Беседа-встреча с мастером вышивки "Мастерами славится станица"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Беседа-встреча с мастером вышивки в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda-vstrecha_masterami_slavitsya_stanitsa.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мастерами славится станица»
(беседа-встреча с мастером вышивки в подготовительной к школе группе)
Программные задачи. Познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани – вышивкой, кубанской росписью. Показать связь народного искусства с природой и жизнью человека. Закрепить знания о разных видах орнамента (геометрический, растительный, животный, образ человека) и его элементах. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к народным традициям, интерес к прошлому и потребность в общении с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Оборудование. Посылка, клубок ниток, письмо, деревянный сундук, вышитые салфетки, полотенце, одежда с вышивкой (женские платья, рубашка), чудесный мешочек, карточки с символами вышивки, фонограмма кубанских песен.
Предварительная работа. Знакомство с народным промыслом и его историей, чтение рассказов. Рассматривание в кубанской комнате одежды казаков. Дидактические игры: «Подбери узор», «Прочти узор», «На что похож узор?» Ознакомление с кубанскими праздниками, обрядами. Разучивание народных песен, пословиц, поговорок о труде и рукоделии.
Словарная работа. Настольник, подзор, рушник, хустка.
Ход беседы
Воспитатель. Ребята, сегодня утром к нам в группу почтальон принёс посылку. Я её без вас не стала открывать. Вы хотите узнать, что там лежит? (Открывает посылку, вынимает клубок ниток и письмо). Ребята, здесь письмо! Давайте прочитаем и узнаем, от кого же оно и что это за клубочек. (читает): «Дорогие дети! Я узнала, что вы очень любите свой родной край, Кубань. Стараетесь как можно больше узнавать о том, как жили ваши дедушки и бабушки, казаки и казачки, чем они занимались. И сами вы уже многое умеете делать своими руками, даже вышивать учитесь, поэтому я и приготовила вам сюрприз. Жду вас к себе в гости. А чтобы вы не заблудились, посылаю вам волшебный клубочек, он покажет вам дорогу к моему дому» Ну что, дети, принимаем приглашение? (Дети отвечают) Ребята, дорога нам предстоит дальняя. А кто скажет, что надо делать, чтобы путь не был утомительным и долгим?
Дети. Петь песни.
Воспитатель. Правильно, ребята, казаки, отправляясь в дальний поход, ехали на лошадях и пели песни, они так и называются «походные». Давайте мы с вами запоём песню и тоже отправимся в путь.
Покажи клубок дорожку
Нам к чудесному порожку.
Обещаем не лениться
И чему-то научиться.
Исполняя песню «За Кубанью-рекой, при долинушке», дети идут в казачью комнату.
Воспитатель. Вот наконец-то и домик на опушке. Подойдём поближе, постучим в дверь.
Дети и воспитатель подходят к двери, стучат. Выходит Марья-искусница, дети здороваются с ней, она отвечает.
Марья-искусница. Добро пожаловать, гости дорогие, давненько вас поджидаю! Милости прошу в гости в мою светёлку. Ребята, а как вы думаете, почему эта комната так называется?
Дети. Она самая светлая, самая красивая.
Марья-искусница. Нашу светёлку освещают электрические люстры. А кто скажет, как освещалась хата в давние времена?
Дети отвечают.
Марья-искусница. Правильно, лучиной, свечами. Скажите, а зачем нужен был хороший свет?
Дети отвечают.
Марья-искусница. Правильно, чтобы девушки могли рукодельничать. А кто знает, какие предметы нужны для рукоделия?
Дети отвечают.
Марья-искусница. Правильно, прялка, веретено, спицы, иглы, пяльцы, нитки. А как вы думаете, что хранится в этом красивом сундуке? Этот сундук не прост, он откроется только в том случае, если вы вспомните пословицы, поговорки о труде, рукоделии.
Дети читают пословицы, поговорки. Сундук открывается, и дети рассматривают вышитые изделия.
Марья-искусница. Вот салфеточки, вот рушник, а вот рубаха вышитая… Посмотрите, дети, как красиво! А как вы думаете, почему на рубашке узоры вышиты по вороту, рукавам, по низу?
Дети отвечают.
Марья-искусница. В старину вещи не только для красоты вышивались. Люди верили, что вышивка оберегает человека от болезней, беды, старались защитить самые важные части тела, которые часто болят: горло, руки, грудь. По народному поверью, вышивка не только делала костюм нарядным, но и оберегала его от зла и беды, она так и называется «оберег». Вышитыми изделиями украшали дома, на стол стелили скатерки, кровать застилали простыней с нарядным краем или подзором, красивыми рушниками украшали стены, окно, божницу. Понятие «писать» в древности означало «украшать», «изображать», чернила заменяла нить, а бумагу – холст. «Строчить письмо» значило вышивать один за другим символические знаки. На Кубани любили вышивать красным и чёрным цветом. Как вы думаете, почему?
Дети отвечают.
Марья-искусница. Красный цвет – это цвет огня, солнца. Без солнца не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Чёрный цвет – это цвет Земли. Земля – это наш дом. Земля нас кормит, дает людям хлеб, овощи, фрукты. Люди с уважением относятся к земле и называют ее «матушкой». А теперь потрогайте вышивку пальчиком. Какая она? Гладкая? Нет, не гладкая, выпуклая. Если присмотреться, то вы увидите узоры, состоящие из крестиков. Этот способ вышивания называется «вышивка крестиком», а сам крест – это знак солнца. А вы ещё знаете какие-нибудь узоры, которые использовались в старинной вышивке? Давайте проверим. У меня есть чудесный мешочек, вот такой красивый (показывает детям), в нём лежат карточки с символами вышивки. Сейчас вы будете по очереди вынимать карточки и называть, какой это знак.
Проводятся игры «Чудесный мешочек», «На что похож узор»
Марья-искусница. Дети, вы, наверное, обратили внимание на то, как часто повторяется знак солнца. Это потому, что люди очень любят солнце. Издавна всё доброе и хорошее сравнивают с солнцем. Мама ласково называет своего ребёнка «солнышком».
Проводится физминутка.
Воспитатель. Становитесь в круг, возьмитесь за руки и посмотрите ласково друг на друга. Улыбнитесь так, чтобы каждый почувствовал, как ему хорошо.
Светит солнышко в окошко, Поднимают руки вверх.
Смотрит в нашу комнату. Выполняют наклоны вправо, влево.
Мы похлопаем в ладоши, Хлопают в ладоши.
Очень рады солнышку.
Воспитатель. А теперь скажите друг другу, нашим гостям и всему живому на земле: «Мира вам и солнца!»
Воспитатель. Мастерами наша славится станица,
Уважают здесь всегда людей и труд. И нельзя в таких людей нам не влюбиться,
Что в станице нашей живут.
Вышивка жива и в наше время. Есть люди, которые продолжают дело наших предков. У нас сегодня в гостях, ребята, настоящая мастерица. Ее зовут (называет имя гостьи, мастера вышивки). Она принесла показать вам свои работы и хочет рассказать о своем любимом занятии – вышивке.
Рассказ гостьи.
Воспитатель. Давайте поблагодарим гостью за интересный рассказ и красивый подарок. Ребята, а теперь нам пора возвращаться в группу. Давайте поблагодарим Марью-Искусницу за гостеприимство и науку.
Дети благодарят, прощаются с гостями и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект " Мастерами земля славится"
знакомство с русскими народными промыслами России...
Конспект занятия-беседы «Встреча с театром»
Конспект занятия-беседы «Встреча с театром»...
Конспект беседы " Встречайте птиц" во второй ранней группе
Беседа «Встречайте птиц». Цель: Формирование элементарных представлений о весне Воспитание бережного отношения к птицам. Ход б...
Беседа-встреча с хлеборобом "Хлеб – всему голова"
Беседа-встреча с хлеборобом в подготовительной к школе группе...
Видиоигра- беседа "встреча на орбите"
Расширение представлений детей о космосе...
Экскурсия детей с родителями подготовительной группы «Калинка» по местам боевой славы станицы Кавказской «Мы наследники победы – славу Родины храним»
Цель:- Развивать представление о родной стране, о её прошлом, развивать интерес к истории страны.- Закрепить представление детей о родном крае, станицы, которые являются частью нашей большой страны, н...
Беседа "Встреча с полицейским"
Беседа "Встреча с полицейским"...