).

Ведущий: А сейчас внимание, вопрос? Как Вы думаете, чем занимаются народы  Ханты  и Манси? (ответы детей).

Ведущий: Все дети народов Ханты и Манси имитируют игры и действия

взрослых в быту и в жизни, которое пригодятся в дальнейшей жизни

оленеводов, охотников, рыболовов и просто жителей тайги. А там где живут

народности севера Ханты и Манси очень много препятствий и конечно же их

нужно преодолевать. Большими помощниками в жизни коренных народов являются олени. Они дают им мясо, молоко.  Являются средством передвижения.  Прежде чем запрячь оленя в упряжку, надо его поймать. Для

этого они используют длинную веревку, которая называется тынзян.  Как Вы думаете Ханты и Манси занимаются охотой? (ответы детей).

Ведущий: Кроме того, что олени дают мясо и молоко, из их шкур ханты и

манси делают дома. А как называется дом, в котором живут ханты и манси?  

 «ЧУМ».

Ведущий: Сегодня мы узнаем немного о их жизни, о интересных их играх.  А сделаем мы это в виде соревнований.

1 Задание: Игра «Собери чум» 

(Дети под музыку расходятся  под музыку по залу врассыпную, по окончании музыки они должны собрать два чума (круга). Кто вперед выполнит задание, тот и победил. Игра проводится 2 раза, на 3 раз собирается один большой  чум).

Ведущий: Собрали Ханты чум

  1. «Чум получился широкий и высокий». И.п. — Развести руки в стороны, поднять их вверх, встать на носочки. Вернуться в и.п.
  2. «В чуме разложили шкуры мягкие» И.п. – СИДЯ НА ПОЛУ, НОГИ НЕМНОГО разведены и согнуты в коленях. Постучать по полу впереди себя, затем лечь на  спину и постучать над головой.
  3. «Захотелось ребятам поспать, но не спиться им» И.п.: - лежа на полу в  группировке. Перекаты на спине вперед - назад.
  4. «А снега у чума насыпало много и дети решили построить горку» И.п. – сидя на полу, руки в упоре сзади. Приподнять корпус вверх и прогнуть спину.|
  5. «У чума выросли маленькие елочки, стройные елки и высокие ели».  Приседания, полуприседания, подтягивание, руки вверх.

Ведущий: У Хантов много помощников - оленей, которые собираются в стада и  пасут их пастухи. Чтобы поймать оленя, пастухи набрасывают им на рога маут.

2 Задание: «Пастухи и олени» 

(Дети бегают врассыпную по залу. По сигналу выбегает «пастух» и набрасывает на голову «оленям» маут (обруч). Пойманный отходит в сторону (игра продолжается 2-3 раза)).

Ведущий: Ханты в тайге очень много состязаться, показывая свою ловкость, сноровку и силу.

1 задание: Эстафета «Нарты - сани»

 (Дети  делятся  на  две  команды.  Игроки  по  очереди  должны

добежать до  нарт,  перепрыгнуть  через  них  двумя  ногами и  вернуться  на линию старта. (Расстояние между нартами 1м, количество по 2 на команду.)

2 задание: «Катание на оленьих шкурах»

(На  старте 2 команды. На полу перед стартом лежит оленья шкура (покрывала). По сигналу двое детей в каждой команде берутся за края

шкуры, а по 1 участнику из команды (садятся на шкуру спиной к извозчику),  которые тянут вперед шкуру до своего жилища (чума сделанного  из ватмана, либо до оленя). Высаживают и так до тех пор, пока вся команда не будет перевезена (инвенрь:2 - имитации оленьих шкур. 2 чума, 2 стойки).

Ведущий: Молодцы, прекрасно покатались!

Ведущий: Вы уже знаете, что на Севере солнце очень редко и недолго

радует своим теплом. Именно поэтому народы нашего севера обращаются к солнышку в своих песнях, сказках, играх с просьбой согреть их и подарить им как можно больше теплых и солнечных дней. Давайте и мы сейчас с вами позовем солнце, поиграем в игру «Хейро» в переводе с ненецкого «Солнце».

3 задание: Подвижная игра «Хейро»

(Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным

шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят: «Хейро!». Ведущий – Солнце ― сидит на корточках в середине

круга. Игроки разбегаются, когда Солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают

руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны увёртываться от Солнца при его

поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

4 Задание: Игра «Охотники и куропатки» 

(Дети – «куропатки» залезают на скамейку,2 детей «охотники» прячутся за модулями, по команде дети – «охотники» выбегают из кустов и стреляют «патронами» (мячами). В кого попали «патроны», тот пропускает одну игру (игра продолжается 2-3 раза).

5 Задание: Игра «Силачи» 

(Дети делятся на две команды и по сигналу должны перетянуть канат на свою сторону).

Ведущий: Ханты запрягают своих оленей  в нарты – сани, но они еще служат для состязаний.

6 Задание: Игра «Нарты - сани»

Прыжки через бумы с ноги на ноги.

Ведущий: Наступает и на Севере весна, бегут ручьи.

7 Задание: Игра «Ручейки и озера»

(Дети становятся в две плечи впереди стоящему и двигаются змейкой. По сигналу дети должны быстро  построить круг — «озеро», взявшись за руки).

Ведущий: Последнее задание: 

8 Задание: Полярная сова и евражки (грызуны)

(Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой).

Правила игры. (Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов).

Ведущий: Вот и справились мы со всеми заданиями и играми. Вы были активными, ловкими, быстрыми и внимательными. А путешествие по Северу подошло к концу. Молодцы! Всем спасибо!

(Дети дарят магнитики с  логотипами ХМАО-Югра).

День Победы - это самый дорогой праздник для всего народа. И мы отдаем дань глубокого уважения людям, которые боролись за свободу и независимость нашей Родины.

Дети дошкольного возраста должны знать, что война принесла много горя и страдания людям. У дошкольников необходимо формировать чувство патриотизма, сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной Войны, уважение к людям, которые воевали и ковали победу, к ветеранам войны. В группе «Почемучки» каждый год проводится тематическая неделя, посвященная Дню Победы. Мы знакомим детей с событиями Великой Отечественной войны.

Проводим беседы о войне, рассматриваем альбомы, книги, репродукции, разучиваем стихи и песни, рисуем на военную тему, делаем поделки, в этом году на базе нашего детского сада «Солнышко» проводили легко атлетический марафон, в котором принимали участи воспитанники всех ДОУ города Светлогорска. На праздник приглашаем ветеранов войны. Итогом этих мероприятий стал праздник, посвящённый 9 мая и возложения цветов к мемориалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Момзикова Надежда. Анализ проекта на тему: «ЮГРА – НАШ ДОМ РОДНОЙ» для детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ № 74 "ФИЛИППОК". ХМАО-Югра, г. Сургут.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребен...

Животный мир ХМАО-Югры (млекопитающие) для детей старшего дошкольного возраста

Животный мир Югры богат и разнообразен; представляет собой смешение типично таёжных, относительно северных (обитателей тундры) и относительно южных (обитателей лесостепи) видов животных, среди которых...

Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в ХМАО-Югре»

Закон ХМАО-ЮГРЫ "Об образовании в ХМАО-Югре"...

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы интерната с ограниченными возможностями здоровья , г. Урай Казенное учреждение Ханты-Ман

Соглашение, о сотрудничестве между казенным учреждением ХМАО - Югры Урайский специализированный  и казенным общеобразовательным учреждением ХМАО-Югры Урайской школы[1]интерната с ограниченными во...