"В гостях у хозяюшки"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Молостова Татьяна Владимировна
1.Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. 2.Способствовать расширению знаний детей о самоваре ,о традициях чаепития в старину. 3. Продолжать знакомить детей с бытом, обычаями, гостеприимством русского народа, с произведениями народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_hozyayushki.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

                               «Детский сад № 181 ОАО «РЖД»

                             Конспект  

       Занятия для старшего возраста

« В гостях у Хозяюшки» 

                                       

   

Разработала воспитатель:                                                              

                             Молостова Т.В.                                    

   

Новоалтайск

2012

Цель:

1.Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. 2.Способствовать расширению знаний детей о самоваре ,о традициях чаепития в старину.                                                                     3.  Продолжать знакомить детей с бытом, обычаями, гостеприимством русского народа, с произведениями народного творчества.

Звучит русская народная мелодия. Гости, родители сидят на местах. Входят дети в русских народных костюмах. Их встречает Хозяйка (воспитатель).

Хозяйка: Давно вас поджидаем                                                              

                 Праздник не начинаем  

              У нас для каждого найдётся,

               И местечко ,и словечко!

               И забавушек на всякий вкус!

               Добро пожаловать в гости к самовару…

-Что ни говори любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить чайку ароматного после рабочего дня или после бани. В праздники тоже вся семья собиралась у самовара.

Ребёнок 1:Я спешу, как на пожар,

                   Нам прислали самовар!

                   Вот он на столе стоит,

                   Озабоченно пыхтит!

Хозяйка: Мы с вами вместе о самоваре узнали очень много.Так.что такое самовар?

Не уснём на посиделках.

Эй, ребята - не скучай!

Начинаем викторину,

Викторину—«Самовар».

                               Викторина : «Самовар».

-Хозяйка:-Сегодня мы поговорим о символе семейного уюта, спокойствия, гостеприимства и тепла. Что же это за предмет?

1.Медный бес на стол залез. Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо! ( Самовар).

2.Какой город считался столицей самоваров? ( Тула).

3.Кто основал первую самоварную фабрику? (Братья Иван и Назар Синицыны).

4.Как узнавали, кто этот самовар изготовил? ( У каждого мастера было своё клеймо (печать)).

5.Из какого материала изготавливали самовары? ( Из  зелёной меди( латунь),из красной меди( сплав меди и цинка). Иногда золотили или  серебрили.

6.Все ли самовары были одинаковой формы? Какие? ( Репка, банка, шар, ваза, рюмка и др.)

7.В каких детских произведениях литературы упоминается о самоваре?

К.Чуковский: « Мойдодыр».

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю .

А пузатый от меня,

Убежал как от огня…

К.Чуковский: «Муха-цокотуха».

Муха,муха-цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

К.Чуковский: «Федорино горе».

Из окошка вывалился стол.

И пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарищам кричит.

Уходите, бегите, спасайтеся!

8.Кто впервые завёз чай в Россию. ( Из Китая ,купцы Строгановы).

9.Что такое сбитень? (Любимый напиток на Руси. Это горячий напиток с мёдом и с лекарственными травами, приготовленный в сбитеннике, напоминающим чайник).

10.Во время чаепития, кто считался главой стола? (самовар).

11.Какое самое дорогое угощение было к чаю в старину? (сахар).

Хозяюшка:-Мы сегодня не скучаем и немножко поиграем.

                               Игра : «Собери самовар».

-А родители, чтобы не скучали, предлагаю вам собрать пословицы о самоваре.

-Выпьешь чайку-забудешь тоску.

-Самовар кипит-уходить не велит.

Печка матушка-а самовар батюшка.

Со своим самоваром в Тулу не ездят.

(Раздаётся стук за дверью.)

-Уф! Как жарко! Уф! Как весело!

Хозяйка: Ой, кто это говорит? (Входит самовар).

-Это я –Самовар-Самоварович!

-Здравствуйте мои ,друзья!

Вижу собрались вокруг меня,

Деточки хорошие, гости все пригожие!

Чайку попить, сердце повеселить!

Хозяйка: Добро пожаловать ,Самовар- Самоварович! Мы очень рады! Ребята, давайте сделаем приятное нашему гостю—скажем ему комплименты-какой он хороший!

Самовар:-За такие комплименты я вас отблагодарю. Я вас  ароматным чаем угощу!

Хозяйка:-Самовар есть! А без чего же не будет посиделок весёлых?

Самовар:-А какой вы любите чай? (зелёный, байховый, чёрный

и т.д.)

Хозяйка: А вот в давние времена не все могли пить чай. Пили чай только богатые ,а крестьяне пили чай в особых случаях, как лекарство.

Ребёнок 1:

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет,

Если хворь с кем приключиться,

Чаем можете лечиться!

Чай всех  снадобий полезней,

Помогает от болезней!

Ребёнок 2:

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай – здоровью лучший друг!

Хозяйка: А за чаем не скучаем и в игру мы поиграем.

                                Игра: «Сушки».

( Кто быстрее нанижет сушки на ленточку ).

Хозяйка:-А ещё наши ребята про чай знают частушки.

                                             Частушки.

1.На столе у нас пирог,

    Пышки и ватрушки.

    Так споём же под чаёк,

    Чайные частушки.

2.Самовар блестит, кипя,

    А чаёк в нём пенится,

Погляди-ка на себя-

Ну и отраженьице!

3.Самовар поёт, гудит,

    Только с виду он сердит,

   К потолку пускает пар,

   Наш красавец самовар.

4.Подавай мне чашку чая,

   Ведь тебе не жалко чай,

   В чае я души не чаю,

   Наливай горячий чай!

5.Чай горячий-наша сила,

   Украшение стола,

   Чаепитие в России-

   Вот хорошие дела!

Хозяйка:-А сейчас мы проведём чайный аукцион! Назовите слова, в состав  которых входит слово « чай».

Самовар: Хорошо у вас. Спасибо за гостеприимство! Я хочу подарить вам своё тепло и свой любимый чай.

Хозяюшка:-Давайте все встанем вокруг нашего самовара и подарим всем хорошее настроение!

                                 Танец «ПЫХ,ПЫХ,САМОВАР…»

(Самовар уходит)

     

Ребёнок:

Но как много лет назад,

Он и весел и пузат.

Этот старый самовар:

Чудо для ребёнка,

Дети смотрятся в него

И смеются звонко!

Ребёнок:

В самоваре, как в кино,

Кухня, с облаком окно.

Пусть сейчас не вьётся пар,

И не слышно пения,

Но как прежде самовар

Дарит настроение!

Хозяйка:

-А у нас, ребята, тоже есть самовар, который уже долго поёт и приглашает нас за стол.

                                          Чаепитие.

( Дети дарят подарки гостям—магниты в виде самовара с пословицей «Чай без сахара-сладок, если друг рядом!»)

Хозяйка:-Добро сидеть за самоваром!

                  И пить из блюдца не спеша.

                   Поёт, горит, исходит паром,

                   Его славянская душа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "В гостях у Хозяюшки"

занятие по развитию речи в 1младшей группеЦель:развивать у детей интерес к народному творчеству:песням, потешкам, прибауткам;закреплять знания детьми фольклорных произведений и т.д....

Открытое занятие в группе раннего возраста "В гостях у Хозяюшки"

В материале предоставлен сценарий занятия в группе раннего возраста по теме "Создание выразительного образа в совместной деятельности воспитателя и детей"...

Конспект комплексного занятия по развитию речи во II младшей группе « В гостях у Хозяюшки»

Открытое занятие по развитию речи с использованием игр-драматизаций, основанных на элементах устного народного творчества....

Конспект открытого мероприятия "В гости к хозяюшке" в кружке "Бабушкины посиделки"

Цель: Приобщение детей к истокам  русской народной культуре; знакомство с народными играми, хороводами; закреплять умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать мелкую моторику рук....

Приобщение детей к народному творчеству(средняя группа) по теме:" В гости к Хозяюшке"

Занятие по приобщению детей среднего возраста к народному творчеству....

комплексное занятие "В гости к хозяюшке"

Тема: «В гости к хозяюшке» Содержание: Знакомство с потешками про кота. Проведение игры - «Кот Васька»Цель:i Познакомить детей с устным народным творчеством. I  Помочь детям понять содержани...

Осеннее развлечение для старших дошкольников "В гостях у хозяюшки"

Развлечение для старших дошкольников с использованием фольклорного материала....


 

Комментарии

Молостова Татьяна Владимировна

1.Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. 2.Способствовать расширению знаний детей о самоваре ,о традициях чаепития в старину. 3. Продолжать знакомить детей с бытом, обычаями, гостеприимством русского народа, с произведениями народного творчества.

Молостова Татьяна Владимировна

1.Показать детям уникальность русского самовара для сохранения народных традиций, особенности быта и жизни русских людей. 2.Способствовать расширению знаний детей о самоваре ,о традициях чаепития в старину. 3. Продолжать знакомить детей с бытом, обычаями, гостеприимством русского народа, с произведениями народного творчества.