Матрешкины посиделки
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Развлечение «Матрёшкины посиделки»
Цель: Продолжать вызывать интерес к традициям русского народа.
Приобщать детей к народным играм, песням, частушкам.
Воспитывать у детей интерес и уважение к прошлому, истокам истории и культуре своего народа.
Цель: Приобщать детей к русскому народному творчеству.
Задачи:
- Создать обстановку для совместной деятельности родителей, педагогов и детей для формирования разностороннего развития и гармонизации личности ребенка.
- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
- Обогащать словарь по теме, развивать коммуникативные навыки;
- Воспитывать интерес, любовь к народным традициям;
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д. На середину зала выходит ведущая (воспитатель)
Ведущая: На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках, каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
(Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей). (Входят дети – мальчики в русских народных костюмах, девочки в красивых платьях, сарафанах)
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые,
Гости званные и желанные.
Здравствуйте, лебёдушки,
Здравствуйте, молодушки.
(Дети здороваются).
Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
( Хозяйка рассаживает детей)
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мальчик: Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка: Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. Вызнаете пословицы про лес?
(Дети по очереди говорят пословицы)
1) «Лесополоса – всему лесу краса»
2) «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу»
3) «Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади»
4) «Лес с огнём не дружит!»
5) «Враг природы тот, кто леса не бережёт»
Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли. Пословицы то вы знаете, а плясать-то умеете.
Девочки:
- Дуйте в дудки, бейте в ложки.
В гости к вам пришли матрёшки.
Ложки деревянные, матрёшечки румяные.
Весь народ глядит в окошко
Танцевать пошли матрёшки.
- Ой, да мы матрёшки, мы матрёшки.
Хоть и неуклюжие немножко,
Но на празднике на нашем
Обязательно попляшем.
- Ой, да все мы, все мы круглолицы,
Очень знаменитые сестрицы.
Мы умеем раскрываться,
Друг из друга выниматься.
- Ой, да балалайка, балалайка,
Ну-ка, веселее заиграй-ка!
Поиграй-ка, не ломайся,
Для матрёшек постарайся!
Ведущая: Веселил нас много раз хороводный перепляс,
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
Исполняется хороводный перепляс «Кадриль» (русская народная мелодия)
Хозяйка: Спасибо, милые сестрицы. Спасибо за красивый танец.
Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно:
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица - для меньшей – темница (Матрешка)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
А вы знаете историю создания матрёшек?
Послушайте!
Восемь кукол деревянных.
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрёшками зовут.
Прообразом матрёшки стала фигурка добродушного лысого старичка из Японии. В нём было несколько фигурок, вложенных одна в одну. Эти фигурки всем очень понравились. Ребята, я хочу пригласить вас поиграть в интересную игру «Собери матрешку». (Проводится игра)
Дети читают стихотворения про матрёшку:
Подарили мне матрёшку,
В ней ещё сидели пять.
Их поставил на окошко,
Чтоб смогли они гулять,
Потому что у матрёшек
Почему то нету ножек.
Эти русские матрёшки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймёшь,
Если младшей не найдёшь.
Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей) Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Блинчики печёт, щи, да кашу варит. Печь избу согревает, да освещает.
Ведущая: А мы и песню знаем про блиночки.
Исполняется песня «Ой, блиночки, мои» (русская народная мелодия)
Хозяйка: Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про блиночки.
Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.
Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование. (Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок»)
Хозяйка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей).
Голос: (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.
Хозяйка: Кто это из-за печи со мной разговаривает?
Голос: Это я, запечный житель.
Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?
Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?
Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?
Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.
Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Хочется Вам увидеть настоящего Домового?
Дети: Да!!!
Хозяйка: Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
(Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой»).
Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?
Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.
Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят. Научила, как это сделать. И сама, какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!
Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя - то нам расскажешь?
Кузя: Ну, …так и быть – слушайте! (поёт)
Я хозяйственный такой –
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
Проводится игра «Матрешки и Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки
На ногах сапожки,
Топают матрешки.
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)
Кузя: У меня для Вас тоже подарочек есть. Вот, глядите! (выносит из-за печки корзинку)
Хозяйка: Кузя, да ведь это же обыкновенная корзинка.
Кузя: Моя корзинка – чистое волшебство, в ней песни, да игры, да разные сказки.
Хозяйка: А что там у тебя есть (заглядывает в корзинку и достаёт красивый платочек)
Кузя: Есть у меня одна игра, собирайся, детвора!!! Не толкайтесь, не спешите, в круг скорее становитесь. Кузя играет с детьми в игру «Гори, гори ясно»!
Хозяйка: Кузя, а что у тебя ещё есть в корзинке? (Кузя вытаскивает из корзинки детскую гармошку)
Ведущая: Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах
На весь мир молва идёт!
Ложкари играть начнут
Ноги сами в пляс пойдут!
От зари и до зари
Веселятся ложкари.
( мальчики исполняет русскую народную мелодию на ложках )
Кузя: Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки.
(девочки исполняют частушки)
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! Гармошка?
Нет! То русская матрешка!
Детская игрушка эта
Обошла уже полсвета!
Так, не много и не мало,
Символом России стала.
Знают все ее загадку:
В ней хранятся по порядку
Краснощекие девчонки-
Ее младшие сестренки.
Семь красавиц расписных,
Все в платочках кружевных,
Все в передниках Цветастых,
Семь румяных, семь глазастых!
Мы - матрешки, мы - сестрички,
Мы толстушки- невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Хозяйка: Кузя, а в твоей корзинке ещё остались чудеса?
Кузя: да, да, да а теперь дыхание затаите и сюрприз мой вы примите.
(Кукольный спектакль «Крылатый, мохнатый, масляный», показывают родители)
Кузя: Ох, и здорово мы повеселились, пора и честь знать. Прощается. Спасибо, хозяюшка за веселье, да добрый приём.
Все:
Мы словно гуляли
на празднике нашем,
нигде не найдёте
вы праздника краше,
так будьте здоровы,
живите богато,
а мы уезжаем,
до дому, до хаты.
Хозяйка:
Ну что вы гости дорогие так торопитесь? Играми и плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Посмотрим, пироги наши поспели или нет? (достает пироги).
Гости, будьте все здоровы, вот и пироги поспели.
Как в старых добрых сказках – приглашаем всех к чаю да к сдобному караваю.
Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы, будьте, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать. ( Под русскую народную мелодию дети и родители идут пить чай)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия " Матрешкин день рождения " во второй младшей группе
Поездка детей на день рождение к Матрешке.Дети готовят свой подарок -расписывают цветы в нетрадиционной технике рисования - пальчиками....
Развлечение "Матрешкин магазин"
Развлечение, посвященное женскому дню 8 Марта, для детей I младшей группы детского сада....
Конспек занятий по сенсорному воспитанию "Матрешкины подружки"
Научить детей сравнивать размеры и подбирать предметы по размеру независимо от их цвета и формы. Формировать умение сотрудничать со сверстниками....
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе "Матрешкин День Рожденье"
Образовательная область: ПознаниеЦель: обобщение знаний детей об окружающем мире и предметах.Задачи:1.Закрепить навыки совместных действий, способы работы с гуашью; закрепить знания об окружающи...
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе "Матрешкин день рожденье" по программе "От рождения до школы"
Образовательная область: ПознаниеИнтеграция образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, музыка.Цель: о...
Сценарий развлечения для детей и родителей "Матрешкины посиделки"
Данное мероприятие явилось итоговым при реализации проекта "Раз матрешка, два матрешка..." для детей средней группы и их родителей. Сценарий содержит хороший художественный материал, изобилует и...
Календарно - тематическое планирование в младшей группе (3- 4 года). Тема недели "Матрешкины посиделки"
Задачи: Расширять представления о народной игрушке – матрешке, познакомить с народными промыслами и устным народным творчеством.Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игру...