КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ЭКСКУРСИИ: «РУССКАЯ ПЕЧКА – ВСЕМУ ДОМУ ГОЛОВА»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Цель : приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о русском быте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ – ЭКСКУРСИИ:
«РУССКАЯ ПЕЧКА – ВСЕМУ ДОМУ ГОЛОВА»
Цель : приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о русском быте.
Задачи:
- Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.
- Закрепить знания о произведениях русского фольклора.
- Совершенствовать умение лепить из теста.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициями обычаям.
Ход экскурсии:
Хозяйка. (В русском народном костюме встречает детей у входа в музей «Русская изба».)
Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие. Люди свойские, простые. Заходите, проходите, как живу я, посмотрите.
Ребята, а знаете, куда вы попали? Вы попали в старину, в далекое прошлое, попали ко мне в дом. А дом мой - изба называется. Я хозяйка этой избы, проходите, заходите гости дорогие. Видите, как у меня в избе чисто, половички постелены, тепло. Ой, у вас, наверно, в квартирах тоже тепло? А от чего у вас тепло в квартирах?
Ответы детей.
А как вы думаете, почему у меня в избе тепло, у меня ведь нет батарей?
Ответы детей.
Конечно, посмотрите, какая у меня печь стоит. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так:
Ой, ты, печка-сударыня,
помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси.
В дом богатства неси.
Почему так ласково люди обращались к печке?
Ответы детей.
Хозяйка. Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, в печке пекли хлеб, готовили еду. На печи спали, на лежанке, чтоб тепло было. Вы запомнили, как к печке люди обращались? Давайте повторим такие красивые слова о печке все вместе.
Светло от печи и тепло.
Когда в печи жарко - тогда и варко.
Без печи хата не хата.
Печка - наше солнышко.
Печь нам мать родная.
Хозяйка.
А я любила в детстве, взять книжку со сказками, забраться на печь и читать сказки до самой темноты. А вы любите сказки? А в каких сказках встречается русская печь?
Ответы детей.
Хозяйка.
Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка.
(Показывает иллюстрации из сказок, дети отгадывают сказки.)
Хозяйка. А вы, знаете, в чем в старину кашу варили? (В чугунке.) А чугунок брали ухватом, чтоб руки не обжечь. А кто знает, какими ложками в старину кашу ели? (Деревянными.)
А из чего эти ложки сделаны? (Из дерева.)
Ложки эти не простые, а расписные, узоры на них красивые. А еще ложками не только ели, но и играли на них. Их использовали, как музыкальные инструменты. Хотите попробовать? Берите по две ложки, а теперь дружно поиграем.
(Дети играют на ложках под рус. нар. мелодию «Белочка».)
Хозяйка. Хорошо получилось, молодцы! Давайте уберем ложки в корзину и сядем на лавочки.
Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу, супы да борщи варили, но и еще что-то пекли. Отгадайте загадку:
«Есть такие слова, он всему голова, хрустящей корочкой одет, вкусный, чёрный, белый… (Хлеб.)
С чем вы всегда завтракаете, обедаете, и ужинаете?
Ответы детей: с хлебом.
А какой вы любите хлеб?
Ответы детей.
Давайте мы с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб?
Ответы детей.
Да, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб на стол попадает?
Ответы детей: из магазина.
Хозяйка. А как он в магазин попал, я вам сейчас расскажу.
Игра: «Зёрнышко»
Воспитатель закатывает одного из детей в платок. Все участники собираются вокруг и начинают аккуратно массировать лежащего, приговаривая:
« Посадили в землю зёрнышко…(надавливают кончиками пальцев)
Осенью пошёл дождь…(легко барабанят пальцами)
Потом зимой выпал снег…(медленно надавливают ладонями)
Весной снег растаял, и потекли ручейки (проводят кончиками пальцев линии)
А затем приехал трактор и всё вспахал…(аккуратно тормошат)
И зёрнышко стало расти, расти, расти….(катят ребёнка обратно, освобождают от одеяла)
И вырос наш колосок большой!»
(Когда ребёнок встаёт, все участники аплодируют.)
Раньше зернышко сажали в землю, потом вырастали вот такие колоски.
(Показывает букет из колосков.)
Потом эти колоски собирали руками и отвозили на мельницу. Там зерна перемалывали в муку. Посмотрите, какая мука? Из этой муки замешивали тесто и пекли хлеб в печи. Когда тесто замешано, его скалкой раскатывали. Затем тесто в печь ставили и пекли. Из печи на стол подавали. Раньше хлеб караваем называли, он был круглый, его ножом не резали, его руками ломали. Хлеб почетом и уважением пользовался.
Хлеб всему голова.
Без хлеба нет обеда.
А хотите что-нибудь постряпать из теста? Тогда садитесь за столы, сейчас мы будем стряпать пирожки. Возьмите кусочек теста. Помните его. Почувствуйте, какое оно мягкое, тёплое. Своими ручками мы передадим тесту тепло и хорошее настроение. Пирожки тогда получаться пышными, душистыми, вкусными.
Дети катают шар.
Расплющивают в лепешку.
В серединку кладут ягодку чернослива.
Прищипывают края пирожка.
Теперь положим на противень и поставим в печь. Пока наши пироги пекутся, мы с вами отгадаем загадки.
Загадки.
- Если работает она, не будет голодная семья. (Печка.)
- Книзу узок, вверх широк, не кастрюля… (Чугунок.)
- Кашу из печи тащит, чугунок очень рад, что его схватил…(Ухват).
- Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой,
Ждёт лошадка у ворот, открывай по шире рот. (Ложка.)
Хозяйка. Ой, чувствуете, ребята, как вкусно пахнет? Это же наши пироги пекутся, и чтобы они быстрее испеклись, споём для наших гостей песенку.
Песня «Испечём мы пироги»
Испечём мы пироги сладкие такие,
Испечём мы пироги гости дорогие!
Положили 2 яйца и налили молока,
А теперь муки, будут пироги,
УУУУУУУ-х
Испечём вам куличи сладкие такие,
Испечём вам куличи сладкие такие,
Испечём вам куличи гости дорогие!
Положили 2 яйца и налили молока,
А теперь муки, будут пироги,
УУУУУУУУ-х.
Испечём вам пирожки…
УУУУУУУУ-х
Испечём вам колобки…
УУУУУУ-х.
Хозяйка. Ну-ка посмотрю пироги. Ой, да какие пышные да румяные. Вам в корзинку положу, а вы в группе вместе с друзьями чай пить будете. Вы Хозяюшку потешьте, пирогов моих поешьте.
До - свидания!
Приходите ещё в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Хлеб- всему голова!"
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям....

"Русская печка-всему дому голова"
«Русская печка – всему дому голова»Конспект занятия по познавательному речевому развитию...

Проект "Шедевры мировой живописи детям" Конспект занятия – экскурсии: «Золотые слова: «Хлеб всему голова».
Участие в социально-значимом проекте «Шедевры мировой живописи детям». В целях развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, гармоничного развития в соответствии с тр...
конспект занятия-экскурсии "Хлеб-всему голова"
конспект занятия...

Конспект образовательной деятельностив старшей группе"Русская печка-всему дому кормилица"
Конспект комплексной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Конспект занятия Экскурсия «Русская печь»
Цель: Используя экспозицию, экспонаты музея познакомить детей с жизнью, бытомрусского народа.Задачи:Привлечь внимание к музею, пробудить стремление посещать музейЗаинтересовать историей род...