Мастерами славится земля.
занимательные факты по рисованию по теме

Лезова Галина Павловна

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterami_slavitsya_zemlya-osn.tekst_..doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Консультация для воспитателей

« Мастерами славится земля»

Воспитатель Лезова Г.П.

МКДОУ № 37

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости.

По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились первые игрушки.

В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь – могущества и пробуждения природы, баран или корова – изобилия и плодородия, козел – добра, олень – удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканных, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье.

Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками – землю и зерна; капли, наклонные линии – дождь; спираль – ход солнца; ромб – плодородие, крест – веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный дом.

При ознакомлении дошкольников, с каким либо народным промыслом воспитатель может использовать следующие формы работы:

- организацию выставок;

- беседы по ознакомлению с искусством;

- занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;

- проведение праздников и досугов.

        При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя – научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

Дымковскую игрушку знают взрослые и дети не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Ее создают народные мастера города Вятки. Яркие, веселые, жизнерадостные, эти игрушки ведут нас в свой особый, сказочно – прекрасный мир.

Глиняные расписные игрушки делали в слободе Дымково и в городе Вятке очень давно. Продавали их на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ на праздничное гуляние – «свистунью». Каких только глиняных свистулек  не лепили мастерицы к этому дню! На празднике свистели и гудели на все лады и взрослые, и дети.

Слобода Дымково жива и сейчас. Только в обновленных деревянных ее домах игрушки, как раньше, не лепят. В Вятке для этого построены просторные мастерские, в которых работает более пятидесяти мастериц разных поколений.

Создание дымковской игрушки – трудоемкое ручное производство. Не зря среди народных мастериц бытует такая история о рождении дымковской игрушки: «Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Ведь игрушка должна три раза родиться. Первый раз она рождается, когда ее вылепят, она тогда вся коричневая, как шоколад, и очень ломкая. Чтобы игрушка окрепла, ее надо обжечь. От сильного жара она раскаляется. Теперь она вся черная, зато крепкая. Так игрушка рождается во второй раз, проходит испытание огнем. Потом ее раскрашивают -  так она рождается в третий раз, совсем как человек. Первый раз человек рождается совсем маленьким, слабым и глупым. Второй раз он рождается, когда ученье кончит. В третий же раз – когда пройдет испытание в жизни. Только тогда он настоящим человеком станет».

Технология изготовления дымковской игрушки, с которой знакомят детей старшего дошкольного возраста, имеет следующие этапы.

- Лепка игрушки.

- Сушка и обжиг. При обычной комнатной температуре игрушка хорошо просыхает за две недели. Обжиг длится от полутора до двух часов при температуре 450 – 480 С.

- Окраска изделия в белый цвет. Покрывают водоэмульсионной краской в два - три слоя. Для достижения особой белизны последний раз игрушку хорошо покрыть белой темперой. Чтобы сохранить белизну покрытия, можно в водоэмульсионную краску добавлять клей ПВА.

- Нанесение на подсохшее изделие дымковской росписи.

Работу по ознакомлению с росписью по мотивам дымковской игрушки можно начинать уже с младшей группы. При этом не нужно добиваться, чтобы дети запомнили ее наименование, но некоторые элементы (круг, точка, прямая, кольцо) детям следует не только узнавать, но и называть.

На первом этапе не обязательно вносить игрушки в группу. Можно рассмотреть иллюстрации художника Ю.В. Васнецова, который использовал знакомые детям элементы (кружки, кольца) для украшения нарядов животных – кошки, лошадки, козы.

Целесообразно включать в занятия работу с фланелеграфом, но при этом формы должны быть крупными, яркими, вырезанными из цветной бумаги. Здесь воспитатель решает одновременно несколько задач: знакомство с цветом; знакомство с формой; активизация словаря и обогащение его названиями декоративных элементов; передача ритма в расположении элементов на конкретной форме: платке, фартуке, юбке, платье и т.д.

Эти формы дети могут украшать аппликацией, так как именно она предшествует процессу рисования, но эту работу желательно проводить в свободное время.

Детям второй младшей группы для работы следует давать не кисточки, а штампы, изготовленные из ваты или поролона.

В средней группе основной задачей является графическая прорисовка элементов кистью. Для этого необходима предварительная работа: дети должны познакомиться с разными видами кистей и понять, что каждая кисть оставляет свой след. В результате их соприкосновения с бумагой могут образоваться формы в виде прямоугольников, квадратов, больших пятен, широких линий (широкая кисть), а также в виде овалов, точек, тонких закругляющихся линий (тонкая кисть). Детей необходимо научить выполнять следующие упражнения:

- проводить прямые и пересекающиеся линии;

- прорисовывать волнистые линии;

- сочетать прямые и волнистые линии;

- прорисовывать широкие и узкие линии.

Если эти упражнения выполнены успешно, мы можем начать знакомство с дымковской игрушкой. Для этого дети должны знать: историю ее происхождения; цвета, используемые в росписи; элементы росписи.

На занятиях по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку желательно только из глины, а не из пластилина. А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Составляя узоры по мотивам, какой либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа «ткани» (полосатая, клетчатая),свободное расположение элементов (по мере убывания размера),а также узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка). Для растительного узора городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге),изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними – листья, решетки и травинки.

Планируя познакомить детей с каким – либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой – либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья Снежной королевы, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т. д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.

Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечения для детей 6-7 лет. Тема: "Мастерами славится земля"

Цели:воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров, создающих красивые вещи;вызвать у детей положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным;обобщить имеющиеся зн...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Развлечение праздник игрушки "Мастерами славится Земля"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Праздник игрушки"...

«Мастерами славится земля».

Итегрированная организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим и рисованию....

Мастерами славится земля Нижегородская.

В рамках приобщения детей к истокам русской народной культуры, знанию своего родного края Нижегородского в нашем детском саду совместными усилиями педагогов, специалистов...

Мастерами славится земля.

Сотворчество родителей и детей в их совместной деятельности....