фольклорный досуг ПОСИДЕЛКИ
материал (старшая группа) на тему

Бодина Любовь Васильевна

Совместная деятельность детей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki_7.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность детей и родителей

фольклорный досуг «Посиделки»

Цель: Формирование эстетических нравственных идеалов, приобщение детей к русскому народному творчеству.

Задачи: 1. Приобщать детей к истокам народного творчества.

  1. Формировать устойчивый интерес к народным традициям, обрядам устному творчеству.
  2. Развивать любознательность детей.
  3. Развивать речь детей.
  4. Овладение богатством народного слова, расширение понятийного словаря.
  5. Совершенствовать умение анализировать и сравнивать.
  6. Создание радостной атмосферы, благодаря яркости и доступности фольклора.
  7. Расширять музыкальный кругозор.
  8. Воспитывать элементарную культуру поведения в процессе коллективного движения под музыку.

Интеграция образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие;

Предварительная работа:

- знакомство с народными обрядовыми традициями и праздниками;

- знакомство с народным костюмом;

- знакомство с народными инструментами;

- понятийный словарь;

- знакомство с малыми формами фольклора;

- знакомство с народными играми и хороводами;

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по - старинному посиделками называется. Пригласили мы гостей со всех волостей. А вот и они…

Пожалуйте, гости дорогие, милости просим!

Садитесь гости, будьте как дома!

Входят дети под веселую музыку

Хозяйка: Наши посиделки осени посвящены, будем песни петь, стихи рассказывать.

Выходит девочка в русском сарафане, с караваем на подносе и солонкой.

Девочка:

Мне начинать досталась роль! Я принесла вам хлеб да соль!

Отдает поднос хозяйке, садится. Звучит русская народная мелодия. (Комаринская)

Хозяйка с подносом обходит детей, каждый ребенок и взрослый отщипывает от каравая кусочек, макает в соль и съедает.

Хозяйка:

На завалинке в светелке иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели, да водили хоровод.

Добрым чаем угощались, с медом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались без общенья жизни нет.

Отдых - это не безделки - время игр и новостей.

Начинаем посиделки? Открываем посиделки!

Все: Для друзей и для гостей!

Дети исполняют песню «На горе-то калина».

Гостьюшка 1: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай. С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол каравай пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• О человеке судят не по словам, а по делам.
• Терпение и труд все перетрут.
• Была бы охота - будет и работа.
• Умелые руки не знают скуки.
• Кончил дело - гуляй смело.
• Умелые руки голодными не останутся.
Гостьюшка 2: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте. Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:
• Какие труды…
(такие и плоды).
• Семь раз отмерь…
(один отрежь).
• Землю красит солнце…
(а человека труд).
• На печи заседать…
(хлеба не видать).
• Труд человека кормит…
(а лень портит).
• Скучен день до вечера…
(коли делать не чего).
• Любишь кататься,
(люби и саночки возить).
• Красна птица перьем…
(а человек уменьем).
• Под лежачий камень…
(вода не течет).
Хозяйка: Засиделись вы что-то… Заведите, что ли хоровод!...

Хоровод «Ах ты, береза»

Ребенок: Много танцев есть на свете, мы их любим танцевать
                И на этих посиделках мы хотели б вам сплясать.

Дети исполняют танец «Кадриль»

Хозяйка: Эй, девчушки – хохотушки!  Запевайте - ка частушки!

Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!

Где гармошка заиграла –  там частушка зазвучала,

Русская, народная, весёлая задорная.

Девочки исполняют «Частушки»

Гостьюшка 1: Послушали байки немножко? Вот вам расписные ложки!
                 Подходите, выбирайте, для забавы поиграйте!
(Выходят мальчики, выбирают ложки, и встают на танец)

Мальчики исполняют танец с ложками

Хозяйка: Молодцы петь да плясать вы умеете.

Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей). Молодцы!

Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.

Разыгрывается сценка «Тит - лодырь».

Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него.

Тит: Где баранки, калачи?

1 Ребенок: Не колода лодырь, а пень, пролежал целых день.

2 Ребенок: Не жнет, не косит, а обедать просит.

3 Ребенок: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит.

4 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!

Тит: Спина болит!

5 Ребенок: Тит, иди мед пить!

Тит: Где моя большая ложка?

Дети: (хором) Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Гостьюшка 2: Поиграть пришла пора, выходи – ка, детвора.

Чичары – чичары, собирайтесь, гончары

Русская народная игра: «Горшки»

Цель: Развивать ловкость, быстроту, умение действовать в соответствии с правилами.
Ход игры: Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих – «водящий» изображает покупателя. Он ходит внутри круга, все поют:

Все: Чичары, чичары, собирайтесь гончары

Подходит к одному из «хозяев» останавливается и спрашивает:
Покупатель:-Горшочек продается?

Продавец: Продается!

Покупатель: По чем?

Продавец:- По денежке.
Покупатель: - А он не с трещиной?
Продавец:- Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий горшок!

Продавец: Покупаешь?

Покупатель: Покупаю!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, ударяют по ладошкам и бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший – водящий (играть 3-4 раза).

Хозяйка: Кто придумал, что осень - унылая пора?

В этот праздничный час веселится детвора!

Гостьюшка 2: А теперь все - на карусели!

Игра «Карусель».

Хозяйка: Наш детский сад дружбой славится.

                  Приходите в гости чаще, если нравится.

                  Спасибо, что вы выбрали время и заглянули к нам!

Гостьюшка 1:Так хочется, чтоб чаще были вместе родители и дети,

                  Тогда всем будет лучше жить на белом свете!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный досуг в подготовительной группе "Летнии посиделки"

Летний фолклорный досуг для подготовительной группы...

" Посиделки у печки" фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возрастаи взрослых

Фольклорный досуг с использованием этнографических экспонатов музея  дошкольного учреждения...

Фольклорный досуг Посиделки

Приобщение  к традиционной культуре на основе использования песен, хороводов, загадок, считалок....

Методическая разработка фольклорного досуга «Посиделки» для детей старше-подготовительной группы с ОВЗ (с ТНР) .

Фольклорный досуг для детей старше-подготовительного возраста и их родителей....

Фольклорный досуг «Посиделки у самовара»для старших дошкольников

Приобщать детей к русским традициям, формировать интерес к народной культуре через знакомство с русскими народными праздниками....

Сценарий фольклорного досуга "Посиделки - праздник души"

Данный сценарий содержит цели, задачи фольклорного досуга.  Стихи и частушки, прибаутки....

Сценарий фольклорного досуга " Посиделки на Покров". Автор Ефремова Н.В.( с фотографиями)

Досуг был итоговым в рамках проектной деятельности по изучению фольклорных осенних традиций с элементами православия. К конспекту добавлены фото материалы....