фольклорный досуг ПОСИДЕЛКИ
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность детей и родителей
фольклорный досуг «Посиделки»
Цель: Формирование эстетических нравственных идеалов, приобщение детей к русскому народному творчеству.
Задачи: 1. Приобщать детей к истокам народного творчества.
- Формировать устойчивый интерес к народным традициям, обрядам устному творчеству.
- Развивать любознательность детей.
- Развивать речь детей.
- Овладение богатством народного слова, расширение понятийного словаря.
- Совершенствовать умение анализировать и сравнивать.
- Создание радостной атмосферы, благодаря яркости и доступности фольклора.
- Расширять музыкальный кругозор.
- Воспитывать элементарную культуру поведения в процессе коллективного движения под музыку.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
Предварительная работа:
- знакомство с народными обрядовыми традициями и праздниками;
- знакомство с народным костюмом;
- знакомство с народными инструментами;
- понятийный словарь;
- знакомство с малыми формами фольклора;
- знакомство с народными играми и хороводами;
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по - старинному посиделками называется. Пригласили мы гостей со всех волостей. А вот и они…
Пожалуйте, гости дорогие, милости просим!
Садитесь гости, будьте как дома!
Входят дети под веселую музыку
Хозяйка: Наши посиделки осени посвящены, будем песни петь, стихи рассказывать.
Выходит девочка в русском сарафане, с караваем на подносе и солонкой.
Девочка:
Мне начинать досталась роль! Я принесла вам хлеб да соль!
Отдает поднос хозяйке, садится. Звучит русская народная мелодия. (Комаринская)
Хозяйка с подносом обходит детей, каждый ребенок и взрослый отщипывает от каравая кусочек, макает в соль и съедает.
Хозяйка:
На завалинке в светелке иль на бревнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели, да водили хоровод.
Добрым чаем угощались, с медом, явно без конфет.
Как и нынче мы общались без общенья жизни нет.
Отдых - это не безделки - время игр и новостей.
Начинаем посиделки? Открываем посиделки!
Все: Для друзей и для гостей!
Дети исполняют песню «На горе-то калина».
Гостьюшка 1: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай. С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол каравай пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• О человеке судят не по словам, а по делам.
• Терпение и труд все перетрут.
• Была бы охота - будет и работа.
• Умелые руки не знают скуки.
• Кончил дело - гуляй смело.
• Умелые руки голодными не останутся.
Гостьюшка 2: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте. Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:
• Какие труды…(такие и плоды).
• Семь раз отмерь…(один отрежь).
• Землю красит солнце…(а человека труд).
• На печи заседать…(хлеба не видать).
• Труд человека кормит…(а лень портит).
• Скучен день до вечера…(коли делать не чего).
• Любишь кататься, (люби и саночки возить).
• Красна птица перьем…(а человек уменьем).
• Под лежачий камень…(вода не течет).
Хозяйка: Засиделись вы что-то… Заведите, что ли хоровод!...
Хоровод «Ах ты, береза»
Ребенок: Много танцев есть на свете, мы их любим танцевать
И на этих посиделках мы хотели б вам сплясать.
Дети исполняют танец «Кадриль»
Хозяйка: Эй, девчушки – хохотушки! Запевайте - ка частушки!
Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!
Где гармошка заиграла – там частушка зазвучала,
Русская, народная, весёлая задорная.
Девочки исполняют «Частушки»
Гостьюшка 1: Послушали байки немножко? Вот вам расписные ложки!
Подходите, выбирайте, для забавы поиграйте!
(Выходят мальчики, выбирают ложки, и встают на танец)
Мальчики исполняют танец с ложками
Хозяйка: Молодцы петь да плясать вы умеете.
Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей). Молодцы!
Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.
Разыгрывается сценка «Тит - лодырь».
Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него.
Тит: Где баранки, калачи?
1 Ребенок: Не колода лодырь, а пень, пролежал целых день.
2 Ребенок: Не жнет, не косит, а обедать просит.
3 Ребенок: Тит, иди молотить!
Тит: Живот болит.
4 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!
Тит: Спина болит!
5 Ребенок: Тит, иди мед пить!
Тит: Где моя большая ложка?
Дети: (хором) Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Гостьюшка 2: Поиграть пришла пора, выходи – ка, детвора.
Чичары – чичары, собирайтесь, гончары
Русская народная игра: «Горшки»
Цель: Развивать ловкость, быстроту, умение действовать в соответствии с правилами.
Ход игры: Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих – «водящий» изображает покупателя. Он ходит внутри круга, все поют:
Все: Чичары, чичары, собирайтесь гончары
Подходит к одному из «хозяев» останавливается и спрашивает:
Покупатель:-Горшочек продается?
Продавец: Продается!
Покупатель: По чем?
Продавец:- По денежке.
Покупатель: - А он не с трещиной?
Продавец:- Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий горшок!
Продавец: Покупаешь?
Покупатель: Покупаю!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, ударяют по ладошкам и бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший – водящий (играть 3-4 раза).
Хозяйка: Кто придумал, что осень - унылая пора?
В этот праздничный час веселится детвора!
Гостьюшка 2: А теперь все - на карусели!
Игра «Карусель».
Хозяйка: Наш детский сад дружбой славится.
Приходите в гости чаще, если нравится.
Спасибо, что вы выбрали время и заглянули к нам!
Гостьюшка 1:Так хочется, чтоб чаще были вместе родители и дети,
Тогда всем будет лучше жить на белом свете!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорный досуг в подготовительной группе "Летнии посиделки"
Летний фолклорный досуг для подготовительной группы...
" Посиделки у печки" фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возрастаи взрослых
Фольклорный досуг с использованием этнографических экспонатов музея дошкольного учреждения...
Фольклорный досуг Посиделки
Приобщение к традиционной культуре на основе использования песен, хороводов, загадок, считалок....
Методическая разработка фольклорного досуга «Посиделки» для детей старше-подготовительной группы с ОВЗ (с ТНР) .
Фольклорный досуг для детей старше-подготовительного возраста и их родителей....
Фольклорный досуг «Посиделки у самовара»для старших дошкольников
Приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками....
Сценарий фольклорного досуга "Посиделки - праздник души"
Данный сценарий содержит цели, задачи фольклорного досуга. Стихи и частушки, прибаутки....
Сценарий фольклорного досуга " Посиделки на Покров". Автор Ефремова Н.В.( с фотографиями)
Досуг был итоговым в рамках проектной деятельности по изучению фольклорных осенних традиций с элементами православия. К конспекту добавлены фото материалы....