Досуг в средней группе по произведениям С.Я. Маршака
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Болотенкова Ольга Егоровна

Литературный досуг в средней группе по произведениям С. Я. Маршака

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litdosug_po_marshaku_2017_sr_gr.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1387» УДПРФ

Литературный досуг

для детей средней группы № 2,

 посвящённый

творчеству С.Я. Маршака

Подготовили и провели воспитатели:

Гайнанова А. И.

Болотенкова О.Е.

Воспитатель по физкультуре:

Фомичева О.Ю.

Москва, 2017 г.

Литературный досуг

для детей среднего возраста, посвящённый

творчеству С.Я. Маршака

Цели:  

  1. Расширять представление о жизни и творчестве известного писателя и переводчика С.Я. Маршака.
  2. Развивать творческие способности детей в театральной сфере, воображение, связную и выразительную речь на материале произведений С.Я. Маршака.
  3. Воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

● музыкальные записи для проведения игры, шапка с угощениями;

● для зала: доска, на которой выставлены книги С.Я. Маршака, его портрет, слайд-шоу, презентация;

● атрибуты для инсценировки стихотворения

●  атрибуты для игры.

Дети входят в зал под музыку «Где водятся волшебники».

Ведущий:

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня у нас большой праздник. Каждую весну дети нашей страны празднуют  Книжкины именины. Сегодня этот праздник у нас. Интересно, какие книжки придут к нам в гости? (Стук в дверь.)

Ведущий.

 Кто стучится в дверь ко мне

 С толстой сумкой на ремне,

 С цифрой 5 на медной бляжке,

 В синей форменной фуражке?

     (С. Маршак «Почта»)

  Ведущий открывает дверь, входит почтальон.

Ведущий. Это он, это он... Кто, ребята?

Дети. Ленинградский почтальон.

П о ч т а л ь о н. Здравствуйте, дети!

Дети. Здравствуй, почтальон!

Почтальон. А откуда вы меня знаете?

Ведущий. Вы пришли к нам из книжки С. Я. Маршака.

Почтальон. Правильно. А ребята знают, как называется эта книга?

Дети. «Почта».

П о ч т а л ь о н. Молодцы! А у меня для вас посылка есть.

В е д у щ и й. Интересно, что же в ней?

Почтальон. А вот отгадайте! Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает?

Если дети затрудняются с ответом, почтальон вскрывает посылку и, показав им книгу, спрашивает: «Что это?»

Дети. Книга.

Почтальон. Получите посылку.

Ведущий. Спасибо тебе, почтальон. У нас сегодня праздник, и эта посылка — лучший подарок для ребят.

Ведущий. Какая красивая, большая книга! (рассматривает с детьми обложку, читает название «Волшебная книга», открывает первую страницу). Сейчас узнаем, кто ее написал.

Дети читают стихи

Где обедал воробей? –

В зоопарке у зверей.

Пообедал у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

Бедный маленький верблюд:

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

А вы знаете, кто написал все эти стихотворения? Их написал русский детский писатель Самуил Яковлевич Маршак. Он прожил очень хорошую жизнь и сделал очень много для детей. Он не только писал стихи, он еще и переводил на русский язык произведения других писателей, чтобы дети в России, в нашей стране, могли тоже их знать. Например, именно благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, «Дом, который построил Джек», и всем известную дразнилку «Робин-Бобин».

Ребенок читает стихотворения С.Я. Маршака «Робин-Бобин».

Робин-Бобин

Кое-как

Подкрепился

Натощак:

Съел теленка утром рано,

Двух овечек и барана,

Съел корову целиком

И прилавок с мясником,

Сотню жаворонков в тесте

И коня с телегой вместе,

Пять коней и колоколен, -

Да еще и недоволен!

Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать детям что-то хорошее и доброе, научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны, внимательны. А те детки, которые не соблюдают правила, даже становятся смешными. Вот одну такую историю про рассеянного человека однажды и сочинил Самуил Яковлевич Маршак. Она так и называется «Вот какой рассеянный».

Ребенок читает стихотворение С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный».

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Стук в дверь. Вбегает Рассеянный…

(пальто застегнуто криво, не на те пуговицы, на руках носки, на голове сковорода)

Он удивленно оглядывается и, обращаясь к детям, произносит:

 Это что за остановка –

Бологое иль Поповка?

(Подходит к Ведущему, дергает за рукав)

 - Глубокоуважаемый!

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый!

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить,

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

         (Опять оглядывается и испуганно восклицает)

 - Ой! Да это не моя остановка, я опять попал не туда (пытается уйти)

Ведущий: Как раз попали куда надо. Ведь Вы из книжки Маршака «Вот какой Рассеянный».Ребята, кажется, наш рассеянный опять все перепутал! (Рассеянному.) Уважаемый Рассеянный с улицы Бассейной! Вы находитесь не в трамвае! Вы пришли в детский сад! Мы очень рады, что вы к нам зашли, потому что наши ребята прекрасно знают и любят Маршака.

Рассеянный: Останусь, так и быть!

Этот трамвай мне как раз подойдет,

Может до нужной остановки довезет, а заодно и повеселюсь.

И пассажиры здесь все веселые (показывает на детей)

И вагоноуважатый хороший (показывает на ведущего), до вокзала довезет. А билет у меня в кармане, вот он (достает не глядя носовой платочек). Я его в буфете купил.

Ну что вы, дети, смеетесь? Ну что здесь смешного? Вы что, билет никогда не видели?(прячет платок в карман).

Ведущий: (смеясь) Ну, что же, Рассеянный, садись!

Ведущий открывает следующую страницу волшебной книги.

На этой странице необычная загадка. Ну-ка, отгадайте!

(Ставит перед детьми кроватку, в стороне приготовлены простыня ,одеяла, подушка)

                           Инсценировка стихотворения «Ванька-Встанька»

(участвуют дети: Ванька- встанька, няньки, доктор)

Ведущий:    

Ребята, кто знает, как называется стихотворение про этого мальчика?

Дети:       «Ванька-Встанька»

Ведущий:

Правильно, ребята, это стихотворение С.Я. Маршака «Ванька-Встанька»

Давайте еще раз перевернем страницу нашей волшебной книги.

Входит девочка из  стихотворения «Усатый- полосатый»

В. Жила-была девочка. Как ее звали?

Д. Кто звал,

Тот и знал,

А вы не знаете.

В. Сколько ей было лет?

Д. Сколько зим,

Столько лет,-

Сорока еще нет,

А всего четыре года

В. А был у нее… Кто у нее был?

Д. Серый , усатый,

Весь полосатый.

Кто это такой?

Дети: Котенок. 

Воспитатель:

А кто мне подскажет из какого стихотворения пришла к нам эта девочка? (Усатый-полосатый)

Опять кто-то стучится к нам. Да это же воробей (игрушка).

Здравствуй, воробей. Где обедал, расскажешь?

Презентация: «Где обедал воробей?» (дети с опорой на картинки вспоминают текст произведения)

Воспитатель: Давайте еще раз перевернем страницу нашей волшебной книги.

В зал входят 2 мышонка( дети). Инсценировка начала сказки о глупом мышонке.

Воспитатель: 

А кто помнит, кого же мама-мышка приглашала в няньки?  ( ответы детей)

 В зал входим кошка:

Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать. ( мышата убегают)

Воспитатель: Вообще-то у кошки есть свой – Кошкин дом. И там у  нее часто собираются друзья. Может вы их даже назовете? ( ответы детей)Ой, а что это у меня ( достает колечко из кармана). Это, наверное, то самое колечко, которое потеряла девочка Оля в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака. Давайте с ним поиграем! Игра «Колечко» (Дети встают в круг, складывают ладошки «лодочкой», передают воображаемое колечко и свое хорошее настроение)

Дама с детьми ( хором)

Покатилось, покатилось Олино колечко,

Покатилось, покатилось с нашего крылечка,

Покатилось колесом, притаилось за кустом.

Колечко, колечко выйди на крылечко!

Рассеянный:

Не могли бы ребята подсказать мне стихи С.Я. Маршака, а  то я что-то их подзабыл?

Воспитатель: Ну конечно же:

Бегемот разинул рот:

Булки просит… (бегемот)

Воробей просил ворону

Вызвать волка к … (телефону).

Гриб растет среди дорожки –

Голова на тонкой… (ножке).

Жук упал, и встать не может.

Ждет он, кто ему… (поможет).

Мед в лесу медведь нашел,-

Мало меда, много… (пчел).

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему… (бока).

Рассеянный: (прячет свои записи и рассыпает мячи из авоськи)

                     Мой веселый, звонкий мяч,

                      Ты куда помчался вскачь?

                      Желтый, красный, голубой,

                      Не угнаться за тобой!

Я понял, мячи просто хотят поиграть с ребятами. Поиграем? ( Дети делятся на 2команды.)

Рассеянный: кажется, мой трамвай  уже подошел, мне пора уходить. До свидания, ребята. ( убегает из зала)

Воспитатель: Давайте еще раз перевернем страницу нашей волшебной книги.

Ребенок читает: На площади базарной

                          На каланче пожарной

                          Круглые сутки дозорный у будки.

                          Поглядывал вокруг-

                          На север, на юг, на запад, на восток

                          Не виден ли дымок?

-Дети, из какой книги эти стихи?

Дети:        Из книги «Пожар»

Ведущий:

Правильно, из книги С. Я. Маршака «Пожар». Посмотрите, а кто здесь

К нам пришел?

                                 Вбегает  Кузьма- ребенок.

Кузьма:                    Я слыхал меня тут звали,

                                  Про меня стихи читали.

                                  Без оглядки к вам бежал,

                                  Думал я, что здесь пожар.        

Ведущий:            

                                  Успокойся, друг Кузьма,

                                  Не горят нигде дома.

                                  Знают дети, как не знать,

                                  Что с огнем нельзя играть.

Кузьма:   Правильно, молодцы! Давайте поиграем с вами в игру  « Найди лишнее»

Ведущий:  на следующей странице  у нас задание: «Доскажи словечко»

  • Мастер. – (ломастер)
  • Усатый -… (полосатый )
  • Ванька -…  (встанька)
  • Детки в … ( клетке )
  • Дремота и … (зевота )
  • Круглый … (год)
  • Кот и … (лодыри )
  • Рассказ о неизвестном … ( герое )
  • Сорок четыре веселых …(чижа)
  • Умный…(мышонок)
  • Рассеянный с улицы…(Бассейнной)

А теперь герои книжек Маршака приглашают вас на танец.

                             Танец

Воспитатель: Самуил Маршак сочинял не только стихи, но еще и загадки.

 Слушайте внимательно:

2.Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

Но зимние метели

 В меха его одели (Дерево)

3.Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют

А за то, что он надут (Мяч)

4.Принялась она за дело

Завизжала и запела,

Ела - ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила)

5.Мы ходим ночью

Ходим днем

Но никуда мы не уйдем

Мы бьем исправно каждый час

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

6.Шумит он в поле и в саду

А в дом не попадет

И никуда я не иду

Покуда он идет. ( Дождь)

Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу. (Очки)

В Полотняной стране

По реке Простыне

Идет пароход

То взад, то вперед.

И за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Вот молодцы! Хорошо отгадывали. Теперь видно, что вы ничуть не рассеянные. Это очень хорошо! А даже если вы что-то потеряли, то это можно всегда найти. Правда? Вот наша кошечка со своими котятами сейчас вам это и расскажут.

Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки»

Потеряли котятки

По дороге перчатки

И в слезах прибежали домой.

- Мама, мама, прости,

Мы не можем найти,

Мы не можем найти

Перчатки!

- Потеряли перчатки?

Вот плохие котятки!

Я вам нынче не дам пирога.

Мяу-мяу, не дам,

Мяу-мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,

Отыскали перчатки

И, смеясь, прибежали домой.

- Мама, мама, не злись,

Потому что нашлись,

Потому что нашлись

Перчатки!

- Отыскали перчатки?

Вот спасибо котятки!

Я за это вам дам пирога.

Мур-мур-мур, пирога,

Мур-мур-мур, пирога,

Я за это вам дам пирога!

Ведущий: Такие котята у нас с кошечкой! Понравилось вам, гости? За такие чудесные стихотворения и сказки надо сказать спасибо Самуилу Яковлевичу Маршаку. Все это написал он. А вам, ребята, спасибо за то, что вы сегодня и рассказывали и показывали некоторые его произведения. Молодцы! А какой у нас был рассеянный! Не знал, что ему надевать. То ли брюки, то ли гамаши, то ли пальто. А вместо шапки на ходу он надел сковороду! Вот смешно получилось! Надо было ему шапку надеть (берет шапку рассеянного)! Ой! А что это тут наш рассеянный оставил (достает из шапки конфеты)? Ребята, можно в шапке конфеты хранить? Правильно, нельзя. Вот какой рассеянный! Рассеянный, а может ты с нами поделишься? Смотри, как ребята старались сегодня. А в шапке у тебя очень быстро конфеты растают.

Рассеянный делится с детьми конфетами. Ребята получают угощение.

Ведущий: А теперь подошел к концу наш вечер. Спасибо вам, ребята, еще раз! Спасибо нашим гостям! До новых встреч!

Дети уходят под музыку «Где водятся волшебники».

Литературный досуг

для детей среднего возраста, посвящённый

творчеству С.Я. Маршака

 Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению

 Задачи:- Расширять представление о жизни и творчестве известного писателя и переводчика С.Я. Маршака.

           - Развивать творческие способности детей в театральной сфере, связную и выразительную речь на материале произведений С.Я. Маршака.

                - Воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

               -  Закрепление знаний детей в творчестве С.Я. Маршака.

               - В игровой форме выполнить и повторить произведения С.Я. Маршака,

побудить интерес к его творчеству.

             - Учить воспринимать содержание произведений.

             -  Прививать интерес к чтению книг.

             -  Развивать воображение, мышление, культуру общения

Оборудование:

● музыкальные записи для проведения игры, шапка с угощениями;

● для зала: доска, на которой выставлены книги С.Я. Маршака, его портрет, слайд-шоу, презентация;

● атрибуты для инсценировки стихотворения

●  атрибуты для игры.

.

О чем твои стихи?- Не знаю брат.

Ты их прочти, коли придет охота.

Стихи живые сами говорят,

И не о чем- то говорят, а что-то.

С.Я. Маршак

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Думаю, сегодня здесь собрались настоящие знатоки творчества Маршака, ведь наша викторина сегодня посвящена творчеству С. Я. Маршака. В нашей стране вряд ли найдется человек, которому было бы неизвестно имя С.Я. Маршака, ведь его стихи и загадки знают многие взрослые и дети.

 - А кто знает, что такое викторина? (это игра, где задают вопросы и говорят ответы).

 - Сегодня вопросы буду задавать вам я, а вы на них отвечать. У нас с вами 2 команды, посмотрим,  кто же из вас внимательно читал произведения С.Я. Маршака, а оценивать будет наше жюри (знакомим с жюри).

Давайте начнем.(стук в дверь)

Ведущий: - Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С Цифрой»5» на медной бляшке,

В синей фирменной фуражке?

Это он, это он..

Дети (хором): Ленинградский почтальон!

Почтальон:- Здравствуйте, дети!

- А откуда вы меня знаете?

Ведущий: Вы пришли к нам из книги замечательного писателя С.Я. Маршака.

Почтальон: А ребята знают, как называется эта книга?

Ответы детей.

Почтальон: Молодцы! Я приношу в дома разные письма, телеграммы и посылки. Но сегодня у меня удивительный день. Все письма и посылки адресованы в одно и тоже место- д/с 1387.

Ведущий: Дорогой почтальон, вы попали как раз по этому адресу и мы с удовольствием примем все письма и посылки, которые вы принесли.

Почтальон: Но моя почта сегодня необычная. В каждом письме и посылке находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята из вашего садика знают произведения С.Я. Маршака.

Звучит музыка, появляется Рассеянный с Бассейной.

Р. с Б.: - «Здравствуйте! Ой я по ошибке куда-то не туда попал, где это я?»

Вед.: - «Здравствуйте, Вы попали в детский сад, у нас сегодня викторина»

Р. с Б.: - «Викторина????? А-А это когда все читают стихи?»

Вед.: - «Нет викторина это игра, где задают вопросы и говорят ответы.». Что-то я не пойму кто это, странный он какой-то (обращаясь к детям, выслушивает их предположения).

Р. с Б.: - «Правильно я человек рассеянный с улицы Бассейной и придумал меня автор А.С. Пушкин!»

Ведущий: - «ПушкинМне кажется Вы опять что-то путаете. Ребята так ли это? (ответы детей, герой соглашается, что он опять все перепутал и очень переживает) 

Ведущий: - «А вот наши ребята очень внимательные посмотрите мы сейчас поиграем и Вы в этом убедитесь».

Ведущий: А вот и первое письмо, и первое задание. Жюри будет оценивать ваше творчество и ваши ответы.

1 задание. Инсценированное стихотворение. (Дети исполняют заранее подготовленные сценки на любое стихотворение С.Я. Маршака)

  1. Задание. Письмо. «Доскажи словечко»

Бегемот разинул рот:

Булки просит (бегемот)

Воробей просил ворону

Вызвать волка (к телефону)

Дятел жил в дупле пустом

Дуб долбил как (долотом)

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему …(поможет).

Мед в лесу медведь нашел

Мало меда, много (пчел).

Щеткой чищу я щенка

Щекочу ему (бока).

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от (страха).

Игра « Найди лишнее»

  1. Задание. Открываем посылку ( там лежат мячи, разного цвета).

Каждая команда собирает мячи в корзинку, соответствующие цвету косынки на шее у детей.

Дети(хором): Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой

Не угнаться за тобой!

1,2,3-беги!

4 задание. Письмо. «Вставьте слово, пропущенное в названии литературного произведения»

  • Мастер. – (ломастер)
  • Усатый -… (полосатый )
  • Ванька -…  (встанька)
  • Детки в … ( клетке )
  • Дремота и … (зевота )
  • Круглый … (год)
  • Кот и … (лодыри )
  • Рассказ о неизвестном … ( герое )
  • Сорок четыре веселых …(чижа)
  • Умный…(мышонок)
  • Рассеянный с улицы…(Бассейнной)

         5 задание. Письмо. «Отгадай загадки» (по 3 загадки каждой команде)

1.Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

Но зимние метели

 В меха его одели (Дерево)

2.Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют

А за то, что он надут (Мяч)

3.Принялась она за дело

Завизжала и запела,

Ела - ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила)

4.Мы ходим ночью

Ходим днем

Но никуда мы не уйдем

Мы бьем исправно каждый час

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)

5.Шумит он в поле и в саду

А в дом не попадет

И никуда я не иду

Покуда он идет. ( Дождь)

6.Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу. (Очки)

7.В Полотняной стране

По реке Простыне

Идет пароход

То взад, то вперед.

И за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)

          8.Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.(Ботинки)

6 задание. Бандероль. Задание: «Багаж»

Ведущий: Дети, а вы помните, что дама сдавала в багаж? Сейчас мы это проверим.

(Из предложенных картинок выбрать те, на которых изображено то, что дама сдавала в багаж)

7 задание . Письмо. Эстафета. Вспомнить и назвать произведение.

"Теремок":

 1)лягушка

 2)мышка

 3)петух

 4)ёж

 5)волк

 6)лиса

 7)медведь

 2.Сказка"О глупом мышонке":

 1)мышка

 2)утка

 3)жаба

 4)лошадь

 5)свинка

 6)курица

 7)щука

 8)кошка

 3.Кто пришёл в гости к кошке в сказке "Кошкин дом":

 1)свинья

 2)петух

 3)курица

 4)козёл

 5)коза

 4.Что сдавала дама в багаж:

 1)диван

 2)чемодан

 3)саквояж

 4)картина

 5)корзина

 6)картонка

 7)маленькая собачонка

Игра «Хитрая лиса».

  1. задание О ГЕРОЯХ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭТИ ЗАГАДКИ?

1.Простите! Извините!

 Туда ли я попал?

 Мы с вами незнакомы…

 Ой, ой, какой скандал!

 Я, кажется, надел не то…

 Заметили, друзья?

 А может это я – не тот?

 Скажите, кто же я?

 2. Она отправилась в Житомир,

 Взяла с собой огромнейший багаж.

 Но по пути собачку потеряла,

 И очень сильно горевала

3.Приказала их принцесса

 Принести зимой из леса.

 Принести зимой цветы!

 А какие? Помнишь ты?

4.В гости он пришёл ко мне

 С толстой сумкой на ремне,

 С цифрой 5 на  медной бляшке,

 В синей форменной фуражке

9 задание. Телеграмма.

Какими словами оканчиваются такие строчки стихов С.Я. Маршака:

           1.Не хотел котенок мыться –

Убежал он из корытца

И в углу за сундуком

Начал мыться….  (языком )

2.  Эй, не стойте слишком близко -

Я тигренок, а не     (киска)!

3. Где обедал воробей

    В зоопарке у (зверей)

4. У нее у кошки,

    На ногах сапожки,

   На ногах сапожки,

А в ушах       (сережки)

10 задание.  «Угадай героя и назови произведение (картинки)»

Вед.: - «Вот и подошла к концу наша викторина по произведениям С.Я. Маршака.

Сейчас жюри объявит результаты»

Он был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрые, умнее, могут утешить и развеселить.

А вот и последняя посылка. Здесь лежат вам подарки. С.Я. Маршак писал:

                                      «Пожелания друзьям»

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для дальнего пути-

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее , друзья.

Дается нам недешево.

Подведение итогов викторины.

Литературный досуг

для детей среднего возраста, посвящённый

творчеству С.Я. Маршака

Тема: «Веселая карусель»

Возраст: 4 – 5 лет

Основная образовательная область: познание

Интеграция образовательных  областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Образовательные задачи:

- закрепление знаний о творчестве С.Я Маршака, создать условия для развития детской любознательности, познавательной активности.

Развивающие задачи:

- активизировать словарный запас детей, память, внимание, мышление;

- развивать умения отвечать на вопросы по произведениям С. Маршака.

- узнавать героев произведений по отрывку, по иллюстрации.

- активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие стиль произведения: стихотворение, сказка; 

-  учить понимать смысл выражения «эмблема года».

- развивать умение драматизировать сказки, эмоционально передавать содержание текста.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к литературе, чтению книг, желание познакомиться с новыми произведениями  писателя;
продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; 

воспитывать умение слушать воспитателя;

- развивать коммуникативные навыки;

учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений;

- вызывать положительные радостные эмоции при двигательной активности.

Планируемый результат: активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;  проявляет чуткость к художественному слову при чтении отрывков из сказок С. Маршака; положительные эстетические чувства и эмоции при проведении физкультминутки «Старушка и пудель».

Методы и приемы: 

1) словесный – слушание и отгадывание отрывков из произведений, беседа;

2) практический: игра – драматизация по «Сказке о глупом мышонке»;

3) наглядный: рассматривание слайдов, рассматривание предметов.

Наглядные средства обучения: 

- демонстрационные: презентация, игрушка Карандаш,  коробка с игрушками: мяч, одеяло, сковорода, перчатки, собачка.

- раздаточные: маски-ободки для драматизации: кошка, мышь, мышонок, лошадь, курица, утка, свинка, щука.

Организация детей:

Сидя на стульчиках на ковре;

Индивидуальная работа:  по подготовке игры-драматизации.

Словарная работа: иллюстрация, произведение, автор, год литературы в России, артисты.

Предварительная работа: чтение произведений С. Маршака, выставка книг поэта, рассматривание иллюстраций,  изготовление книжек – малышек, заучивание отрывков из произведений.

Структура: 

1) Организационный момент;

2) «Самуил Маршак и герои его книг»;

3) «Назови произведение»;

4) «Откуда предметы?»;

5) «Найди стихотворение Маршака»;

6) Игра - драматизация «Сказки о глупом мышонке»

7) Рефлексия.


Цель:

Развитие интереса к художественной литературе и чтению.

Задачи:

  • Закрепление знаний детей о творчестве С.Я. Маршака.
  • Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-слуховой сферы.
  • Уметь отвечать на вопросы по произведениям.
  • Активизировать и обогащать речь детей. Развивать творческое воображение и внимание.

Предварительная работа:

  • Чтение и заучивание стихов и сказок С.Я. Маршака. Загадывание загадок.
  • Оформление и выставка книг по произведениям С.Я. Маршака.
  • Выставка детских рисунков и творческих работ к сказкам.

Оборудование:

  • портрет поэта С.Я. Маршака;
  • сумка и фуражка, конверт, бандероль,
  • игрушки-отгадки,
  • «чудесный мешочек» для почтальона,
  • атрибуты к произведению «Багаж», мяч.

Ход занятия

Дети входят в зал и садятся на свои места.

Воспитатель:  Воспитатель: - Смотрите, как кружатся на карусели веселые детские книжки (слайд 3). У этих книг один автор, кто же их написал?

Дети: - Самуил Маршак.

Воспитатель: - Правильно, все эти книги написал Самуил Яковлевич Маршак. Взгляните на его портрет (слайд 4). Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, знали ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки. С детства всем известны его стихи про веселого пуделя, глупого мышонка, рассерженную барыню, которая сдавала багаж, рассеянного гражданина и многих других.

 Мы много читали, заучивали наизусть, рисовали рисунки по его произведениям. У С.Я. Маршака есть замечательное стихотворение, которое называется «Хороший день». И у нас сегодня тоже хороший день, потому что мы с вами будем вспоминать добрые, веселые и любимые произведения известного талантливого детского поэта С.Я. Маршака.

Воспитатель:

  •  Слышите, кто-то стучит?

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляжке,

В синей фирменной фуражке?

(открывается дверь, входит Почтальон)

Это он, это он...

Дети (хором):

Ленинградский почтальон!

Почтальон:

  •  Здравствуйте, дети!

Дети:

  •  Здравствуйте!

Почтальон:

  •  А откуда вы меня знаете?

Дети:

  •  Вы пришли к нам из произведения замечательного поэта С.Я. Маршака «Почта».

Почтальон:

  •  Совершенно верно! Я приношу в дома разные письма, телеграммы, посылки и газеты.

Но сегодня у меня удивительный день.

В семь часов я начал дело,

В десять сумка похудела.

И до вас дошел, ребятки,

Вот чудесный вам мешок,

Вот конверт и бандероль.

Если любите загадки - В ней найдете и отгадки.

Почтальон:

  •  Моя почта сегодня необычная. В каждом письме, посылке и телеграмме находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята вашего детского сада знают произведения С.Я. Маршака.

Воспитатель:

  •  Спасибо, добрый Почтальон! Сейчас мы всё посмотрим.

Вот «чудесный мешочек». Это «мешочек загадок», а в нем игрушки из произведений С.Я. Маршака. Вы должны по игрушке догадаться и сказать, какого она произведения.

Игра «Узнай по игрушке произведение С.Я. Маршака».

Воспитатель:

  •  Кто-то мягкий и пушистый (достает котенка).

Дети:

  •  Усатый-полосатый!

Воспитатель:

- Закончите строки:

Не хотел котенок... (мыться),

Опрокинул он... (корытце).

И в углу за сундуком Моет лапу... (языком).

Дети:

  •  Вот какой глупый котенок.

Воспитатель:

А потом, а потом...

Дети:

Стал он умным котом.

Воспитатель:

  •  А вот еще прячется игрушка в мешке (достает светофор). Из какого стихотворения С.Я. Маршака эта игрушка? (ответы детей)

Воспитатель:

  •  Верно!

Три цвета есть у светофора.

Они понятны для шофера.

Дети:

Красный цвет - проезда нет!

Желтый - будь готов к пути,

А зеленый цвет - кати!

Воспитатель:

  •  А вы не нарушаете ПДД? На какой сигнал пешеходного светофора вы переходите улицу? (ответы детей)

Воспитатель:

  •  Молодцы! Посмотрим, что еще есть в «мешочке загадок». Очень приятная на ощупь игрушка, гладкая, деревянная. Из какого произведения она? (ответы детей)

Кто может напомнить строки?

Ребенок:

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех Матрешками зовут.

(ребенок рассказывает и показывает)

Воспитатель:

  •  Какие вы, ребята, молодцы! Давайте распакуем следующую посылку (в ней находится мячик) - из какого произведения?

Игра «Мой веселый звонкий мяч».

Дети (хором) - встают в круг.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Раз, два, три - беги!

Воспитатель: Сейчас экран покажет нам картинки, а вы должны назвать, из какого произведения С. Маршака эта иллюстрация.

3 часть. «Назови произведение».

(Слайд 5)

Дети: - «Багаж».

Воспитатель: - Правильно, назовите, что дама сдавала в багаж.

Дети: - Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
И маленькую собачонку.

(слайд 6) Воспитатель: - Из какого произведения эта иллюстрация?

Дети: - «Сказка о глупом мышонке»

Воспитатель: - Что пела мышонку Кошка?

Дети: - Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.

(слайд 7) Воспитатель: - Из какого произведения эта иллюстрация?

Дети: - «Вот какой рассеянный»

Воспитатель: - На какой улице жил человек рассеянный?

Дети: - На улице Бассейной.

Воспитатель: А вот и письмо . Оно от дамы.

-Добрый день, дети! Вы себе не представляете!!! У меня продолжаются проблемы с моим багажом!!! Вы, наверное, все помните, что я «...сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и меленькую собачонку». До сих пор не могу получить свой багаж!!!

Воспитатель:

 Я думаю, что сейчас мы сможем устранить Вашу проблему, а помогут нам ребята.

Игра-аттракцион «Багаж».

(Ввезти тележку, на которой находятся предметы. Дети должны собрать предметы, из коробки в корзину .)

Воспитатель:

 Ребята, что сдавала в багаж Дама из стихотворения С.Я. Маршака?

  •  А это письмо очень давно шло к нам в детский сад. В нем были написаны имена героев произведений С.Я. Маршака. Но из-за того, что письмо долго шло, часть имен стерлось. Вам предстоит вспомнить то, что уже никак не прочитать.

(на экране появляются ответы)

  • Мастер. – (ломастер)
  • Усатый -… (полосатый )
  • Ванька -…  (встанька)
  • Детки в … ( клетке )
  • Дремота и … (зевота )
  • Круглый … (год)
  • Кот и … (лодыри )
  • Рассказ о неизвестном … ( герое )
  • Сорок четыре веселых …(чижа)
  • Умный…(мышонок)
  • Рассеянный с улицы…(Бассейнной)

Воспитатель: (слайд 8) Воспитатель: - Из какого произведения эти строчки?

«Хвостик - на подушке,

На простынке – ушки

Разве так спят?»

Дети: - «Усатый – полосатый».

(слайд 9) Воспитатель: - Из какого произведения эти строчки?

    «Побежала мышка – мать

     Тётю лошадь в гости звать:

     Приходи к нам тётя лошадь,

     Нашу детку покачать…»

Дети: - «Сказка о глупом мышонке».

(слайд 10) Воспитатель: - Из какого произведения эти строчки?

«Старушка и пудель

Смотрели

В окно,

Но скоро на улице

Стало темно…»

Дети: - «Пудель».

(слайд 12) Физкультминутка «Старушка и пудель»

Однажды старушка
Отправилась в лес.
(Ходьба на месте)

Приходит обратно,
А пудель исчез.
(Повороты влево-вправо с подниманием плеч)

Искала старушка
Четырнадцать дней,
(Повороты головы влево-вправо покачивание головой, обхватив ее руками)

А пудель по комнате
Бегал за ней.
(Прыжки на месте, с руками согнутыми перед грудью)

5 часть. «Найди стихотворение Маршака»

(слайд 11) Воспитатель: - Здесь иллюстрации к разным произведениям. Назовите картинку к стихотворению, которое написал Самуил Маршак.

Дети: - «Где обедал воробей?»

Воспитатель: - Назовите оставшиеся сказки.

Дети: - «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Федорино горе».

Воспитатель: - Кто их автор?

Дети: - Корней Чуковский.

- Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке». Это очень поучительная история о мышонке, который не любил песни, которые пела перед сном мама. Поэтому маме пришлось искать няню для своего сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку? (Дети читают отрывки из стихотворения)

Дети:

Га-га-га, усни малютка!

После дождика в саду Червяка тебе найду.

(утка)

Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара!

(жаба)

Спи, мышонок, сладко-сладко.

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок.

(лошадь)

Баю-баюшки, хрю-хрю,

Успокойся, говорю.

(свинка)

Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло:

Там и тихо и тепло.

(курица)

Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

(кошка)

Воспитатель:

- А чью песенку не смог услышать мышонок? (щука)

Воспитатель:

- Сегодня, ребята, мы вспоминали с вами произведения прекрасного поэта С.Я. Маршака. Нас порадовало, что вы знаете его произведения. Вы выступали, были активными, веселыми. У нас сегодня «Хороший день». И хочу закончить такими строками: «Любите Маршака, учитесь у него!» Ребята, у нас осталась последняя посылка. Но перед тем, как мы ее откроем, все вместе станцуем веселый «танец маленьких утят».

Веселый танец.

(После танца раздача призов и подарков.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг в средней группе по произведению К.И. Чуковского "Муха Цокотуха"

Развивать умение детей ритмично и выразительно двигаться, передавать простые игровые образы в играх и инсценировках...

Досуг в средней группе по произведению К.И. Чуковского "Муха Цокотуха"

Развивать умение детей ритмично и выразительно двигаться, передавать простые игровые образы в играх и инсценировках....

Конспект досуга в средней группе по произведениям К. И. Чуковского «Королевство К. И. Чуковского»

Задачи:        1. С помощью различных приемов закрепить названия и содержание знакомых произведений из репертуара К.И.ЧуковскогоВспомнить с детьми названия и содержание знакомых пр...

Досуг в средней группе по произведениям К.И.Чуковского "Королевство К.И.Чуковского"

Закреплять названия и содержание знакомых произведений из репертуара К.И.Чуковского....

Проект в средней группе "Любимые произведения С.Я.Маршака".

Проект, направленный на знакомство детей с творчеством детского писателя С.Я.Маршака и приобщение родителей к совместной деятельности с детьми и воспитателями....

Литературный досуг в средней группе, посвященный творчеству С. Я. Маршака

Конспект досуговой деятельности в средней группе посвященный творчеству С. Я. Маршака. Дети не только познакомились с творчеством известного поэта, но и поучаствовали в театрализованной деятельности п...

Досуг в подготовительной группе по произведению С.А. Маршака «Двенадцать месяцев «

Изготовление костюмов, разыгрование по ролям, разучивание дополнительных  песен....