Педагогическое мероприятие с детьми "Традиции русского народа"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Богданова Оксана Александровна

Данное мероприятие подготовлено в рамках конкурса "Воспитатель года". Разработано оно для средней возрастной группы, но может подойти и для старшей. Мероприятие раскрывает быт и традиции русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Традиции русского народа89.2 КБ

Предварительный просмотр:

http://dou1nsk.ucoz.ru/13.png

Муниципальный профессиональный конкурс

«Воспитатель года Мичуринска-наукограда РФ – 2017»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

С ДЕТЬМИ

БОГДАНОВОЙ ОКСАНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

ПЕДАГОГА МБДОО «ДЕТСКИЙ САД

 №13 «РОДНИЧОК»

Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по народным традициям

(возраст детей 4- 5 лет)

 «ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»

http://nsportal.ru/bogdanova-oksana

Мичуринск – наукоград

2017 г.

Образовательные области: Познавательное развитие

Интеграция видов деятельности: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Вид занятия: комплексное занятие (открытый просмотр)

Виды образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкальная, игровая

Цель: изучение традиций русского народа и приобщение детей к истокам народной культуры

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с традициями русского народа;

- приобщить детей к играм наших предков (русская народная игра «Карусель»);

- закрепить умения работать с солёным тестом;

- способствовать формированию общей культуры личности, в т. ч. развитие их социальных, интеллектуальных, нравственных качеств;

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к своей Родине, к своему родному дому, своей семье;

- сформировать нравственное чувство к культурному наследию

Развивающие:

- расширить представления о народных традициях;

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

Планируемый результат:

- узнают народные традиции русского народа;

- узнают русские народные игры;

- смогут использовать полученные знания в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (трудовой, игровой, музыкальной, проектной и т.д.);

- проникнуться чувством патриотизма и любви к своей родине

Предварительная работа:

- выучить с детьми пословицы о труде;

- научить играть в русские народные игры;

- научить работать с солёным тестом;

- познакомить с традициями и бытом русского народа

- просмотр ознакомительных презентаций о традициях;

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, макет «Изба с печью», кухонная утварь (самовар, чугунки, чашки, ложки), лавочки, половики, солёное тесто, влажные салфетки, музыкальные инструменты (ложки, свирель, балалайка, трещотки), аудиозаписи с русскими народными песнями

Ход занятия

Вводная часть

Организационный момент

Дети входят в группу (одеты в русские народные костюмы), становятся в круг. Их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм, в роли хозяюшки.

Группа украшена под русскую избу

Хозяюшка:

Здравствуйте

Гости званные и желанные!

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

(дети здороваются)

Посмотрите, к нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними.

- Здравствуйте, что это обозначает?

Ответы детей

- Здравствуй – это пожелание "Будьте здоровы!" Не стесняйтесь желать здоровья другим людям! Улыбайтесь от всего сердца!

Будьте здоровы! Здравствуйте!

- Ребята, а как можно ещё поприветствовать друг друга?

Ответы детей (пожать руку, обнять,…)

Основная часть

Хозяюшка:

Гости на пороге – хозяйке радость

Для вас у меня место готово

Красному гостю – красное место.

Дети присаживаются на лавочку.

Хозяюшка: Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила. А вы знаете, в древней Руси самой главной в избе была печка, ее ласково называли кормилицей, барыней. В ней и есть готовили, она и дом согревала, на ней спали и одежду сушили. 

- Емеля, Баба-яга, Илья Муромец… Что объединяет этих сказочных персонажей? Печка! Емеля использовал её как оригинальное средство передвижения, Баба-яга мыла-парила в ней незваных гостей, а немощный Илья Муромец на печной лежанке лежал плашмя долгие годы, пока бродячие старцы не исцелили былинного богатыря и не призвали его на подвиги ратные. Русская печь сотни лет служила нашим предкам верой и правдой… И, судя по всему, послужит ещё нам и нам.

- Ребята, а на чем ваши мамы готовят еду?

Ответы детей: на плите, на газе, в микроволновке и т.д.

Правильно, молодцы.

- А в старину всегда готовили на печи. Недаром её называли кормилицей.

- А что можно в печке приготовить?

Ответы детей: пироги, хлеб, пиццу и т.д.

Правильно, молодцы. Еда, приготовленная в печи всегда ароматна и вкусна.

 В старину говорили «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», вот и я тесто замесила, а испечь не успела. Поможете мне испечь бублики к чаю?

Хозяюшка: Но, прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики

(пальчиковая игра «пирог»)

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем, жмем, жмем!

Пироги мы испечем!

А потом заварим чаю,

В гости друга приглашаю.

Дети садятся за столы.

 (На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяюшка напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь (пока дети выполняют работу, играет спокойная народная музыка).

После работы помоем руки!

Хозяюшка: Ну, а пока наши бублики пекутся, мы с вами поиграем. Русский народ любил веселые игры и забавы.  В старину играли в жмурки, в снежки, катались на санях с горы, лепили снежную бабу. А вы любите играть в игры?

Какие игры вы знаете?

Ответ детей: да, любим. (называют игры)

Молодцы. Вот сколько игр вы знаете.

Хозяюшка: Мы поиграем с вами в игру в которую ещё наши прабабушки и прадедушки любили играть. Называется эта игра «Карусель»

ИГРА «Карусель»

Приглашаю детвору,

 На веселую игру

Дети становятся в круг, при этом держась за ленты, привязанные к обручу. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

Еле-еле, еле – еле,

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру.

Вот какие вы молодцы, какие ловкие, умелые.

Хозяюшка: Ну, как мои хорошие, не устали? Давайте сядем с вами на скамеечку и отдохнем.

Русский народ издавна славился трудолюбием, об это говорят пословицы. Например: рабочие руки не знают скуки.

  А какие пословицы о труде вы знаете?

Хочешь, есть калачи - не лежи на печи.

Умение и труд все перетрут.

    Дело мастера боится.

      Под лежачий камень вода не течет.

      Без труда не выудишь рыбку из пруда.

     Скучен день до вечера, коли делать нечего.

      Сделал дело, гуляй смело.

     Хозяюшка: молодцы, знаете пословицы о труде.

Хозяюшка: В старые времена был такой обычай у русских людей: когда они заканчивали работу, то вечером устраивали посиделки.  Они собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни.

- Ребята, у меня есть русские народные инструменты. Давайте вспомним их. (Показываю: ложки, свирель (дудочка), трещотки, погремушка).

- Правильно, молодцы.

- Ребята у нас в городе есть много коллективов, которые не только играют, поют народные песни, но и танцуют под русские народные песни. Это народный коллектив «Юность», коллектив «Сударушка», образцовый ансамбль народных инструментов «Ларец». (презентация).

- Ребята, а у меня для вас есть сюрприз (достаю балалайку)

-Скажите, а как называется этот русский народный инструмент (балалайка).

- Да, ребята, это балалайка. Балалайку называют душой русского народа.

- Ребята, а давайте с вами вспомним русские народные песни.

- Ответы детей: «Ах, вы сени, мои сени»; «Во саду ли, во огороде», «Калинка, калинка», «Андрей, воробей», «Пойду ль я, выйду ль я ли» и др.

- Ребята, я вам сейчас наиграю мелодию, а вы попробуйте её отгадать (в-ль играет на балалайке «Во поле береза стояла»)

- Ответы детей: «Во поле береза стояла» (играет музыка)

Хозяюшка: правильно, ребята.

- Понравился вам этот инструмент?

- А ты (Ваня) на каком инструменте можешь играть?

Ребята, смотрите у балалайки всего три струны, а какие звуки она издает, как красиво звучит её мелодия (звучит музыка)

- А про угощение мы с вами забыли, печь у нас волшебная! (песня Барыня)

Наши бублики уже готовы (достает из печи настоящие бублики).

Давайте я отдам воспитателю и вы в группе попьете чай с бубликами.

- - Ребята, а печь у нас же волшебная она напекла пирожки и для наших гостей.

Угощайтесь, гости дорогие.

Хозяюшка:

- Ребятки, подходите скорее ко мне.

 Мы живем с вами в большой и красивой стране – России. Наша страна богата не только разными ископаемыми, но и своими традициями. Русский народ любит свою родину, чтит её традиции. Вот и мы с вами сегодня приобщились к истокам народной культуры, познакомились с традициями и бытом русского народа.

Ребята, вы молодцы!

Благодарю вас за ваши умения и старания.

Давайте попрощаемся с гостями.

Дети прощаются с гостями.

Список использованной литературы:

1. Аникин В.П. Устное творчество русского народа //Живая вода. – М.: Детская литература, 1987.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. Учебно-методическое пособие. Санкт- Петербург Из-во «Детство – ПРЕСС»2008 г.

3. Лунина Л.В. « Воспитание детей на традициях русской культуры» М. ЦГЛ – 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Цикл мероприятий по ознакомлению с традициями , обычаями адыгского и русского народа.

Цикл      мероприятий с детьми  по ознакомлению с традициями ,обычаями адыгского и русского народа.НазваниемероприятияФорма проведенияПредварительная работаМатериал Осени...

Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...

Конспект проведения развлекательного мероприятия "Традиции и обычаи русского народа"

Данное мероприятие проводилось с целью закрепления полученных знаний о руском народном празднике Масленица...