фестиваль "Русь моя красавица мастерами славится"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Праздник, посвященный ремеслам народов Среднего Поволжья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus_moya_krasavitsa_masterami_slavitsya.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Фестиваль «Русь моя красавица мастерами славится»
Зал оформлен в народном стиле. На центральной стене- панно с изображением домов четырех национальностей народов Среднего Поволжья. По боковым стенам стоят 4 стола, с разложенными на них товарами: посуда, вышивка, различная старинная утварь, короба, лапти и т.д.
(Звучит голос за кадром)
Вспоминаю опять я дороги заветные,
Вниз по Волге идет ледоход.
И гудят над Ульяновском ветры,
Здесь Россия начало берет.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть.
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
Давно известно всем на свете
Искусство наших мастеров.
В них – красота родной природы
И мудрость древняя веков.
Выходят взрослые, исполняют песню на мелодию р.н.п. «Канарейка»
- Добрый вечер добрым людям.
Пусть таким для всех он будет.
Открываем праздник наш.
В добрый путь! И в добрый час!
- Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
Об искусниках – умельцах
На весь мир молва идет.
- Не погаснет, не потухнет
На холмах семи ветров.
Мастерство народов волжских,
Слава наших мастеров.
(Открываются занавесы четырех домов разных национальностей, в них собираются на ярмарку)
Русская изба.
Ульяна (глядя в зеркало): Встала Ульяна не поздно, не рано.
Все с работы идут, и она тут как тут.
(На лавке лежит Тит)
Ульяна: Тит, вставай молотить!
Тит: Брюхо болит.
Ульяна (шутя): Тит, вставай кашу есть.
Тит: Бегу, бегу, без меня не начинайте,
Где моя большая ложка? (Смотрит на пустой стол)
Ульяна (подавая пироги): Пироги у нас сегодня, пироги.
Тит (колотит пирогом о край стола): Приглашали на пироги,
А получились лепешки.
Жесткие, как доски.
Стряпает с утра до вечера,
А есть все нечего.
(поет): У меня жена - стряпуха,
Мастерица хоть куда.
В чугуне засохла муха,
А в другом одна вода.
Ульяна: Поедем, муж, в город.
Там нынче ярмарка.
На ней попьем, поедим,
На людей поглядим.
Тит: Согласен, давай и детей возьмем.
Ульяна (детям): Пойдете с нами на ярмарку?
Дети: Да!
Ульяна (прихорашиваясь перед зеркалом): За дело – не мы,
За работу – не мы.
Петь, да плясать –
Лучше нас не сыскать!
(Выходят из избы).
Мордовская изба.
Мальчик: Это что здесь за деревня?
Что за девки тут живут
Говорят, они хромые,
Как медведицы поют?
Девочки: Мы свою деревню знаем,
Но не скажем, где живем.
Мы не ходим, а летаем,
Как соловушки поем.
Мальчик: Как мордовские девчата
Ни минуты не молчат,
А коровы в той деревне
Все не доены мычат.
Девочки: До чего коровы любят,
Как хозяюшки поют.
И под песенку коровы
Сливки с маслицем дают.
Мальчик: Ну, что ж, девчата, повеселились? Пойдем теперь на ярмарку.
Девочки: А мы уж и денег приготовили. Вот кошелек.
(Со смехом и шутками выходят из своей избы).
Чувашская изба.
Дед с бабой сидят, а ребенок говорит: Асатте, Асанне (Дед, бабушка (на чувашск. языке)), давай поиграем в игру.
Бабушка: Какую?
Ребенок: Сеткан кайак тинесре – «Хищник в море»
(Все встают в круг)
Бабушка (кричит): Ташлатпар – 2р. Пляшем.
Дети: Ташлатпар!
(Дети идут по кругу и пляшут)
Дед: Лайах утма! (Хорошо идем!)
Дети: Лайах утма!
Бабушка: Саванатпар! (Кружимся!)
Дети: Саванатпар!
(Баба плачет)
Дед: Ты, что плачешь?
Баба: Как не плакать, ты мне когда еще обещал хушпу купить?
Ребенок: А мне пукане (кукла) и сапка (зыбка)?
Дед: Не грустите, поедем на базар и купим тебе хушпу, а тебе пукане.
Баба: Да ведь на базар-то ехать надо только на праздник, уж скорее бы.
Дед: Так ведь сегодня ж праздничный базар, поехали!
Все: Поехали!
Татарская изба. (Звучит татарская мелодия)
Жена Динара (говорит мужу): Эльдар, ты на ярмарке был?
Эльдар: Был.
Динара: А много ли товаров на ярмарке?
Эльдар: Ой, много! За один день не перевидать.
Динара: А откуда товар-то?
Эльдар: Да со всех уголков Поволжья, со всех сел, да городов.
Динара: А, мастера-то, сами свой товар продавали?
Эльдар: Да, каждый мастер свой товар показывал, да нахваливал, продать или подарить старался. Да, что я тут рассказываю – поедем – да сама все увидишь!
Динара: Поехали!
1 взрослый Никакого нет секрета
Хоть кого ты расспроси.
Представления, как это,
Не бывало на Руси.
2 взрослый Мордва, чуваши, русские, татары -
Из век ценили ваше мастерство.
На ярмарке товары прославляли
Умения народов - их творцов.
3 взрослый Начинает, начинаем!
Всех на ярмарку приглашаем.
Людям всем на удивленье
Открываем представленье.
(Звучит веселая музыка, забегает Скоморох-зазывала).
Скоморох: Эй, народ честной, здравствуй!
Всех на праздник – ярмарку приглашаю!
Веселья и покупок хороших желаю.
«Город мастеров» наша ярмарка называется,
Потому что мастера здесь лучшие собираются.
И если вы приглядитесь- то сами в этом убедитесь!
Подходи и стар и млад, все, кто весел и удал.
Те, кто любит к месту шутку, поговорку, прибаутку.
Все любители старины побывать у нас должны!
Ярмарка открывается, публика собирается.
Приглашаем всех сюда, почтеннейшие господа!
(Играет веселая музыка, по залу гуляют посетители: рассматривают товар, разговаривают, смеются, торгуются, покупают товар, примеряют и т.д.)
Дети : Здравствуйте, гости дорогие!
Продавец Филимоновской игрушки: Свистульки-петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные, гривы расписные.
Всем по нраву глиняные забавы.
Продавец Гжели: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой.
Не встретите на свете вы красоты такой.
Продавец Хохломы: Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума.
Чародейка, мастерица -
Золотая хохлома!
Продавец Городца: Городецкие узоры -
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Продавец Дымковской игрушки:
Дымковские барыни в нарядах удивительных:
В клеточку, кружок, полоску - тонко так расписанных!
Глины маленький комок
В чудо превратится,
Если только попадет в руки мастерицы.
Взрослые исполняют песню «Русский сувенир» (под мелодию песни «Балалайка» /Муз. Рук. №1, 2004/), а дети в костюмах «Гжели», «Хохломы», «Дымки» по 1 паре каждого ремесла исполняют танец под песню)
Продавец матрешек: Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда.
Подходи, душа-зазнобушка,
Для тебя самый лучший товар выберу.
Покупатель: Еще надо посмотреть, что у тебя там за товар,
Парень ты хваткий, как с тобой без оглядки.
Продавец: Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри сережки есть,
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко-
Это русская матрешка.
Дети исполняют Танец матрешек
(Звучат чувашские народные мелодии)
(Дети в чувашских костюмах здороваются на чувашском языке)
Продавец вышивки: Краше нет чувашской вышивки
И подружки не волнуются.
От души узоры вышили,
Все на свете залюбуются.
Покупатель: Не игла вышивает, а руки.
Продавец: Девушки-красавицы,
Край чувашский славится
Светлыми зорями,
Яркими узорами.
Покупатель: Куда иголка, туда и нитка.
Покупатель: И не было чудеснее товара
На ярмарке Симбирской, чем ее.
Она надежду людям вышивала,
И счастье, и отчаянье свое.
Исполняется чувашская песня «Каска юрри» («Плотницкая»)
Продавец игрушек из дерева и глины:
Братский ковш - по-чувашски алдор,
Он протянут на щедрой ладони.
И если гость появляется в доме,
Братский ковш – приглашенье на пир.
Покупатель: Без топора – не плотник, без иглы – не портной.
Продавец горшков: Пока владеют формой руки,
Пока твой опыт не иссяк,
На яростном гончарном круге
Верти Вселенной так и сяк.
Покупатель: Глину не мять – горшков не видать.
1-я покупательница: Тюли, тюли три Акули
Шли с базара в пять часов.
Дети: Тили-тили, что купили?
1-я покупательница: Тили-тили 6 горшков.
2-я покупательница: Два горшка – для щей и каши,
Два – в подарок тете Даше.
А последних два горшка
Про запас, для молока.
3-я покупательница: Тюли, тюли три Акули.
Ох! – упали у реки.
Дети: Тили-тили, что разбили?
3-я покупательница: Что разбили? Все горшки!
1-я покупательница: Проезжали три Емели,
Посвистели, поглядели.
Дети: Чтоб не бить посуду впредь –
Надо под ноги смотреть.
Проводится чувашская народная игра «Горшки»
(Звучат татарские мелодии)
Скоморох (про татарский товар): Любовались гости чудом,
Громко восхищалися.
А татарской красотой
Сраженные осталися.
(Дети в татарских костюмах здороваются на татарском языке)
Продавец: Посмотрите все сюда! Расписные чайники.
Чашки, тонконосые кувшины.
А вот браслеты, сережки для татарских модниц.
Продавец: Расписные ичиги, расшитые калфаки и тюбетейки.
Смотрите и любуйтесь работой татарских умельцев!
Продавец: Наше представленье всем на удивленье!
Частушки самые модные, татарские народные,
Для наших гостей со всех волостей.
Девочки в татарских костюмах исполняют «Частушки про варежки»
1-я частушка: Мы, татарские старушки,
Пропоем для вас частушки.
Мы споем частушки вам,
Вы похлопаете нам.
(Проигрыш на мотив татарской песни после каждой частушки)
2-я частушка: Рукавички как надену,
Стану я красавица,
Потому что рукавички
Всем ребятам нравятся.
3-я частушка: Варежки да варежки,
Варежки пуховые.
На ладонях дырочки.
Скорей свяжите новые.
4-я частушка: Я на улицу пошла,
Варежки надела.
Засмотрелась я на них,
С лестницы слетела.
Исполняется татарский танец «Варежки»
Продавец-кузнец: А в том городке, где купец торговал,
Татарин-кузнец железо ковал.
Пройти по округе с конца до конца,
Узнает любой кузнеца- молодца.
Дети: Эй, кузнец-молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
Кузней: Отчего не подковать?
Вот – гвоздь, вот - подкова,
Раз, два – и готово!
Покупатель: Кому до чего, а кузнецу – до наковальни.
1-й взрослый: Сказка вам сможет урок преподать,
Как с ложью бороться,
Как зло побеждать.
Как доброе дело с любовью творить,
Как дружбу и верность, и честность ценить.
2-й взрослый: И как не чужим, а своим жить умом,
Своим и трудом и своим мастерством.
Как людям помочь и в нужде, и в беде,
Как быть человечным всегда и везде.
Инсценировка татарской народной сказки «Пахарь, кузнец и плотник»
1-й взрослый: Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.
2-й взрослый: Если ты попал в беду, если трудно одному,
Ты ищи себе друзей, с ними вместе поскорей
Ты за дело принимайся и один не оставайся.
(Звучат мордовские мелодии)
Скоморох: Эй, почтеннейшие господа,
К нам пожалуйте сюда!
На мордовские товары поглядите
И чего-нибудь у нас купите.
(Дети в мордовских костюмах здороваются на мордовском языке)
Продавец лаптей: Вот хороши и славны: берестечки, рожки, коробы, лукошки.
Продавец: А вот и лапти березовые!
Пляши смелей, не жалей лаптей!
Сходим лыка надерем,
Лапти новые сплетем!
Покупатель: Лапти плесть – раз в сутки есть.
А старые ковырять – с голоду помирать.
Дети играют в мордовскую народную игру «Лапоть»
Продавец изделий из дерева: Труд мастера по дереву
С рубки начинается.
Срубленное дерево
В чудо превращается.
Покупатель: С топором весь свет пройдешь.
Покупатель: Золотань кятть – золотань тефть.
Золотые руки – золотые дела.
Продавец: Звонкие, резные ложки расписные.
Ложкари играть начнут, ноги сами в пляс пойдут.
Скоморох: Хочу, чтоб музыка звенела.
А ну, беритесь все за дело.
Бьют гармони озорные,
А с ними ложки расписные!
Исполняется Оркестр детских деревянных народных инструментов
Взрослый в мордовском костюме: Ки мошты трудяма,
Ся мошты и эряма.
Дети: Кто умеет трудиться
Тот умеет и жить (садятся на стульчики)
Скоморох: Вы и пели, и плясали
И, наверное, устали.
Всем нам отдохнуть пора,
А вот к отдыху – игра.
Игра «Чем пахнут ремесла?»
Скоморох: Чем пахнет в булочной?
Дети: Тестом и сдобой.
Скоморох: В столярной мастерской?
Дети: Стружкой и доской.
Скоморох: Чем пахнет маляр?
Дети: Скипидаром и краской.
Скоморох: Стекольщик?
Дети: Оконной смазкой.
Скоморох: Шофер?
Дети: Бензином.
Скоморох: Доктор?
Дети: Лекарством.
Скоморох: Крестьянин?
Дети: Землею, полем и лугом.
Скоморох: Рыбак?
Дети: Рыбой и морем.
Скоморох: Рабочий?
Дети: Маслом машинным.
1-й ребенок: Есть терпенье - будет и уменье.
2-й ребенок: Без работы и печь холодна.
3-й ребенок: Как ты к работе, так и работа к тебе.
Скоморох: Я боюсь не уметь ремесла не иметь,
Не кроить и не шить, ни лаптей мастерить,
Не работать резцом, и не стать кузнецом.
Ничего не уметь - как души не иметь.
Взрослый: Ты играй, моя гармошка,
Ты подружка, подпевай.
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Взрослые исполняют песню «Русский умелец». Дети подпевают.
Взрослый в русском костюме: А вот и пироги не очень дороги.
С пылу, с жару, гривенник пара.
Пироги с зайчатиной и со всякой всячиной:
С яйцами, с картошкой, отведайте немножко!
Взрослый в мордовском костюме: А ней вачинк курник нень-
Кодамо сонзэ парозо!
А теперь попробуйте курник-
Какова в нем сладость, такова в нем доброта!
Взрослый в чувашском костюме: Угощайтесь, налетайте,
Чокот быстро разбирайте.
Чудо-сырник золотой-
Солнцу братец он родной.
Взрослый в татарском костюме: Мы дарим вам вкусный Чак-чак,
Чтоб в жизни все было – вот так!
Вот вам ложка масла,
Чтоб в делах ваших было все гладко,
А вот вам мед – пусть будет сладким весь год!
1-й ребенок: Говорят в народе: есть хлеб-соль – будет и песня.
2-й ребенок: А умелые руки не знают скуки.
3-й ребенок: Кто трудился от души – веселись теперь, пляши.
Исполняется общий хоровод «Хоровод друзей»
Скоморох: Что ж, друзья, пришел конец
Нашим представленьям.
Сколь сегодня повидали-
Всем на удивленье.
Взрослый: Жизнь такая – не иная, не заморская чужая.
Это наша сторона!
Все, что было, вспоминая,
Пусть живет страна родная,
Очень русская, земная
В мире – лучшая страна!
Взрослые и дети исполняют песню «Песня о родном крае»
Скоморох: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями, говорим:
Все вместе: До новых встреч!
(Под музыку все выходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерами славится земля.
В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и кажд...
Развлечения для детей 6-7 лет. Тема: "Мастерами славится земля"
Цели:воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров, создающих красивые вещи;вызвать у детей положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным;обобщить имеющиеся зн...
Методическая разработка Информационно- творческий проект "Русь- красавица мастерами славится"
Информационно-творческий проект направленный на формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продукт...
Совместная деятельность с детьми старшей группы по теме: "Русь-красавица, мастерами славится!" с использованием технологии "Русский фольклор"
Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству.Задачи:1. Формировать ...
Россия красавица мастерами славится
Мероприятие направлено на уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа. Развивитие творческих способностей детей. Изготовление деть...
Беседа-встреча с мастером вышивки "Мастерами славится станица"
Беседа-встреча с мастером вышивки в подготовительной к школе группе...
Краткосрочный проект «Русь красавица, мастерами славится»
Обогащение знаний детей о своей Родине и формирование познавательного интереса к русской народной культуре и культуре народов России через ознакомление с народными промыслами и организацию худож...