Конспект "Посиделки в гостях у Хозяюшки"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Бойцова Ольга Владимировна

Знакомство детей с обычаями и традициями русского народа.: приобщение к духовной культуре, к русскому фольклору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

         

                         

Конспект

Посиделки для детей средней группы

Тема

«В гостях у Хозяюшки»


Цель:1. Знакомить детей с обычаями и традициями русского народа :приобщать к духовной культуре на основе активного использования русского фольклора (сказок,  песен, загадок, пословиц, поговорок)

2.Развивать творческие способности детей в разных видах деятельности: музыкальной, речевой,  театрально игровой.

3.Формировать у детей понятие посиделки, как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время.

Костюмы: русский народный костюм для Хозяюшки, народные рубашки для мальчиков, русские сарафаны, кокошники или платочки для девочек, коромысло с ведерками, игрушки(кот, корова, козлик, дудочка, колыбелька с куколкой, шапочка зайчика.

Оформление: музей русская изба, на столе скатерти с самоваром, скамеечки, на столе баранки, пироги.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, «Жихарка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой» и др.Пение песенок, чтение и разучивание потешек, поговорок, пословиц, поговорок, загадок, экскурсия в музей «Русская изба», знакомство с предметами быта русского народа.


                               Ход развлечения.

(Гостей и детей встречает Хозяйка)

Хозяйка: «Народ собирается – посиделки начинаются».

(Под русскую народную мелодию «Пойду ль, я выйду ль я» входят дети и мамы.)

Хозяйка: Сегодня дети мы пришли на посиделки-это такие вечера, на которые собираются после дневных трудов крестьяне. Собирались в избе, чтобы отдохнуть, повеселиться, набраться сил на следующий трудовой день. На посиделках не только веселились, пели песни, водили хороводы, играли, разыгрывали сказки, но и отмечали трудолюбивых людей.

Хозяйка: Сегодня наши посиделки мы посвящаем труду женщине-матери в старинные времена.

Рано утром, еще солнышко не встало, а мама уже на ногах, и у нее много дел; скотину убрать, русскую печь истопить, щи и кашу сварить, детей накормить, мужу в поле узелок с едой собрать, в избе прибрать.

А кто же маме поможет?

«Дети всегда были хорошими помощниками, взрослые с любовью говорили про них: «маленький да удаленький».

Дети, скажите теперь вы пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.

(Дети говорят пословицы и поговорки).

1.»Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда».

2.»Умелые руки – не знают скуки».

3.»Землю красит солнце, а человека труд.

4.»Долог день до вечера, коли делать нечего».

Хозяйка: К труду детей в крестьянских семьях приучали рано: в 6 лет девочка уже пряла на прялке, а в 10 лет работала в поле с серпом, умела шить, а в 12-13 лет могла уже вести домашнее хозяйство: носила воду, стирала белье, кормила птиц, доила корову, за младшими детьми приглядывала.

А мальчики помогали отцам в поле, по строительству и ремонту , пасти коров.

Вот наступило утро, а пастушок уже на ногах:

Ребенок:

Рано-рано по утру,

Пастушок ту-ру-ру-ру!

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му»

Ты, коровушка, ступай

В чистом поле погуляй

А вернешся вечерком,

Нас напоишь молоком.

Вот идет пастушок по деревне коровок в стадо собирает.

Вот помощница выводит коровку в стадо. Ласково разговаривает с коровкой, любят ласку домашние животные.

Ребенок:

Уж, как я ль мою коровушку люблю,

Уж, как я ль-то ей крапивушки намну

Кушай в волюшку, коровушка моя.

Ешь ты досыта, буренушка моя

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

Хозяйка: А тут и козлик на подходе, его нужно вывести погулять.

Ребенок:

Привяжу я козлика

К белой березке

Привяжу рогатого

К белой березке

-стой мой козлик,

Стой, не бодайся!

Белая березка,

Стой не качайся!

Хозяйка: Печь мама растопила пора и стряпать. А кто маме водицы принести поможет?

Ребенок:

Посылали молодицу

Под горушку по водицу,

А водица далеко,

И ведерко велико

Наша Катя подрастет,

Катя силы наберет,

Станет по воду ходить,

Ведра красные носить.

Пока мама стряпает, а на улице……

Ребенок:

На улице

Две курице

С петухом дерутся

Две девицы красавицы

Смотрят и смеются:

-Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха.

Что же мама стряпает своим деткам.

Ребенок:

Ладушки, ладушки

Пекла матушка оладушки

Маслом поливала

Детушкам давала

Даше два, Паше два

Вове два, Тане два

Хороши оладушки

У нашей матушки!

А в избе котик не дремлет, вкусно запахло:

Ребенок:

Кот на печку пошел

Горшок каши нашел

На печи калачи

Как огонь горячи

Пряники пекутся

Коту в лапки не даются.

Брысь под лавку.

Хозяйка: потрудились, помогли маме, как в народе говорят.

«Делу время, потехе час».

Приготовили свои пальчики.(Пальчиковая игра).

Мальчик-пальчик- где ты был

С этим братцем- в лес ходил

С этим братцем- щи варил

С этим братцем -кашу ел

С этим братцем-песни пел.

А сейчас встали все в хоровод «Заинька, войди в сад»…

Хозяйка : Вот и ночь пришла

                   Темноту привела

                    Задремал петушок

                   Запел сверчок

                    Уже поздно

                    Спать пора.

Мама деток спать укладывает ,песни колыбельные поет(Девочка поет колыбельную и качает колыбель).

Баю-баюшки-баю                               Котя-котянька-коток,

Не ложися на краю                            Котя-серенький хвосток!

Придет серенький волчок,              Приди, котик,ночевать,

Он ухватит за бочок.                          Мою детку покачать,

Он ухватит за бочок                            Прибаюкивать.

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам волчок не ходи,

Нашу детку не буди.

Предложить мамам спеть колыбельную песенку, которые они поют своим детям.

Хозяйка: Дети ,и мамы, сегодня мы с вами попробовали возродить одну из русских традиции-посиделки .Говорили о труде мамы в старинные времена, о трудолюбии, вспоминали пословицы, песни,  потешки.

А сейчас послушайте поговорки и скажите, о какой черте русского человека они сложены.

«Чем богаты, тем и рады».

«Что есть в печи-то на стол мечи».

«Дом красив не углами, а пирогами».

Правильно, это русское хлебосольство и гостеприимство. И мы продолжаем с вами эту традицию: «Я угощаю вас баранками, сушками и пирожками.

(Гости и дети садятся за стол).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "В гостях у Хозяюшки"

занятие по развитию речи в 1младшей группеЦель:развивать у детей интерес к народному творчеству:песням, потешкам, прибауткам;закреплять знания детьми фольклорных произведений и т.д....

Открытое занятие в группе раннего возраста "В гостях у Хозяюшки"

В материале предоставлен сценарий занятия в группе раннего возраста по теме "Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателя и детей"...

Конспект комплексного занятия по развитию речи во II младшей группе « В гостях у Хозяюшки»

Открытое занятие по развитию речи с использованием игр-драматизаций, основанных на элементах устного народного творчества....

Конспект открытого мероприятия "В гости к хозяюшке" в кружке "Бабушкины посиделки"

Цель: Приобщение детей к истокам  русской народной культуре; знакомство с народными играми, хороводами; закреплять умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать мелкую моторику рук....

Приобщение детей к народному творчеству(средняя группа) по теме:" В гости к Хозяюшке"

Занятие по приобщению детей среднего возраста к народному творчеству....

"В гостях у хозяюшки"

1.Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. 2.Способствовать расширению знаний детей о самоваре ,о традициях чаепития в ст...

комплексное занятие "В гости к хозяюшке"

Тема: «В гости к хозяюшке» Содержание: Знакомство с потешками про кота. Проведение игры - «Кот Васька»Цель:i Познакомить детей с устным народным творчеством. I  Помочь детям понять содержани...