Фольклорный праздник "Кузьминки"для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Сценарий фольклорного праздника "Кузьминки" разработан с целью ознакомления детей с традицией русского народа с наступлением осенних холодов приступать к своему заделью. В ходе подготовки к празднику дети познакомились с начальными азами ткачества, прядения, узнали о гончарном мастерстве, о кузнечном ремесле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий фольклорного праздника "Кузьминки" для детей старшего дошкольного возраста | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кузьминки»
Сценарий посиделок для детей смешанной
(старшей –подготовительной) группы детского сада.
Составила: Музыкальный руководитель МКДОУ « Детский сад №20» п. Берёзовка Увельского района Власова Ирина Аркадьевна
п. Берёзовка
2019г
Программное содержание: Дать детям знание о традиционном празднике русского народа «Кузьминки» (Проводился, когда уберут урожай – осенью, когда на улице похолодает, люди садились длинными ,холодными вечерами за рукоделие – начинали прясть, ткать, вышивать, плести лапти, из глины горшки лепить и обжигать.
Пополнить активный словарный запас детей словами: Кузьминки- праздник рукоделия, лён, прясть, ткать, гончары, кузнецы, ухват, чугунок, хворост. Познакомить с русской народной одеждой:
рубаха – косоворотка,
пояс- кушак,
шапка- картуз,
штаны- порты,
обувь из бересты- лапти,
повязка налобная – начельник,
сумочка- лакомка.
Обобщить знания детей о жизни и творчестве русского народа методами музыкального воспитания : с помощью песен,поговорок, плясок, игры на русских народных инструментах. Воспитывать уважение к быту и жизни русского народа, зародить интерес к ручному труду, желание рукоделием заниматься.
Подготовка: В течение года дети знакомились с предметами старинной утвари, с её предназначением, со старинными названиями русской народной одежды. В горнице детского сада заправлен ткацкий стан, дети имеют представление о том , как получается ткань, приготовлена прялка с куделью, детям и воспитателям пошиты русские народные костюмы, оформлены стенды с образцами кружевных, тканых, вышитых изделий, разучен музыкальный репертуар – русские народные песни, пляски, игра на музыкальных инструментах, игры.
(Посиделки проводятся в горнице детского сада)
Вед: В одной деревне это было: жила-была семья большая, дружная: отец, мать , и детей у них было много- мал, мала, меньше. Семья была мастеровая. Отец горшки лепил из глины, мать учила своих дочек ткать, бабушка учила внучек прясть, а дед работал в кузнице. Вообщем не скучали.
Дети рассаживаются за стол, с ними садится и отец:
-Ну, мать, что у нас там сегодня поесть? Мечи скорее все на стол
Мать: Картошечка у нас сегодня горяченькая, да с капусткой квашеной, да грибочки все груздочки, да лучёк, да чесночек, а вот и каравай горяченького хлебца из печи. Ох, хорош год удался! Сыты будем всю зиму!
1 реб: -Картошки накопали,
2 реб: Сена корове накосили,
3 реб: Ягод насушили, мы с Настенькой все лето ягоды собирали.
4 реб: Капустки наквасили.
5 реб: Грибов насобирали, насушили, насолили.
Отец: К зиме приготовились?
Дети все вместе: Приготовились!
Отец: А ведь сегодня у нас Кузьминки.
-Мальчик: Тятька, тятька, а что это за праздник такой?
Отец: А вот такой: Издавна, как уберут весь урожай люди, в поле, в огороде делать больше нечего, да и на улице стало холодать, садятся все за своё заделье. Потому, как урожай мы весь убрали, с сегодняшнего дня все мы садимся за свое заделье.
Мать: А Кузьминками называли праздник в честь святых Кузьмы и Демиана, потому ,что они молились и оберегали мастеровых людей от всяких напастей.
Отец: Ты, Оля станешь ткать мне холст на новую рубаху.
-Ты Настя клубки мотать.
-Вы Лена и Полина будете учиться у бабки Гали прясть.
-А вы мальцы- удальцы будете со мной горшки лепить, да обжигать.
Мальчик: А мне придется отдыхать за всех!(потягивается, показывает язык)
Отец: Цыть! Отдыхать никто не будет!(Легонько деревянной ложкой стукает сыну по лбу)Будете в кузне деду помогать! Быстро все за работу!
Мать: Строгий у нас тятька, лениться , да бездельничать никому не дает, всем найдет дело, чтобы не выросли вы лентяями, да непряхами.
В горнице дети рассаживаются каждый за своё заделье: девочка за ткацким станом, другие девочки плетут на палочках начельники, мотают клубки, мальчики с тятькой лепят из глины кувшины и игрушки. Бабка Галя с двумя девочками сидит с прялкой, прядет шерсть:
Бабушка: А вы у меня , внученьки, непряхи?
Девочки: Пряхи, Пряхи! Научи нас бабушка Галя прясть!
Бабушка: Позолоченая прялица, я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется, мне работа эта нравится.
Девочка: Бабушка Галя, а что ты одна поешь? Можно мы тоже споем тебе песню?
Бабушка: Да, уж спойте, все веселей работать будет!
Дети исп. песню « Захотела бабка, да разбогатети» (проигрыш песни дети аккомпанируют на ложках)
Бабушка: Хорошая песня, только давайте-ка дело свое не бросайте « Долог день до вечера, коли делать нечего!»
1-я девочка: Да,уж и правда, долог день до вечера, коли делать нечего.
Не работа сушит, а забота.
2-я девочка: Ткала наша Оленька три ковра узорчатых,
Ткала, думу думала…
3-я девочка: Мне кому ковры дарить, кого радовать?
Подарю я ковер батюшке, а второй – родной матушке,
Уж, я третий братцу милому.
Мальчик: Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь.
Мать: Уж, какая мастерица наша Оленька- ручки золотые, сама себе начельник соткала какой. Посмотрите сестрицы и братцы посмотрите.
Девочка: И я хочу такой начельник, матушка!
Мать: Ну,доченька , значит потрудиться надо, и у тебяполучится! Не учитесь безделью, а учитесь рукоделью! А ты ,доченька моя, вон какую сумку лакомку себе соткала, теперь мальчишки будут гостинцами тебя угощать, а ты и складывай их в свою лакомку, будешь сама угощаться, да нас с сестрицами угощать.
Раздаётся стук в дверь, входит мальчик: Мне нужна невеста! Чья ко мне пойдет?
Девочки: Я! Я! Я! Нет, Я!
Мальчик Данил: А Леночка ваша дома?
Мать : Дома. А чего ты хотел?
Мальчик: Я ей пряничек принес, да баранки! (подходит к Лене) Любуется:
-Ох, какая ты баская с этой лакомкой!(кружатся)Позволь тебя красавица пряничком одарить. Она ложит гостинец в лакомку: Спасибо Данилушка!
Мать: Да и мы тоже тебя сейчас одарим добрый молодец! Подарим тебе
Рубашечку вот такую (дети: косоворотку)
Поясок вот такой (дети: кушак)
Фуражку вот такую (дети: картуз)
Штаны вот такие (дети: порты) А лапти то у тебя у самого хороши!
Мать: А лапти -то кто тебе такие сплел?
Мальчик: А так то мой тятька! Исп. песня « Во деревне то было в Ольховке»
А у вас все в семье мастерицы?
Мать: Все! Кто любит трудиться, тому без дела не сидится!
Мальчик: А из чего это вы ткёте такие баские сарафаны?
Мать: А это все лён- ленок, голубой цветок, всех нас одевает.(показывает пучок льна Данилу)
Мальчик: Никак не пойму, как из таких цветов получается такая ткань?
Мать: А мы сейчас расскажем, да покажем, как это все получается.
Проводится игра «Ленок»
Уж мы сеяли, сеяли лён,
Уж, мы сеяли приговаривали,(сушили,трепали, чесали,пряли, ткали, кроили, шили)
Каблучками приколачивали.
-Ты удайся, удайся ленок,
Ты удайся мой беленький,
Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой,
Лён мой зеляной!
Мать: Пляшешь то ты хорошо, а не хочешь ли ты нам помочь поработать? Клубочки вот помотать с доченьками моими, посмотрим, как ты работать горазд. Проводится игра «Клубок?»
Мать: Вот сколько нужно потрудиться, чтобы получилась такая ткань на сарафан.(Показывает ткань) Ой, а иголочка то моя сломалась. Чем же мне шить сарафан?
Олюшка: Не печалься, маменька, Данилушка, да Ильюшка скуют тебе новую иголочку.
Исп. песня « Во кузнице» В конце песни кузнецы подают иголку матери: вот, маменька шейте Дуне сарафан.
Мать: Вот спасибо, вам кузнецы мои! Вся-то семейка у нас мастеровая, все умеют мои детки и шить и ткать и иголочку скуют, если надо.
Возле двери раздается топот, входит мальчик Савелий с вязанкой дров: Можно к вам на ваши посиделки? Я вам хворосту из лесу принес!
Мать: Конечно можно! Раньше все кто на посиделки приходил, приносили с собой каждый по полену, чтобы печку топить, чтобы в избе было тепло!
Мать: А старшие сыночки мои гончары горшки делают из глины на славу, а обжигаем мы такие горшки в печи, чтоб крепкими были. В городе такие горшки быстро раскупают, хранят в них сметану, молоко, в чашечках соль.
Отец: А я буду собираться на ярмарку, авось удастся продать горшков наших, да деньжат подзаработать…
Мать: А как продаст тятька горшки на ярмарке, на эти денежки купит вам гостинцев, да Ванечке новые валеночки на зиму. (Отец выходит из горницы с корзиной кувшинов – пошел на ярмарку)
Мать: А мы пока трудиться будем – ткать. (проводится игра « Я веселая ткачиха»
Мать: Вот так и проходили долгие зимние вечера, за работою, да за рукоделием. Сколько среди русских людей мастеровых, да умелых было, да и сейчас есть, умели они и шить и прясть и ткать, и горшки обжигать и ковать все, что для хозяйства нужно, и лапти плести. А вот и наш отец вернулся, гостинцев вам за хорошую работу привез: Ну, показывай гостинцы, отец!
Отец достает свистульки, трещетки, дети берут стиральную доску .Оркестр нар. инструментов исп. Барыню»
Мать: А уж веселиться наш народ всегда умел! Исп. Частушки :
Бабушка Галя: 1.Эх, прялку продам, веретешко продам,
Гармонь куплю, плясать пойду!
Дети: 2.Ой, топни нога, не жалей сапога,
Тятька новые сошьёт, или эти подошьёт!
3.Гуляй Матвей, не жалей лаптей,
Тятька лыка надерет, лапти новые сплетёт!
4.Я не тятькина, я не мамина,
Я на улице росла, меня курица снесла!
5.Эх, чай пила, самоварничала,
Всю посуду перебила, накухарничала!
6.Посылала меня мать загонять гусака,
А я вышла за ворота и давай плясака!
7.Эх, миленькой, да кудреватенькой,
Не зови меня Настюхой, зови Настенькой!
8.Эх, кошка, брысь, на порог не садись,
А то миленький пойдет, спотыкнется , упадет!
9.У меня на сарафане косолапы петухи,
Я сама не косолапа, косолапы женихи!
10.Это что же будет- то? Больно рано будят-то!
По утру, по холоду посылают по воду!
11.Мы умелые ребята, мы нигде не пропадем,
Если надо мы станцуем, если надо, мы споем!
Мать: Вот так и проходили длинные зимние вечера за работою, да с песней веселой, да с частушками, да все с пользой дела- вся семья одета в сарафанах красивых, в косоворотках, лапти на всех, на столе посуда глиняная. Не скучно никому – все заняты.
Девочка: Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем, говорим о том о сем.
Девочка: Мы и пели и плясали, и еще хотим плясать,
А теперь мы вас попросим нашу пляску поддержать!( Дети приглашают танцевать гостей под р.н.м. « Подгорная» )
Мать: Ой, отец, а что это ты там еще с ярмарки принес, да нам забыл показать? Мешок-то поставил у дверей и нам не говоришь, что там за гостинец такой? Ой, да там шевелится кто-то! ( открывают мешок, а там козочка, которая начинает танцевать, притопывая копытцами под рус.нар.мелодию « Как у наших у ворот»)
Мать: Да Коза-то видно не простая, где притопнет ногой, там сытая жизнь начинается, смотрите-ка на столе –то у нас пирог вкусный появился откуда ни возьмись! Да и возле гостей наших тоже танцевал, теперь у них дома тоже заживется сладко, да гладко! Ну, теперь уж с этим пирогом мы приглашаем наших гостей чай пить! Проходите,гости дорогие за стол, Кузьминки праздновать будем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста " Весенняя мозаика"
Обобщение представлений о весне....
Фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Заведём мы хоровод"
Музыкальное фольклорное развлечение для детей старшей и подготовительной групп на основе знакомых хороводов и хороводных игр....
Сценарий фольклорного развлечения для детей старшего дошкольного возраста
В развлечении использованы фольклорные произведения, необходимые для расширения базовых знаний по музыкальной культуре ребенка-дошкольника....
"Посиделки" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста
Фольклорный праздник "Посиделки" проводится в осенний период для детей старших дошкольных групп.В него входят: песни, танцы, игры, сказки, устное творчество народной тематики, в частности фолькл...
"Рождественские колядки" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста
Фольклорный праздник "Рождественские колядки" знакомит дошколят с народными обрядовыми праздниками, приобщая их к русской национальной культуре. В сценарии много интересных персонажей, которые в свою ...
"Проводы Зимы" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста
Проводы Зимы - замечательный народный праздник. И отмечаем мы его по своему. Первая часть праздника проходит в музыкальном зале, а вторая на спортивной площадке, покрытой искусственным газоном. Заканч...