Познавательная викторина " "Русские валенки"
материал (старшая группа)
Целью викторины является закрепление знаний детей о валенках в игровой форме.Это мероприятие является итоговым в проекте "Русские валенки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valenki_viktorina.docx | 27.97 КБ |
00190c77-23ba9746.docx | 72.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ №19 «Берёзка» ЯМР
Познавательная викторина
для старших дошкольников
«Русские валенки»
Подготовила и провела воспитатель 1к.к.
Голикова Светлана Михайловна
п. Козьмодемьянск
февраль 2019года
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о валенках.
Задачи:
- Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявлять настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь, умение договариваться между собой.
- Уточнить представления детей о назначении валенок, обычаях, связанных с ними.
- Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение.
- Формировать умение связно и последовательно выражать свои мысли.
- Развивать двигательную активность детей, меткость, глазомер.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать уважение, любовь к народным традициям, интерес к истории России.
Предварительная работа:
- Беседы на тему: « Откуда появились валенки», « Как делают валенки», знакомство с обычаями, связанными с этой обувью.
- Чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок о валенках.
- Рассматривание иллюстраций, картинок по теме « Валенки».
- Продуктивная деятельность детей: рисование, аппликация валенок.
Ход.
Ребенок 1.
Здравствуйте, дорогие гости!
Если в доме, на работе
У вас валенки в почете
То мы вас – своих друзей
Приглашаем поскорей!
Ребенок 2.
День необычный у нас.
Мы искренне рады приветствовать Вас
Для умной игры собралась детвора
Ее начинать нам настала пора!
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем викторину «Валенки, валенки – красивые, да ладненькие ». Это – игра, повод, чтобы побыть вместе и интересно, с пользой провести время. Это праздник, праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности.
Вам предстоят интересные испытания. И я уверена, что вы пройдете их достойно, с радостью и улыбкой. Напоминаю всем правила викторины:
- В процессе игры нельзя подсказывать друг другу
- Тот, кто знает ответ, не выкрикивает с места
- За правильный ответ команда получает фишку (снежинку)
Приветствие команд. Капитаны представьте свои команды.
1.команда «Снежинки»
Девиз: «Ум, спор, не помеха
Мы желаем вам успеха»
2. команда «Льдинки»
Девиз: «А вам не унывать, все пройти
И на все вопросы ответ найти».
В нашем зале присутствует жюри, которое будет следить за правильностью ответов команд и подводить итоги. Начинаем игру.
Ведущий 2. Для начала мы с вами проведем разминку.
Загадки
Ведущий1. Молодцы! Немного потренировались, а теперь приступаем к нашей игре. Конкурс №1 «Отгадай-ка».
(В валенке лежат снежинки, на которых написаны вопросы)
Вопросы.
1. Традиционная русская зимняя обувь Деда Мороза (валенки).
2. Почему валенок так назвали? (от слова «валять» шерсть - валенок).
3. Валенки шьют, катают или вяжут? (катают).
4.Из шерсти какого животного чаще всего делают валенки? (из шерсти овцы).
5. Как по-другому называют валенки? (пимы, волнушечки, катанки, чесанки)
6. Какую пользу приносят валенки? (согревают, лечат)
Ведущий . Валенки так любимы нашим народом ,что про них люди и песни поют ,и стихи рассказывают, не верите? Убедитесь сами!
Ребенок 1:
Я зимой проблем не знаю,
Валенки ношу всегда
Может быть не очень модно,
Но не мерзну никогда!
Ребенок 2:
Знает взрослый человек,
Знает даже маленький.
Чтоб зимою не болеть.
Надевают валенки.
Ребенок 3:
Если есть еще калошки –
Не промокнут ваши ножки.
Валенки всего полезней –
Вас спасут от всех болезней.
Ребенок 4:
Теплые удобные валенки мои.
Сделаны из шерсти, мех у них внутри.
Я надену валенки, в лес пойду гулять.
Буду я с ребятами в них в снежки играть.
Ведущий .
У кого там хмурый вид
Снова музыка звучит.
Мы грустить не разрешаем, мы играть здесь начинаем!
Пришло время испытать валенки на прочность.
Конкурс №2
Подвижная игра: «Сбей валенком кегли».
Дети выбивают валенком, стоящие в ряд кегли, по одному. Считается, кто больше выбьет, тот и победил.
Ведущий . Ребята, почему валенки бывают разного цвета: белые, серые, черные, от чего это зависит.
Дети: от того, какого цвета была овца.
Ведущий . А вы знаете, что дырявые валенки не выкидывали, их использовали.
Конкурс №3 «Ай, да, валенки».
Скажите, как можно использовать дырявые, непригодные для носки валенки.
Дети (Ответы):
1. Валенок засовывали в наволочку и спали, как на подушке.
2. Валенок прибивали на ворота и использовали, как почтовый ящик.
3. Валенок использовали, как клюшку для хоккея.
4. В валенке хранили разные вещи.
5. В валенке любят спать домашние животные.
6. Играли с валенками в разные игры
7. Из старых валенок делали игрушки.
8. В них живут домовые.
Ведущий .
Конкурс №4 «Сложи валенок».
Капитаны берут у жюри конверты с заданием.
Дети на 2 магнитных досках из частей собирают валенки, кто первый соберет, тот и выиграл.
Ведущий . Игра «Передай валенок».
Пока звучит музыка дети передают валенок друг другу. Музыка остановится. Тот, у кого останется валенок – рассказать, что знаешь о валенках.
Жюри (дети) проверяют правильность задания.
Ведущий .
Конкурс №5 «В одном валенке».
Дети, одевая на одну ногу валенок, обегают свою стойку и передают валенок следующему.
Конкурс №6 «Что лишнее».
На столе находятся различные предметы. Необходимо выбрать тот, который используется при изготовлении валенок, объяснить.
Подведение итогов. Слово жюри.
Ребенок.
На Руси с давних пор люди валенки любили,
Мы про валенки в саду чудо сказку сотворили.
Мы их украшали, мы про них читали,
Всю неделю мы трудились, радовались, веселились.
Приложение 1.
Загадки:
1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
2. Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал…(Мороз)
3. Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек —
Этот пух зовется…(Снег)
4.Что за звездочки зима
В тучу спрятала сама?
Словно крошечные льдинки,
Эти звездочки — …(Снежинки)
5.Очень холодно, не так ли?
Все дорожки замело.
Лишь вчера была я каплей,
А сегодня — как стекло.
Я Снежинкина сестрица,
Затвердевшая водица.(Льдинка.)
6. На сапоги похожи,
Но их теплей сто крат.
из свалянной ведь шерсти
Их мастера творят.( валенки)
Предварительный просмотр:
МДОУ № 19 «Берёзка»
Творческий проект
для детей старшей группы
«Русские валенки»
Воспитатель: Голикова С.М.
1 К.К.
п.Козьмодемьянск
февраль 2019 года
Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближает детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребёнку свои знания связанные с истоками народного творчества.
Тип проекта: творческо – исследовательский, краткосрочный, групповой.
Участники проекта:
воспитанники и воспитатели старшей группы, родители воспитанников.
Цель проекта:
Приобщать детей к ценностям семейных и национальных традиций русского народа, формировать у детей знания о народной культуре. Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Задачи проекта:
- развивать интерес детей к народному быту;
- познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
- формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Время реализации проекта: с 18 февраля по 28 февраля 2019 года
Актуальность проекта:
Постановка проблемы:
Проанализировав уровень знаний детей о ремёслах русского народа, я пришла к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Русские валенки», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов Ярославской области – катания валенок.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления валенка.
У дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Формы реализации проекта:
- Тематические беседы по ознакомлению с окружающим.
- Создание в группе экспозиции, посвящённой истории русского валенка.
- НОД по изобразительной деятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
- Изготовление совместно с детьми книжки про валенки.
Презентация проекта: Совместное развлечение для детей старшей. подготовительной группы и родителей «Русские валенки».
Творческая выставка макетов валенок: «Валенки, валенки, ой, да не подшиты стареньки…»
Этапы реализации проекта:
1-й этап: подготовительный – определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, сбор информации, материала, иллюстраций по теме проекта.
2-й этап: организационный – создание экспозиции в группе, разработка содержания бесед, занятий с детьми, создание презентации, сценария развлечения.
3-й этап: формирующий – проведение бесед, занятий с детьми и родителями, организация совместного развлечения.
4-й этап: итоговый – анализ полученных результатов, обобщение опыта.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие
Рассказы родителей, родственников и детей: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на Ярославской земле катают валенки?».
Составление детьми рассказов: «Какая зимняя обувь у Деда Мороза?», «Валенки, да валенки, носит дед удаленький…».
Дидактические игры: «Что лишнее?»
«Третий лишний», «Скажи, какой?» «Скажи наоборот».
Упражнение: «Подскажи словечко».
Познавательное развитие
Тематические беседы по ознакомлению с историей русского валенка.
Рассматривание разных видов валенок.
Создание экспозиции, посвященной истории русского валенка.
Оформление альбома «Русский валенок».
Решение проблемной задачи: «Как можно использовать валенки не по назначению?»
Речевое развитие
Отгадывание загадок про валенки.
Разучивание стихов, потешек, поговорок про валенки.
Чтение художественной литературы:
- М. Пришвин «Дедушкин валенок»,
- С. Гришунин «Дедушкины валенки»,
- В. Новиков. Сказка «Тёплые валенки».
«Валенок- бываленок»
Художественно-эстетическое развитие
НОД по изо деятельности:
Аппликация с использованием техники пластинографии.
Декоративное рисование «Украшение валенка».
Разучивание частушек про валенки;
Творческие работы по украшению валенок детьми.
Прослушивание аудиозаписи русской народной песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой.
Хороводная игра «Зимушка – зима» Л. Олифировой, песня «Саночки», муз. Филиппенко.
.
Физическое развитие
Подвижные игры и эстафеты: «На прогулку мы собрались»,
«Хоккей валенком», «Обеги ёлочку», «Богатыри», «Прыжки через скакалку».
Работа с родителями:
Беседа о важности совместной деятельности родителей с ребёнком.
Чтение художественной литературы.
Оценка результативности работы над проектом.
Народная культура – важнейшее средство приобщения ребёнка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт и личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводит его в контекст культуры человеческих отношений.
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности. Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки. Чтение художественной литературы, исполнение хоровода, способствовали глубже почувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
Хотелось бы верить, что приобретённые знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.
Литература
1. Анчикова Т. П. Праздник русского валенка», журнал «Воспитатель» №4, 2008. с. 70-75.
2. М. В. Литвинова «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - СПб:. «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста "Северный валенок"
Цель проекта - заинтересовать родителей и детей в сохранении здоровья при ношении валяной обуви (валенок). Расширять представление детей и взрослых о русской северной обуви, её...
Познавательно-исследовательский проект "Русское чудо-валенки".
Актуальность проекта состоит в том, что валенки несмотря на разнообразие обуви – валенки остаются самой удобной и теплой обувью. В них не страшны ни метели, ни лютые морозы. В наши дни вале...
Познавательно-развлекательный проект "Русский валенок". 14.02.2021г.
12.02.2021г. В д/с "Мамонтенок" группы "Гномики", совместно, с музыкальным руководителем Зердеевой Еленой Юрьевной и воспитателями: Якубенко Еленой Геннадьевной, Косых Анной Иванов...
Познавательный проект "Русский валенок"
12.02.2021г. В д/с "Мамонтенок" группы "Гномики", совместно, с музыкальным руководителем Зердеевой Еленой Юрьевной и воспитателями: Якубенко Еленой Геннадьевной, Косых Анной Ивановной завершился средн...
Познавательный проект «Чудо валенки» подготовительная группа
Познавательный проект «Чудо валенки» подготовительная группа...
Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Русский валенок"
Проект «Русский валенок» был разработан с целью ознакомления детей с историей традиционной русской обуви – валенки, их назначении, обычаями, связанными с этой обувью....
Конспект ОД по познавательному развитию «Валенки».
Старше-подготовительная группа...