Музыкально-литературная гостиная " Клён ты мой опавший"
методическая разработка на тему
Дети заходят в зал под музыку романса написанного на слова Есенина. Рассаживаются за столы, рядом с родителями.
Ведущая: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы встретиться вновь
с лирикой замечательного русского поэта С.А.Есенина.
Есенин родился в крестьянской семье, в рязанском селе
Константиново, что на берегу реки Оки. До 12 лет мальчика
воспитывали нежно любившие его бабушка и дедушка.
Вокруг деревни раскинулись широкие поля, берёзовые рощи,
заливные луга , чистая красивая река. У дедушки были трое
взрослых сыновей, которые научили маленького Серёжу
ездить верхом на лошади, плавать в реке, чтобы рос он
смелым, ловким, сильным человеком. Домашние хотели,
чтобы Серёжа закончил школу и выучился на учителя, но
жизнь повернула иначе судьбу поэта. Стихи Серёжа начал
писать уже в 9 лет. Стихи его звучали певуче, как музыка…
«Родился я с пенями, в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали»
Своё родное село Есенин любил безмерно, считал его
самым прекрасным местом на земле, и не только село, но
свой рязанский край, свою Россию…
Стихотворение: «Гой, ты Русь моя родная!»
Гой, ты Русь моя родная!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyon_ty_moy_opavshiy.docx | 22.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дети заходят в зал под музыку романса написанного на слова Есенина. Рассаживаются за столы, рядом с родителями.
Ведущая: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы встретиться вновь
с лирикой замечательного русского поэта С.А.Есенина.
Есенин родился в крестьянской семье, в рязанском селе
Константиново, что на берегу реки Оки. До 12 лет мальчика
воспитывали нежно любившие его бабушка и дедушка.
Вокруг деревни раскинулись широкие поля, берёзовые рощи,
заливные луга , чистая красивая река. У дедушки были трое
взрослых сыновей, которые научили маленького Серёжу
ездить верхом на лошади, плавать в реке, чтобы рос он
смелым, ловким, сильным человеком. Домашние хотели,
чтобы Серёжа закончил школу и выучился на учителя, но
жизнь повернула иначе судьбу поэта. Стихи Серёжа начал
писать уже в 9 лет. Стихи его звучали певуче, как музыка…
«Родился я с пенями, в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали»
Своё родное село Есенин любил безмерно, считал его
самым прекрасным местом на земле, и не только село, но
свой рязанский край, свою Россию…
Стихотворение: «Гой, ты Русь моя родная!»
Гой, ты Русь моя родная!
Хаты в ризах, образа.
Не видать конца и края,
Только синь сосён глаза.
Пахнет яблоком и мёдом,
По церквам твой кроткий спас.
И гудит за хороводом,
На лугах весёлый пляс.
Если крикнет рать святая,
Кинь ты Русь, живи в раю!
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
Ведущий: Где бы не был Есенин уже будучи знаменитым поэтом: во
Франции, в Америке, его всегда тянуло на Родину, в своё село
Константиново, в свой домик с голубыми ставнями. Он говорил:
«Тот, кто видел хоть однажды этот край и эту гладь,
Тот берёзке каждой, ножку рад поцеловать».
С.Есенин нежно любил свою мать и много стихотворений он
посвящал ей. Вот одно из них, послушайте!
Стихотворение: «Письмо к матери»
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой,
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу,
В старомодном ветxом шушуне.
Я по-прежнему такой же нежный,
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной,
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви,
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете,
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость,
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу,
В старомодном ветxом шушуне.
Ведущий: Бывая дома в родном селе, Есенин посещал народные
гулянья, очень любил народные песни, хороводы, танцы.
Танец:
Ведущий: Удивительно красивые, легко запоминающиеся стихи
описывают нашу русскую природу: рассветы и ночи, весну и
осень, зимние вьюги, солнечные морозные дни.
Стихотворение: «Ночь»
Тихо дремлет река, тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт, и дергач не кричит.
Ночь, вокруг тишина, ручеёк лишь журчит,
Своим блеском луна, всё вокруг серебрит.
Серебрится река, серебрится ручей,
Серебрится трава, орошённых полей.
Ночь, вокруг тишина, в природе всё спит,
Своим блеском луна, всё вокруг серебрит.
Стихотворение: «Восход солнца»
Загорелась зорька красная,
В небе тёмно-голубом.
Полоса явилась ясная,
В своём блеске золотом.
Лучи солнышка высоко,
Отразили в небе свет.
И рассыпались далёко,
От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые,
Осветили землю вдруг,
Небеса уж голубые,
Расстилаются вокруг.
Ведущий: Раннею весною расцветает черёмуха, послушайте, как
прекрасно описал это явление в своём стихотворение С.Есенин.
Стихотворение:«Черёмуха»
Черёмуха душистая, с весною расцвела,
И ветки золотистые, что кудри завела.
Кругом роса медвяная, сползает по траве,
Под нею зелень пряная, сияет в серебре.
И кисточки атласные, под жемчугом росы,
Горят, как серьги ясные, у девицы красы.
А рядом у проталинке, в траве между корней,
Бежит, струится маленький, серебряный ручей.
Черёмуха душистая, развесившись стоит,
А зелень золотистая, на солнышке горит.
Ведущий: Послушайте ещё одно стихотворение в исполнении…
Стихотворение: «С добрым утром!
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные,
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива,
Обрядилась ярким перламутром.
И качаясь, шепчет шаловливо,
С добрым утром!
Ведущий: Стихотворения С.Есенина мелодичные, напевные, очень
хорошо ложатся на музыку. Вот один из романсов.
Романс: «Не жалею, не зову, не плачу»
1.Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.- 2 раза
2.Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце тронутое холодком.
И страна берёзового ситца,
Не заманит шляться босиком.-2 раза
3.Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
Словно я весенней гулкой ранью,
Проскакал на розовом коне. -2 раза
4.Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь.
Будь же ты, вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.-2 раза
Ведущий: Чудесная пора лето! Есенин вспоминал, как мальчишкой
убегал с ребятами на Оку. В эту пору там собиралась вся
деревня, ставили на поляне шалаши, а по вечерам не
затихали песни под звонкий напев тальянки.
«Частушки».
1.Сидела на бочке, румяные щёчки.
Люди скажут навелась, я ж такая родилась.
2.Я свои перчаточки, отдала Васяточке,
Я на то надеюся, пойду плясать, согреюся.
3.Пойду плясать, аж пол хрястит.
Моё дело молодое, меня бог простит.
4.Я ходила по полю, мимо кони топали.
Собирала планочки, Васиной тальяночки.
5.Ах щёки горят, алые полощут,
Не меня ли молодую, в хороводе ищут.
6.Ах девки беда, моя тальяночка худа.
Надо денег накопить, и тальяночку купить.
6.Мы частушки вам пропели, что Есенин сочинил.
Жаль, что нет тальяночки, пошли плясать цыганочку.
Ведущий: Но недолго длится лето, на смену ему приходит осень.
Стихотворение: «Нивы сжаты»
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы,
Солнце яркое скатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем недолго,
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой,
Увидал вчера в тумане,
Рыжий месяц жеребёнком,
Запрягался в наши сани.
Ведущий: Вот ещё одно осенние стихотворение С.Есенина было
положены на музыку и стало одним из любимых русских
романсов.
Романс:«Отговорила роща золотая»
1.Отговорила роща золотая,
Берёзовым весёлым языком.
И журавли печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.-2 раза.
2.Стою один среди равнины голой,
И журавлей относит ветер вдаль.
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.-2 раза
3.Не жаль мне лет растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цвесть.
В саду горит, костёр рябины красной,
но никого не может он согреть.-2 раза
Ведущий: Осень сменяет снежная, вьюжная зима, поутру проснувшись,
мы видим побелевший двор, на стёклах лёгкие узоры.
Стихотворение: «Разгулялась вьюга»
Разгулялась вьюга, наклонились ели,
До земли с испуга, ставни заскрипели.
А в окно снежинки, мотыльками бьются,
Тают и слезинки вниз по стёклам льются.
Жалобу кому-то, ветер шлёт на что-то,
И бушует люто, не услышал кто-то.
А снежинок стая, всё в окно стучится,
И слезами тая, по стеклу струится.
Стихотворение: «Берёза»
Белая берёза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром.
Распустились кисти, белой бахромой,
И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
И заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Ведущий: Я хочу обратить ваше внимание, все стихи поэта раскрывают
перед нами удивительный пейзаж: «Страну берёзового ситца»,
«Пригорюнившиеся ели..», «Тоскующий клён…»
А ещё С.Есенин очень любил животных. Во многих его
стихотворениях присутствуют живые существа: вороны, сороки,
лошади, собаки, кошки. Вот, с какою любовью он пишет о них.
Стихотворение: «Кошка»
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобою их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду, иль спросонок,
Только помню с далёкого дня,
На лежанке мурлычет котёнок,
Безразлично смотря на меня.
Я ещё тогда был ребёнок,
Но под бабкину песню венок,
Он бросался, как юный тигрёнок,
На оброненный ею клубок.
Ведущий: Вот и подошёл ребята наш праздник к концу. И мне его хочется
закончить строками из его стихотворения, которое обращено к
вам, ребята!
«Живите так, как вас ведёт звезда,
Под кущей обновлённой сени.
С приветствием вас, помнящий всегда,
Знакомый вам Сергей Есенин!»
Дети вместе с родителями выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"
Это мероприятие явилось составной частью Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....
Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».
Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...
Музыкально-литературная гостиная «Родина – это наш поселок Тогур» с использованием ИКТ
Цель: Развить у детей интерес к истории поселка, малой Родине, и дать возможность ощутить связь со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие Родина.Данный материал могут испол...
Музыкально-методическая разработка "Пушкинская лира". Музыкально-литературная гостиная на тему творчества А.С. Пушкина
Знакомство с творчеством поэта А.С.Пушкина: стихи и сказки. В сценарии используются материалы следующих произведений: стихотворение, посвященное Арине Родионовне, "Сказка о царе Салтане, о его славном...
Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)
Формирование навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к классической музыке, создание условий для творческого общения....
Организация музыкально-литературной гостиной «КАЛЕЙДОСКОП ИСКУССТВ» как форма взаимодействия музыкального руководителя ДОУ с семьями воспитанников
В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохраня...
Презентация для выступления на методическом объединении музыкальных руководителей на тему: «Сотрудничество педагогов, детей и родителей при подготовке и проведении музыкально-литературной гостиной»
laquo;Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родителилучше узнают своих детей, становятся ближе»....