Конспект организованной образовательной деятельности "Русской печки нет добрее" ("Приобщение к основам русской народной культуры и быта")
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

"Игры в уголке русской избы" на доступном детям уровне знакомят детей  с народными играми, народным календарем, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkoy_pechki_net_dobree.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Кузнецовский детский сад

Конспект организованной образовательной деятельности

«Русской печки нет добрее»

(ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА)

                                                                   Воспитатель:

                                                                             Тяглова  Марина Александровна

                                                                               I квалификационная категория

2013 год

Конспект организованной образовательной деятельности

                                        «Русской печки нет добрее»

(познавательное развитие)

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область «Познание». Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью – главной частью избы.

Образовательная область «Коммуникация».  Цель: активизировать в речи слова: русская печь, печник, ухват, горшок, голландка, буржуйка, домовой.

Образовательная область «Социализация». Цель: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.

Образовательная область  «Безопасность». Цель: закреплять правила безопасного поведения в обращении с печкой.

Образовательная область «Физическая культура». Цель: развивать двигательную активность.

Образовательная область «Чтение художественной литературы». Цель:

вызвать желание самостоятельно исполнять знакомые инсценировки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.

Образовательная область «Музыка». Цель: способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.

Материалы и оборудование:  аудиозаписи с русской народной музыкой; «уголок русской избы» с предметами быта, деревенской утварью, полович-

ками; имитация  русской печи; русские  народные  костюмы; кукла – домовёнок; маска козла; пироги .

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в « уголке русской избы»;  чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание  загадок;

слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр( «Заря –заряница», «Кострома» , «Капуста» и др.)

Ход  (в «Уголке русской избы»):

Хозяйка хлопочет в избе возле печи.

В зал под русскую народную музыку «Выйду на улицу»  заходят

дети с Ариной, одетые в русские народные костюмы.

Дети входят в избу, их встречает Хозяйка.

Хозяйка: Здравствуйте! Проходите, гости дорогие! Милости просим! Для дорогих гостей и двери настежь! (с поклоном)

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому! (с поклоном)

Хозяйка:                       Горница у меня небольшая,

                                      Да красивая какая!

                                      Тёплый дух идёт от печки,

                                      А в углу сундук стоит.

                                      Много он добра хранит!

Дети рассаживаются по лавкам возле печки.

                                     

                                      Рассаживайтесь поудобнее.

                                      В тесноте, да не в обиде.

Арина:                          Как уютно в вашей горнице:

                                      Спозаранку печка топится,

                                      Котик лапкой умывается,

                                      Вам, ребята, здесь нравится?

Дети:   отвечают, кивают головой.

Хозяйка:  Я рада вас видеть у себя в гостях и рада угостить!

Русский народ славится гостеприимством. Вот и я люблю пироги печь и всех угощать.

                                      Затопила жарко печку,

                                      Засветила ярко свечку,

                                      А  чуть зорька на порог-

                                      Я поставила пирог.

Хозяйка: Ребята, самое главное в деревенской избе – это печь.

Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.

А знаете ли вы ,что русская печь существует около четырёх тысяч лет?

Человек, который умел класть печь,- печник- пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Русская печь

отапливала жильё,  в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду, лечили больных, раньше даже мылись.

На печи можно было спать на лежанке. А  сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Зимой в мороз даже кур под печкой держали. Печь была основой жизни, главным  оберегом  семьи, семейным очагом. Не зря в старину говорили: «Печь нам мать родная», «Без печи хата-

-не хата».

Ребята, а какие загадки про печь знаете вы?

Дети говорят знакомые загадки про печь.

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

Накормишь – живёт,

Напоишь – умрёт.

                                                                                  Бабушка седа, бела,

                                                                                  Зимой всем мила,

                                                                                  А как лето наступает,

                                                                                  Про бабушку забывают.

Толстая Федора

Наедается скоро

Но зато, когда сыта-

От  Федоры теплота.

Хозяйка: К печке обращались ласково:

                                          Ой ты, печка – сударыня,

                                          Помоги нам, барыня,

                                          Ты свари, испеки, обогрей,

                                          Освети, полечи и спаси,

                                          В дом богатство неси.

Арина: А помнишь, Хозяюшка, какие песни пели девицы – красавицы возле печки за рукоделием?

Хозяйка: Как не помнить, помню. Раньше песни пели всегда: и когда веселились, и когда трудились. Ниточка прядётся, а песенка поётся.

Девочки имитируют работу за прялкой, запевают песню «Прялица»

                                           Позолоченная прялица,

                                           Мы прядём, а нитка тянется,

                                           Мы прядём, а нитка тянется,

                                           Нам работа наша нравится…

За печкой чихает домовёнок Кузя.

Арина: А кто же тут чихает?

Хозяйка:  Кузенька, это ты?

Кузя:  выходит из-за печки

                                           Я малютка домовой,

                                           Пригласи меня домой-

                                           Я порядок наведу,

                                           Не пущу я в дом беду.

                                           Я за печкою живу,

                                           С ребятишками дружу,

                                           Я хозяйке  помогаю

                                           И гостей я развлекаю.

Хозяйка: Домовёнок Кузя следит за порядком в нашем доме, оберегает его, защищает от всего плохого, видит всякую мелочь и много чего знает.

Кузя: Услышал  я, что вы ведёте речи.

          О доброй и уютной нашей русской печи.

         А в каких сказках встречается русская печь?

Дети: отвечают («Гуси – лебеди», «Колобок», «По щучьему велению»).

Кузя:  Ребята, а  вы знаете, что печки бывают разные? Кроме русской печки были голландки, буржуйки – они просто отапливали жильё.

А какие угощения дарит нам печь?

Дети: отвечают  (щи, каши, пироги, раньше выпекали хлеб и др.)

Кузя: Есть у меня для вас загадки. Кто отгадку скажет – пусть её покажет.

Загадки.

1.Стоит молодец по колена в золоте (горшок)

Хозяйка:  Горшок крепкий, закалённый, его смело можно в печь поставить.

Я в нём и кашу варю, и картошку(рассматривают)

А для того, чтобы поставить горшок в печь и не обжечься, мне потребуется ещё один предмет.

2.Кто в избе рогат? (ухват)

Хозяйка: Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок

и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом да горшком управиться, нужны ловкость  да сноровка. Хотите попробовать, каково это - ухватом орудовать?

Дети пробуют поставить горшок  ухватом в печку.

3.Чёрный конь скачет в огонь (кочерга)

Хозяйка: И все эти предметы быта необходимы при русской печке.

Хозяйка: Ухвачу я ухват за деревянную палку, подцеплю рогаткой горшок

и поставлю на огонь. Но, чтобы с ухватом да горшком управиться, нужны ловкость  да сноровка. Хотите попробовать, каково это - ухватом орудовать?

Арина:  Много всего интересного узнали мы сегодня.

Дети                         - Русской печки нет добрее:

                                 - Всех накормит, обогреет,

                                 -Варежки сушить поможет,

                               

                                 -Деток спать в тепле уложит.

Кузя:  Вот и мне пора за печку.

           И сверчок поет где –то рядышком.

           Как тепло с тобой, печка – матушка!

Домовёнок уходит за печку.

Арина: А мы припасли для вас забавушек на всякий вкус.

              Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку!

             Ух, жарко стало здесь .

             Пойдёмте на завалинку.

             У дома будем хороводы водить.

Арина:       Как у наших ворот

                   Собирался народ.

                   Собирался народ

                   На весёлый хоровод!

Хозяйка:  Да и я ,пожалуй, встану

                 От ребяток не отстану.

Хоровод  «Как под наши ворота» (Приложение 1)

Дети: А играть в русские народные игры будем?

Арина:          Улица  мала, да хоровод велик:

                      Хоровод велик, поиграть велит,

                      Поиграть велит да малым детушкам.

Русская народная песня – игра  «Кострома» (Приложение 2)

Хозяйка:  А у меня козёл – помощник живёт.

Он бородою трясёт,

В гости к нам сюда идёт.

Под музыку входит Козёл, несёт дрова.

Хозяйка:  Козёл в лес ходил,

                 В лесу дрова  рубил.

Дети: На что ему дрова?

Козёл: Ме –ме-ме, печь топить.

Дети: На что печь топить?

Козёл: Кашу варить

Дети: На что кашу варить?

Козёл: Ребят с Хозяюшкой кормить.

Исполняется инсценированная песня «Как у нас – то козёл» (Приложение 3)

Хозяйка:        Славно мы играли, пели,

                       Пироги уже поспели.

                       Пироги капустные

                       Очень даже вкусные.

    «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Хозяйка выносит на подносе пироги.

                       Берите, не стесняйтесь

                       Пирогами угощайтесь!

Дети:  Благодарствуем, Хозяюшка.

Арина: Спасибо, Хозяюшка,

             За хлеб-соль да пироги  знатные.

             За учение уму – разуму (с поклоном).

             А нам пора с вашего двора.

Звучит русская народная мелодия.

Дети выходят из зала.

                                                                                                           Приложение 1.

«КАК   ПОД  НАШИ  ВОРОТА»

(русская народная песня – хоровод)

1.Как под наши ворота

   Подливалася вода.

   Ой, калина моя!

   Ой, малина моя!

2.Подливалася  вода,

   Расстилалася трава.

   Ой, калина моя!

   Ой, малина моя!

3.Расстилалася трава,

   Трава  шёлковая.

   Ой, калина моя!

   Ой, малина моя!

                                                                                                           Приложение 2.

«КОСТРОМА»

(русская народная песня – игра)

Девочка, изображающая Кострому, сидит на стуле в центре. Остальные дети ходят вокруг и поют. После каждого исполнения песни они останавливаются и спрашивают девочку. Во врем песни Кострома показывает (имитирует), как надо прясть, мотать клубочки, вязать и т.п.

Пение:                 Кострома, Кострома!

                             Государыня моя, Кострома!

                             У Костромушки  кисель с молоком,

                             Ещё с прибылью блины с творогом.

Дети. Здорова, Кострома!

Кострома. Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома. Кудельку  пряду! (показывает)

Пение:

Дети. Здорова, Кострома!

Кострома. Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома. Клубочки мотаю! (показывает)

Пение:

Дети. Здорова, Кострома!

Кострома. Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома. Вязанье вяжу!  (показывает)

Пение:

Дети. Здорова, Кострома!

Кострома.  (грустно). Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома. Плачу, пальчики болят! (показывает)

Пение:

Дети. Здорова, Кострома!

Кострома. (тихо) .Здоровенькая!

Дети. Что ты делаешь?

Кострома. Вас ловлю!

Кострома бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

                                                                                                           Приложение 3.

«КАК  У  НАС – ТО  КОЗЁЛ»

(русская народная песня – инсценировка)

1.Как у нас – то  козёл

  Что за умный был:

  Сам и по воду ходил,

  Сам и кашу варил.

2. Как у нас – то  козёл

   Что за умный был:

   Сам и кашу варил,

  Ребят с хозяюшкой кормил.

Литература:

1. Бойчук И.А.,Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

2. И.Г.Гаврилова.Истоки русской народной культуры в детском саду. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

3. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова .Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.–СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

4.М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

5. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками  по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений . – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

6. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре   трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них ...

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА

Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями....

Анкеты для родителей по приобщению к основам русской народной культуры.

       Определить роль семьи в приобщении к основам народной культуры, обычаям, обрядам;        воспитать ж...

Анкета для родителей "Приобщение к основам русской народной культуры"

Анкета для родителей"Приобщение к основам русской народной культуры"...

Анкеты для родителей «ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Сборник анкет для родителей на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ К ОСНОВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ»...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию у детей интереса к русской народной культуре в подготовительной группе. «Путешествие в прошлое»

Конспект организованной  образовательной деятельности  поформированию у детей  интереса к русской народной культуре в подготовительной   группе.«Путешествие в прошл...