программа"Затейники"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Сабирова Маргарита Михайловна

По художественно-эстетическому развитию воспитанников 4 – 5 лет в рамках реализации дополнительного образования  театрального  кружка «Затейники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzh_zateyniki_srednyaya_gruppa_v.docx69.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Белочка»)

Педагогический Совет № 1

от 27.08.2015 г.

Приказ  №  334 - од

от   27.08.2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  

МДОАУ  д/с     «Белочка»    _______________Ю.Г.Софронова

                                       «11»            01            2016 г

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По художественно-эстетическому развитию

воспитанников 4 – 5 лет в рамках реализации

дополнительного образования  театрального  кружка «Затейники»

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год

Разработчик программы: воспитатель Сабирова Маргарита Михайловна

Программа разработана на основе материалов М. Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.

Пыть-Ях, 2015

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  1. Новизна программы.
  2. Актуальность.
  3. Педагогическая целесообразность.
  4. Цель и задачи программы.
  5. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
  6. Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
  7. Сроки реализации.
  8. Формы и режим занятий.
  9. Ожидаемые результаты.
  10. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
  1. Учебно-тематическое планирование.
  2. Содержание образовательной деятельности.
  3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  5. Педагогический мониторинг.
  6. Библиографический список.

  1. Пояснительная записка.

        Направленность программы  художественно-эстетического развития воспитанников от 4 – 5 лет в рамках реализации дополнительного образования  театрального кружка «Затейники» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.  СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
  • Уставом МДОАУ д/с «Белочка».

  1. Новизна программы состоит в том, что в программе реализуется всесторонний и расширенный, целостный подход к эстетическому развитию дошкольника через театральную деятельность, а так же привлечение родителей к миру прекрасного через создание художественных образов для детей.

  1. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания детейпосредством творчества.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. При этом следует учитывать, чтозанятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.  

Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной деятельности.

1.3.  Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции.

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

  1. Цель и задачи программы.

Цель:развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи кружка.

  • Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
  • Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
  • Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
  • Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  • Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  • Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.
  • Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  • Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
  • Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.
  • Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
  • Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.
  1. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих заключаются в том, что участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции.
  2. Возраст детей

           Творческие игры как вид театрализованной деятельности: театрализованная игра – эффективное средство формирования культуры общения участников театрального коллектива, так как в этом возрасте происходит осмысления ими нравственного подтекста литературного произведения, и создаются благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В виду того, что в театрализованной игре участники коллектива знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, само реализуются, само выражаются, знакомятся с окружающим миром через  образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости,  возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программыот 4 до  5 лет.

  1. Сроки реализации:

Программа  рассчитана на 1год обучения.  Учебный год распланирован на  38  учебных недель с 1 сентября  по 31 мая, составлен годовой календарный учебный график.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, дополнительной  образовательной программы соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13.

Образовательная деятельность с детьми  дошкольного возраста осуществляться один раз в неделю в режиме дня, продолжительность образовательной деятельности для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут,

  1. Формы и режим занятий.

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной теме.

Основными методами реализации данной программы можно считать:

- метод театрализации;

- метод эмоциональной драматургии;

-метод работы «от простого к сложному»;

- игру.

Суть этих методов  состоит в соединении звуков, цвета, мелодий, интонаций в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях. Благодаря своей социально-педагогической и художественной направленности они выступают одновременно как социально-художественная обработка жизненного материала и особая организация поведения и действия личности в условиях досуга.

Основные формы работы:

1.     Театрализованные игры.

2.     Занятия в театральном кружке.

3.     Рассказы воспитателя о театре.

4.     Организация спектаклей.

5.     Индивидуальные творческие задания.

6.     Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.

7.     Беседы-диалоги.

8.     Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

9.     Чтение литературы.

10.   Оформление альбома о театре.

         Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции,  мизансцены.

Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, праздники, а так же:

  • Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:

-культуры речи;

-сценического движения;

-работы над художественным образом;

-вокальное исполнение.

  • Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.
  • Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.
  • Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.
  • Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники, вечера отдыха. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разно уровневое общение в атмосфере творчества.

Этапы работы театрального кружка «Затейники»

  • 1 этап: Предварительный. Накопление художественно-речевого опыта детей, создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение  этого опыта новыми художественными произведениями.
  • 2 этап: Овладение творческими действиями. Дети овладевают творческими действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример подражания при построении ребенком собственной сказки.
  • 3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях.

Этапы работы с дошкольниками над спектаклем:

1 этап – выбор пьесы и обсуждение с детьми

2 этап – деление пьесы на эпизоды и пересказ их с детьми

3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом

4 этап – поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев. Создание (возможно с детьми) костюмов и декораций

5 этап – репетиция отдельных картин в разных составах с элементами декораций. С музыкальным оформлением. Работа над выразительностью речи

6 этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизитов и декораций

7 этап – премьера спектакля, которая одновременно является генеральной репетицией

8 этап – обсуждение инсценировки с педагогами, с родителями, а главное с детьми.

Приёмы, методы и технологии:

  • Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов)
  • Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в ДОУ)

  1. Ожидаемые результатыосвоения программы это:
  • возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий.
  • Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации).
  • Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение;  познавательные процессы фантазии).
  • Личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Программа создана на основе принципов:

  • Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
  • Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.
  • Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях.
  • Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

1.10 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Формой подведения итогов реализации программы дополнительного образованияявляется:  

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  • Тематические праздники и развлечения;
  • Творческий отчет руководителя кружка.

  1. Учебно-тематическое планирование.

Учебный план

Для детей 4 - 5 лет по программе «Затейники»

Содержание работы

Количество мероприятий

в неделю

в месяц

в год

Мероприятия по тематическому плану

1

4

38

Тема

Количество часов

Всего часов

Теория

практика

Вводное занятие. Охрана здоровья и техника безопасности.

1

1

Введение. «Театральная азбука». Организационная часть

1

1

2

Уроки театрального мастерства

а) формирование интонационной выразительности.

1

2

4

б) Скороговорки, чисто говорки.

1

4

4

в) Пантомимические этюды

1

2

3

г) Пальчиковые этюды.

1

4

4

д) Подвижные игры с элементами драматизации.

1

2

4

 Маленькие артисты

а) Игры-драматизации.

1

2

4

б) Настольный, кукольный, пальчиковые театры.

1

3

4

в) Спектакли.

1

2

4

г) Индивидуальная работа.

1

2

4

 Умелые ручки
- Организация театральной мастерской с участием родителей.
- Изготовление кукол из различных материалов.

1

2

ИТОГО:

12

26

38

  1. Содержание образовательной деятельности.

Перспективный план работы

Сентябрь

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

«Давайте познакомимся»

формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать всё окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Беседа: «Что такое театр?»

Игра «Путешествие во времени»

II

«Для деда, для бабы Курочка - Ряба яичко снесла золотое»

стимулировать эмоциональное  восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

 Рассказать детям о театре, об особенностях этого вида искусства.
Знакомство с  героями сказки, с их характеристиками.

III

«Ходит осень по дорожке»  

стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Беседа по сказке «Теремок»

IV

«Прогулка по лесу»

учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?)

Октябрь

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Приглашение в театр

Развитие и поддержание интереса у детей к театру и театрализованной деятельности.

-Знакомство детей с историей театра.

-Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров . (художественный, драматический, кукольный).

-Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Показ иллюстраций, фотографий афиш театров

Рассказы детей о посещении театров.

Рассказать детям о театре, об особенностях этого вида искусства.
Знакомство с  героями сказки, с их характеристиками.

II

Театр своими руками

-Создание детьми «своего театра» в группе.

-Учить, совместными усилиями, создавать атрибуты необходимые для организации театра.

-Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям.

-Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор.

-Воспитывать желание узнать новое.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Конкурс художников», создание вывески для группового театра.

Игра «Комплимент», направлена на развитие сочувствия и сопереживания при обсуждении вывески.

 

III

Попробуем измениться

-Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.

-Развивать способность понимать собеседника.

-Познакомить детей с понятиями «мимика» и «жест».

-Упражнять в изображении героев с помощью мимики и жеста.

-Знакомить детей с  элементами актерского мастерства - это помогает главным волшебникам театра рассказать о событиях, передать переживания героев, их чувства.
Учить детей пересказывать сказку по ролям (отдельные эпизоды), в соответствии с событиями, переживаниями героев менять интонацию, выражение лица.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Игра «Назови ласково»

Вопросы к детям.

Пантомимические загадки.

Этюды

IV

«Как игрушки слушали  музыку»

Готовить детей к театрализованным представлениям.

-Помочь преодолеть скованность и застенчивость.

-Развивать воображение, внимание, учить реагировать на зрительные сигналы.

-Эмоционально обогащать  представления детей о природе через музыкальный образ.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Этюд на развитие воображения

«Предположим, что…»

Игры на развитие памяти и внимания

Ноябрь

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Веселые сочинялки

-Развитие фантазии и творчества в процессе придумывания диалога к сказке.

-Активизация словаря, развитие связной речи,

-Учить проявлять свою индивидуальность.

-Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети.

-Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей.

-Развивать связную речь детей (диалогическую).

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Игра «Театральная разминка»

Конкурс на самую лучшую драматизацию сказки «Курочка ряба»

Используя методику проблемно-речевых ситуаций формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание).

II

Учимся говорить по-разному.

Техника речи.

-Обратить внимание детей на интонационную выразительность.

-Развивать интонационный строй речи.

-Упражнять в проговаривании фраз с разной интонацией.

-Развивать коммуникативные способности.

-Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно.

-Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера.

-Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

 

Показ, объяснение, рассуждение, помощь.

Игры "Сочини предложение", "Фраза по кругу",

III

Играем пальчиками

-Учить характерной передаче образов движениями рук и пальцев.

-Закрепить в речи детей понятие «пантомима».

-Развитие мелкой моторики.

 

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Игровые упражнения с помощью пальчиков.

Инсценировка  пальчиковой сказки.

IV

Постучимся в теремок

Развитие фантазии,

-Совершенствовать выразительность движений,

-Активизировать внимание детей при ознакомлении с новой сказкой.

-Учить понятно и логично отвечать на вопросы по ознакомлению со сказкой.

-Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки.

-Совершенствовать интонационную выразительность.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Знакомство со сказкой Бианки «Теремок».

Этюд на расслабление «Разговор с лесом».

Беседа по содержанию сказки.

Декабрь

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Многим домик послужил, кто только в домике не жил…

-Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев.

-Продолжать работу над артикуляцией, дикцией.

- Закреплять умение детей выразительно говорить, добиваться яркой интонационной выразительности в монологической и диалогической речи.

-Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков, автоматизация и дифференциация их стихотворной и связной речи.

- Продолжение работы над звуковым анализом слов.

- Составление сложноподчиненных предложений.

- Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Согласование числительных с существительными.

- Работа над интонационной выразительностью речи.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Игра «Узнай героя сказки».

Драматизация сказки.

II

Викторина по сказкам

Расширить знания детей о сказках;

-Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;

-Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;

-Развивать речь , читательский интерес, память;

-Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества

 

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

 Упражнения и игры на развитие интонационной выразительности.

III

Учимся четко говорить

-учить четко и правильно проговаривать скороговорки.

-Отрабатывать дикцию.

-Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

-Развивать дикцию.

-Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку.

- Работать над артикуляцией,  Разучивать стихи, работать над интонационной выразительностью.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Скороговорки, потешки, стихи

IV

Веселые стихи читаем и рифму добавляем

Упражнять в подборе рифмы к словам.

-Закрепить понятие «рифма».

-Поощрять совместные стихосложения.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Закончить чистоговорку и сочинить самому

Январь

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

III

С.Маршак «Кошкин дом»

Учить логично и полно отвечать на вопросы, по содержанию сказки используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

-Закреплять правильное произношение звуков

-Закреплять впечатление детей от сказки «Кошкин дом»

-Продолжать развивать речевой слух, речевое дыхание, упражнять в четком, правильном произношении звуков во фразовой речи, вырабатывать умение пользоваться разным темпом, продолжать работать над интонационной выразительностью речи.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Разбор литературной основы сказки. Пересказывание детьми. Беседа  о смысле сказки

IV

Ритмопластика.

Речь и движение

Развивать у детей умение пользоваться жестами.

-Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность.

-Учить равномерно, двигаться по площадке не сталкиваясь, друг с другом

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

 

Февраль

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Начать работу над альбомом "Все о театре".

-Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях.

- Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей).

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

II

Постановка сказки

-Познакомить детей со сценарием постановкой сказки.

-Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад.

- Дополнить сказку нужными эпизодами.

-Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение.

-Учить детей композиционному построению сцен.
Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

 Чтение сказки.

Обсуждение и дополнение.

Продолжить работу над спектаклем, стремясь к  целостной постановке.
Скороговорки, чистоговорки, потешки.

III

Распределение ролей

-Учить детей дружно и согласованно договариваться.

-Воспитывать чувство коллективного творчества.

-Соизмерять свои возможности.

- Самооценка и самоанализ.

-Продолжать работать над интонационной выразительностью речи.

-Формировать умение детей пересказывать сюжет сказки.

-Стараться, чтобы  дети запомнили сюжет сказки, последовательность действий.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

IV

Ритмопластика.

Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

-Продолжать развивать у детей самостоятельность, инициативу, творческую активность в песенной, танцевальной, образно-игровой, речевой деятельности

- Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи  игрового образа, пользуясь мимикой, жестами.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое , физическое развитие

Март

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Отработка диалогов.

-Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. -Развивать связную речь детей. -Воспитывать уверенность.

-Расширять образный строй речи.

- Закреплять знание текста сказки, учить выразительно, с эмоциями передавать  диалогическую часть текста сказки.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Работать над артикуляцией, дикцией. Разучивать стихи, работать над интонационной выразительностью

II

Техника речи.

-Развивать речевое дыхание, тренировать выдох.

-Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.

- Учить детей пересказывать  сказку по ролям, подбирать соответствующую  интонацию, жесты, мимику.

 

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

 

III

Техника речи.

Отработка диалогов.

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. -Развивать связную речь детей. -Воспитывать уверенность.

-Расширять образный строй речи.

-Следить за выразительностью образа.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Работа над целостной постановкой спектакля.

IV

Мастерская актера.

Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке.

-Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном.

-Развивать память, внимание, творчество и фантазию.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Работа над целостной постановкой спектакля.

Апрель

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

Работа с костюмами

 -Учить детей подбирать для себя костюмы.

-Готовить их к выступлению.

-Развивать самостоятельность, творчество, фантазию.

-Воспитывать желание помочь товарищу.

- Развивать эстетические чувства

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

II

Репетиция.

 

Определить готовность детей к показу сказки.

-Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений.

- Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность.

-Закреплять умение детей выразительно говорить, добиваться яркой интонационной выразительности в монологической и диалогической речи

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

 Выразительность и эмоциональность в передаче образов героев.

III

Репетиция.

Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену.

-Развивать воображение и веру в сценический замысел.

-Определить готовность детей к показу сказки.

-Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений.

- Показать образы животных через пластические возможности своего тела.

-Развивать умение оправдывать свои действия.

-Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция.

- Учить композиционному  построению  сцен.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Выразительность и эмоциональность в передаче образов героев.

IV

Показ сказки

Закрепить  у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа.

-Закреплять умение детей  самостоятельно подбирать способы действий, движения, искать собственные средства выразительности.

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Май

Неделя

Тема

Цель

Интеграция образовательных областей

Методы и приемы

I

« К нам гости пришли!»

Педагогическая диагностика

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Обыгрывание ситуации

II

«Ладушки – ладошки»

Педагогическая диагностика

Социально – коммуникативное речевое, Художественно – эстетическое развитие

 

Воспроизведение текста с выражением

III

 «Пчёлки – детки, полетели!»

Педагогическая диагностика

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Проговаривание чистоговорок

IV

«Два веселых гуся»

Педагогическая диагностика

Социально – коммуникативное речевое,

Художественно – эстетическое развитие

Пантомима и проговаривание фраз

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  • Картотеки стихов, загадок и др.;
  • Картотека игр;
  • Картотека презентаций (диск): Презентация «Наш спектакль», «Мы артисты»;
  • Картотека видеофильмов

Театральная азбука
- Консультации для родителей, воспитателей.
- Оформление фотовыставки « Играем в сказку».
- Подведение итогов, обобщение опыта работы.

Уроки театрального мастерства
а. Упражнения на:
- активизацию общения,
-речевое дыхание,
-выработку дикции,
- формирование интонационной выразительности.
б. Скороговорки, чистоговорки.
в. Пантомимические этюды.
г. Пластические этюды.
д. Пальчиковые этюды.
е. Подвижные игры с элементами драматизации.
Маленькие артисты
- Обучение кукловождению
- Игры-драматизации.
- Настольный, кукольный, пальчиковый театры
- Спектакли.
Умелые ручки
- Организация театральной мастерской с участием родителей.
- Изготовление кукол из различных материалов.
- Изготовление декораций и костюмов.
- Изготовление афиш, буклетов, пригласительных билетов.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Основные направления театрализованной игры состоят в следующем:

  • От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности
  • От индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти сверстников
  • От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
  • костюмов, масок, элементов к костюмам)

Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды.

Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.

 В средней группе продолжать работу по развитию у ребёнка интереса к театральной игровой деятельности, формировать умения ставить несложные представления с помощью взрослого по хорошо знакомым литературным сюжетам, использовать при этом образные и театральные игрушки (бибабо).

Отсюда следует – начинающим артистам рекомендуем использовать в инсценировках разнообразный репертуар, виды театра, атрибуты. Более активно участвовать в театральных играх, проявлять самостоятельность, творчество при исполнении. Объединяться с товарищами для разыгрывания сценок.

Для этого необходимо:

  • Танцевальный зал
  • Магнитофон
  • Мультимедийная установка, экран
  • Декорации
  • Театральные костюмы
  1. Педагогический мониторинг.

Для определения уровня способностей детей в начале и конце года проводится педагогическая диагностика  по следующим критериям:

Формы педагогической диагностики:

- педагогические наблюдения;

- открытые занятия с последующим обсуждением;

- итоговые занятия;

- выставки;

- конкурсы.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

В режиме дня  педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:

3 балла  - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание

2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя

1 балл - ребенок не понимает или не выполняет  задание.

  1. Библиографический список.

Литература

  • Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
  • М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
  • Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам» Москва «Просвещение» 1982г.
  • И.В. Штанько «Воспитание искусством в д/с»; Москва, Творческий центр «сфера»2007г.
  • Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович; Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
  • Воловик Т. Педагогика и методика досуга (Текст)/ Т.Воловик , С. Воловик – М. Просвещение, 2001.
  • Классный руководитель: журнал – 2003. -№6,10.
  • Смирнов В.И. Воспитание культуры общения на уроках театрального искусства. Г.Н.Новгород, 1993г
  • Приложение к журналу «Внешкольное воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи», 2005г
  • Кучер Н.И. «Любовь моя театр», 2004г
  • Генералова И.А. «Мастерская чувств», 2006г
  • Попова Т.И. «Мир вокруг нас», 2000г.

Литература, рекомендуемая для родителей:

  • Нескучный досуг. Серия «Праздник в школе». М.:Сфера, 2003.
  • Театральная мастерская. Журнал для юношества. М.: Издательство Московского педагогического университета, 2002.
  • Праздник в подарок. Автор-составитель Лакалова М.С.
  • Праздник в школе. Давыдова М.А., Агапова И.А.
  • Игровые праздники и тематические вечера. Скоркина Н.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа «Затейники»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа "Затейники" вводит ребенка в удивительный мир ...

программа "Затейники"

программа "Затейники"...

диагностика по программа "Затейники"

диагностика по программа "Затейники"...

Программа "Затейники"

для детей 5-6 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа «Затейники» 2020 год

Модульное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет практически решить эту задачу.Программа «Затейники»  состоит из 5 блоков-модулей:1 блок &ndash...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет

Аннотация     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» художественной направленности предназначена для детей 5-7 лет и  реализ...