Игра - путешествие "Я укрепляю шейный отдел своего позвоночника"
материал (старшая группа)

Марухина Елена Сергеевна

Игра - путешествие "Я укрепляю шейный отдел своего позвоночника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_puteshestvie.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ГАГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

Гагинским детским садом №1

Федоскина Е.В. ____________

ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ

«Я УКРЕПЛЯЮ ШЕЙНЫЙ ОТДЕЛ СВОЕГО ПОЗВОНОЧНИКА»

Составитель:

Инструктор по физической культуре

Марухина Е. С.

«Я УКРЕПЛЯЮ ШЕЙНЫЙ ОТДЕЛ СВОЕГО ПОЗВОНОЧНИКА»

Ход игры – путешествия

  • I. Интерес – мотивация.

«Приветствие»

Дети стоят в кругу.

Здравствуйте, травы!

Дети протягивают руки к воображаемой траве,

Здравствуйте, деревья!

деревьям,

Здравствуй, солнце!

солнцу.

Это – я!

Обнимают себя (при этом необходимо почувствовать вибрацию звука «я» в своей груди.

Я – мои друзья!

Каждый ребёнок прикасается обеими руками к своей груди, касается обеими руками груди детей, стоящих по обеим сторонам от него.

Создание игровой ситуации.

Педагог. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны.

Дети. Да!

Педагог. Но сначала нужно немного «подзарядиться». Где ваши чудесные ладошки?

Самомассаж «Чудесные ладошки».

Массаж у оснований крыльев носа.

Педагог.

Пальчики послушные к носу прижимаем.

И, как будто кружимся, ими мы вращаем.

Массаж точек между бровей.

Педагог.

Встретились пальчики у бровей.

Пальчики покружатся всё веселей!

Точно так же как вперёд, делаем наоборот.

Про улыбку не забудем, брови наши мы разбудим!

Массаж ужей.

Педагог.

И про ушки не забудем,

Мы помнём их и … разбудим!

Дети лепят ушки от мочек вверх, слегка нажимая пальцами на уши.

Массаж грудины.

Педагог.

А теперь нашли грудину, ставим пальцы в середину …

Ими вращаем, как будто играем. Здоровье своё укрепляем!

Дети выполняют круговые движения четырьмя пальцами по грудине.

Массаж грудной клетки.

дети кладут обе руки на грудь, расслабленными пальцами рук барабанят чуть ниже ключицы.

Педагог.

Чтоб расти здоровым, крепким, развивай грудную клетку.

Пальцами вверху побей, чуть сильней и не робей!

Не молчите, детвора, протяните громко: «А – а – а!»

  • II. Движения – «превращения»

Педагог. Слышите, ребята, как, гудит поезд? Занимайте места в вагонах – и поехали!

Ритмическое упражнение «Поезд».

Музыкальное сопровождение – М. Старокадамский «Весёлые путешественники». На фоне звучания вступления педагог и дети произносят текст, сочетая его с движениями рук, согнутых в локтях.

Чух – чух, пых – чу, пых – чу, вор – чу,

Стоять на месте не хочу!

Чух – чух, пых – чу, пых – чу, вор – чу,

Стоять на месте не хочу!

Ко – лё – са – ми сту – чу, сту – чу,

Ко – лё – са – ми вер – чу, вер – чу,

са – дись ско – рее, про – ка – чу!

Чу! Чу! Чу!

Под музыку дети бегут («едут на поезде») друг за другом, затем «дорога начинает петлять» (бегут «змейкой») и т. п. Выполнив упражнение, дети останавливаются на «полянке» перед необычным домиком – теремком (его макет выполнен из бумаги размером с лист ватмана).

Педагог. Оглядимся вокруг, нет ли здесь чего – то необычного?

Дети. Домик – теремок.

Педагог. Да уж больно необычный (трогает), не крепкий. (Все вместе рассматривают «теремок»). Внутри этого теремка нет крепких стен, поэтому он не может стоять устойчиво. Он такой, как у нашего знакомого Шалтая – Болтая!

Упражнение «Шалтай – Болтай» (регулирование мышечного тонуса и осознание позвоночника как важной составляющей тела).

Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст стихотворения дети делают повороты, при этом руки болтаются свободно. Как у тряпичной куклы.

Шалтай – Болтай сидел на стене,

(Стоят на месте, поворачивают корпус вправо – влево, расслабленные руки двигаются произвольно)

Шалтай – Болтай свалился во сне.

(На последний слог в расслабленном состоянии медленно опускаются на пол).

Игра – хоровод «Теремок».

Педагог. Ребята, я предлагаю укрепить наш «теремок». Для начала споём песенку. (Дети идут по кругу и поют песенку на мотив русской народной песенки «Теремок»).

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Теремочку стены крепкие нужные

И опорой теремочку стать должны!

Педагог. Игра продолжается! Вокруг себя ты повернись, в «теремочек» превратись!

Телесно - ориентированные упражнения по укреплению позвоночника (направление мыслей детей на данный отдел позвоночника).

Педагог. Попробуем укрепить наш «теремок». (Делается акцент на значимости позвоночника). В первую очередь «теремочку» необходим стержень, опора. Сейчас мы станем маленькими волшебниками и будем творить. Разотрите свои волшебные ладошки. Готовы? Начали!

«Я укрепляю шейный отдел своего позвоночника».

Педагог. Начнём сверху, отсюда, с шеи.

Педагог читает стихотворение, а дети делают поглаживающие разминающие движения по шейному отделу позвоночника.

Нам помогут семь гвоздочков

Сделать шею очень прочной.

Гибкой и подвижной,

Стройной и красивой.

И. п. – дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых локтей.

1. Правильная «постановка» головы. Придать голове такое положение, словно она подвешена за макушку: затылок слегка подаётся вверх, будто голова «висит» в воздухе на невидимой нити, прикреплённой к макушке.

2. Сложить ладошки перед грудью, подышать.

3.Положить под подбородок, подержать голову, сопротивляясь руками.

4. Положить ладошки на затылочную часть в шейном отделе, «полежать» на них.

5. Голова вперёд, растереть ключицы подбородком – «почистили клювики».

6. голова назад – затылком растереть мышцы плечевого пояса.

7. Голова вправо – влево с касанием ушами плеч, очень медленно (!) вращать головой по кругу вправо – влево, наклонить голову к спине, вытянув шею.

8. Помассировать ямку под затылком - «почистили свою шейку».

9. Потрогать шейные позвонки.

10. Погладить себя по затылку, сказать «Я вас люблю».

Во время движений следует обращать внимание детей на растягивание и сжимание позвоночника.

  • III. Игровой релаксационный комплекс.

Педагог. Ребята, сейчас мы убедимся в игре, как дружно действуют семь шейных позвонков. Вы хорошо знаете сказку «Репка»? Скажите, сколько всего героев в этой сказке? Назовите их.

 Дети. У сказки «Репка» семь героев: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, конка, мышка.

Педагог. Правильно, ребята. А вы обратили внимание на то, что героев в сказке «Репка» столько же, сколько наших братцев – позвонков? Сейчас все они станут одной командой.

Игра – соревнование «Репка».

В игре принимают участие 2 – 3 команды детей по 7 человек.  Между играющими распределяются роли: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. На расстоянии 4 – 5 метров от каждой команды садится по «репке». По сигналу в каждой команде бежит сначала «дед». Обежав «репку», добегает до своей команды. К нему присоединяется «бабка», и, взявшись за руки, они уже вдвоём обегают «репку». Затем, захватив следующего участника, снова обегают «репку». «Сорвать репку» можно только тогда, когда все участники команды, взявшись за руки, добегут до неё, и «мышка» возьмёт «репку» за руку. Побеждает та команда, которая первой вернулась на своё место с «репкой».

Релаксационный отдых на «волшебном парашюте».

Вводная часть.

Педагог. А теперь мы отдохнём на нашем «волшебном парашюте».

Вместе с педагогом дети берутся за края «волшебного парашюта» и поднимают его вверх, делая вдох; на выдохе – опускают парашют вниз и протяжно поизносят : «У – у – у». Упражнение повторяется три раза.

Педагог. Проходите, ребята, и присаживайтесь под «волшебным парашютом».

Коврик поднимается в положение «крыша» (его держат педагог вместе с детьми – помощниками). Дети присаживаются под «крышей». После того как они расположатся, их накрывают парашютом. Парашют поднимают вверх, дети при этом делают вдох. При опускании парашюта дети на выдохе протяжно произносят: «У – у – у». Упражнение повторяется три раза.

Взрослые расстилаю парашют, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три – на «волшебный парашют» зайди!» Затем дети проходят на парашют и садятся в круг.

Основная часть.

Педагог. Ребята. Когда вы были героями сказки, какое внутреннее состояние (настроение) помогло вам лучше согласовывать свои движения или, наоборот, препятствовало ему?

Дети рассказывают о своём состоянии.

Педагог. А теперь поиграем в другую игру. Ложитесь на «волшебный парашют» головой к центру круга и слушайте сказку. В сказку перенесёмся с помощью дыхания: вдох – взлетели, выдох – летим в сказку… Вдох – выдох … Наблюдай за своим дыханием … Попробуй придумать семи шейным позвонкам свои и мена. Это могут быть герои любимой сказки, например «Репки». Это могут быть какие – то явления природы, например радуга или семь нот. Тут у тебя полный простор для фантазии. Итак, начали … Прикрой глаза и представляй …

Ребёнок ассоциирует каждый из семи шейных позвонков с явлениями, предметами, входящими в ту систему, которой он назвал этот отдел позвоночника. Например, если это 7 нот – перечислить ноты и окрасить их в определённый цвет, если радуга – то 7 цветов; это могут быть 7 гномов, у которых жила Белоснежка и т. д. Работая со следующими отделами позвоночника подобным образом, ребёнок ассоциирует каждый позвонок отдела, с которым работал. С понятными и близкими ему образами.

Педагог. Твоя шея обладает волшебной силой, а семь её позвонков помогают выполнять те движения, которые ты хочешь делать. Шейный позвоночник очень подвижный, гибкий и эластичный, с его помощью голова держится прямо, поворачивается в разные стороны. Но сам шейный отдел твоего ствола очень нежный и хрупкий.

Шеей я своей кручу,

Во все стороны гляжу,

Наклоняю и ввиваю,

«Да» и «нет» вам говорю,

Шею я благодарю!

Вот они. Семь красавцев – шейных позвонков. Познакомимся с ними, а ты мысленно направляй каждому из них улыбку.

Я – первый шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … От меня зависит твоё настроение. Если тебе грустно, вспомни обо мне.

Я – второй шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … Я отвечаю за то, чтобы ушки слышали, горлышко пело, носик дышал.

Я – третий шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … Я помогаю твоим глазкам хорошо видеть, светить всем людям!

Я – четвёртый шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … Улыбнись мне, потому что я отвечаю тоже за твоё настроение. А особенно за улыбку!

Я – пятый шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … Зубки, ушки, нос – вот и весь мой вопрос!

Я – шестой шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … Шея, пищевод, рука – вот друзья, так друзья! Чтобы головой кивнуть, нужно шею мне согнуть!

Я – седьмой шейный позвонок. Поздоровайся с ним именем, которое ты ему дал … Очень умный позвонок – он за ум ответит впрок!

Улыбнись нам, и мы ответим тебе здоровьем.

Осмотри мысленно свой шейный отдел сверху вниз.

Считаем сверху вниз – от первого шейного позвонка до седьмого.

Заключительная часть (выход из состояния релаксации).

Педагог. Пора возвращаться из нашего сказочного путешествия (отдать команду решительным тоном). Наши глазки открываем. Быстро, быстро поморгаем! Вдохнём и сладко зевнём, потянемся – растянемся … Теперь перевернитесь на бок. Немножко полежите на боку, перевернитесь на живот и, как кошечка, потянитесь, прогнув спинку. Помашите «хвостиком». Встаньте на коленки, потянитесь руками вверх. Встаньте на ножки, улыбнитесь.

Синтезирование двигательных образов – самовыражение.

Рефлексия.

Педагог. А теперь – за дело! Раскрасьте крепкие позвонки – гвоздики, которые держат шею «теремка».

Дети готовят 7 цветных карандашей или  фломастеров и  с добрыми мыслями раскрашивают каждый позвонок с пожеланием здоровья (на стр. 104 представлен эскиз макета для рефлексии ребёнка по окончании каждого упражнения).

Педагог. Посчитаем гвоздики. Сколько их получилось?

Фонопедическая игра «От шёпота до крика» (освобождение от напряжения, возникшего из – за страха, гнева или сильного разочарования).

Дети вместе с педагогом произносят текст на выдохе.

Раз, два – шёпотом,

Три, четыре – тихо,

Пять, шесть – средне,

Семь! – крикнуть.

Рассказы детей педагог записывает в «Волшебный журнал Здоровья».

Литература

Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр – путешествий. -  Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,  2017. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника (НТШОП)»

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми,  имеющими натальную травму шейного отдела позвоночника /НТШОП/ в условиях специализированной группы дошкольного образовательног...

Физкультурное занятие по здоровьесбережению на тему:"Помоги своему позвоночнику"

Донести информацию о сохранении осанки через валеологическую сказку "Король позвоночник"....

Игра - путешествие "Я укрепляю грудной отдел своего позвоночника"

Игра - путешествие "Я укрепляю грудной отдел своего позвоночника"...

Игра - путешествие "Я укрепляю поясничный отдел своего позвоночника"

Игра - путешествие "Я укрепляю поясничный отдел своего позвоночника"...

Игра - путешествие "Я укрепляю крестец и копчик своего позвоночника"

Игра - путешествие "Я укрепляю крестец и копчик  своего позвоночника"...