Фольклорный праздник "Праздник русской печки"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Приобщение детей к русской народной культуры посредством музыкального фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_russkoy_pechki.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыкальный руководитель:
Кунюгина Елена Алексеевна
МБДОУ «Детский сад № 167» г.Н. Новгород
Праздник русской печки
(Сказочное путешествие современного ребенка в мир прошлого)
Цели:
1. Дать начальное представление о традициях русского народа, о быте.
2. Обогащать словарный запас детей.
3. Развивать коммуникабельность, актерские способности.
Зал убран в стиле русской избы. Основное место занимает русская печь (нарисована). У печки угли, ухват, поленья, солома. Висит люлька. На лавке стоят чугуны, горшки, утюг. В углу – прялка, клубки шерсти, веретена, корзины, валенки. На столе стоит самовар, керосиновая лампа, хлеб, соль, деревянные ложки.
В зал входят ученики.
Хозяйка: Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Садитесь, гости дорогие!
Ведущий: Дорогие гости! Сегодня мы отправимся в удивительный мир русской народной культуры. Побываем в далеком-далеком прошлом и посмотрим, как жили – не тужили наши прабабушки и прадедушки. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно для нас с вами. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.
Часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Сегодня к себе в гости в крестьянскую избу радушно пригласили нас хозяин Владислав, хозяйка Елена и их дети: Вася, Юля и маленький Ванечка.
Так о чем же мы поведаем нашим гостям?
Хозяин: Как о чем? А впрочем, ребята, догадайтесь сами.
Наша толстая Федора наедается не скоро, а зато когда сыта – от Федоры теплота. (Печь).
Хозяйка: В избе – изба, на избе труба, зашумело, загудело в трубе, видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)
Вася: Стоит в углу Матрена, здорова, ядрена, пасть открывает, что дают – глотает. (Печь).
Юля: Лето придет – не глядят на нее. Зима придет – обнимают ее. (Печь).
Ведущий: Так о чем же сегодня пойдет речь в этом доме? (Ответы детей).
Догадлив крестьянин – на печи избу поставил – гласит русская пословица. Действительно, печь – основа русского дома, его душа. Само слово «изба» произошло от древнего слова «истоба», «истопка», ведь изначально избой называли лишь отапливаемую часть дома.
Устроена печь довольно сложно. Соорудить ее, или как в старину говаривали – поставить, дело совсем непростое. Им занимались особенные мастера, которых так и называли – печники. Печник был очень уважаемым человеком в народе – ведь от него зависело, будет ли в доме тепло суровой зимой, хороший ли хлеб будет печься у хозяйки.
Хозяин: Вот и наш печник закончил свою работу. Он расскажет нам, как устроена печь.
Печник: Для постройки брал только огнеупорные кирпичи и глину. Кладка у меня плотная, дыма в доме не будет, я проверял. Зажег кусок толя в печке, а вьюшку – крышку, которая закрывает трубу, не открыл, дым через кладку не прошел. Полукруглый широкий жерл печи будете закрывать железным листом с ручкой – заслонкой. Верхнюю лежанку сделал длинной, чтобы удобно было вам лежать и греться. Шесток широкий, надеюсь, хозяйке понравится. Печурки глубокие, будете там свои варежки и носки сушить.
Конкурс «Печники». Ученик вытягивает табличку и крепит ее на соответствующее место на печи. Таблички: труба, вьюшка, лежанка, печурка, свод, шесток, заслонка, запечье.
Хозяин: Спасибо! Замечательная печь!
Печник: Пользуйтесь на здоровье. А когда сажи в дымоходе много накопится, сожгите в печке картофельные очистки, сажа отлетит. Мне пора идти, меня в другом доме ждут. До свидания.
Хозяин: Главное в доме - печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Прижмутся дети к теплой печке да рассказывают друг другу сказки. От печи теплый пар клубится-струится, вкусным да сдобным калачом тянет, угольки светятся да горницу освещают. Дети у печки сидят, сказки сказывают, друг друга перебивают. А вы, ребята, узнаете сказки?
1) Подошли они к избушке: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам». («Лиса и заяц»)
2) Бежала девочка, бежала, видит, стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда они полетели?» Печка отвечает: «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». («Гуси-лебеди»)
3) Углы в избе затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели. И печь сама пошла по улице, прямо к царю. («По щучьему велению»)
4) Был царский бал на отходе. Поехал царевич домой наперед, нашел там женину кожу, да и сжег ее в печи». («Царевна-лягушка»)
5) Братья собираются в город смотреть, кто царевну на скаку поцелует. А младший брат сидит на печи за трубой и говорит: «Возьмите меня с собой». («Сивка-бурка»)
6) Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла она в избушку и видит: сидит на печи Баба-Яга – костяная нога, губы на полке, а нос к потолку прирос. («Финист - ясный сокол»)
Какие молодцы, все сказки о печке узнали. А знаете ли вы, что русская печка существует не одно тысячелетие? Причина ее долговечности в уникальности. Русская печь отапливает помещение, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, сушатся грибы, ягоды, травы и одежда.
Хозяйка: Русская печка наша кормилица. Как встану поутру, так первым делом начинаю растапливать печку. Ставлю в печь три больших чугуна. Первый для щей, второй для каши, а третий для всех остальных надобностей. Посуда для русской печки особой формы: горшки да чугуны должны иметь большую боковую поверхность, потому что посуда нагревается в печи больше с боков. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать ухватом. Ну-ка, ребятишки, поднимите чугунок ухватом. (Дети поднимают, переносят)
Какие же продукты я использую для приготовления каши в печке? Если названный продукт нужен, говорите «да», а если он не используется для приготовления каши – «нет».
Сорока-белобока задумала кашу варить,
Чтоб деток накормить. На рынок пошла
И вот что для каши взяла. Парное молоко – (да)!
Куриное яйцо – (нет)! Крупа манная – (да)!
Капуста качанная – (нет)! Соленый огурец – (нет)!
Мясной холодец – (нет)! Сахар да соль – (да)!
Белая фасоль – (нет)! Масло топленое – (да)!
Рыбка соленая – (нет)! Лавровый лист – (нет)!
Китайский рис – (да)! Чернослив да изюм – (да)!
Шоколадный лукум – (нет)! Перец болгарский – (нет)!
Соус татарский – (нет)! Клубничное варенье – (да)!
Бисквитное печенье – (нет)! Да, славная каша получилась.
Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. А какие каши дарит нам печь!
Конкурс «Угадай кашу по вкусу». Приглашаются участники, им завязывают глаза и дают попробовать кашу. (Гречневая, пшенная, пшеничная, рисовая, геркулесовая, манная, тыквенная)
Хозяин: Печка русская, стоишь ты, широкая да ладная, пол-избы, почитай, занимаешь. И кормишь ты нас, и обогреваешь, если нужно. Одно слово – «матушка». Даже иногда детей купают в печке – настоящую баню устраивают. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой, и лезут в печку наперегонки детишки. Каждому охота поплескаться в печном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.
Хозяйка: Намою ребят и спать. Большие на лежанке, а малые в люльке. Леля – богиня нежности, заботы и любви. По имени этой богини и детскую кроватку назвали люлькой.
Юля: (Поет русскую народную колыбельную песенку).
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет – кашкою,
Другой – простоквашкою,
Третий скажет – молочком
И румяным пирожком.
Ведущий: Ребята, какую песню спела Юля? А кому из вас мама поет колыбельные песенки? (Дети по желанию поют колыбельные песенки у люльки)
Хозяйка: Тепло у нашей печки. Дрова прогорели, можно и самовар ставить (засыпает угли в самовар и раздувает их). Пока самовар закипает, будем белье гладить. (Засыпает угли в утюг, несколько учеников гладят белье)
Ведущий: В зимнее время у крестьян в поле, на огороде работы нет. Занимались в теплой избе домашними делами. Мужчины подшивали валенки, плели корзины. Каждая женщина умела прясть, а учили этому с малолетства. (Рассказ об устройстве прялки и показ действий пряхи) (Ученики по желанию прядут под руководством взрослого).
Ребята, вспомните сказку Пушкина, которая начиналась словами: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»).
А в какой сказке жизнь королевской дочери зависела от веретена? («Спящая красавица»).
Молодцы, ребята!
На улице зимой темнеет рано, телевизоров и компьютеров не было. Собирались соседи в какой-нибудь избе у теплой печки со своим рукоделием, пели песни, сказки сказывали, хороводы да игры водили.
Сегодня к нашим хозяевам тоже соседка с рукоделием пришла.
Хозяин: Здравствуй, Егорьевна! Проходи, проходи, садись поближе к теплой печке. Что интересного принесла для нас?
Егорьевна: Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей, погляжу.
- Зимой нет теплей, летом холодней. (Печь)
- Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват).
- Пляшет-скачет крошка, а всего одна ножка. Как устанет – в угол встанет. (Веник).
- Дедко коптел, много лет терпел, много душ накормил, а разбился, под плетнем очутился. (Горшок).
Какие все вы смышленые, все мои загадки разгадали.
Сосед: Здравствуйте, соседи! Можно к вам зайти, вечерок скоротать?
Хозяйка: Проходи, места всем хватит.
Сосед: На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
Хозяйка, а ложки у тебя найдутся?
(Игра на ложках «Светит месяц») (Хоровод «Во поле береза стояла»)
Хозяйка: Юля, Вася! А ну-ка сыграйте нам небылицы в лицах, а сосед, дед Лука, вам на гармошке подыграет.
Вася: Сценка «Уля и Филя». Роли исполняют: Уля – наша Юля, Филя – это я, Василий.
Уля. Здорово, Филя!
Филя. Здорово, Уля!
Уля. Где ты был?
Филя. У матушки!
Уля. Что, мать гостинцев прислала?
Филя. Мать прислала оладушек!
Уля. А где же они?
Филя. Я их под лавку положил!
Уля. Экий ты, Филя чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы в печку положила, ты бы пришел и поел.
Звучат народные наигрыши. Уля и Филя то расходятся, то вновь сходятся.
Филя. Мать прислала сарафан.
Уля. А где же он?
Филя. Я его в печку положил!
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля как?
Уля. Я бы его повесила в шкаф.
Звучат наигрыши. Уля и Филя то сходятся, то расходятся.
Филя. Мать прислала барана.
Уля. А где же он?
Я его повесил в шкаф!
Уля. Экий ты, Филя чудак!
Филя. А ты бы, Уля как?
Уля. Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.
Звучат наигрыши. Уля и Филя то сходятся, то расходятся.
Филя. Мать прислала Настюшку.
Уля. А где же она?
Филя. Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы ее за стол посадила да чаем напоила!
Звучат наигрыши.
Филя. Мать прислала свинью.
Уля. А где же она?
Филя. Я ее за стол посадил, чаем напоил.
Уля. Ах ты, Филя! Какой ты простофиля!
Сосед: У кого там хмурый вид?
Собирайся детвора,
Ждет вас русская игра «Колышки».
Юля: Перед игрой надо посчитаться.
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду убирал.
- Вынь, положь. Кого берешь?
- Раз, два, три – выходи! Ты водящий.
Играющие встают плотным кругом. Водящий ходит за кругом: «Кума, кума, продай колышки».
Игроки отвечают: «Купи».
Водящий: «А что стоит?»
Игроки: «Кочан капусты, да веник, да рубль денег».
Водящий ударяет одного из игроков по рукам. «А ну, по рукам да в баню». Бегут вокруг круга в разные стороны. Кто первым прибежит и встанет на свободное место, тот и выиграл. (Потом играют ученики по желанию).
Печник: Смотрю у вас в доме огонь. Зайду, думаю, спрошу, как тут моя печь, не дымит ли, держит ли тепло.
Хозяйка: Спасибо вам за печь.
Сосед: Не поставите ли и мне такую же печь будущим летом?
Печник: Хочу задать вам несколько вопросов:
- Какие нужны стройматериалы для того, чтобы сложить печь? (Кирпичи и глина)
- Какого качества они должны быть? (Огнеупорные)
- Как проверить исправность печки? Плотная кладка или нет? (Кусок толя зажечь в печи, вьюшку не открывать, если дым проходит через кладку, значит, надо заново класть)
- Чтобы отлетела сажа из дымохода, что нужно сделать? (Жечь в печи картофельные очистки)
- Если дым из трубы идет, что это значит? (Печка топится)
Все правильно. Отчего ж не поставить, поставлю.
Сосед: Как быстро пролетело время возле вашей печки!
Хозяин: Я думаю, что возле нашей печки – символа домашнего тепла и уюта мы встретимся еще не раз.
Хозяйка: Всем спасибо за вниманье, за игру, за звонкий смех.
Соседи: Говорим мы до свиданья!
Хозяева: Снова в гости ждем вас всех!
Ведущий: Ребята, вам понравилось в гостях у русской печки? (Ответы учеников) А сейчас приглашаем всех, отведать пирожков из русской печки. Приятного аппетита! (Чаепитие).
Литература
- Захарян И. Н. Русский народный костюм // Начальная школа. - 2008.- № 2.
- Козлова С. Б. Нижегородская ярмарка // Начальная школа. - 2004.- № 2.
- Кошева Н. И. Праздник русской печки // Уроки в начальной школе: Когда закончились уроки. Пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2004.– (Приложение к журналу «Начальная школа»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Русской печки нет добрее" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")
"Игры в уголке русской избы" на доступном детям уровне знакомят детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского на...
Занятие-досуг с элементами тренинга «Праздник Русской печки» (проводится в музее ДОУ «Кубанская горница»)
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ...
Русская печка - символ гостеприимства и теплоты
С древних времён в русских избах в основе была печка. Она была источником тепла и местом для приготовления пищи. Картошка считается в России вторым хлебом....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ЭКСКУРСИИ: «РУССКАЯ ПЕЧКА – ВСЕМУ ДОМУ ГОЛОВА»
Цель : приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о русском быте....
"Русская печка-всему дому голова"
«Русская печка – всему дому голова»Конспект занятия по познавательному речевому развитию...
Конспект НОД по области «Развитие речи» В средней группе «Русская печка»
Конспект НОД по области «Развитие речи»В средней группе«Русская печка»Цель: создавать условия для знакомства детей с устройством и назначением русской печи через активизацию всех сторон речи детей....
Сценарий осеннего фольклорного праздника в подготовительной группе "ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ У РУССКОЙ ПЕЧКИ"
Цель проведение фольклорного праздника «Осенние посиделки», формирование интереса к традициям русского народа.Задачи:познакомить с русской традицией - осенними посиделками - и о...