Познавательная викторина " "Русские валенки"
материал (старшая группа)

Голикова Светлана Михайловна

 Целью викторины является закрепление знаний детей о валенках в игровой форме.Это мероприятие является  итоговым  в проекте "Русские валенки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valenki_viktorina.docx27.97 КБ
Файл 00190c77-23ba9746.docx72.87 КБ

Предварительный просмотр:

                    МДОУ №19 «Берёзка» ЯМР

       

           Познавательная викторина

          для старших дошкольников

            «Русские валенки»

                                                 Подготовила и провела воспитатель 1к.к.

                                                Голикова Светлана Михайловна

                                             п. Козьмодемьянск

                                            февраль 2019года

Цель: в игровой форме закрепить знания детей о  валенках.

Задачи:

  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявлять настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, умение договариваться между собой.
  • Уточнить представления детей о назначении валенок, обычаях, связанных с ними.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.
  • Формировать умение связно и последовательно выражать свои мысли.
  • Развивать двигательную активность детей, меткость, глазомер.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать уважение, любовь к народным традициям, интерес к истории России.

Предварительная работа:

  • Беседы на тему: « Откуда появились валенки», « Как делают валенки», знакомство с обычаями, связанными с этой обувью.
  • Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок о валенках.
  • Рассматривание иллюстраций, картинок по теме « Валенки».
  • Продуктивная деятельность детей: рисование, аппликация валенок.

Ход.

Ребенок 1.

Здравствуйте, дорогие гости!

Если в доме, на работе

У вас валенки в почете

То мы вас – своих друзей

Приглашаем поскорей!

Ребенок 2.

День необычный у нас.

Мы  искренне рады приветствовать Вас

Для умной игры собралась детвора

Ее начинать нам настала пора!

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем викторину     «Валенки, валенки – красивые, да ладненькие ».  Это – игра, повод, чтобы побыть вместе и интересно, с пользой провести время. Это праздник, праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности.

Вам предстоят интересные испытания. И я уверена, что вы пройдете их достойно, с радостью и улыбкой. Напоминаю всем правила викторины:

  • В процессе игры нельзя подсказывать друг другу
  • Тот, кто знает ответ, не выкрикивает с места
  • За правильный ответ команда получает фишку (снежинку)

 Приветствие  команд. Капитаны представьте свои команды.

1.команда «Снежинки» 

Девиз:  «Ум, спор, не помеха

Мы желаем вам успеха»

2. команда «Льдинки»

Девиз:  «А вам не унывать, все пройти

И на все вопросы ответ найти».

В нашем зале присутствует жюри, которое будет следить за правильностью ответов команд и подводить итоги.  Начинаем игру.

Ведущий 2. Для начала мы с вами проведем разминку. 

Загадки


Ведущий1. Молодцы! Немного потренировались, а теперь приступаем к нашей игре. Конкурс №1 «Отгадай-ка».

(В  валенке лежат снежинки, на которых написаны вопросы)

Вопросы.
1. Традиционная русская зимняя обувь Деда Мороза  (валенки).
2. Почему валенок так назвали? (от слова «валять» шерсть - валенок).
3. Валенки шьют, катают или вяжут? (катают).

4.Из шерсти какого животного чаще всего делают валенки? (из шерсти овцы).
5. Как по-другому называют валенки? (пимы, волнушечки, катанки, чесанки)

6. Какую пользу приносят валенки? (согревают, лечат)


Ведущий . Валенки так любимы нашим народом ,что про них люди и песни поют ,и стихи рассказывают, не верите? Убедитесь сами!

Ребенок 1:

Я зимой проблем не знаю,
Валенки ношу всегда
Может быть не очень модно,
Но не мерзну никогда!

Ребенок 2:

Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть.
Надевают валенки.

Ребенок 3:

Если есть еще калошки –
Не промокнут ваши ножки.
Валенки всего полезней –
Вас спасут от всех болезней.

Ребенок 4:

Теплые удобные валенки мои.

Сделаны из шерсти, мех у них внутри.

Я надену валенки, в лес пойду гулять.

Буду я с ребятами в них в снежки играть.

Ведущий .

У кого там хмурый вид

Снова музыка звучит.

Мы грустить не разрешаем, мы играть здесь начинаем!

Пришло время испытать валенки на прочность.

 

Конкурс №2

 Подвижная игра: «Сбей валенком кегли».

Дети выбивают валенком, стоящие в ряд кегли, по одному. Считается,  кто  больше выбьет, тот и победил.

Ведущий .  Ребята,  почему валенки бывают разного цвета: белые, серые, черные,  от чего это зависит.

Дети: от того, какого цвета была овца.

Ведущий . А вы знаете, что дырявые валенки не выкидывали,  их использовали.

 Конкурс №3 «Ай, да, валенки». 

Скажите, как можно использовать дырявые, непригодные для носки валенки.

Дети (Ответы):

1. Валенок засовывали в наволочку и спали, как на подушке.

2. Валенок прибивали на ворота и использовали, как почтовый ящик.

3. Валенок использовали, как клюшку для хоккея.

4. В валенке хранили разные вещи.

5. В валенке любят спать домашние животные.

6. Играли с валенками в разные игры

7. Из старых валенок делали игрушки.

8. В них живут домовые.

Ведущий .

 Конкурс №4 «Сложи валенок».

Капитаны берут у жюри конверты с заданием.

 Дети на 2 магнитных досках  из частей собирают валенки, кто первый соберет, тот и выиграл.

Ведущий .  Игра «Передай валенок».

Пока звучит музыка дети передают валенок друг другу. Музыка остановится. Тот, у кого останется валенок – рассказать, что знаешь о валенках.

Жюри (дети) проверяют правильность задания.

Ведущий . 

Конкурс №5 «В одном валенке».

 Дети, одевая на одну ногу валенок, обегают свою стойку и передают валенок следующему. 

Конкурс №6 «Что лишнее».

На столе находятся различные предметы. Необходимо выбрать тот, который используется при изготовлении валенок, объяснить.

Подведение итогов. Слово жюри.

Ребенок.

На Руси с давних пор люди валенки любили,
Мы про валенки в саду  чудо сказку сотворили.
Мы их украшали, мы про них читали,
Всю неделю мы  трудились, радовались, веселились.

Приложение 1.

Загадки:

1.        Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

2.        Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал…(Мороз)

3.        Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек —

Этот пух зовется…(Снег)

4.Что за звездочки зима

В тучу спрятала сама?

Словно крошечные льдинки,

Эти звездочки — …(Снежинки)

5.Очень холодно, не так ли?

Все дорожки замело.

Лишь вчера была я каплей,

А сегодня — как стекло.

Я Снежинкина сестрица,

Затвердевшая водица.(Льдинка.)

6. На сапоги похожи,

Но их теплей сто  крат.

из свалянной ведь шерсти

Их мастера творят.( валенки)




Предварительный просмотр:

МДОУ № 19 «Берёзка»

Творческий проект

для детей старшей группы

«Русские валенки»

C:\Users\Таня\Desktop\full1381071850.jpg

                                                               Воспитатель: Голикова С.М.

                                                                             1 К.К.

п.Козьмодемьянск

февраль 2019 года

Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближает детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребёнку свои знания связанные с истоками народного творчества.

Тип проекта: творческо  – исследовательский, краткосрочный, групповой.

Участники проекта:

воспитанники и воспитатели старшей группы, родители воспитанников.

Цель проекта:

Приобщать детей к ценностям семейных и национальных традиций русского народа, формировать у детей знания о народной культуре. Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

Задачи проекта:

- развивать интерес детей к народному быту;

- познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;

- формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;

- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.

Время реализации проекта: с 18 февраля  по 28  февраля 2019 года 

Актуальность проекта:

Постановка проблемы:

Проанализировав уровень знаний детей о ремёслах русского народа, я пришла к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Русские валенки», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов Ярославской области – катания валенок.

Ожидаемые результаты:

У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления валенка.

У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.

Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Формы реализации проекта:

- Тематические беседы по ознакомлению с окружающим.

- Создание в группе экспозиции, посвящённой истории русского валенка.

- НОД по изобразительной деятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).

- Изготовление совместно с детьми книжки про валенки.

Презентация проекта: Совместное развлечение для детей старшей. подготовительной группы и  родителей «Русские валенки».

Творческая выставка макетов валенок: «Валенки, валенки, ой, да не подшиты стареньки…»

Этапы реализации проекта:

1-й этап: подготовительный – определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, сбор информации, материала, иллюстраций по теме проекта.

2-й этап: организационный – создание экспозиции в группе, разработка содержания бесед, занятий с детьми, создание презентации, сценария развлечения.

3-й этап: формирующий – проведение бесед, занятий с детьми и родителями, организация совместного развлечения.

4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Рассказы родителей, родственников и детей: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на Ярославской земле катают валенки?».

Составление детьми рассказов: «Какая зимняя обувь у Деда Мороза?», «Валенки, да валенки, носит дед удаленький…».

Дидактические игры: «Что лишнее?»

«Третий лишний», «Скажи, какой?» «Скажи наоборот».

Упражнение: «Подскажи словечко».

Познавательное развитие 

Тематические беседы по ознакомлению с историей русского валенка.

Рассматривание разных видов валенок.

Создание экспозиции, посвященной истории русского валенка.

Оформление альбома «Русский валенок».

Решение проблемной задачи: «Как можно использовать валенки не по назначению?»

Речевое развитие

Отгадывание загадок про валенки.

Разучивание стихов, потешек, поговорок про валенки.

Чтение художественной литературы:

- М. Пришвин «Дедушкин валенок»,

- С. Гришунин «Дедушкины валенки»,

- В. Новиков. Сказка «Тёплые валенки».

«Валенок- бываленок»

Художественно-эстетическое развитие

НОД по изо деятельности:

Аппликация   с использованием техники пластинографии.

Декоративное рисование «Украшение валенка».

Разучивание частушек про валенки;

Творческие работы по украшению валенок детьми.

Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.

Хороводная игра «Зимушка – зима» Л. Олифировой, песня «Саночки», муз. Филиппенко.

.

Физическое развитие

Подвижные игры и эстафеты: «На прогулку мы собрались»,

«Хоккей валенком», «Обеги ёлочку», «Богатыри», «Прыжки через скакалку».

Работа с родителями:

Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребёнком.

Чтение художественной литературы.

Оценка результативности работы над проектом.

Народная культура – важнейшее средство приобщения ребёнка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт и личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводит его в контекст культуры человеческих отношений.

Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности. Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Чтение художественной литературы, исполнение хоровода, способствовали глубже почувствовать народный быт.

В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

Хотелось бы верить, что приобретённые знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.

Литература

1. Анчикова Т. П. Праздник русского валенка», журнал «Воспитатель» №4, 2008. с. 70-75.

2. М. В. Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - СПб:. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста "Северный валенок"

Цель проекта  - заинтересовать родителей и детей  в сохранении здоровья при ношении валяной обуви (валенок). Расширять представление детей и взрослых о  русской северной обуви, её...

Познавательно-исследовательский проект "Русское чудо-валенки".

Актуальность проекта состоит в том, что валенки несмотря на разнообразие обуви – валенки остаются самой удобной и теплой обувью. В них не страшны ни метели, ни лютые морозы. В наши дни вале...

Познавательно-развлекательный проект "Русский валенок". 14.02.2021г.

12.02.2021г. В д/с "Мамонтенок" группы "Гномики", совместно, с музыкальным руководителем Зердеевой Еленой Юрьевной и воспитателями: Якубенко Еленой Геннадьевной, Косых Анной Иванов...

Познавательный проект "Русский валенок"

12.02.2021г. В д/с "Мамонтенок" группы "Гномики", совместно, с музыкальным руководителем Зердеевой Еленой Юрьевной и воспитателями: Якубенко Еленой Геннадьевной, Косых Анной Ивановной завершился средн...

Познавательный проект «Чудо валенки» подготовительная группа

Познавательный проект «Чудо валенки»  подготовительная группа...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Русский валенок"

Проект «Русский валенок» был разработан  с целью ознакомления детей с историей традиционной русской обуви – валенки, их назначении, обычаями, связанными с этой обувью....