Педагогический проект Тема: «Русская изба и традиции русского народа»
проект (подготовительная группа)

Педагогический проект

Тема:

«Русская изба и традиции русского народа»

 

Актуальность проблемы:                                                                                                                                                                                                    Проблема педагогическая: Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Проблема детская: Как жили люди на Руси?

Проект рассчитан на две недели, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yanvar.docx597.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №25»

Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Октябрьская, 100а.Тел. 88655362686,

тел., факс 88655362677, эл. почта – , официальный сайт

Педагогический проект

Тема:

«Русская изба и традиции русского народа»

C:\Users\User\Downloads\C:\Users\User\Downloads\

Составил: воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №25»

Миронова Е.Н.

Тема проекта:

«Русская изба и традиции русского народа»

Сроки реализации: краткосрочный ( – )

Вид проекта: творческий

Возраст детей: подготовительная группа

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители.

Цель: Создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.

Задачи: Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

  • Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).
  • Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
  • Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
  • Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок (приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
  • Расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс).
  • Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми.

Гипотеза: Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

Направление проекта: Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Русская изба так хороша,

В каждом стареньком предмете

Живёт русская душа!

Актуальность проблемы: Проблема педагогическая: Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки). Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Проблема детская: Как жили люди на Руси?

Проект рассчитан на две недели, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

Ожидаемый результат: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства.

#1044;ети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.

#1055;ознакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

#1057;ловарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

#1053;аучится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.

#1059;знают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

#1060;ормировать традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

#1059;знают русские народные пословицы, поговорки по теме.

#1055;оложительная динамика взаимодействия с родителями.

#1055;ополниться предметно-развивающая среда в группе.

Подготовительный этап: - подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);

- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

-организация уголка «Русская изба»

- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр.

Основной этап. Реализация проекта:

Заключительный этап. - Презентация проекта - оформление папки;

- Театрализованное представление русской народной сказки «Теремок»

- Создание с родителями подготовительной группы книги рецептов «Русские блюда» и ее презентация.

Реализация проекта

Мероприятия

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями и

Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

«Эти мудрые русские сказки».

Беседа об истории русского народа.

Чтение сказки «Лисичка со

скалочкой»

«Слава русской старине»

Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

Познакомить детей с прялкой и веретеном.

Обогащение словаря: изба, горница, печка, прялка, веретено.

Познакомить с предметами русского быта.

Рассматривание видео о прялки и веретене, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители).

«В гостях у Василисы Премудрой»

Знакомство с произведениями малых форм народного фольклора

(песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.)

Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехника. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память.

Загадывание загадок и рассказывание потешек. Игра: «Приглашение к столу»

Совместное с детьми чтение книг об обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве.

«Чудо – чудное, диво – дивное».

Рисование

"Народная праздничная одежда"

Беседа: "Народная праздничная одежда"

Углубить представление о русской наряде. Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане.

Цель: учить детей, отражать свои впечатления в речи и рисовании.

Дети расписывают сарафан, головной убор и кофточку Сюжетно – ролевая игра

«Детский сад»

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Оформление выставки детских рисунков для родителей

"Народная праздничная одежда"

«Золотые руки мастеров».

Изготовление макета «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна). «Предметы русского быта»

Оформление мини- музея «Русский быт»

Экскурссия в музей имени Завгороднего

Беседа «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении избы (о частях русского дома, о процессе строительства).

Дети изготавливают из мягких модулей избу

Подготовка консультации для родителей.

«Русские посиделки».

Русской изба и деревенские посиделки с русскими народными играми

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».

Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, говорить скороговорки, потешки, играть в народные игры.

  1. Дидактические игры:

«Подбери мебель для избы», «Собери посуду».

Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей»

Игры - драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка».

Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»

Формировать культуру проведения

мероприятий, с опорой на русские традиции. Цель: совершенствовать умение играть в русские народные игры.

"Царство Дымково"

Лепка из соленого теста дымковской игрушки.

Беседа о дымковской игрушке.

Знакомство детей с народными художественными промыслами.

Способствовать закреплению знаний о народных промыслах: дымковской игрушке. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки.

Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка).

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

Консультация для родителей «Русские народные игры для детей»

« Весёлые матрёшки»

Украшение узором игрушки-матрёшки.

Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки,. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла.

Украшение узором игрушки-матрёшки. Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полеховского Майдана.

Консультация для родителей «Игры детей с матрешками»

«Веселая карусель»

Театрализованная деятельность. Показ русской народной сказки «Теремок»

Театрализованная постановка «Колобок»

Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д

  1. Музыкально – ритмические движения под музыку «Колобок».

  1. Аппликация « Колобок катится по дорожке».

  1. Этюд – драматизация « Колобок катится по дорожке» (под музыкальное сопровождение)

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

«Этой ярмарки краски…»

Сбор страниц для книги рецептов

Работа с родителями

Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре.

Задачи:

Поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры; национальным блюдам

Вовлекать в действие всех детей, развивая творческую и речевую активность, коммуникативные качества.

Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, создание книги рецептов «Русские блюда»

Результат:

#1044;ети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

#1057;плотился коллектив родителей и воспитателей.

Используемая литература:

1. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002г.

2. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.

3. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.

4. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русская изба и традиции русского народа»

Красткосрочный проект " Русская изба и традиции русского народа" в подготовительной школе....

Проект "Русская изба и традиции русского народа"

Для приобщения детей к русской культуре,  к её истокам, традициям, обычаям и был разработан мной проект на тему: "Русская изба и традиции русского народа"....

В рамках проекта "Моя Родина и я" в группе "Озорные бабочки" прошла экскурсия в группу "Подсолнухи", на которой ребятам показали и рассказали о "Русской избе и традициях русского народа, дошедшие до наших времён".

В рамках проекта "Моя Родина и я" в группе "Озорные бабочки" прошла экскурсия в группу "Подсолнухи", на которой ребятам показали и рассказали о "Русской  ...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...

Проект в подготовительной к школе группе Тема: «Русская изба и традиции русского народа»

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следу...

Проект «Русская изба и традиции русского народа»

Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является развитие интереса к русским традициям...